Партнеры журнала:

В центре внимания

Новый национальный стандарт FSC

Что изменится для держателей сертификатов?

Принятия нового стандарта FSC по лесоуправлению ждали давно. Разработка документа, который охватывал бы все три стороны (экологическую, экономическую и социальную), продолжалась почти шесть лет.

Наконец, стандарт официально опубликован и известна дата его вступления в силу. Что нового он принесет FSC-сертифицированным лесопользователям в России и тем, кто только собирается присоединиться к самой быстрорастущей схеме добровольной лесной сертификации в мире? Рассмотрим новые концепции СПОС и МИР, а также наиболее важный вопрос: сохранение лесов высокой природоохранной ценности, включая малонарушенные.

Разработка и вступление в силу

Шесть лет группа разработчиков с привлечением экспертов из разных сфер разрабатывала национальный стандарт FSC. Стандарт прошел два раунда широких публичных консультаций. В конце 2018 года его направили на рассмотрение в Международный комитет по политикам и стандартам (Policy and Standards Committee, PSC), однако там вернули на доработку. К концу 2019 года стандарт был окончательно доработан. 10 августа 2020 года его утвердили.

Новый документ «FSC-STD-RUS-02-2020 Национальный стандарт FSC для Российской Федерации» вступит в силу 22 марта 2021 года. Переходный период составит один год и закончится 21 марта 2022 года. Срок от публикации стандарта до его вступления в силу был увеличен по просьбе Координационного совета FSC России с трех до шести месяцев. Таким образом, фактический период перехода для пользователей составит 1,5 года. При желании компании могут проходить аудит по требованиям нового стандарта сразу после его официальной публикации. Это правило не закреплено в нормативных документах FSC, но подтверждено письмом от FSC International.

Основные отличия нового стандарта

Новый стандарт существенно отличается от действующего текстом, хотя суть требований FSC поменялась незначительно. Однако пользователям (держателям сертификатов, органам по сертификации, консультантам, экспертам, заинтересованным сторонам) определенно потребуется время для адаптации к обновленным требованиям, внедрения новых практик и процессов.

В качестве первого шага для перехода на новый стандарт рекомендуется изучить раздел «глоссарий». В новом стандарте используется иная терминология, даже в тех частях, в которых содержание требований изменилось мало, поэтому пользователям придется тщательно его изучить.

К примеру, появился термин «единица управления». Он схож с термином «единица лесоуправления», фигурирующим в действующем стандарте. Но это разные термины. Под единицей управления (новый стандарт) понимается заявленная для сертификации территория, инфраструктура и прочие земли, используемые для управления. А единица лесоуправления (текущий стандарт) – это территориальная единица лесоуправления или участок лесного фонда, переданный в аренду. Еще один пример. Введенный термин «адаптивное управление» означает систематическое непрерывное совершенствование политик и практик управления на основе накопленного опыта. В действующем стандарте он почти не используется.

Помимо обновления терминологии, введено новое требование: использование концепции свободного предварительного осознанного согласия. Это требование при разработке стандарта оказалась одним из самых обсуждаемых. Опыт его применения в лесной сфере в России почти отсутствует. Концепция предполагает, что лесопользователи должны получить документированное согласие на определенные виды хозяйственной деятельности тех, кто имеет право на свободное предварительное осознанное согласие (СПОС): коренных народов и местного населения. От взаимодействия и/или консультаций она отличается тем, что результат определяет не компания, а носители прав на СПОС, то есть носители прав могут не дать согласия на определенную деятельность лесозаготовителя.

Как компании работать с концепцией СПОС? Первым делом необходимо определить, кто является носителем прав, и можно ли нарушить эти права в результате хозяйственной деятельности. СПОС необходимо получить у коренных народов и местного населения в двух случаях:

  • для того чтобы выяснить, согласны ли коренные народы или местные сообщества, законные или обычные права которых на ресурсы или землю на единице управления или вблизи нее могут быть затронуты управленческой деятельностью, с предлагаемой деятельностью и с тем, как она планируется;
  • для того чтобы запросить у коренных народов и местных сообществ разрешение, если сертифицированная организация намерена использовать их традиционные знания. Этот случай в России пока не имел места.

Заместитель директора фонда «Серебряная тайга», эксперт по социальным вопросам сертификации, член Координационного совета FSC России Валентина Семяшкина сказала: «Много дискуссий при подготовке документа было по поводу включения в стандарт требований СПОС – свободного предварительного и осознанного согласия. Как известно, существуют международные стандарты соблюдения прав человека, прав коренных народов. И СПОС (англ. FPIC) – один из признанных механизмов соблюдения этих прав, до сих пор, к сожалению, не применявшийся при ведении лесоуправления. Между тем лес является традиционным жизненным пространством для многих народов, населяющих Россию, и у сообществ "лесных" народов есть приоритеты, связанные с использованием леса и его ресурсов, и есть обычные права, закрепленные опытом поколений. И если компания позиционирует себя как ответственный лесопользователь, то она не может игнорировать эти приоритеты и права. Кстати, плюсы в данном случае имеет и компания, так как использование механизма СПОС, хотя и связано с дополнительной нагрузкой, минимизирует риски причинения ущерба местным сообществам и территориям, риски, связанные с возможными конфликтными ситуациями и потерей доверия к компании».

