Система отслеживания легальности происхождения древесины в Китае
Правительство Китайской Народной Республики и руководство Китайской государственной лесной администрации разрабатывают политику, инструменты, стандарты и инициативы для борьбы с нелегальной заготовкой древесины и торговлей древесиной такого происхождения. Их цель – создание системы отслеживания происхождения древесины, которая отвечала бы требованиям рынка – как международного, так и китайского, стимулировала бы мировую торговлю легальной лесной продукцией из древесины, заготовленной в устойчиво управляемых лесах, помогала бы предприятиям Китая быть полноценными участниками международного рынка и поддерживала бы легальность и прозрачность цепочек поставок в лесозаготовительном секторе.
Система отслеживания легальности происхождения древесины состоит из двух звеньев: нормативной базы по обеспечению легальности и Китайской системы отслеживания легальности происхождения древесины (CTLVS). Для развития CTLVS необходимо расширение возможностей для демонстрации легальности происхождения лесной продукции, а также подготовка руководств и инструментов, которые понадобятся компаниям для соответствия требованиям, предъявляемым к легальности, устойчивости и корпоративной социальной ответственности в Китае.
В рамках нормативной базы Китайская государственная лесная администрация пытается внедрять меры по отслеживанию происхождения импортируемой лесной продукции. В перспективе рассматривается создание более емкой законодательной базы для регулирования легальности в торговле лесной продукцией.
Нормативная база и система CTLVS дополняют друг друга. Внедрение стандартов и инструментов в рамках CTLVS пока добровольное, а нормативы, планируемые правительством, будут обязательными и потребуют от компаний подтверждения легальности происхождения импортируемых лесоматериалов.
Нормативный инструментарий будет использован для того, чтобы стимулировать промышленные объединения и отдельные компании к следованию стандартам и применению разрабатываемых инструментов. Одновременно разработчики CTLVS формируют комплекс мер в ходе консультирования и предоставления своих рекомендаций правительству.
Стандарт отслеживания происхождения древесины
Промышленные объединения Китая разработали собственные стандарты и концепции легального происхождения древесины при поддержке совместного китайско-британского проекта по международным инвестициям и торговле в лесной отрасли и Китайской академии лесоводства. Разработанный Китайской национальной ассоциацией лесной промышленности стандарт отслеживания происхождения древесины рассматривается как важный элемент CTLVS. Китайская национальная ассоциация лесной промышленности презентовала стандарт 22 сентября 2017 года на IV Международной конференции по древесным плитам в г. Линьи (Китай).
Стандарт устанавливает требования к легальности происхождения древесины, начиная с уровня управления лесами и далее по всей цепочке поставок. Требования к лесоуправлению включают обязательную регистрацию компании, уплату налогов, соответствие деятельности в сфере лесного хозяйства национальному законодательству, описание прав аренды, разрешений на вырубку и планы ведения лесного хозяйства.
Требования к цепочке поставок следующие: подтверждение легальности происхождения древесины для переработки и продажи, развитие системы обеспечения и контроля легальности происхождения древесины и верификации происхождения как местной, так и импортируемой древесины, ведение документооборота, обеспечение транспортировки и продажи.
Стандарт применим к импортируемой древесине и заготавливаемой в стране. Компаниям, соблюдающим требования стандарта, промышленные объединения будут выдавать знак подтверждения легальности происхождения древесины, которым можно пометить лесопродукцию. Несмотря на то что следование этому стандарту будет добровольным, нормативы относительно легальности, которые Китай планирует ввести, побудят предприятия – члены Китайской национальной ассоциации лесной промышленности и Китайскую ассоциацию распространения лесной продукции соблюдать его. С помощью стандарта этим предприятиям будет проще выполнить обязательные требования по подтверждению легальности происхождения древесины в будущем.
Ожидается, что результаты внедрения этого стандарта в работу членов двух национальных объединений (в которые входят 80% импортеров и экспортеров древесины и лесной продукции Китая) положительно повлияют на развитие механизмов обеспечения легальности заготовки и переработки древесины во всем мире.
Сейчас в стране компаниям оказывается поддержка в разработке методов управления и ответственной работы с легально заготовленной древесиной, основанных на Системе обеспечения должной добросовестности, разработанной Китайской академией лесоводства с помощью руководителей Проекта по международным инвестициям и торговле в лесной отрасли.
Методика призвана помочь китайским компаниям в разработке систем должной добросовестности и соответствия требованиям международного и национальных рынков. Она предлагает руководство к действию, образцы документов и инструменты для формирования системы должной добросовестности и политики закупок, выявления и картографирования информации по цепи поставок, оценки и управления рисками.
При поддержке Проекта по международным инвестициям и торговле в лесной отрасли Китайская академия лесоводства основала Китайский альянс по ответственной торговле лесопродукцией и инвестициям под эгидой Центра международной торговли лесопродукцией Китайской государственной лесной администрации для информационной и методической поддержки китайских компаний в ответственной торговле лесопродукцией.
Работа Китайского альянса по ответственной торговле лесопродукцией и инвестициям нацелена на обеспечение соответствия деятельности компаний – членов альянса требованиям законодательства зарубежных стран, проверке стандартов подтверждения легальности происхождения древесины, проведения тренингов и реализации проектов компаний по разработке и внедрению систем обеспечения должной добросовестности. Альянс также помогает компаниям заключать партнерские соглашения с участниками международных рынков, расширяя возможности китайских предприятий и создавая партнерства для продвижения ответственного бизнеса. Ежемесячно выходит Бюллетень информационного центра Китайского альянса по ответственной торговле лесопродукцией и инвестициям, создана информационная платформа WeChat и база данных компаний-участниц.
