Партнеры журнала:

Лесное хозяйство

Тушить все, независимо от происхождения

Позиция WWF России по лесным пожарам

WWF России обращает внимание, что лесные пожары не только несут угрозу жизни людей и прямые экономические потери, но и причиняют огромный ущерб биоразнообразию лесов и местам обитания ценных и редких видов животных и растений, многие из которых сосредоточены в первозданных, или так называемых малонарушенных, лесах.

Пожары – одна из наиболее серьезных опасностей для лесов и их биологического разнообразия. По данным космической съемки, за последние 20 лет в России огонь проходит в среднем 10 млн га лесов в год, в отдельные годы – до 18 млн га (в 2019 году – 16,5 млн га). Ежегодно из-за пожаров полностью погибает не менее 3 млн га лесов, это в три раза больше площади, используемой для заготовки древесины.

Лесные пожары разрушительно действуют на все элементы биоразнообразия. Гибнут животные и растения, в том числе редкие и исчезающие. Но еще опаснее уничтожение их местообитаний, восстановление которых может занять сотни лет, что ставит под угрозу выживание многих видов.

Способствуют лесные пожары и негативному изменению климата вследствие повышения содержания СО2 в атмосфере за счет потерь углерода, накопленного в биомассе и почве.

Антропогенные пожары – одна из основных причин сокращения площади первозданных лесов. На пожары, возникшие по вине человека, приходится 60% их общей утраченной площади. Промышленные рубки, строительство дорог и другой инфраструктуры в первозданных лесах приводят к росту числа пожаров. При этом Россия входит в тройку мировых лидеров по скорости и площади утраты первозданных лесов.

WWF России считает, что из-за увеличения частоты экстремальных погодных явлений, в том числе длительных периодов жары и засухи, риски возникновения лесных пожаров в России будут повышаться1, а недостаточное финансирование противопожарной работы и неэффективное использование имеющихся в бюджете средств не позволит справиться с этой проблемой, поэтому количество и площадь лесных пожаров будут расти.

WWF России выступает за исключение огня из практики природопользования и переход на альтернативные технологии, а также тушение всех возникающих лесных пожаров, независимо от их происхождения и места возгорания (однако признает, что эта цель ввиду экономических причин достижима лишь в долгосрочной перспективе). В связи с этим WWF России считает необходимым принять ряд мер, которые помогут повысить эффективность тушения пожаров и предотвратить их возникновение:

1. Ввести запрет на выжигание сухой растительности с любыми целями, в том числе на профилактические выжигания и огневую очистку лесосек. Огонь от травяных палов или сжигания порубочных остатков на месте вырубки часто переходит в лес. Разрешенные сейчас профилактические выжигания, которые на практике ничем не отличаются от обычных поджогов, – причина значительной части лесных пожаров, особенно весной.

2. Значительно увеличить размер штрафов за поджоги и неосторожное общение с огнем, повысить эффективность выявления таких нарушений. Несмотря на большое количество поджогов, известны лишь единичные случаи привлечения нарушителей к ответственности. Необходимо усилить деятельность государственных органов по выявлению нарушений и взысканию за них штрафов и возмещению ущерба. Увеличение размера штрафов будет стимулировать граждан соблюдать закон.

3. Увеличить существующий объем государственного финансирования тушения лесных пожаров минимум в два раза и обеспечить контроль за надлежащим использованием целевых средств. В настоящее время состав противопожарных формирований и их оснащенность необходимым оборудованием не соответствуют нормативам, зарплаты лесных пожарных остаются очень низкими, а в национальном проекте «Экология» заложено недостаточно средств на приобретение дополнительной противопожарной техники.

4. Изменить подход к выделению «зон контроля лесных пожаров» (территорий, на которых можно не тушить пожары). Современное состояние противопожарных сил таково, что тушить все возникающие пожары они не могут. Пока эта ситуация сохраняется, существование «зон контроля» оправдано. Однако сейчас такие зоны включают эксплуатационные леса, крупные инфраструктурные объекты и даже населенные пункты, где пожары могут привести к значительному ущербу. Следует исключить из «зон контроля» территории, на которых тушить пожары необходимо и возможно технически.

5. Прекратить хозяйственное освоение первозданных (малонарушенных) лесов и поддержку экстенсивной модели лесопользования в целом. Освоение первозданных лесов и строительство в них инфраструктуры ведет к увеличению частоты пожаров, поскольку их основным источником является человек. Дороги повышают эффективность тушения пожара, обеспечивая подъезд техники, но это преимущество не компенсирует существенного повышения пожарной опасности из-за самого наличия дорог. В итоге совокупный ущерб от пожаров и рубок приводит к быстрому исчезновению первозданных лесов в стране.

6. Развивать лесное хозяйство на землях сельхозназначения.2 Леса на таких землях занимают огромную площадь, однако уход за ними запрещен действующим законодательством, из-за чего собственники иногда поджигают их. Возможность ведения лесного хозяйства на землях сельхозназначения будет стимулировать владельцев охранять их от пожаров.