В новом стандарте также появилось требование учитывать в полном объеме масштаб, интенсивность и риск (МИР) хозяйственной деятельности. Концепция МИР учтена в большинстве критериев стандарта и, соответственно, в их индикаторах, а также в нормативном приложении Е. Как работать с МИР? Организация должна оценить риски негативного воздействия хозяйственной деятельности на выявленные природные ценности. В приложении приведен минимальный перечень потенциальных областей рисков, которые компания должна оценить. Затем, в зависимости от оценки риска негативного воздействия, разрабатываются и реализуются корректирующие меры для его снижения.

FSC России будет проводить вебинары о применении нового стандарта, чтобы помочь всем заинтересованным разобраться с новыми требованиями.

Высокие природоохранные ценности

Действующий стандарт предоставлял компаниям возможность трактовки требований по сохранению лесов высокой природоохранной ценности (ЛВПЦ). Разработчики нового стандарта структурировали всю научную и методологическую информацию о таких лесах, что позволяет исключить различные толкования. В новом стандарте требования по сохранению участков с ВПЦ стали более нормативными и структурированными. Классификация ВПЦ стала детальнее, конкретизированы требования по ВПЦ 5 (потребности населения) и ВПЦ 6 (культурные ценности). Также в последнее требование добавлено следующее уточнение: можно проводить только предварительную оценку наличия ряда небольших по площади типов/подтипов ВПЦ с возможностью последующего уточнения их расположения и принятия охранных мер.

МЛТ

До вступления в силу нового стандарта действует указание по решению 65 Генеральной ассамблеи FSC-2014, не позволяющее держателям сертификатов осуществлять лесопользование на территории более 20% площади МЛТ в аренде. Новый вариант стандарта предусматривает три варианта действий организации по сохранению МЛТ:

  1. Выделение зоны строгой охраны площадью не менее 80% МЛТ в аренде.
  2. Выделение зоны строгой охраны площадью не менее 50% и внедрение щадящих методов лесопользования на остальной части МЛТ в аренде.
  3. Выделение зоны строгой охраны площадью не менее 30%, обеспечение ее долгосрочного сохранения (например, путем создания ООПТ) и внедрение щадящих методов лесопользования на остальной МЛТ.

Важно, что в новой версии стандарта соглашения между организациями и заинтересованными сторонами (ЗС), а также публичные декларации организаций, согласованные с ЗС и принятые до вступления в силу новой версии стандарта, действуют в течение оговоренных сроков, даже если указанные в них уровни и сроки сохранения МЛТ не соответствуют приведенным в новом стандарте.

WWF России приветствует появление нового стандарта и отмечает, что он на ближайшие годы поставит новую планку экологической и социальной ответственности для компаний лесного сектора. Новый стандарт позволит эффективнее сохранять первозданные леса и биоразнообразие лесных экосистем, а также будет способствовать ведению грамотного, неистощительного лесного хозяйства на освоенных территориях. Он поможет сделать все эти процессы более открытыми и прозрачными и для лесозаготовителей, и для всех заинтересованных сторон, в том числе природоохранных организаций и экоактивистов, местных жителей и органов управления лесами.

Близкий к финальному драфт стандарта был опубликован задолго до его утверждения и официальной публикации. Многие крупные компании давно изучили требования нового стандарта и стали внедрять их в производственные процессы. Кроме того, даже те, кто не следил за разработкой стандарта или недавно присоединился к системе FSC, смогут разобраться в новых требованиях. Офис FSC России будет проводить вебинары по новым требованиям и готовит онлайн-обучение. 

Справка

Причина ревизии стандарта

Необходимость ревизии стандарта возникла с появлением Единых международных индикаторов (ЕМИ), которые разработали на основе новых принципов и критериев FSC. В 2015 году международное правление FSC утвердило первую версию ЕМИ в качестве обязательной основы для всех национальных стандартов FSC в мире. И всем странам пришлось разработать свои национальные стандарты на основе ЕМИ или перевести на них действующие стандарты. Соответствующая процедура FSC предполагает, что группы по разработке стандартов могут использовать каждый ЕМИ одним из следующих способов: принять как есть, адаптировать к местным условиям, исключить или добавить новые индикаторы. В конце 2014 года началась разработка нового национального стандарта FSC на основе ЕМИ для России.

Текст Татьяна Дюкова, менеджер по стандартам и качеству FSC России