Утановленные категории членства в альянсе предполагают разную степень следования принципам устойчивой торговли компаний-участниц. Компании, у которых есть подтвержденная система должной добросовестности и которые заинтересованы в распространении принципов устойчивой торговли среди своих поставщиков, относятся к высшей категории. В качестве стимула ответственным компаниям предоставляется возможность демонстрации и рекламы своей продукции на сайте Китайского альянса по ответственной торговле лесопродукцией и инвестициям.
Расширение возможностей китайских предприятий, работающих за рубежом Китайские предприятия, работающие за рубежом, играют большую роль в CTLVS. Эксперты считают, что правительство КНР будет увеличивать объемы инвестиций в проекты в странах, где ведется заготовка древесины, поскольку призывает компании лесной промышленности Китая развиваться глобально, в рамках национальной инициативы «Пояс и путь».
У большинства предприятий КНР, работающих за рубежом, сильные связи внутри страны, и эти компании поставляют продукцию на китайский рынок. Для того чтобы конечная продукция, поставляемая в Китай, была легальной они должны выполнять требования законодательства той страны, в которой работают.
Министерство торговли КНР и Китайская государственная лесная администрация издали руководство (для добровольного использования) для китайских предприятий, вовлеченных в лесопромышленную деятельность за пределами страны. Помимо вопросов легального происхождения и использования древесного сырья, эти руководства освещают разные аспекты устойчивого ведения лесного хозяйства. Руководство для китайских компаний по устойчивому ведению лесного хозяйства за рубежом вышло в августе 2007 года; в нем содержатся рекомендации по соблюдению законодательства стран, в которых компании работают, по лесохозяйственному планированию, охране биоразнообразия и снижению влияния лесохозяйственной деятельности на окружающую среду, включая конверсию лесных земель и развитие местной инфраструктуры. Руководство для китайских компаний по устойчивому ведению лесного хозяйства и переработке древесины за рубежом, вышедшее в 2009 году, дополнено рекомендациями по переработке и транспортировке древесины, обучению и проведению консультаций с заинтересованными сторонами.
Министерство торговли КНР и Китайская государственная лесная администрация подготовили, но еще не издали руководство по иностранным инвестициям и торговле. Для того чтобы компаниям было легче следовать рекомендациям, Китайская академия лесоводства разрабатывает справочники по странам, в которых работают компании китайского леспрома. В этих справочниках будет представлено законодательство ряда стран, а также будут показаны преимущества усиления экологических и социальных мер безопасности при работе на местах и устойчивого ведения лесного хозяйства в целом.
Подобный справочник для китайских компаний, работающих в Мозамбике, был выпущен в сентябре 2016 года. Помимо общей информации о лесном секторе страны, в нем есть разделы, посвященные инвестициям, трудовым ресурсам, нормативно-правовой базе в сфере лесного хозяйства, транспортировке, переработке, торговле, правам и обязанностям местных сообществ. В справочнике в форме таблиц наглядно представлено национальное законодательство, региональные и международные соглашения в названных сферах.
При поддержке Проекта по международным инвестициям и торговле в лесной отрасли такие справочники разработаны для китайских компаний, работающих в Габоне, Гайане и Мьянме. Руководство по устойчивым иностранным инвестициям и торговле для китайских компаний, работающих в Габонской Республике, дорабатывается после проверки и заключений экспертов. В нем будет изменена глава, посвященная рискам, связанным с инвестициями в лесной сфере, и стратегиям их снижения, прежде всего рисков, связанных с обеспечением легальной деятельности компаний. Подобные руководства по другим странам либо проходят экспертизу, либо разрабатываются.
Кроме того, Китайская академия лесоводства поддерживает компании, которые намерены использовать рекомендации, содержащиеся в руководствах для китайских компаний по устойчивому ведению лесного хозяйства за рубежом 2007 и 2009 годов, посредством координации обучающих платформ и проведения тренингов по устойчивому ведению лесного хозяйства.
Предполагаемая схема внедрения CTLVS
Центр международной торговли лесопродукцией разработал схему внедрения CTLVS в 2015 году. Ее цель – добровольная, экономически эффективная система верификации, основанная на должной добросовестности компаний, внедряемая правительством.
В схеме внедрения CTLVS содержится информация о ключевых участниках на 2015 год. Большинство документов по этой системе до сих пор в разработке. Ее структура, скорее всего, изменится, поскольку нормативная база по легальному происхождению древесины в Китае еще формируется.

В состав координационного совета CTLVS войдут Китайская государственная лесная администрация, Китайская таможня, Министерство торговли и Министерство иностранных дел КНР. Центр международной торговли лесопродукцией выступит в роли исполнителя как секретариат Рабочей группы по легальному происхождению древесины из Китая. Секретариат будет устанавливать критерии (стандарты), контролировать и, возможно, отслеживать выполнение CTLVS от имени Рабочей группы по легальному происхождению древесины из Китая. В эту группу также войдут представители промышленных объединений, контрольных организаций и исследовательских институтов. Основной задачей Рабочей группы будет разработка проверочных стандартов, создание и наделение полномочиями Организации по контролю легальности происхождения древесины. Эта организация будет работать с компаниями напрямую и нести ответственность за контроль соответствия продукции, выдавать и отзывать заявления по подтвержденным продуктам, предоставлять информацию Рабочей группе о контролирующей деятельности и проверенных предприятиях. Консультации с заинтересованными сторонами станут частью внедрения CTLVS. К обсуждению эффективности функционирования и развития системы будут подключены специалисты, представляющие государственные органы, объединения, компании и НПО. Представители гражданского общества примут участие в отслеживании и контроле эффективности внедрения CTLVS.
По материалам журнала WWF России «устойчивое лесопользование»