Партнеры журнала:

Мебельное производство

От глобальных проблем – к частным решениям

Итоги экорейтинга «Гудвуд-2018»

В рамках XXX Международной выставки «Мебель» 21 ноября 2018 года в «Экспоцентре» (Москва) прошла церемония награждения победителей 5-го независимого экорейтинга «ГудВуд-2018», который проводится с 2013 года по инициативе Лесного попечительского совета (FSC России) для оценки деятельности ведущих производителей и продавцов интерьерных товаров из древесины (в частности, мебели) и определения наиболее экологически ответственных представителей отрасли. Соучредителями рейтинга также являются Национальное бюро экологических стандартов и рейтингов (НБЭСР), Ассоциация мебельной и деревообрабатывающей промышленности (АМДПР) и Всемирный фонд дикой природы (WWF России).

Цель рейтинга – сделать российский рынок изделий из древесины максимально экологически безопасным для человека и природы, а также наградить компании, которые уже используют в работе лучшие экологические практики и поднимают планку для всех игроков этого рынка. Экспертная комиссия экорейтинга «ГудВуд-2018» оценила деятельность 75 компаний, в числе которых наиболее крупные и известные бренды, а также заинтересованные участники рынка, заполнившие онлайн-анкету по собственной инициативе. По итогам работы жюри рейтинга 14 наиболее «зеленых» компаний получили право использовать титул победителя и зарегистрированный товарный знак «ГудВуд®» для позиционирования своей продукции и продвижения ее на рынке. Победителям вручена памятная награда, которую изготовили из FSC-сертифицированного сырья, предоставленного компанией «Сокольский ДОК» (Segezha Group).

Методика

Эксперты изучали данные онлайн-анкет, информацию из открытых источников, дополнительные сведения от участников, предоставленные по запросу комиссии, в том числе сертификаты, также проводилась оценка в местах продаж.

Деятельность участников экорейтинга оценивалась по трем основным критериям:

  • легальность происхождения древесного сырья, используемого в производстве мебельной продукции, и отсутствие в ассортименте древесины редких видов. Комиссия проверяет, есть ли у компании сертификаты добровольной лесной сертификации, располагают ли ее сотрудники информацией о породах древесины, из которой изготавливаются мебель или паркет, а также о стране или регионе происхождения древесины, что помогает компании избежать использования древесины редких пород, заготовка которой запрещена местным законодательством;
  • безопасность для здоровья человека. Компания – участник экорейтинга должна документально подтвердить химическую и радиационную безопасность продукции, предоставить сведения об уровне эмиссии формальдегида готовой продукцией;
  • экологическая политика и экологическая открытость компании. Комиссия оценивает, применяет ли компания «зеленые» технологии на производстве, есть ли у нее экологические сертификаты, публикует ли она отчеты по устойчивому развитию и реализации экологической политики, есть ли на сайте компании разделы, посвященные экологической тематике.

По результатам оценки полученных от фирм сведений экспертная комиссия распределила участников экорейтинга по категориям экологичности A, B, C и D.

В число победителей вошли компании, которые не используют запрещенные к заготовке виды древесины (входящие в списки СИТЕС1, МСОП2, Красную книгу РФ), отслеживают происхождение древесины, обладают экологическими сертификатами (FSC, «Листок жизни», Nordic Ecolabel («Северный лебедь»), EcoMaterial, Green Seal, EcoLabel, The Blue Angel («Голубой ангел») и др.), подтверждают низкую эмиссию формальдегида готовой продукцией, последовательно проводят экологическую политику, участвуют в экологических акциях и т. д. Можно сказать, что в топ экорейтинга «ГудВуд» вошли лидеры экологизации в России, которые планомерно выстраивают и реализуют свою экологическую политику.

Партнером экорейтинга «ГудВуд-2018» выступила компания Leroy Merlin, представленная в России более чем 80 гипермаркетами. «Участие в рейтинге полезно для всех компаний рынка интерьерных товаров из древесины: и для наиболее экологически продвинутых – для позиционирования среди клиентов, и еще больше для тех, кто только начинает эту работу, чтобы получить грамотную оценку и конкретные рекомендации от экспертного сообщества», – подчеркнула руководитель направления социально-экологической ответственности «Леруа Мерлен» Екатерина Иванова.

