Что будет с северной тайгой через 100 лет?
Эксперты представили прогноз влияния изменений климата на лес и лесное хозяйство Архангельской области и Карелии
Глобальное изменение климата уже давно доказанный научный факт. Меняющийся климат оказывает все более заметное влияние как на экосистемы, так и на сферы деятельности человека, и одна из наиболее восприимчивых к климатическим изменениям отраслей – лесное хозяйство. В среде специалистов существует мнение, что глобальное потепление благотворно для северной тайги, потому что лес будет расти быстрее. Но есть и обратная сторона медали: возрастание частоты катастрофических явлений, таких как ураганы, ветровалы, лесные пожары.
Чтобы снизить риски, связанные с последствиями изменения климата для лесных экосистем и практики лесопользования, важно четко представлять наиболее вероятные сценарии изменения климата. Именно для этого Всемирный фонд дикой природы (WWF), Университет Восточной Финляндии и Шведское лесное агентство провели исследование, в ходе которого проанализировали и оценили влияние климатических изменений на леса Архангельской области и Республики Карелия в долгосрочной перспективе. Иными словами, специалисты смоделировали вероятное будущее для бореальных лесов и лесного хозяйства на 100 лет вперед. Проект реализован при финансовой поддержке Программы сотрудничества в области окружающей среды и климата (PECC), Совета министров северных стран (NCM) и Северной экологической финансовой корпорации (NEFCO).
Результаты исследования были представлены на семинаре, который прошел 4 октября 2018 года в Петрозаводске при участии представителей государственных органов управления лесами, научных и общественных природоохранных неправительственных организаций России, Финляндии и Швеции.
Принципы моделирования

По словам научного сотрудника Университета Восточной Финляндии Сергея Сенько, для изучения воздействия разных климатических сценариев и стратегий лесоуправления на рост, динамику и продуктивность лесных экосистем было проведено моделирование для наиболее распространенных типов леса в малонарушенных лесах, вторичных лесах и лесах, где ведется интенсивное лесное хозяйство.
Для моделирования использовалась проекция текущих значений климата (CU), предоставленных Центром исследований климата Государственного гидрологического института, и климатические сценарии RCP4.5 и RCP8.5 (далее – сценарий 1 и сценарий 2), приведенные в оценочных докладах Межправительственной группы экспертов по изменению климата. Предполагалось, что в соответствии с рассматриваемыми климатическими сценариями к 2080–2100 годам среднегодовая температура увеличится на 4,5–7,4°C, количество осадков – на 19–33%, а концентрация атмосферного CO2 – на 172–442 ppm по сравнению с проекцией текущих значений 360 ppm (данные за 1986–2005 годы).
При моделировании также учитывались разные стратегии управления лесным хозяйством, использовались данные региональных нормативных документов.
Еловые леса под угрозой

Прогнозирование показало, что изменение климата может оказать более позитивный эффект на рост лесов и обеспечение древесиной на северных территориях (север Карелии – район г. Медвежьегорска, пос. Муезерский) по сравнению с южными (юг Архангельской области: район г. Котласа, г. Каргополя). Причем разные породы деревьев по-разному будут реагировать на климатические изменения. Результаты расчета говорят о том, что к концу столетия значительному воздействию климатических условий будут подвергаться еловые леса.
Ель весьма чувствительна к изменению температуры и влажности, поэтому пострадает больше других пород. Так, согласно данным моделирования, в Архангельской области средний запас ели на гектар на модельных участках уменьшился при сценарии 1 больше чем на 10%, а при наиболее неблагоприятном сценарии 2 – на 40–50% по сравнению с проекцией текущих показателей климата. В Карелии наблюдается менее деструктивная тенденция: запас ели на гектар остается, по сути, неизменным, его сокращение на 20% возможно лишь при самом худшем сценарии.
А вот для сосновых лесов прогноз более позитивный. На модельных участках в Архангельской области запас сосны увеличился на 10–20% при обоих рассматриваемых сценариях в сравнении с текущим климатом. В Карелии запас сосны вырастет в среднем на 30 и 25% при сценариях 1 и 2 соответственно. Как в Архангельской области, так и в Карелии запасы березы на модельных площадках увеличились в среднем на 30%, что в целом говорит о положительном влиянии изменения климата на лиственные породы, более стойкие к изменениям климата, чем хвойные. Помимо запасов, изменение климата окажет серьезное воздействие и на сортиментный выход деловой древесины в Архангельской области: эксперты прогнозируют рост доли пиловочника из сосны и березы и значительное сокращение доли елового пиловочника. В Карелии ситуация иная: ожидается увеличение доли пиловочника из сосны и березы, а также из ели при наиболее благоприятном из двух сценариев. Даже в худшем варианте доля выхода елового пиловочника остается почти неизменной.
Короеды наступают
Эксперты в области лесоклиматического прогнозирования говорят, что изменения климата, несомненно, приведут к значительному росту негативных явлений в лесах, таких как ветровалы, пожары, развитие болезней леса. Катастрофическими для леса и лесного хозяйства могут стать вспышки очагов насекомых-вредителей. Согласно прогнозу, при более теплом климате число вредителей леса увеличится в несколько раз, учащающиеся ветровалы и буреломы будут способствовать росту численности короеда.
