Шведский опыт регулирования лесопользования
Рассмотрим историю развития лесного хозяйства в Швеции и эволюцию подходов к его ведению для поиска баланса между получением лесной продукции и соблюдением экологических требований, позволяющих сохранять и поддерживать цельность лесных экосистем.
По материалам статьи в журнале «Устойчивое лесопользование», №2, 2019 г.
Население Швеции составляет 9,8 млн человек, проживающих на территории 41 млн га, 28 млн га из которых покрыты лесом, то есть лесистость составляет 68%. В структуре лесов преобладают ельники (41%) и сосняки (39%), доля березы всего 12%. Ежегодный прирост оценивается в 120 млн м3, расчетная лесосека – 95 млн м3 (для сравнения: в России 600 млн м3).
Лесопользование ведется по интенсивной модели. Экспорт лесной продукции приносит 10% доходов всего экспорта страны. В отрасли заняты 80 тыс. человек.
История управления лесными ресурсами и современное состояние лесов
Структура лесовладения в Швеции сильно отличается от российской. Только 19% лесов принадлежат государственным компаниям, 81% – частным лесовладельцам, причем половина всех лесов находятся в индивидуальной собственности (в среднем на одного лесовладельца приходится 45 га). При такой системе лесопользования, когда участки леса передаются по наследству и имеют семейную ценность, лесовладельцы воспринимают лес как наследие и эмоционально вовлекаются в обращение с ним. Немало этому способствуют и традиции скандинавского фольклора, тесно связанные с лесом.
Если обратиться к истории лесопользования, можно выделить следующие этапы: в первой половине XIX века лесные ресурсы в основном использовались горнодобывающей промышленностью и для углежжения, во второй половине ситуация изменилась и леса стали сводить для использования освобожденных земель в сельскохозяйственных целях и выпаса скота. Уже в конце XIX века, в эпоху индустриализации, появились лесопильные предприятия и целлюлозные заводы, которые перерабатывали сырье хвойных пород. Это привело к обширным вырубкам, нарушению водного режима значительных территорий и засорению рек вследствие молевого сплава древесины.
В настоящее время лесные экосистемы Швеции характеризуются отсутствием ярусности, обилием старовозрастных деревьев и деревьев с большим запасом древесины, почти полным отсутствием разных типов валежа, лиственных деревьев. Практически нет экосистем смешанных лесов, влажных и мокрых типов леса, в том числе в связи с нарушениями гидрологического режима. Вышеперечисленные антропогенные воздействия и их последствия привели к тому, что общий уровень биоразнообразия лесов значительно ниже потенциального.
История развития лесного законодательства также отражает этапы лесопользования и осознания важности не только эксплуатационной роли лесов, но и экологической. Регулирование пользование лесами осуществляется на основе Лесного закона Швеции 1903 года.
Акцент в нем сделан на максимальное использование ресурсов и последующее восстановление через посадки. Обновленный Лесной закон был принят только в 1979 году и характеризовался очень подробными нормативами по лесозаготовкам, стимулировавшими увеличение заготовки, что привело к резким негативным последствиям и росту обеспокоенности, вызванной состоянием окружающей среды. К 1994 году созданы новая Лесная политика и Лесной закон, в равной степени учитывающие цели производства и сохранения биологического разнообразия лесов. С этого момента девиз лесного хозяйства стал «Свобода в рамках ответственности».
Из основных предписаний главного действующего закона о лесе стоит отметить обязательное уведомление собственником леса государства о планируемой главной рубке, обязательства по лесовосстановлению после главной рубки, учет экологических требований при любых операциях в лесу и прав коренных народов, принятие превентивных мер против насекомых-вредителей.
Наряду с Лесным законом действует Экологический кодекс Швеции, регулирующий охрану лесов (в том числе режимы особо охраняемых природных территорий), охрану видов животных и растений, содержащий консультации и предписания по мерам, которые могут оказывать влияние на естественное состояние экосистем, правила использования пестицидов в лесу.
Нынешняя парадигма лесного хозяйства в Швеции призывает определять природные, культурные и социальные ценности леса, поддерживать разнообразие типов лесных экосистем, уделять внимание сохранению старовозрастных лесов и валежа. Наряду с этим не следует допускать избыточного дренажа территорий вследствие вырубок, слишком больших по площади вырубок, фрагментации ландшафтов и монокультурных плантаций.
Перед любой рубкой лесовладелец решает следующие задачи: планирование, уведомление Лесного агентства о рубке, превышающей 0,5 га, методе рубки, составе насаждения, планируемого к рубке, и учете экологических требований. Далее следует проверка государственным ведомством в течение шести недель, которая действует до трех лет. Лесовосстановительные работы необходимо провести в течение пяти лет после рубки.