Выводы и оценки экспертной комиссии

категории экологичности
Категории экологичности

Оценив полученные сведения о деятельности 75 компаний – участников рейтинга, комиссия экспертов, входящих в состав жюри, сделала следующие выводы:

  • одна компания использует в производстве продукции древесину пород, вероятно, входящих в списки СИТЕС, 13 компаний – древесину пород, вероятно, входящих в Красные списки МСОП, две компании торгуют продукцией из карельской березы, которая внесена в Красную книгу РФ.
  • у 21 компании есть сертификат FSC, 23 компании используют в производстве продукции FSC-сертифицированное сырье; таким образом, 59% компаний вовлечены в ответственное лесопользование;
  • 16 компаний имеют другие экологические сертификаты, например, «Голубой ангел», EPD, «Листок жизни», или используют в деятельности продукцию, снабженную этими сертификатами;
  • на сайтах 21 компании есть разделы, посвященные экологической тематике;
  • 17 компаний открыто декларируют свою экологическую политику;
  • 22 компании организуют экологические акции или участвуют в таких акциях других фирм и организаций;
  • 10 компаний сертифицированы по системе экологического менеджмента ISO 14001 или используют собственные системы экологического менеджмента;
  • 13 компаний для производства продукции используют вторичное сырье;
  • ни об одной компании не найдено информации о продаже или производстве продукции с классом эмиссии формальдегидов Е2; у 18 компаний заявлена продукция с классом эмиссии Е0,5 (это самый высокий показатель).

К числу прочих наблюдений, сделанных комиссией, можно отнести следующие:

  • ряд компаний (мебельная фабрика «Роникон», «Командор», «Артис XXI век») используют для производства мебели плиты компании «Эггер», имеющие экологическую декларацию продукта (Environmental product declaration, EPD), что является безусловным плюсом;
  • во многих компаниях знают о стандарте экологического менеджмента ISO 14001, некоторые фирмы (например, компания «ТриЯ») разрабатывают собственные системы;
  • вторичное сырье используют в своем производстве «Инзенский ДОЗ» и «АСБ-Мебель»;
  • компании активно внедряют ресурсосберегающие технологии, например «Инзенский ДОЗ» и «Артис XXI век» для отопления цехов и офисных помещений используют отходы производства, которые сжигают в котельных;
  • ряд компаний («Инзенский ДОЗ», «Ангстрем», «Лазурит») проводят акции экологической и социальной направленности, так, фирма «Ангстрем» поддерживает фестиваль по робототехнике, создала и поддерживает школу эффективных коммуникаций, программу по профориентации для школьников и пр.

«Составляя экорейтинг „ГудВуд“, мы преследуем цель сделать российский рынок изделий из древесины для дома как можно более экологически безопасным для человека и природы, а также предоставить компаниям и их покупателям информацию об экологичности продукции, – сказал врио директора FSC России Михаил Карпачевский. – Анализируя самых крупных и заметных игроков рынка интерьерных изделий из древесины, мы стараемся выделить наиболее экологически ответственных и наградить лучших. Рейтинг проводится с 2013 года, и мы можем с гордостью сказать, что, например, размещение компаниями на своих сайтах сведений об экологической политике, сертификатов, отчетов и прочей информации о деятельности фирм уже стало нормой. Солидные компании стараются, чтобы на их сайтах не было ничем не подкрепленных заявлений».

Мебель

У победителей экорейтинга-2018 в этой номинации – всех трех компаний, попавших в категорию А, есть сертификаты FSC – один из немногих работающих механизмов, позволяющих доказать легальность заготовки и отсутствие в ассортименте древесины редких видов. Других FSC-сертифицированных компаний среди участников рейтинга в этой номинации экспертная комиссия не нашла.

Некоторые компании (например, Stanley, мебельная фабрика «Роникон»), не попавшие в категорию А, но закрепившиеся в категории В, используют для производства своей мебели плиты FSC-сертифицированных производителей.

Похвально, что почти все мебельные предприятия, за исключением тех, что попали в категорию D, указывают уровень эмиссии формальдегида. Этот показатель сильно беспокоит потребителя, и обнародовать его – хороший тон. А некоторые компании (например, «АСБ-Мебель», «Ангстрем» и др.) выпускают продукцию с самым низким уровнем эмиссии – Е0,5.

Компании, входящие в категорию С, предоставили на рассмотрение экспертной комиссии обрывочные сведения о происхождении сырья и химической безопасности продукции и не касались темы экологической политики. В номинации «Мебель» резко выделяется категория D. К ней отнесены компании, которые, по всей видимости, не озабочены экологическими характеристикам товара и производства, а также прозрачностью экологической информации, доступной потребителям.

Паркет и паркетная доска

В этой номинации комиссия экспертов отнесла к категории А и В компании, которые торгуют импортным паркетом (Kährs, Boen, Barlinek), отличающимся высокими экологическими характеристиками, подтвержденными сертификатами, как технологий производства, так и выбора ответственного поставщика древесины.

Большинство компаний указывает страну происхождения древесины и породы (правда, не биологический вид – подобное встречается крайне редко, а торговое наименование). Поскольку паркет из экзотических пород все еще пользуется спросом, именно в этой категории больше всего компаний, в ассортименте сырья которых встречается древесина пород, вероятно запрещенных к заготовке; наиболее популярные: венге, мербау, карельская береза, зебрано.

Из 12 компаний, рассмотренных в качестве номинантов на премию экорейтинга, в той или иной степени занимаются экологизацией своей продукции и освещением своих действий в открытых источниках только четыре: «Паркетэкспо», One Floor (представитель компании Boen в России), Barlinek, «Упофлор».

