Лесовосстановление в России
Причины неэффективности и антикризисные меры
Основной причиной неэффективности системы воспроизводства лесов в Российской Федерации является ориентированность нормативной базы и практики ведения лесного хозяйства только на первый этап цикла воспроизводства лесов – лесовосстановление. В результате созданные лесные культуры или подрост естественного происхождения, как правило, погибают после их перевода в молодняки хозяйственно ценных пород из-за отсутствия ухода за молодняками.
На настоящий момент не существует эффективной системы мониторинга качества молодняков, но даже по официальным данным, скорее всего существенно приукрашивающим действительность, более 25% культур гибнут в первые 10 лет после посадки, еще больше в последующие 10–15 лет. Так, с 1983 по 2003 год в России погибло 53,5% созданных лесных культур. В итоге это привело к массовой смене пород, то есть на месте хвойных лесов (ель, сосна) возникли лиственные, в основном из березы и осины, которые гораздо менее привлекательны для промышленности экономически. В связи с этим многие предприятия лесного сектора испытывают дефицит лесных ресурсов, плечо вывозки древесины приближается к расстоянию на границе окупаемости, и часто цена транспортировки составляет большую часть цены древесины при поступлении на переработку.

В итоге отсутствие эффективной системы воспроизводства лесов приводит к тому, что на пройденных рубкой участках не получаются ценные для промышленности сортименты, и в России валовой годовой доход с единицы площади эксплуатационных лесов в 30–35 раз меньше, чем в Финляндии и Швеции – странах со сходными природно-климатическими условиями4. А все потому, что органы лесного хозяйства заинтересованы в госбюджетном финансировании лесовосстановления, а не в результате, успех которого определяется на рынках лесных ресурсов и конечной продукции из них. Российские органы управления лесным хозяйством совмещают функции регулирования и хозяйственной деятельности и считают восстановление и охрану не рекреационных и защитных лесов, а в первую очередь – промышленных лесов ключевой частью своей деятельности. В странах с наиболее экономически эффективным лесным хозяйством восстановление ресурсов для лесной промышленности – это в первую очередь ответственность лесопромышленных компаний, поскольку от результатов лесовосстановления зависит эффективность их бизнеса и их будущее.
Лесовосстановление в отсутствие контроля общества и адекватной заинтересованности бизнеса фактически превратилось в инструмент освоения государственного бюджета. Так, по данным Рослесхоза, в 2018 году рубки ухода в молодняках были проведены лишь на 86% запланированной площади (только 256 тысяч га из намеченных 297,3 тыс. га), хотя и план был установлен во много раз меньше необходимого. То есть рубками ухода в молодниках проходится только около 27% площади лесовосстановления и лесоразведения, тогда как в Беларуси – 183%. В тоже время доля посадочного материала с закрытой корневой системой (ЗКС; самый дорогой вид саженцев) в общем количестве посадочного материала увеличилась с 2013 года5 в два раза и достигла 10,4%. Причем высаживание саженцев с ЗКС вне арендованных на длительный срок участков почти бессмысленно – принципиальной разницы в отсутствие ухода нет, что вызывает сомнение в эффективности искуственного увеличения доли саженцев с ЗКС. Из приведенных цифр следует, что значительная часть затрат на лесовоcстановление и лесоразведение (включая посадки с наиболее дорогими саженцами с ЗКС) фактически явлется «освоением госбюджета» и не решает проблемы восстановления лесопромышленных ресурсов.
Несмотря на это последние нововведения в нормативном регулировании воспроизводства лесов, в том числе Федеральный закон от 19 июля 2018 г. №212-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения», Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Федеральный проект «Сохранение лесов» Национального проекта «Экология» и другие, опять нацелены только на совершенствование системы лесовосстановления и не стимулируют последующие этапы воспроизводства лесов, в том числе важнейший: уход за молодняками. Ввиду этого представляется, что значительные объемы финансирования в рамках Федерального проекта «Сохранение лесов» никак не повлияют на конечную цель – получение хозяйственно ценных насаждений, поскольку без ухода большая часть созданных в рамках проекта лесных культур тоже погибнут.
В среднем для формирования молодняков необходимого породного состава и густоты в них необходимо провести два приема рубок ухода. С учетом средней площади лесовосстановления в последние 10 лет 0,85 млн га, необходимая площадь рубок ухода должна быть 1,7 млн га в год, в действительности рубки проводятся в среднем на площади 0,27 млн га, то есть в шесть раз меньшей необходимой. Если прибавить к этому еще площадь молодняков, возникающих на месте сгоревших и погибших от вредителей и болезней насаждений, необходимая площадь ухода окажется во много раз больше (отношение площади рубок ухода в молодняках к площади молодняков хозяйственно-ценных пород сейчас составляет 0,33%6).
Помимо этого, имеющиеся в настоящее время критерии и сроки перевода лесных культур в лесопокрытую площадь формальны и не позволяют на деле обеспечить формирование экономически ценных насаждений на месте вырубленных или сгоревших и в целом направлены на регламентацию процесса, а не на достижение результата (создание устойчивых хозяйственно-ценных и экологически ценных насаждений). То же относится и к правилам проведения ухода за лесами – существующие нормативы не позволяют обеспечить экономически и лесоводственно эффективный уход за лесом.
Эту проблему могут помочь решить новые нормативы, разрабатываемые в рамках Концепции интенсификации использования и воспроизводства лесов, но пока они внедрены только в четырех лесных районах. Необходимо обеспечить не проверку наличия формальных бумаг, а эффективный контроль результатов лесовосстановления – качества созданных лесных культур, перевода участков лесных культур в земли, занятые лесными насаждениями и других, например, с использованием спутникового и авиамониторинга. Для этого нужно размещать в открытом доступе информацию обо всех участках лесовосстановления с пространственной привязкой в удобном для осуществления государственного и общественного контроля виде.
Что делать?
Во-первых, необходимо скорректировать целевые показатели Федерального проекта «Сохранение лесов» и обеспечить государственный и общественный контроль результатов лесовыращивания, а не процессов и промежуточных шагов (посадки лесных культур, создания лесосеменных центров), как происходит сейчас.
Во-вторых, для создания лесных культур и проведения комплексного ухода за лесом (особенно рубок ухода в молодняках) следует разработать комплекс мер поддержки значительных долгосрочных инвестиций лесопользователей, в частности, снижение арендных платежей за качественно восстановленные лесные площади, пропорциональное увеличение разрешенного объема лесопользования и др.
Текст:
Евгений Шварц, д-р геогр. наук
Николай Шматков, директор FSC России
Константин Кобяков, WWF России