7. Внедрять инновационные и эффективные методы информирования населения о необходимости осторожного обращения с огнем. Нужно активно использовать современные эффективные каналы и форматы коммуникации, чтобы достичь максимального охвата аудитории.

8. Создать для арендаторов лесного фонда экономические стимулы к тушению и предотвращению лесных пожаров. Многие арендаторы добровольно вкладывают значительные средства в профилактику и тушение пожаров и обычно не получают компенсации. Для них следует снизить арендные или налоговые платежи пропорционально вложенным в охрану лесов средствам.

9. Проводить оперативный перерасчет ежегодного допустимого объема вырубки с учетом площади пострадавших при пожарах лесов, чтобы избежать их истощения. Необходимо снижать объемы заготовок древесины сразу после установления последствий пожара (гибели или повреждения лесов), но не позже чем через три года после пожара, а не раз в 25 лет при проведении очередного лесоустройства, как принято в настоящее время.

10. Наделить госинспекторов и охотоведов служб охотничьего надзора и дирекций ООПТ правом составления протоколов за нарушение правил пожарной безопасности на всех природных территориях. Организовать их обучение правилам выявления и фиксации фактов нарушения правил пожарной безопасности.

11. Принять меры для развития добровольного противопожарного движения, в том числе по обеспечению противопожарным оборудованием и обучению технике тушения пожаров. Добровольцы могут помочь государственным противопожарным службам, особенно в периоды высокой нагрузки, а также при неопределенности с органами, ответственными за тушение пожаров (на землях запаса и сельхозназначения). Кроме того, добровольные дружины подают населению пример ответственного поведения.

12. Сформировать индикатор национального проекта «Экология» с учетом обеспечения ежегодного снижения площади пожаров. Индикаторы должны быть привязаны не к денежному ущербу от пожаров, а к площади, пройденной огнем. Сегодня, если органы дознания работают плохо и виновник пожара не найден, выявленный ущерб снижается, в итоге пожарная статистика не отражает реальной ситуации.

13. Разработать и реализовать программы по восстановлению естественных лесных и нелесных экосистем, более устойчивых к воздействию пожаров, включая восстановление смешанных лесов и обводнение осушенных болот. Лесовосстановление в России почти полностью ориентировано на воспроизводство хозяйственно ценных лесов, предназначенных для заготовки древесины. Однако в защитных лесах необходимо ориентироваться на воссоздание естественных лесов, более устойчивых к пожарам. Также перспективно создание противопожарных полос из более устойчивых к пожарам насаждений, а на нелесных территориях – обводнение осушенных болот.

14. Создать механизм раскрытия всей информации о лесах, полученной за государственный счет, в том числе данных о лесных пожарах, в удобном для использования и обработке формате. В последние годы объем искаженных или скрытых сведений о пожарах и ущербе от них значительно сократился, но полностью эта проблема еще не решена. Кроме того, доступ к части данных о пожарах в государственных информационных системах затруднен или закрыт.

WWF считает, что проблема лесных пожаров в России требует системного решения, одновременного принятия соответствующих мер на федеральном и региональном уровне, а также совместных действий органов государственной власти, бизнеса, природоохранных организаций и гражданского общества.

Для охраны наиболее ценных лесов от пожаров и сохранения их биологического разнообразия WWF России работает и будет работать в приоритетных регионах по следующим направлениям:

  • подготовка предложений для органов государственной власти по совершенствованию правового регулирования в области охраны лесов от пожаров. Благодаря в том числе WWF было увеличено число работников лесной охраны, а в рамках национального проекта «Экология» выделены дополнительные средства на лесопожарную технику;
  • внедрение инновационных технологий для оперативного мониторинга и тушения пожаров, в том числе дистанционного мониторинга, беспилотных летательных аппаратов, мобильных приложений и систем наблюдения за пожарами с помощью видеокамер. Переданные WWF беспилотные летательные аппараты уже используются для уточнения положения фронта пожара и координации работы пожарных групп. Также WWF организует обучение методам мониторинга, тушения и предотвращения пожаров;
  • вовлечение ответственного бизнеса в реализацию совместных проектов по предотвращению пожаров. К примеру, соглашения WWF России с лесозаготовительными компаниями по охране ценных лесов включают и обязательства компаний по охране этих лесов от пожаров;
  • содействие мероприятиям по профилактике лесных пожаров и поддержка противопожарных формирований, в том числе местных экологических движений, которые обеспечивают защиту от пожаров наиболее ценных лесов. Так, к 2020 году WWF передал в общей сложности около 200 единиц противопожарной техники добровольным и государственным противопожарным бригадам, работающим в приоритетных для WWF России регионах;
  • разработка и реализация мер по сохранению первозданных лесов и развитию лесного хозяйства во вторичных лесах. Только за последние три года благодаря работе WWF из освоения было выведено 7,24 млн га первозданных лесов. 

