Партнеры журнала:

В центре внимания

Национальный проект «Экология»: есть ли будущее у российского леса?

Лесной бизнес и природоохранные организации критически оценивают лесную часть национального проекта «Экология», принятие которого в текущей редакции не позволит выполнить задачи ни по восстановлению, ни по сохранению лесов, более того – приведет к возможной потере 2,5 млн га ценных лесов уже в ближайшие пять лет.

14 сентября 2018 года в Государственной думе прошли парламентские слушания «Проблемы и перспективы законодательного регулирования многоцелевого использования лесных ресурсов». В ходе слушаний национальный проект «Экология» в его лесной части не обсуждался, однако это не означает, что проект в текущей редакции не вызывает вопросов и критических замечаний экспертов лесной индустрии и природоохранных организаций.

Напротив, эксперты WWF России подсчитали, что если проект будет принят к исполнению без изменений, то за пять лет Россия лишится 2,5 млн га наиболее ценных малонарушенных лесов. Несмотря на внушительные финансовые издержки, предполагаемые проектом, проблема дефицита ресурсов древесины для промышленных предприятий не будет решена. Каковы же основные недоработки национального проекта в части использования лесов и как избежать негативных последствий его принятия для экологии и экономики?

Экономические показатели ведущих бореальных лесных стран
Экономические показатели ведущих бореальных лесных стран

Сейчас национальный проект «Экология» предполагает лишь восстановление лесов в части посадок, в то время как остро необходимы работы по уходу за уже высаженным лесом и сохранение оставшихся наиболее ценных малонарушенных лесных территорий. «Для формирования экономически ценных древостоев критически важно проведение ухода за лесами, − отметил директор WWF России Игорь Честин. − И если минимальная потребность в уходе за молодым лесом составляет около 2 млн га в год, то реально выполняется он на площади около 270 тыс. га, это 13% реальной потребности. При этом в подавляющем большинстве случаев мероприятия ухода проводятся для галочки, для выполнения плана „коридорным“, абсолютно бесполезным с лесоводственной точки зрения способом».

Лесной бизнес также критически оценивает текущую редакцию проекта и отмечает ее несовершенство в части ухода за лесами. «Обеспечение баланса лесовосстановления и выбытия лесов (100% вырубленных площадей должны восстанавливаться) − это, конечно, хорошо, но недостаточно, – комментирует руководитель направления по лесной политике АО „Группа „Илим““ Илья Вервейко. − Нужно еще поставить цель по уходу за молодняками». Эксперт также отметил отсутствие в проекте задач по площадям ухода за молодыми насаждениями.

Показатели лесовосстановления и мероприятий ухода в молодняках в России и Республике Беларусь
Показатели лесовосстановления и мероприятий ухода в молодняках в России и Республике Беларусь

Помимо этого, экологи призывают прекратить растрату средств и не сажать лес там, где за ним не будут ухаживать. «Рослесхоз предлагает увеличить площадь лесопосадок за счет бюджета до 900 тыс. га при планируемой площади ухода 270 тыс. га, что бессмысленно, так как посадки надо проводить там, где есть коммерческий спрос на древесину, поддерживаемый уходом, − уверен Игорь Честин. − Опыт бореальных стран показывает, что главным показателем лесовосстановления является именно площадь ухода, а не площадь посадок. При этом государство не должно оплачивать ни посадки, ни мероприятия ухода в арендованных лесах, но обязано создать реальные стимулы для долгосрочных инвестиций лесопромышленников в улучшение лесного фонда».

В итоге, из-за отсутствия необходимых целей и показателей по уходу за молодняками, нацпроект в нынешней редакции не будет способствовать формированию экономически ценных насаждений в уже освоенных лесах, а будет стимулировать дальнейшее освоение малонарушенных территорий. Более того, проект не ставит задачу по сохранению и мониторингу этих наиболее экологически ценных лесов, несмотря на то что принятые в 2013 году распоряжением правительства «Основы государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации» предполагают создание Национального лесного наследия – фонда лесов, исключенных из реестра насаждений, предназначенных для промышленных рубок.

