Партнеры журнала:

В центре внимания

Воспроизводство лесов предложения для новой редакции стратегии развития лесного комплекса до 2030 года

Воспроизводство леса – это воссоздание леса, подобного прежнему или отличающегося от него, которое обеспечивается системой лесохозяйственных мероприятий по заготовке семян, закладке и содержанию лесосеменных и маточных плантаций, выращиванию посадочного материала, созданию лесных культур, содействию естественному лесовозобновлению, рубкам ухода в молодняках, прореживаниям, санитарному оздоровлению леса и другими.

Иными словами, это выращивание леса до той стадии, пока его хозяйственные, защитные и другие свойства и функции не будут восстановлены после рубки, пожара или иных нарушений. Результатом воспроизводства является насаждение с определенными свойствами. Основными параметрами, определяющими эти свойства, являются породный состав, высота и полнота.

Воспроизводство лесов должно обеспечиваться в максимально короткие сроки наиболее эффективными в лесоводственном, экологическом и экономическом отношении способами, при этом необходимо рациональное использование лесных земель, повышение продуктивности и качества лесов, их защитных свойств, экосистемных и социальных функций.

Проблемы

Главная цель управления – достижение результата. Результатом управления лесами должно быть получение определенного количества необходимых рынку лесоматериалов при соблюдении принципа непрерывности лесопользования, сохранении высокого качества насаждений и обеспечении их экологических и социальных функций. Действующая в России система лесоуправления построена на контроле выполнения норм снизу вверх – от участка до федерального уровня, причем контролируется выполнение норм, а не результат.

Собираются обобщенные лесоводственные данные, закрытые для независимого общественного контроля, при этом отсутствуют показатели эффективности лесоуправления по обобщающим индикативным показателям, включая экономическую оценку лесов, а также система прогноза развития лесов в связи с достижением определенных экономических и лесоводственных характеристик, не реализованы прогнозные и ресурсные модели для расчета индикативных показателей. Контроль основан на сборе детальной информации лесоустройства, которое не проводится в необходимые сроки. Таким образом, сегодняшние система лесоуправления, методы контроля и информационного обеспечения пока фактически воспроизводят экстенсивную модель лесного хозяйства, не учитывающую потребности рынка.

В настоящее время основной проблемой воспроизводства лесов является его неэффективность. Финансируются и контролируются действия и промежуточные показатели (посадка, тип посадочного материала), а не результат – создание экономически ценных насаждений (хвойных, дубрав и пр.). За редким исключением мероприятия по посадке леса без последующих эффективных уходов приводят либо к гибели посадок, которые заглушаются травянистой растительностью или попадают под полог осины и березы, либо к формированию загущенных хвойных монокультур, пожароопасных и неустойчивых к засухе и поражению насекомыми и патогенами.

Несмотря на общее увеличение расчетной лесосеки, качественные характеристики лесов существенно ухудшились, в первую очередь из-за истощения запаса наиболее востребованных экономически хвойных пород и замены их в древостоях березой и осиной. Лиственные древостои занимают площади, на которых могли бы произрастать хвойные. В России валовой доход с единицы площади эксплуатационных лесов при одинаковых затратах в 30–35 раз ниже, чем в Финляндии. Расстояние вывозки балансов сейчас близко к значениям на грани окупаемости. Истощенность экономически доступных лесных ресурсов обусловлена рядом факторов, включая излишнюю нагрузку на осваиваемые леса вследствие неправильного определения расчетной лесосеки (ежегодного разрешенного объема пользования, ошибочно завышаемого из-за использования устаревшей или искаженной информации о лесах, равно как и включения в расчет экономически недоступных лесов) и масштабных лесных пожаров. Тем не менее решающим фактором является уже несколько десятилетий отсутствующие эффективное лесовосстановление ценными породами и рубки ухода в молодняках, направленные на формирование экономически ценных насаждений.