В пожарной статистике из года в год в числе самых горимых лесных регионов фигурируют Республика Саха (Якутия), Забайкальский и Красноярский края, Амурская и Иркутская области.

Рейтинг максимально горящих регионов по данным ИСДМ-Рослесхоз (средняя площадь лесных пожаров за последние 20 лет, га):

Республика Саха (Якутия) 1 594 277
Амурская область 1 093 756
Забайкальский край 919 450
Красноярский край 836 374
Иркутская область 630 943
Хабаровский край 530 405
Республика Бурятия 444 151

Другую последовательность регионов по горимости можно получить, если сравнивать их не по общей площади лесных пожаров, а по доле площади лесных пожаров относительно лесопокрытой площади региона.

Если в регионе на лесные пожары проходится в среднем более 1% лесопокрытой площади в год, то с большой степенью вероятности это означает, что истощение лесного ресурса происходит только в результате пожаров. А если к такому воздействию на леса добавить еще заготовку древесины, то очевидно, что ситуация с неистощительным лесопользованием в этом регионе катастрофическая.

В регионах-«лидерах» природные и погодные условия способствуют быстрому распространению огня на большой территории. Во-первых, летом там часто случаются затяжные периоды жары и засухи. Во-вторых, для огня почти нет естественных препятствий: много равнин, а леса однородны по породному составу, так что огонь в них может распространяться очень быстро. В-третьих, весной во многих регионах проводят профилактическое выжигание сухой травы, которое признано одной из основных причин возникновения весенних лесных пожаров по всей стране, поскольку при этом очень часто не соблюдаются необходимые меры безопасности.

В России большая часть лесных пожаров происходит по вине человека, а погодные катаклизмы в виде жары и засухи – лишь катализаторы пожарной катастрофы, но не ее причина. Пока не будут устранены причины, в том числе не будут запрещены профилактические выжигания травы как пример безответственного обращения с огнем, проблему лесных пожаров решить не удастся.

Сейчас уже прошел первый, весенне-летний, пик лесных пожаров. В части регионов малоснежная зима и аномально ранний приход тепла обусловили наступление пожарного сезона раньше обычного и высокую горимость. Однако в конце весны и начале лета выпало большое количество осадков, и по первым пяти месяцам 2020 года общая площадь, пройденная лесными пожарами в стране с начала года (5 млн га) оказалась только немного больше средней площади за 20 лет наблюдений с помощью методов космического мониторинга.

При этом в ряде регионов из-за особенно неблагоприятной весенней погоды в первой половине пожарного сезона леса горели сильнее, чем обычно. По итогам первой половины 2020 года согласно данным ИСДМ-Рослесхоз уже составлен рейтинг регионов, в которых площадь лесных пожаров существенно превысила средние значения для весенне-летнего сезона или достигла максимальных за весь период наблюдений. Хотя, если сравнивать эти цифры с общей пожарной статистикой по стране, то за счет меньшей площади они окажутся не на первых строчках.

Регионы, в которых в первые пять месяцев 2020 года леса горели значительно больше, чем в среднем за последние 20 лет (по данным ИСДМ-Рослесхоз):

Алтайский край
Белгородская область
Брянская область
Волгоградская область
Воронежская область
Калужская область
Карачаево-Черкесская Республика
Кемеровская область
Курская область
Новосибирская область
Омская область
Республика Адыгея
Республика Дагестан

Также составлен рейтинг регионов, в которых по итогам первых пяти месяцев 2020 года площадь лесных пожаров была ниже средних значений. Однако в них, в частности в Амурской области, ситуация еще может кардинально измениться из-за погодных катаклизмов, которые возможны в течение второго пикового периода лесных пожаров, который обычно приходится на конец лета – начало осени.

Регионы, в которых в первые пять месяцев 2020 года леса горели значительно меньше, чем в среднем за последние 20 лет (по данным ИСДМ-Рослесхоз):

Амурская область
Астраханская область
Вологодская область
Кировская область
Курганская область
Пермский край
Республика Башкортостан
Республика Карелия
Тюменская область
Удмуртская Республика
Ульяновская область
Челябинская область

В целом в этом году, по данным Росгидромета, в России ожидается засушливое и жаркое лето. Ситуация в регионах будет зависеть не только от общего количества осадков, но и от их распределения. 10 дней без дождя – и пожарная обстановка в регионах из числа наиболее горимых может серьезно ухудшиться. Согласно прогнозам, 2020 год по лесным пожарам может не уступить 2019 году, когда их площадь по стране достигла 16,5 млн га, или даже побить рекорд прошлого года.

Площадь лесных пожаров в 2019 году в наиболее горимых за последние 20 лет регионах, га:

Республика Саха (Якутия) 4 731 878
Амурская область 455 427
Забайкальский край 956 723
Красноярский край 2 870 845
Иркутская область 2 011 588

Текст WWF России