Есть разница в планировании лесопользования крупными лесозаготовительными предприятиями и частными лесовладельцами. Так, для компаний проводится оперативное планирование на длительный срок, как результат составляются экологические ландшафтные планы. По заказу частных лесовладельцев сотрудники Лесного агентства составляют так называемые экологичные планы лесоуправления (Green Forest Management Plans). При составлении планов лесопользования чаще всего используются данные, полученные такими методами, как традиционная инвентаризация насаждений (определение стандартных таксационных показателей, их связи с биоразнообразием), лазерное сканирование территории, позволяющее автоматизировать разграничение типов насаждений. Данные подаются в разных приложениях для обработки полевых данных.
Экологичные планы лесоуправления

С 1996 года вопросы охраны окружающей среды и учет их в планах лесопользования обсуждаются на всех уровнях планирования. Составлением лесных планов разного содержания и детализации на уровне лесовладений в Швеции занимаются разные службы, поэтому были разработаны специальные типы экологичных планов лесоуправления, но не подготовлены стандарты для их составления.
В дополнение к традиционным лесохозяйственным данным по собранным в ходе таксации параметрам древостоя (запас на корню, возраст, порода дерева, бонитет, класс возраста рубки и предложение по лесоуправлению) также оценивается ряд показателей, связанных с охраной природы.
Экологические соображения охватывают лесное производство вблизи крупных городов, рекреацию, сохранение ландшафта и поддержание биоразнообразия.

После проведения полевого обследования составляется описание ценных с точки зрения ландшафта лесных массивов в окрестностях объектов лесной собственности. В каждом плане лесопользования на частных лесных землях приводятся также возможности сочетания сохранения биоразнообразия и выхода древесины.
Для каждого насаждения формулируется долгосрочная производственная или природоохранная цель. Баланс между объемом производства древесины и охраной природы определяется на уровне землевладений. Даются рекомендации по лесохозяиственным мероприятиям в части восстановления или сохранения мест обитания. Наконец, приводятся оценки лесохозяиственной продукции и природных ценностей. Также подготавливаются различные тематические карты, например, показывающие, где расположены леса высокой производственной ценности или леса высокой природоохранной ценности, и прежде всего карта лесоуправления.
Экологичный план лесоуправления повышает информированность землевладельцев и обеспечивает основу для планирования производства древесины с учетом природоохранных целей.
Долгосрочные цели для каждого насаждения

Текущая Лесная политика Швеции предоставляет широкие возможности для управления лесами. Сочетание истории насаждений, типа управления и параметров лесного участка позволяет выбирать разные цели лесоуправления.
Хорошо продуманная цель для каждого насаждения на участке в собственности обеспечивает основу для эффективного производства лесной продукции с учетом защиты окружающей среды высокой природоохранной ценности при низких затратах.
Производственные цели
На большей части лесных угодий доминирует одна производственная цель. Это может быть производство высококачественных круглых лесоматериалов, балансов или биотоплива. Разные части одного и того же исходного насаждения могут быть отнесены к разным типам в соответствии с целями. На участках с маломощными почвами или в местах, где по напочвенному покрову индицируются сухие места обитания, лесоуправление можно ориентировать на выращивание сосны. Если в напочвенном покрове преобладают кустарнички, предпочтительно выращивание ели, в то время как культивирование лиственных пород деревьев предпочтительно во влажных местах обитания или на участках с особыми условиями. Это называется приспособление к местообитанию. Если в насаждении есть водоток, то из общих экологических соображений вдоль него следует поддерживать насаждение с преобладанием лиственных деревьев.
Природоохранные цели
Иногда есть веские основания сосредоточиться только на природоохранных целях для всего насаждения, особенно когда оно имеет высокую природную или культурную ценность. Эти цели могли бы, например, заключаться в сохранении естественного хвойного насаждения или старого восстанавливающегося пастбища с лиственными деревьями значительного возраста. Природоохранные цели также включают в себя задачу воссоздания среды, которая со временем обретет более высокую ценность, например, создание влажных участков в лесу или подрезка кроны у отдельных ценных широколиственных деревьев.
Другие потенциальные природоохранные цели могут быть связаны с культурным и экологическим интересом местности, значительным рекреационным потенциалом или с эстетикой ландшафта. Важно иметь разные цели для разных территорий.
Классификация целей
Долгосрочное планирование для различных насаждений имеет много преимуществ. Такая классификация целей позволяет достичь эффективного производства ценной древесины, поддерживая благоприятные условия для лесных растений и животных.
Определение цели для того или иного насаждения зависит также от того, какую производственную и экологическую ценность оно имеет или будет иметь. Если предшествующее управление насаждением демонстрирует полноценное использование породами продуктивности почвы и, следовательно, удовлетворительный выход продукции, то должны доминировать производственные цели. Если же отмечена высокая экологическая ценность или ландшафтное положение обеспечивает хорошие условия для создания такой ценности, то может быть оправдана природоохранная цель. При управлении с разными вариантами целей и учетом общих природоохранных соображений на большей части производственных лесных угодий можно сочетать производство и сохранение окружающей среды.