В настоящее время молодняки переводятся в покрытые лесом земли уже в середине периода уходов за ними – это не позволяет объективно оценить успешность воспроизводства лесов. Однако, даже по таким официальным данным, более 25% культур гибнут в первые 10 лет после посадки, еще больше в последующие 10–15 лет. Так, с 1983 по 2003 год погибло 53,5% созданных лесных культур. Для формирования молодняков требуемого породного состава и густоты в них необходимо проводить в среднем два приема ухода. При средней площади лесовосстановления в последние 10 лет 0,85 млн га уходом должно быть охвачено 1,7 млн га в год, в реальности уход проводится в среднем на 0,27 млн га, то есть на площади в шесть раз меньше необходимой. Основной причиной неэффективности системы воспроизводства лесов в Российской Федерации является ориентированность нормативной базы и практики ведения лесного хозяйства на первый этап цикла воспроизводства лесов – посадку.

Органы управления лесами и лесопользователи при узком горизонте планирования нередко рассматривают инвестиции в строительство дорог, эффективное лесовосстановление и рубки ухода в молодняках, которые могут окупиться только через десятки лет, как производственные затраты, требующие минимизации в первую очередь за счет качества выполнения работ. Большие затраты на лесовосстановление путем создания лесных культур без дальнейшего грамотного ухода не оправданы.

При лесовосстановлении совершенно не учитываются реалии глобальных климатических изменений, в том числе сдвиг оптимума лесорастительных условий для определенных пород, поэтому риск гибели созданных лесных культур повышается.

Особенности воспроизводства лесов в зависимости от целевого назначения

Подходы к воспроизводству должны различаться в лесах хозяйственного назначения (предназначенных в первую очередь для удовлетворения потребности в древесине и иных получаемых от леса возобновляемых природных ресурсах), защитных лесах (предназначенных прежде всего для сохранения или формирования благоприятной среды жизни человека, рекреации, сохранения водных ресурсов, предотвращения почвенной эрозии и т. п.) и на территориях дикой природы (малонарушенных лесных территориях и других территориях естественных лесов, не утративших способности к самоподдержанию).

На территориях дикой природы воспроизводство лесов должно осуществляться за счет естественного лесовосстановления, в защитных лесах – преимущественно за счет естественного лесовозобновления, за исключением случаев, когда такое возобновление затруднено или по разным причинам (повышение рекреационной привлекательности лесов, повышение устойчивости лесов к климатическим изменениям, восстановление возможности заготовки пищевых ресурсов) необходимо обеспечить скорейшее воспроизводство определенных пород (например, сосны кедровой, дуба, некоторых других широколиственных пород), которые плохо воспроизводятся естественным образом.

В лесах хозяйственного назначения воспроизводство лесов должно осуществляться с помощью искусственного и естественного возобновления – в зависимости от целевого назначения участков, детерминируемого в основном их продуктивностью и удаленностью от дорог круглогодичного действия. Эти факторы являются определяющими для результативного создания лесных культур и качественных уходов в молодняках. Следует учесть, что большие лесные площади неоправданно отнесены к эксплуатационным лесам (например, значительные площади лесотундры в дальневосточных регионах), проводить в них какое бы то ни было специальное лесовосстановление не следует.

Целевые показатели, характеризующие успешность воспроизводства лесов

Пороговые продуктивность лесных участков и удаленность от дорог круглогодичного действия должны быть установлены для лесорастительных районов, в которых есть леса хозяйственного назначения. На достаточно продуктивных и близких к дорогам участках в лесах хозяйственного назначения (в зависимости от лесорастительного района и лесорастительных условий) должны быть установлены количественные целевые показатели насаждения по породному составу и полноте (густоте, количеству стволиков целевой породы на единицу площади), формируемые посадкой, мерами содействия естественному возобновлению (СЕВ) или посредством естественного возобновления и рубок ухода в молодняках. Эти показатели необходимо проверять раз в год, потом раз в 5, 10 и 20 лет после посадки или проведения мер СЕВ.

Например, следует установить, что к окончанию периода уходов за молодняками в преимущественно хвойных насаждениях на 1 га должно быть 1500–3000 целевых деревьев, равномерно распределенных по площади, и не должно быть нецелевых деревьев, способных обогнать целевые в росте.

Для определенных пород, лесных регионов и лесорастительных условий можно использовать иные показатели. Количественные показатели могут различаться в зависимости от целевого назначения лесов – для промышленной заготовки древесины и защитных и отражать не процессы (посадка леса, проведение рубок ухода), а результат: площадь экономически ценных лесов, сформированных с помощью эффективного лесовосстановления экономически ценными породами и рубок ухода в молодняках. Вместо правил по лесовосстановлению и уходу за лесами должны быть разработаны рекомендации для разных лесных районов и лесорастительных условий.

