Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Партнеры журнала:

Лесное хозяйство

Природоохранный кодекс

Тестировано экологией

30 января прошло заседание Совета безопасности РФ, в котором приняли участие представители Всемирного фонда дикой природы (WWF), политики, экономисты и бизнесмены. Впервые начиная с 90 х годов прошлого века мероприятие было посвящено проблемам охраны окружающей среды.

«Природоохранные организации России приветствуют тот факт, что высшее руководство страны стало уделять такое внимание проблемам окружающей среды, и полагают, что главной задачей в нынешней ситуации является воссоздание отдельного самостоятельного федерального органа исполнительной власти, наделенного всей полнотой функций и ответственности за общее состояние экологии в стране», - отметил в ходе заседания директор WWF России Игорь Честин.

Он напомнил, что «Президент РФ дважды давал поручения правительству рассмотреть вопрос о восстановлении самостоятельного природоохранного органа, но оба раза ввиду межведомственных разногласий решение так и не было принято».

Идею воссоздания самостоятельного федерального органа в сфере экологии поддержал и заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Олег Митволь, напомнивший о том, что в материалах заседания Совета безопасности главным приоритетом развития страны назван не экономический рост, а жизнь и здоровье человека.

«Я надеюсь, что это обсуждение на Совете безопасности не было предвыборным шагом, а станет последовательной политикой Кремля, которая будет доведена до конца», - заметил принимавший участие в пресс-конференции член совета директоров Альфа-Банка, член правления WWF России Александр Гафин.

Действующее экологическое законодательство разрабатывалось в начале 90 х годов ХХ века, за последние несколько лет оно было значительно ослаблено, а в 2006 году была отменена обязательная экологическая экспертиза проектируемых объектов. Лучшим выходом из этой ситуации на данный момент было бы создание Экологического кодекса, охватывающего все сферы правового регулирования в области охраны окружающей среды. При этом он должен быть непосредственно связан с другими основополагающими законодательствами - Административным, Водным, Гражданским, Земельным, Лесным, Налоговым кодексами, что, в свою очередь, потребует внесения изменений и в эти документы. На сегодняшний день вне правового регулирования остаются такие важнейшие вопросы, как порядок установления зон экологического бедствия, охрана почв, возмещение экологического вреда прошлых лет, экологическое образование, страхование, аудит и экологическая сертификация. Несмотря на то что действующим законодательством декларируется необходимость стимулирования предприятий к внедрению лучших технологий, никаких мер для этого не предусмотрено.

«Очевидно, что главной проблемой является отсутствие государственной экологической политики, - сказал Игорь Честин. - У нас в стране нет сформулированных целей в области экологии, которых мы хотели бы достичь в ходе развития нашей страны. Ясно, что и выработку государственной политики, включая разработку необходимой законодательной базы, а также ее проведение в нашей стране и за рубежом может осуществлять только самостоятельный федеральный орган исполнительной власти».

После ликвидации Госкомэкологии в 2000 году о необходимости создания такого органа говорили и при разработке Экологической доктрины РФ, и в рамках рабочей группы при председателе Совета Федерации С. М. Миронове, и на заседаниях Совета при Президенте РФ по развитию институтов гражданского общества и по правам человека, и в Общественной палате РФ, и в Государственном совете. Однако вопрос до сих пор не решен. По словам директора WWF России, этот орган должен подчиняться председателю Правительства РФ, иметь территориальные органы в субъектах РФ, но не должен дублировать или заменять существующие органы ведомственного или регионального экологического контроля.

По мнению WWF, под эгидой этого ведомства должен быть сформулирован ряд межведомственных комиссий, поскольку вопросы охраны окружающей среды входят и в промышленную политику, и в управление финансами, и в образование, и в культуру. «Именно в этих комиссиях должна формироваться государственная политика в соответствующих областях, - отметил Игорь Честин. - Принципиальным вопросом при создании ведомства станут кадры - за время экологического безвластия «золотой запас» профессиональных чиновников-экологов в основном растерян. Вероятно, придется начинать, как и 20 лет назад, когда был создан Госкомитет по охране окружающей среды СССР, с привлечения специалистов из регионов, научных и общественных организаций».

Регина БУДАРИНА