Лесной сектор России: цифры и факты

Федеральный и региональный бюджеты тратят на охрану и воспроизводство лесов на площади 1,15 млн га 40 млрд руб. ежегодно.

Леса сданы в аренду на площади около 240 млн га, общий доход лесного сектора экономики – 63 млрд руб., из них платежи за использование лесов составляют 33,4 млрд руб., сумма налоговых сборов от лесопромышленников – 15,8 млрд руб., таможенные платежи – 13,8 млрд рублей.

Сданные в аренду леса истощены рубками и не обеспечены лесовосстановлением и рубками ухода в молодняках, а наиболее ценные малонарушенные леса все больше вовлекаются в рубку, что приводит к их необратимой деградации, потере биологической ценности, повышению пожароопасности и уязвимости для вредителей.

ФБУ Всероссийский научно-исследовательский институт лесоводства и механизации (ВНИИЛМ) лесного хозяйства предлагает обнулить плату за пользование малонарушенными лесами, что будет стимулировать компании к пионерному освоению сохранившихся массивов при отсутствии инвестиций в интенсификацию промышленности, приведет к резкому росту пожароопасности и уязвимости для вредителей, а также снижению базовой стоимости леса в стране.

Таким образом, в случае принятия проекта лесного компонента Национального проекта «Экология» в текущей редакции не будут выполнены задачи ни по восстановлению, ни по сохранению лесов.

Что надо изменить в проекте, чтобы он работал

Чтобы не усугубить и без того непростую ситуацию в лесном секторе России, текущая редакция лесного компонента Национального проекта «Экология» должна быть переработана с учетом предлагаемых ниже изменений.

Первое: сохранение малонарушенных лесов путем отказа от предоставления аренды в них лесных участков с целью заготовки древесины.

Целевой показатель – площадь сохраненных малонарушенных лесов, давление на которые растет. Никаких издержек на сохранение этих лесов не требуется, а с учетом предлагаемого ВНИИЛМ обнуления ставок арендной платы не будет даже упущенной выгоды. Более того, сохранение малонарушенных лесов, в том числе через механизм Национального лесного наследия, приведет к сокращению площади природных пожаров вдвое в ближайшие годы.

Дополнительно необходимо предусмотреть финансирование в объеме до 500 млн руб. в год космического мониторинга в малонарушенных лесах (на площади 255 млн га), чтобы контролировать эффективность их сохранения.

Также необходимо повысить открытость данных об использовании лесов и активизировать развитие оперативного космического мониторинга изменений лесного покрова для борьбы с незаконными рубками в регионах, где эта проблема критически значима: в Республике Бурятия, в Забайкальском, Красноярском, Приморском и Хабаровском краях, Иркутской области, некоторых регионах Кавказа, на которые необходимо предусмотреть выделение еще около 500 млн руб. в год.

Итого предлагаемые расходы бюджета 1 млрд руб. в год. Но и эта цифра может быть уменьшена при проведении мониторинга малонарушенных лесов не на всей территории (255 млн га), а только в зонах с повышенным риском проведения промышленных рубок, прокладки дорог и строительства инфраструктуры.

В совокупности эти меры позволят эффективно решить задачу сохранения лесов при минимальных бюджетных расходах.

Второе: стимулирование интенсификации использования вторичных лесов для достижения максимального коммерческого выхода древесины за счет управления лесовосстановлением, проведения мероприятий ухода, кратного повышения продуктивности арендованных лесов и объема инвестиций.

Целевой показатель – не менее 10 млрд руб. инвестиций ежегодно на мероприятия ухода за арендованными лесами.

Инвесторы должны самостоятельно планировать и осуществлять лесовосстановление и уход, обладать правом выращивать лес в коммерческих целях, в том числе на землях сельскохозназначения (потенциал 35–70 млн га).