Интересный пример экологической инициативы у компании Barlinek: с каждой проданной пачки паркетной доски (помеченной специальным логотипом) фирма оплачивает покупку одного саженца. «Лес клиентов» Barlinek насчитывает уже примерно 14,5 млн деревьев. Иных интересных кейсов и «зеленых» инициатив у компаний, представленных в этой номинации, нет.

Плиты и ламинат

Самая высокоэкологичная номинация рейтинга «ГудВуд». У 14 из 16 компаний есть сертификат FSC, свидетельствующий о происхождении древесины из ответственных источников. Доля FSC-сертифицированного сырья у компаний разная, выгодно отличаются от конкурентов «СВЕЗА», Kastamonu и «ДОК Калевала», которые работают исключительно на таком сырье.

В этой номинации ни одна проанализированная компания не попала в категорию D, у всех высокий общий балл. Поскольку сектор плитного производства на российском рынке оказался самым экологичным в номинациях рейтинга, конкуренция за победу в нем была необычайно высока, каждый балл мог оказаться решающим. Так, компании «Увадрев» и Floorwood вошли в категорию С главным образом потому, что используют несертифицированное сырье.

Большинство компаний номинации производят продукцию с низким классом эмиссии формальдегида (особенно важным параметром в этом секторе производства) – в основном с классом Е1. А «ДОК Калевала», «Эггер», Череповецкий фанерно-мебельный комбинат«, Волгодонский комбинат древесных плит, Сыктывкарский фанерный завод – даже с классом Е0,5.

Почти все компании демонстрируют открытость экологической информации и публикуют данные о своей деятельности в Сети. Это и документация по химической и радиационной безопасности, и иные экологические параметры.

Помимо перечисленных выше минимально необходимых требований экологичности, 8 из 16 компании в этой номинации много внимания уделяют экологической политике. Например, в стратегии Жешартского ЛПК указано, что компания обязуется быть открытой и активно вступать в диалог с заинтересованными сторонами, вести аудит экологических показателей, минимизировать объем отходов, использовать возобновляемые источники энергии и пр.

Об использовании в производстве вторичного сырья заявили пять компаний: Жешартский ЛПК, «Эггер», «Сегежа Груп», Kronospan, Череповецкий фанерно-мебельный комбинат.

Многие компании, претендовавшие на высокий рейтинг в этой номинации, организуют экологические акции. Например, Kastamonu участвует в ежегодной акции WWF «Час Земли», а «Сегежа Груп» поддерживает детский турнир по хоккею с шайбой, обустроила спортплощадки с уличными тренажерами в г. Кирове и г. Лесосибирске, реконструировала скейтпарк в г. Лесосибирске, проводит субботники и посадки деревьев в День ответственного отношения к лесу, мероприятие под названием «FSC-пятница» и т. д.

Окна, двери, лестницы

В этой номинации экологическим вопросам большинство участников рынка не уделяют должного внимания.

Далеко не у всех компаний, деятельность которых рассматривала экспертная комиссия, указана страна происхождения сырья. Породы используемой древесины указывают почти все участники рейтинга, однако семь компаний из 17 используют в производстве продукции древесину пород меранти, венге, мербау, сапеле, вероятно, входящих в «Красные списки МСОП». Сертификат FSC, который подтверждает ответственное происхождение древесного сырья, есть только у одного победителя в этой номинации – компании «Велюкс». Еще три компании («Арелан», «Скандиокна» и «Авантаж») заявили, что используют FSC-сертифицированное сырье, однако не располагают сертификатом, поэтому проверить подобные утверждения комиссия не смогла.

Из всех компаний только «Велюкс» сертифицирована по ISO14001 и только у нее есть экологический сертификат (EPD). «Рада Дорс» показывает хороший пример применения энергосберегающих технологий: на производстве установлены датчики движения, энергосберегающие светильники, есть таймеры включения оборудования.

Сети DIY

У торговых сетей товаров для дома, сада и ремонта примерно одинаковый ассортимент продукции из древесины, за исключением компании IKEA, которая продает мебель собственного производства. Страна происхождения и вид древесины указаны у всех компаний сегмента Do It Yourself. Во всех сетях представлены товары FSC-сертифицированных компаний: ламинат Classen, Tarkett и Kastamonu, плиты Волгодонского комбината древесных плит, Сухонского КБК. У компании IKEA есть свой сертификат FSC, а доля FSC-сертифицированной продукции приближается к 100 процентам.

Экологическая политика, причем довольно обширная, есть только у компании IKEA, она включает в себя работу по нескольким направлениям. Компания Castorama руководствуется глобальной экологической политикой группы компаний Kingfisher, в которую входит. Leroy Merlin также приступила к разработке собственной экологической политики, деталей которой пока не разглашает.

В ассортименте четырех компаний есть товары с дополнительными экологическими сертификатами: ламинат Classen с сертификатом «Голубой ангел», ламинат Tarkett с «Листком жизни», мансардные окна «Велюкс» – с EPD.

Екатерина Брусиловская, Юлия Бурнышева
FSC России