Партнеры журнала:

В центре внимания

Недопустимые поправки

Чем грозит изменение допустимого объема изъятия древесины?

По информации из открытых источников, Минприроды России подготовило законопроект, обязывающий арендаторов лесных участков заготавливать древесину в объеме не менее 70% допустимого, установленного договором аренды. Речь идет о будущем федеральном законе «О внесении изменения в статью 29 Лесного кодекса Российской Федерации в части совершенствования порядка заготовки древесины».

В декабре 2019 года этот законопроект Рослесхоз разослал органам исполнительной власти для согласования. Недостаточный объем изъятия древесины, как следует из документа, будет считаться основанием для досрочного расторжения договора аренды.

Принятие законопроекта в предложенной редакции может нанести немалый ущерб экологическим и социальным функциям лесов, а также экономике лесопользования. Эксперты WWF России разъяснили, почему принятие этого закона без предварительного решения более глубоких проблем лесного сектора приведет к негативным последствиям для всех российских лесов. В чем же несовершенство нового законопроекта, кого негативные последствия затронут в первую очередь и что предлагается в качестве альтернативы?

В чем проблема и кто пострадает?

Ежегодный допустимый объем изъятия древесины – это объем древесины, который арендатор может вырубать на арендуемом лесном участке, не истощая его. По оценке экспертов, в последние 10 лет арендаторы в среднем осваивают расчетную лесосеку примерно на 60%. То есть нововведение коснется подавляющего большинства арендаторов.

Такое недоосвоение в большинстве случаев связано с объективными факторами, не связанными с эффективностью работы арендатора. Как признают многие эксперты лесного комплекса, утвержденная расчетная лесосека и включенный в договор аренды максимальный возможный объем заготовки не имеют ничего общего с реальным экономически доступным объемом лесного ресурса и неистощительным объемом пользования. Это объясняется устаревшими и некачественными материалами лесоустройства, устаревшими методиками исчисления расчетной лесосеки, допустимых объемов пользования и другими причнами. Приведенная в Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года оценка обоснованности размера расчетной лесосеки показала, что в целом по стране он завышен примерно вдвое.

Кроме того, примерно 120 млн м3 древесины, по расчетам экспертов, заготавливаются в соответствии с требованиями систем добровольной лесной сертификации. Такие требования могут включать обязательства лесопользователей добровольно сохранять участки лесов, имеющие природоохранную и/или социальную ценность, даже не получившие официального статуса, к примеру, проектируемые особо охраняемые природные территории, малонарушенные лесные территории, места обитания редких видов и др.

Какие будут последствия?

Невозможность выполнения требований систем добровольной лесной сертификации в связи с увеличением обязательного объема заготовки древесины заставит компании отказаться от сертификатов, вследствие чего они лишатся доступа на экологически чувствительные рынки.

Кроме того, объемы заготовки древесины зависят от экономической ситуации, которая обусловлена рядом внешних факторов и существенно меняется с течением времени. Поэтому не стоит устанавливать их на много лет вперед.

В силу этих и других причин большинство арендаторов не смогут выполнить требование законопроекта по освоению 70% расчетной лесосеки и его положения будут вынуждать лесопользователей намеренно искажать материалы лесоустройства, отчетов об использовании лесов, прибегать к коррупции. Законопослушные лесопользователи станут заготавливать древесину таких пород и сортиментов, которые не пользуется платежеспособным спросом, но затраты на ее вывозку выше возможной прибыли, поэтому после рубки она с высокой вероятностью будет уничтожена или брошена.

Таким образом, принятие предложенного законопроекта приведет не к повышению эффективности работы арендаторов лесного фонда, декларируемому в целях его разработки, а к росту коррупции, непроизводственных расходов, потере рынков сбыта и негативным социальным и экологическим последствиям.

Что делать?

Повышения эффективности лесопользования в части заготовки древесины можно добиться иными способами, позволяющими избежать описанных негативных последствий. Среди них разработка новых подходов к исчислению расчетной лесосеки, с учетом экономических факторов и долговременной неистощительности пользования, внедрение новых нормативов для расчета платы за древесину, учитывающих реальную стоимость заготовки и сортиментов, а также затраты на охрану, защиту и воспроизводство лесов, и др.

«Новый закон должен способствовать более эффективному использованию лесов, которое, по мнению законодателей, приведет к увеличению поступлений в бюджет за счет повышения сбора налогов на добавочную стоимость, а также будет способствовать созданию рабочих мест, – говорит Евгений Чувасов, руководитель отдела по устойчивому лесопользованию Амурского филиала WWF России. – Логика, которой руководствуются законодатели, следующая. Арендная плата на леса в России очень низкая. Например, в Приморском крае за 1 м3 древесины дуба арендатор платит государству максимум 600 руб., при этом на рынке такая древесина продается в среднем за 16 тыс. руб., но ее цена доходит и до 50 тыс. руб. При такой низкой арендной плате бизнес может арендовать лесов больше, чем реально может освоить. Даже если арендатор использует всего 10% допустимого объема лесопользования, его доход будет превышать арендную плату. Следовательно, некоторые арендаторы могут использовать эту возможность, чтобы вытеснить вероятных конкурентов: взять лес в аренду, не пользоваться им и не давать пользоваться другим. Такие микромонополии выгодны бизнесу, однако они тормозят развитие экономики регионов.

Предлагаемый закон был бы правильным решением, если бы не недоиспользование допустимого объема изъятия древесины на лесном участке. По мнению многих экспертов отрасли, причина в том, что этот показатель сейчас сильно завышен. Кроме того, установлен единый допустимый объем для всех лесов и не учитывает их особенности, различия. В итоге нынешний подход к определению ежегодного допустимого объема рубки создает лишь видимость недоиспользования древесины».

Специалисты WWF России считают, что принятие нового закона без решения вышеописанных проблем ускорит истощение российских лесов, приведет к подрыву сырьевой базы лесного комплекса, который повысит риск стремительного исчезновения первозданных лесов, пока не освоенных и имеющих особую экологическую ценность. В связи с этим WWF России призывает отказаться от дальнейшей подготовки законопроекта и начать разработку новых подходов к исчислению расчетной лесосеки, гарантирующих действительно неистощительное пользование лесом и сохранение его экологических свойств. Официальное обращение по этому поводу было направлено в Федеральное агентство лесного хозяйства.

Константин Кобяков, Евгений Чувасов, Андрей Щеголев,
WWF России