Предложения WWF России по совершенствованию лесопользования и лесоуправления

Основными направлениями, требующими неотложного совершенствования нормативно-правовой базы лесопользования, WWF России считает:

  • исчерпанность экономически доступных ресурсов древесины из-за неэффективного воспроизводства лесов, прежде всего отсутствия ухода за молодняками или его низкого качества;
  • отсутствие практических шагов по реализации некоторых направлений «Основ государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации до 2030 года», в частности по формированию фонда лесов, не подлежащих хозяйственному освоению, – Национального лесного наследия;
  • несовершенство правового регулирования режима защитных лесов, ведущее к росту их освоения и недостаточному воспроизводству, ослаблению их защитных функций;
  • недостаточную открытость информации о лесах и лесопользовании, которая приводит к необоснованным управленческим решениям по финансированию борьбы с лесными пожарами, реализации приоритетных информационных проектов, строительству лесосеменных центров и питомников без пропорциональных усилий по обеспечению посадок необходимыми мероприятиями ухода, неэффективности ЕГАИС УД для борьбы с некоторыми типами незаконных рубок;
  • недостаточность мер по адаптации лесов к климатическим изменениям и повышению их потенциала к сдерживанию этих изменений;
  • сложное и неэффективное регулирование использования пищевых и недревесных ресурсов леса, которое ведет к повышению ажиотажа и коррупции при заготовке и обороте некоторых видов ресурсов, нереализованным возможностям в сфере самозанятости населения и социального развития села, а также упущенным платежам на ведение лесного хозяйства.

В связи с этим WWF России предлагает:

1. Законодательно установить административные и экономические стимулы для лесопользователей, обеспечить эффективное лесовосстановление и, самое главное, уход за лесом (агротехнический уход, рубки осветления, прочистки), позволяющий формировать экономически ценные насаждения на месте вырубленных и сгоревших лесов. Эти стимулы могут включать в себя продление сроков перевода лесных культур в лесопокрытую площадь до 20 лет, установление прямой зависимости между объемом разрешенного лесопользования и объемом и качеством проведенных рубок ухода в молодняках для лесохозяйственных предприятий и др. Установить парламентский и общественный контроль эффективности посадок леса и мероприятий ухода за ними, проводимых при реализации национального приоритетного проекта «Экология», для чего создать веб-сайт с указанием мест расположения всех участков, на которых в рамках реализации этого проекта выполняются мероприятия по лесовосстановлению. Разрешить лесовыращивание на заросших древесно-кустарниковой растительностью землях сельскохозяйственного назначения, путем внесения поправок в Лесной и Земельный кодексы Российской Федерации.

2. Обеспечить реализацию «Основ государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации до 2030 года» в части «формирования фонда лесов, не подлежащих хозяйственному освоению» – Национального лесного наследия, направив соответствующие рекомендации в адрес Минприроды России.

3. Привести проект Федерального закона № 140177-7 «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования регулирования использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и особо защитных участков лесов» в соответствие с абзацем 8 подпункта «в» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации №Пр-1037 от 7 мая 2013 года, направленного на исключение проведения промышленных рубок в защитных лесах. С этой целью сделать следующее:

  • для сохранения площади и конфигурации существующих нерестоохранных полос лесов изложить критерии их выделения в проекте закона в следующей редакции: «нерестоохранные полосы лесов (леса, расположенные по берегам рек, озер и других водных объектов, являющихся местами нереста ценных промысловых рыб, примыкающие непосредственно к руслу реки или берегу другого водного объекта, а при безлесной пойме – к пойме реки, в том числе леса, расположенные в границах рыбоохранных зон или рыбохозяйственных заповедных зон, установленных в соответствии с законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов)». Эта формулировка позволит сохранить существующую систему нерестоохранных полос лесов и одновременно синхронизировать требования лесного законодательства с законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов;
  • установить ограничения на ведение заготовки древесины не только для орехово-промысловых зон, но и для некоторых других категорий наиболее важных для поддержания экосистемных и социальных функций защитных лесов, которые могут быть нарушены интенсивными рубками, как минимум – для нерестоохранных полос лесов и притундровых лесов;
  • ввести закрытый перечень видов рубок, которые допустимы в орехово-промысловых зонах (при уходе за лесами в молодняках, при проведении санитарно-оздоровительных мероприятий, при заготовке древесины гражданами для собственных нужд);
  • сохранить название категории ОЗУЛ «Объекты национального лесного наследия» в редакции законопроекта, внесенной в Госдуму и принятой в первом чтении (в проекте поправок ко второму чтению предложено заменить название на такое: «Участки лесов, не подлежащих освоению»), что также будет соответствовать «Основам государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.09.2013 № 1724-р; • предусмотреть возможность проведения сплошных санитарных рубок только для погибших насаждений в водоохранных зонах.

4. Обеспечить открытость информации о лесах и лесоуправлении, не отнесенной к информации ограниченного доступа, для чего:

  • внести в законодательную базу изменения, обязывающие владельцев всех данных, полученных за государственный счет, открывать их, а также изменения, поддерживающие создание и функционирование единого информационного пространства данных о лесах;
  • обеспечить открытость данных и интеграцию разных информационных систем лесного хозяйства: АИС ГЛР, ГИЛ, ОИП, ЕГАИС УД, Аверс, ИСДМ-Рослесхоз, геопортала Рослесинфорга и других, как это предусмотрено распоряжением Правительства РФ от 10 июля 2013 года № 1187- р; в ЕГАИС УД;
  • обеспечить включение в открытую часть ЕГАИС УД системы данных лесных деклараций и договоров купли-продажи леса на корню, с пространственными привязками, а также механизма перекрестного контроля, основанного на сравнении данных, которые лесопользователи вносят в систему, со справочными значениями для предотвращения случаев примешивания незаконно заготовленной древесины к древесине, заготовленной легально, и ее легализации с помощью разрешительных документов;
  • обеспечить обязательную публикацию в формате геопривязанных открытых данных информации о лесохозяйственных границах (лесничества и лесные кварталы) и предоставленных в пользование лесных участках, подробной информации о всех защитных лесах, включая ООПТ, в районах, где ведется заготовка древесины (в формате, предусмотренном «Методическими рекомендациями по публикации открытых данных государственными органами и органами местного самоуправления», утвержденными протоколом заседания Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого Правительства от 29 мая 2014 г. № 4);
  • обеспечить обязательную публи­кацию информации о любых проведенных и планируемых мероприятиях в лесу с геопространственными привязками (схемы, географические координаты): посадки, рубки ухода в молодняках, коммерческие рубки ухода, заготовка древесины и пр.

5. Обеспечить подготовку и реализацию «дорожной карты» для органов государственной власти и управления по адаптации лесов к климатическим изменениям и повышению их потенциала к сдерживанию этих изменений в рамках подготовки к реализации положений Парижского соглашения.

6. Подготовить пакет законодательных инициатив, направленных на совершенствование использования пищевых и недревесных ресурсов леса, в частности:

  • ввести возможность упрощенного получения краткосрочных прав на заготовку и дальнейшую реализацию пищевых и недревесных ресурсов леса для предприятий и населения с последующим возвратом платежей на нужды лесного хозяйства с сохранением возможности бесплатного использования этих ресурсов населением для собственных нужд при установлении определенных норм сбора;
  • повысить прозрачность административной процедуры при экспорте пищевых и недревесных ресурсов по принципу «одного окна» в соответствии с концепцией цифровизации;
  • ввести дифференцированные коды ТН ВЭД на разные виды кедрового ореха (сибирского, корейского, стланникового) и продукции из него;
  • ввести временный запрет на рубку дальневосточных видов лип до внедрения эффективных мер контроля легальности лесопользования.

Евгений Шварц, директор по природо­охранной политике WWF России
Николай Шматков, директор Лесной программы WWF России