В Швеции к охраняемым типам отнесены 4,7% продуктивных лесов, то есть 615 тыс. га. На этой площади 55% лесов находятся в государственной собственности, 30% – в собственности частных землевладельцев и 15% – в собственности частных компаний, церкви, сообществ и пр.
Процесс выделения формально охраняемых лесов следующий: сначала проводится инвентаризация ключевых биотопов, далее их кластеризация (после обсуждения с другими инстанциями), поддержка решения о выделении – площадями или подеревно. Также определяются ключевые лесные места обитания. Они выделены стратегически в ходе большой национальной инвентаризации, проведенной в 1993 году, по следующим параметрам: структура древостоя; сигнальные виды; история насаждения. У этой категории нет правового статуса. В 2018 году проводилась инвентаризация по новой методике.
Добровольно охраняемые леса в рамках производственных целей составляют 5,2% лесной площади (1,2 млн га), и их охрана не компенсируется владельцам государством. Процесс выделения добровольно охраняемых лесов следующий: сначала проводится инвентаризация ключевых биотопов, затем разрабатываются экологичные планы лесоуправления, определяются природоохранные цели для лесов и учитываются общие экологические аспекты. Природоохранные цели для лесов определены в 2017 году в диалоге с лесным сектором, по разным типам лесов заключены соглашения по сохранению биоразнообразия, что позволило ввести природоохранное управление в лесах в масштабах страны.
По результатам выделения охраняемых лесов Лесное агентство Швеции заключило, что необходимо укреплять диалог заинтересованных сторон, избегать излишней бюрократии, а для сохранения биоразнообразия в некоторых лесных экосистемах требуется сохранение выпаса скота. Самым важным был следующий вывод: система выделения ключевых биотопов не подходит для очень больших мест обитания. Ввиду этого их охрана до сих пор не согласована.
В 2018 году правительство Швеции приняло решение об увеличении ассигнований на формально охраняемые леса на 25 млн евро в год на следующие 10 лет, особенно для землевладений с большим процентом ключевых мест обитания, об ассигновании Лесному агентству Швеции 5 млн евро на защитные мероприятия на охраняемых территориях и ассигновании 2 млн евро ежегодно для дополнительной инвентаризации ключевых мест обитания в следующие 10 лет.
Лесное агентство Швеции ведет разноплановую работу с использованием современных инструментов и вовлечением заинтересованных лиц. Широко используются разные типы карт покрытой лесом площади страны (в свободном доступе в сети Интернет): карты охраняемых лесов, ключевых биотопов, культурных и социальных ценностей, ареалов видов, глубины залегания грунтовых вод, разных топографических параметров местности, заболоченности, лесохозяйственных данных (запас на корню, необходимость в рубках ухода, вырубки и участки, назначенные в рубку и др.). Агентство поддерживает идею о многоцелевом использовании лесов не только для лесозаготовки, но и для образовательных целей, охоты, охраны редких видов как необходимой для соблюдения баланса интересов всех категорий лесопользователей. Оно вовлекает в свою деятельность неработающих граждан, проводит обучение для частных лесовладельцев (их в Швеции более 330 тысяч), участвует в национальных проектах (GRIP on Life), международных проектах (Hardwoods are good, WAMBAF).
Заключение
Практика сохранения биологического разнообразия и водных объектов при планировании и проведении лесохозяйственных мероприятий в Швеции и России различается, как и система его законодательного регулирования. В России сейчас наибольшую значимость приобретают практические вопросы сохранения природоохранной ценности при промышленной заготовке древесины и планирование лесохозяйственных мероприятий с учетом экологических особенностей территории. Особенно это важно при внедрении интенсивной модели лесного хозяйства. При этом необходимо установить следующее:
- можно ли опираться только на опыт и знания российской лесной науки в области интенсивного ведения лесного хозяйства и сохранения биоразнообразия (экологических функций лесов);
- достаточно ли данных таксации для планирования лесохозяйственных мероприятий с учетом сохранения биоразнообразия;
- на каком уровне возможна разработка системы сохранения биоразнообразия и водных объектов при интенсивной модели (национальный, региональный, лесной район);
- какие критерии могут быть введены для планирования лесохозяйственных мероприятий с учетом сохранения биоразнообразия и водных объектов.
Инструменты для оценки биотопов только стали появляться, хотя, например, для успешного выполнения требований сертификации по системе FSC они необходимы. Это одно из направлений, в котором следует совершенствовать практику применения стандарта FSC. Для российских условий оно чрезвычайно актуально.
При разработке методических материалов нужно не ограничиваться созданием списков ценных биотопов, а разрабатывать совершенные приемы сохранения определенных биотопов и видов. Шведский опыт в этом плане может быть основой и примером для наработки лучшей практики, которую можно адаптировать к российским условиям и дорабатывать. В результате у лесопользователей должен появиться понятный чек-лист и мобильное приложение, а также подробное руководство пользователя.
Дарья Луговая, канд. биол. наук, WWF России