Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Лесное хозяйство

20 лет вместе – на благо лесов

Вилле-Матти Рютконен
Вилле-Матти Рютконен

В этом году исполняется 20 лет сотрудничеству Всемирного фонда природы (WWF) и компании Stora Enso. Все началось с проекта создания Псковского модельного леса в 1999 году.

Об этом и других совместных проектах на приуроченном к круг­­лой дате торжественном мероприятии, прошедшем 29 октября в Финско-российской торговой палате в Петербурге, рассказали спикеры: директор по поставкам древесины Stora Enso Вилле-Матти Рютконен, стоявший у истоков проекта Псковского модельного леса (ПМЛ), начальник отдела СПбНИИЛХ Борис Романюк, председатель Ассоциации лесопромышленников Псковской области Виктор Решетов и многие другие.

«Проектом с КПД 100%» назвал Псковский модельный лес один из участников встречи.

«Об успехе нашего партнерства говорит прежде всего тот факт, что его результаты стали перенимать и внедрять другие компании и организации», – сказал г-н Рютконен.

Андрей Птичников
Андрей Птичников

«20 лет назад, осенью 1999 года стартовал проект, которому было суждено изменить традиционные представления о лесном хозяйстве в таежных лесах. Надо понимать, что на момент начала сотрудничества взаимоотношения в лесном секторе России были совсем другими, – отметил главный советник российского офиса FSC Андрей Птичников. – Лишь единицы компаний понимали и были готовы поддерживать инициативы по сохранению биоразнообразия. И тем более замечательно, что интересы Stora Enso и WWF в этой области совпали».

Работа по проекту началась со знакомства с опытом модельного леса Смилтене в Латвии, FSC-сертификации, ландшафтного планирования и сохранения биологического разнообразия компанией Stora Enso в Швеции.

Концепция Псковского модельного леса была разработана в 1998–1999 годах совместно с компанией «СТФ Струг» (дочерняя компания Stora Enso), ее реализация в Струго-Красненском районе Псковской области (при участии WWF Германии, SIDA, Агентства лесного хозяйства Псковской области) продолжалась до 2004 года.

Среди основных целей сотрудничества в 1999–2004 годах были следующие:

  • обмен опытом в области добровольной лесной сертификации, сохранения биоразнообразия, ландшафтного планирования и т. д.;
  • формирование и практическое тестирование модели интенсивного устойчивого управления лесами;
  • знакомство с опытом организации систем отслеживания происхождения древесины, формирование современной экологической политики лесозаготовительных компаний.
Ольга Рогозина
Ольга Рогозина

В результате этой работы скандинавская модель планирования и интенсивного ведения лесного хозяйства была успешно апробирована и адаптирована к российским условиям в Псковском модельном лесу. Подготовлены и представлены отечественному бизнесу предложения по экологической политике лесозаготовительных компаний, началось их постепенное внедрение. Вопросы сохранения биоразнообразия стали обсуждать на уровне Рослесхоза и внедрять опыт ПМЛ в других модельных лесах.

«В Псковском модельном лесу были предложены качественно новые подходы к ведению лесоустройства: новая методика исчисления расчетной лесосеки по моделям хода роста насаждений, переход на абсолютные полноты при назначении выборочных рубок, переход на расчет запасов по абсолютной полноте, развитие методов оценки текущей товарной структуры и стоимости лесов под различные варианты спроса на сортименты и прогноз их изменения на среднесрочную перспективу, переход при лесоустройстве от оценки преимущественно спелых и перестойных древостоев к оценке экономически перспективных древостоев всех возрастов и т. д, и т. п.

Фактически ПМЛ стал полигоном, тестовой площадкой для внедрения модели интенсивного лесопользования в России. Предложения о сохранении биоразнообразия, апробированные в ПМЛ, вошли в проект национального стандарта FSC. Эти практики, адаптированные к отечественной действительности, стали успешно внедряться в ЛПК», – сказал в завершение своего выступления Андрей Птичников.

Борис Романюк
Борис Романюк

«ПМЛ – первый совместный опыт, за которым последовал Вологодский проект (1995–2008 годы) и проект по сертификации, начатый в 2010 году и развивающийся до сих пор, – сказала Ольга Рогозина, директор по вопросам корпоративной ответственности Stora Enso. – Нашей целью было изучение возможностей и внедрение новой модели ведения лесного хозяйства, поиск экономической эффективности освоения лесных богатств при одновременном сохранении экологических ценностей. Компания Stora Enso оказывает содействие продвижению идей лесной сертификации и внедрению лесной сертификации во всех странах, где она развернула деятельность. Важный момент, отслеживаемых в рамках этой работы, – гармонизация международных стандартов лесопользования и российского законодательства. Может, не все удалось воплотить на практике, тем не менее получены конкретные результаты, разработаны принципы и нормативы, которые используются сегодня многими компаниями страны».

Научный директор проекта «Псковский модельный лес» Борис Романюк вспоминал, как развивался проект: «В первоначальном плане ПМЛ идея интенсивной модели лесопользования вообще не присутствовала. Мы думали улучшить существующую систему точечными мерами. Но сотрудничество с коллегами из Скандинавии, знакомство с нормативами их лесохозяйственных регламентов подвели к мысли о необходимости смены экономической модели хозяйствования. Эта проблема была сформулирована на второй год реализации проекта. Тогда же появился и сам термин "интенсивная модель"...

НБиокроилса Рйо Шмамнаюткков
НБиокроилса Рйо Шмамнаюткков

Еще один важный результат проекта – формирование нормативов коммерческих рубок ухода. За ними последовала разработка и других лесохозяйственных нормативов: по лесовосстановлению, ландшафтному подходу в лесном хозяйстве... То, что сейчас кажется очевидным, тогда создавалось с нуля в итоге огромной полевой работы».

На опыте ПМЛ была также создана модель прогноза лесообес­печения и учета эффективности перехода на интенсивное лесопользование и воспроизводство лесов.

«Сохранение биоразнообразия – один из столпов проекта, – подчеркнул Борис Романюк. – Был разработан комплексный подход, проведена огромная работа по популяризации сохранения биоразнообразия. Это пригодилось в дальнейшем, при развитии лесной сертификации.

На основе результатов проекта ПМЛ разработана и одобрена Концепция интенсивного лесопользования и воспроизводства лесов. После сложнейших переговоров и поиска взаимопонимания – для примера: только от Совета Федерации мы получили 800 страниц замечаний – решение принято на правительственном уровне. Без ПМЛ этой концепции просто не было бы. А сейчас с 2015 года идет ее реализация в пилотных лесных районах.

То, о чем мы мечтали, произошло: разработанные нормативы лесопользования зарегистрированы в Минюсте, то есть законодательно закреплены, и лесной бизнес может использовать их в повседневной работе».

«ПМЛ, пожалуй, единственный прецедент в российской лесной отрасли, когда опытному проекту удалось повлиять и на законодательство, и на развитие ЛПК в целом, – отметил директор FSC России Николай Шматков. – Благодаря ему отрасль, столкнувшаяся с кризисом сырьевого обеспечения, имела готовое решение для его преодоления».

Оценить основные достижения проекта и новые возможности долгосрочного сотрудничества участники встречи смогли не только в формате круглого стола, но и на выезде в Псковский модельный лес с посещением демонстрационных участков, на которых были представлены полученные результаты.

Текст и фото Максим Пирус