При установлении количественных показателей, особенно по породному составу, необходимо учитывать фактор климатических изменений. Прогнозные карты изменения режима осадков и температуры помогают при выборе целевой породы и смешения пород. Результатом лесовосстановления должны стать насаждения, адаптированные к негативным последствиям изменения климата.

Меры административного контроля

Данные о восстанавливаемых участках, проведенных мероприятиях и характеристиках насаждений с географической привязкой должны быть в открытом доступе в интернете, на одном портале, для обеспечения государственного и общественного контроля. Информация должна быть доступна в течение срока, равного периоду ухода за молодняками.

Кроме того, необходимо провести ревизию культур, созданных за последние 20 лет, и мест, где принимались меры СЕВ, и выявить участки, на которых возможны рубки ухода с обеспечением формирования насаждений с установленными целевыми показателями.

Меры экономического стимулирования и защиты инвестиций

Помимо мер административного контроля, необходимо разработать и внедрить комплекс мер по стимулированию лесопользователей к инвестированию (в том числе гарантиями сохранности инвестиций) в лесные дороги круглогодичного действия и проведение затратных мероприятий по ведению лесного хозяйства (посадок, качественных рубок ухода в молодняках и других, которые нужно рассматривать как долгосрочные инвестиции). Возможны следующие меры:

  • взимание арендной платы с площади лесов, а не с объема пользования;
  • установление зависимости расчетной лесосеки от результатов воспроизводства лесов (чем лучше воспроизводятся хвойные или твердолиственные насаждения, тем больше расчетная лесосека);
  • снижение расчетной лесосеки для участков, при освоении которых строятся временные дороги, не рассчитанные на эксплуатацию в течение периода воспроизводства лесов;
  • установление зависимости платы за пользование лесным участком от качества лесного хозяйства (чем выше качество по определенным критериям, тем ниже плата);
  • установление максимальной ширины лесосек сплошных рубок, при которой будет обеспечиваться их эффективное обсеменение от прилегающих стен леса (например, 100–200 м);
  • частичное субсидирование затрат лесопользователей на ранних этапах воспроизводства лесов (от лесовосстановления до окончания периода ухода за молодняками), создание и поддержание постоянной лесной инфраструктуры в староосвоенных лесах;
  • совершенствование режима для ряда категорий защитных лесов, существующих в условиях сильного антропогенного стресса, для обеспечения совмещения грамотного лесного и лесопаркового хозяйства и сохранения средообразующих, рекреационных и других полезных функций леса;
  • разработка и реализация комплекса мер по развитию муниципальной энергетики, которые способствовали бы созданию спроса на мелкотоварную древесину, получаемую при рубках ухода, отходы лесопиления и пр.;
  • разрешение лесовыращивания на заросших древесно-кустарниковой растительностью частных землях сельскохозяйственного назначения.

Ведение лесного хозяйства на землях сельскохозяйственного назначения для плантационного выращивания древесины должно регламентироваться лишь правилами, действующими на таких землях для других технических культур в отношении пожарной безопасности, предотвращения появления и распространения заносных видов, использования химикатов и прочего, а также нормами оборота древесины. В остальном породный состав и другие характеристики насаждений владельцы лесных плантаций должны выбирать по своему усмотрению, сообразно экономическим интересам. Это должно содействовать максимально интенсивному использованию сельскохозяйственных земель, на которых не выращиваются продовольственные, технические и кормовые культуры, для выращивания древесины и позволит снизить хозяйственную нагрузку на другие леса.

Участки лесов старше 40 лет, выросших на заброшенных землях сельскохозяйственного назначения, и бывших сельских лесов часто активно используются местным населением для рекреации, сбора ягод и грибов, выполняют защитные функции. Такие участки должны быть выявлены, а хозяйство на них должно вестись в соответствии с нормами для защитных лесов.

Все обозначенные выше меры должны быть разработаны и апробированы с вовлечением и учетом интересов заинтересованных сторон лесного сектора, включая лесопромышленные предприятия, научные и образовательные учереждения, НПО. 

Текст Николай Шматков директор FSC России

По материалам журнала WWF России «Устойчивое лесопользование»