По словам сотрудника Университета Восточной Финляндии Олли-Пекка Тикканена, до недавнего времени в Финляндии не было ни одной крупной вспышки численности короеда-типографа. Но жаркое лето 2010 года, когда был зафиксирован температурный рекорд, и последовавшие вслед за ним ветровалы привели к тому, что в 2013 году численность насекомых-вредителей достигла эпидемиологических размеров. Потребовалось срочное принятие санитарных мер – на большой территории поврежденный лес был вырублен.
В условиях меняющегося климата, при теплом лете и длинном вегетационном периоде, короед-типограф успевает за лето три-четыре раза вывести потомство, тогда как в 70-е годы прошлого века не более двух раз. Эту тенденцию подтверждают и массовые вспышки численности короеда в 2010–2015 годах в Подмосковье, приведшие к усыханию еловых насаждений и монокультур ели, посаженных 60–70 лет назад. Аналогичные явления наблюдаются и на соседнем северном континенте. Так, например,ф в Канаде, в провинциях Британская Колумбия и Альберта, в результате вспышки численности соснового лубоеда (родственника короеда) почти полностью исчезли леса сосны скрученной (Pinus contorta).
На повестке дня меры адаптации
Руководитель Архангельского подразделения Баренц-отделения WWF России Андрей Щеголев считает, что выводы проекта не только подтверждают необходимость разработки мер по адаптации лесных экосистем и лесного хозяйства к изменениям климата и смягчению его последствий, но и указывают, в каком направлении нужно двигаться. Лесохозяйственные практики, режимы, стратегии, а также подбор целевых пород могут помочь в поддержании репродуктивной функции лесов в условиях изменения климата. В частности, при долговременном планировании лесопользования и лесовосстановления следует ориентироваться на наиболее устойчивые породы, расширять возможности лесной промышленности по использованию лиственной древесины и т. д.
В то же время очевидно, что малонарушенные лесные территории, представленные в первую очередь хвойными породами, в связи с усилением климатических изменений утрачивают привлекательность для лесного бизнеса как надежный источник обеспечения древесным сырьем в долгосрочной перспективе. Вместе с тем эти территории обладают высокой ценностью в плане сохранения биологического и ландшафтного разнообразия. Природная динамика и взаимодействие видов, которые складывались в этих лесах тысячелетиями, делают малонарушенные лесные территории высокоустойчивыми к климатическим вызовам. Масштабные сплошные рубки и фрагментация малонарушенных лесных массивов могут привести к ослаблению адаптационных свойств лесов.
Опыт Швеции может быть полезен
В Швеции данные лесоклиматического прогнозирования уже учитываются при принятии решений в области управления лесами. Как рассказала специалист Шведского лесного агентства Хиллеви Эрикссон, ведомство активно распространяет знания о влиянии климатических изменений на лес и возможностях адаптации лесного хозяйства к этим изменениям. Уже сегодня в практике лесного хозяйства Швеции идет постепенная переориентация на выращивание более устойчивых лесов с преобладанием березы и сосны с одновременным сокращением в насаждениях доли ели, принимаются меры, направленные на усиление борьбы с насекомыми-вредителями и болезнями леса, пожарами, ветровалами и буреломами.
В силу недавних изменений в отечественной нормативной базе лесопользования в лесных планах регионов России уже появился раздел, посвященный адаптации лесного хозяйства к изменениям климата. Однако пока в большинстве лесных планов этот раздел содержит лишь общие фразы, в нем не прописаны ни конкретные меры, ни требуемые объемы необходимых лесохозяйственных мероприятий.
WWF России полагает, что органам власти необходимо скоординировать усилия общественных природоохранных и научных организаций и выработать четкие меры для адаптации лесного хозяйства к изменяющимся климатическим условиям, с тем чтобы в достаточной мере снизить социально-экономические риски. В частности, в России должны быть составлены прогнозы и карты изменения температуры и осадков для разных сценариев климатических изменений. Эти прогнозы должны стать основой рекомендаций для лиц, принимающих решения в лесной сфере. Питомники для выращивания каких пород нужно создавать? Каков должен быть породный состав новых лесных культур? На какое сырье нужно переориентировать перерабатывающие предприятия? Без ответов на эти вопросы и соответствующих прогнозов огромные инвестиции, в том числе и в рамках национального проекта «Экология», рискуют быть израсходованными неэффективно, а закладываемые насаждения – стать кормом для короедов и топливом для лесных пожаров.
В связи с этим WWF России считает, что Минприроды России необходимо обеспечить подготовку и реализацию дорожной карты для органов государственной власти и управления по адаптации лесов к климатическим изменениям и повышению их потенциала к сдерживанию этих изменений в рамках подготовки к выполнению положений Парижского соглашения.
Текст Анна Порохова пресс-секретарь Архангельского подразделения Баренц-отделения WWF России
Фото: Ангелина Тихонова, Татьяна Хакимулина