Партнеры журнала:

События ЛПК

Приоритеты развития ЛПК России

11 декабря 2018 года в Москве прошел XIII Национальный конгресс «Модернизация промышленности России: приоритеты развития». В числе его участников были руководители профильных министерств и ведомств, директоры и собственники промышленных предприятий из России и других стран, потенциальные инвесторы и отраслевые эксперты. Всего на конгресс приехали более 150 делегатов.

Пленарная часть конгресса «Цифровая индустрия 4.0» была посвящена анализу ключевых направлений развития промышленности России, необходимости создания единого цифрового пространства между промышленными предприятиями.

Модератором пленарного заседания выступил вице-президент НИУ «Высшая школа экономики» Игорь Агамирзян, по мнению которого эффективность работы любого современного промышленного предприятия зависит от качества применяемого программного обеспечения и его соответствия нуждам промышленности. Необходимость импортозамещения во всех отраслях промышленности обуславливает актуальность решения этой острой проблемы.

Спикерами пленарной части конгресса стали представители Торгово-промышленной палаты РФ, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, Комитета по инновационной политике РСПП, Фонда развития промышленности, Департамента стратегического развития и инноваций Министерства экономического развития РФ, Агентства по технологическому развитию, Российского экспортного центра и другие.

Участники пленарного заседания были единодушны в том, что только внедрение цифровой модели экономики позволит обеспечить последовательное развитие промышленности.

По мнению директора департамента мониторинга, анализа и прогноза Министерства науки и высшего образования РФ Тимура Броницкого, необходимо стимулировать развитие прикладных сфер науки, поскольку это позволит уже через 3–5 лет обеспечить конкурентные преимущества российских компаний на основе использования их высокоэффективных технологий. Спикер подчеркнул, что развитие современных технологий невозможно без объединения усилий представителей науки и бизнеса. В настоящее время бизнес финансирует научные исследования не больше чем на 30%, а надо – до 70%, как в наиболее развитых странах. Кроме того, необходимо развивать меры государственной поддержки для компаний, внедряющих наукоемкие технологии, поскольку недостаточный объем внутреннего рынка не позволяет в должной мере, как выразился спикер, «осуществить раскрутку подобных технологий».

О возможных мерах государственной поддержки компаниям, которые внедряют передовые технологии, на конгрессе рассказали заместитель директора Фонда развития промышленности Сергей Вологодский, представивший программу «Цифровизация промышленности», и Юрий Абрамов, врио генерального директора АНО «Агентство по технологическому развитию», помогающего компаниям, у которых уже есть опыт промышленного внедрения готовых продуктов в разных сферах.

После пленарной части конгресса его участники могли принять участие в работе диалоговой площадки «Территория развития бизнеса», на которой можно было пообщаться со всеми ключевыми участниками мероприятия и получить консультации по возможным вариантам взаимодействия с министерствами и департаментами, принимавшими участие в работе конгресса.

Затем обсуждение актуальных задач, призванных обеспечить эффективные меры для модернизации российской промышленности, и путей их решения, продолжилось в специализированных секциях.

В работе секции «Перспективы лесного комплекса в современной экономике: инновационные развитие» в качестве экспертов приняли участие приглашенные организаторами сотрудники журнала «ЛесПромИнформ».

Во вступительном слове модератор секции председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в лесопромышленном комплексе Евгений Тюрин акцентировал, что для достижения целей, поставленных в Стратегии-2030, необходимо вовлечение в работу лесного сектора экономики новых территорий и регионов. «Там, где есть инфраструктура, все леса уже находятся в аренде», – констатировал спикер. Надо создавать новые предприятия, внедрять углубленную переработку древесины и расширять ассортимент выпускаемой продукции. Отечественная промышленность должна быть диверсифицированной. Так, например, в советское время на ЦБП выпускалось 4000 видов продукции, а сегодня в ассортименте предприятий этой отрасли только 2000 наименований.

Проблемам сырьевого обеспечения предприятий российского леспрома был посвящен доклад директора по природоохранной политике Всемирного фонда дикой природы Евгения Шварца, который предложил свое видение причин кризиса лесообеспечения и путей выхода из сложившейся ситуации.

Большая часть докладов секции были посвящены перспективам развития целлюлозно-бумажных предприятий. По мнению председателя правления РАО «Бумпром» Юрия Лахтикова, целлюлозно-бумажная промышленность является основным драйвером развития экономики на базе возобновляемых ресурсов и рециклинга. Наиболее перспективным сегментом отрасли является сегмент производства упаковки из биоразлагаемых материалов.

В 2015 году доля подобной продукции в общем объеме производства составляла всего 10%, а в 2018 году, несмотря на весьма серьезную конкуренцию с полиэтиленом и пластиками, ожидается увеличение ее рыночной доли до 25%.

Залогом конкурентоспособности отрасли должны стать не только постоянная модернизация используемых технологий, обеспечивающая увеличение доли выпуска наукоемкой продукции, но и непрерывный поиск решений для сокращения промышленных выбросов. 1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предполагающий переход на систему комплексных экологических разрешений.

Доклады генерального директора СРО «Ассоциация „Лига переработчиков макулатуры“» Андрея Гурьянова и генерального директора Центра системных решений Дениса Кондратьева были посвящены перспективам отрасли в сегменте сбора и переработки макулатуры.

Как сообщили спикеры, с 2000 года объем переработки макулатуры в стране вырос в 10 раз, а замедление темпов переработки в последние годы вызвано низкими темпами ее сбора. Сегодня 3,21 млн т макулатуры не вовлечено в промышленную переработку, что привело к дефициту сырья на рынке и формированию спекулятивных рыночных цен – около 145 евро/т, то есть на 20% дороже, чем в Европе.

За счет оптимизации в сфере государственного регулирования объем сбора макулатуры может быть существенно увеличен. Основными мерами регулирования являются следующие: отмена в 2019 году НДФЛ от реализации макулатуры, что позволит привлечь население к сбору макулатуры; перенос обязательств по уплате НДС со сборщиков на переработчиков; оптимизация системы расширенной ответственности производителя, состоящая в развитии инфраструктуры для раздельного накопления макулатуры, с повышением стоимости сырья в итоге. Российский рынок картона, изготавливаемого из макулатуры, пока отстает от европейского. Внутри страны только 69% картона производится из макулатуры, в то время как за рубежом доля продукции, изготовленной из вторичного сырья, 78 процентов.

В завершение работы секции ее участники заслушали короткие доклады Strategy Partners Group, Агентства стратегического партнерства и Комитета по финансовым услугам Русско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей, представивших свое видение направлений развития лесопромышленного комплекса.

Александр Тамби