Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Партнеры журнала:

Эколайф

Социальные аспекты добровольной лесной сертификации по схеме Лесного попечительского совета

Добровольная лесная сертификация – это механизм сохранения различных ценностей лесов, включая экологические, социальные и экономические, посредством независимой оценки широкого комплекса проводимых управляющей лесами стороной лесохозяйственных мероприятий в соответствии со стандартами, разработанными держателем сертификационной схемы.

В настоящее время в мире и России действуют две крупные международные схемы добровольной лесной сертификации. Сертификация по схеме Лесного попечительского совета (FSC) появилась в 1993 году и стала первой в мире. Первой она стала применяться и в России.

К настоящему моменту по этой схеме сертифицировано почти 54,2 млн га российских лесов – почти треть переданных в аренду для заготовки древесины. Рассмотрим социальные аспекты схемы FSC-сертификации.

Как все устроено

Основополагающим документом FSC является устав, который устанавливает две базовые установки организации (статья 7):

1. Принципы и критерии FSC применяются без какой-либо дискриминации ко всем тропическим, умеренным и бореальным лесам мира, которые используются для производства лесной продукции и предоставления экосистемных услуг в долгосрочной перспективе. Лесной попечительский совет в равной степени оценивает экологические, социальные и экономические аспекты лесопользования, которые охватывают ее принципы и критерии.

2. Организация стремится дополнять национальное законодательство и международные договоры и соглашения, способствующие экологически целесообразному, социально выгодному и экономически жизнеспособному лесопользованию.

Основной задачей FSC является разработка и продвижение стандартов организации, важнейшим из которых является стандарт управления лесами – Принципы и критерии лесного попечительства (FSC Principles and Criteria for Forest Stewardship – FSC-STD-01-001 V5-2), который устанавливает основные требования к ведению ответственного лесного хозяйства. Довольно широко распространено мнение, что FSC как организация контролирует органы по сертификации и выдачу сертификатов. Это не так. Органы по сертификации обязаны соблюдать требования, разработанные FSC, но их аккредитацию и контроль выполнения ими этих требований и стандартов FSC осуществляет единый, независимый, международный орган – Assurance Services International (ASI). Но и ASI не руководит органами по сертификации, не разрабатывает требования к ним, не трактует руководящие документы FSC по сертификации, не контролирует выдачу сертификатов (но не качество их выдачи). Органы по сертификации являются независимыми организациями и в деятельности руководствуются только разработанными для них стандартами и другими нормативными документами, но не прямыми указаниями FSC.

Социальные требования. История вопроса

С первой версии стандарта управления лесами, принятой FSC в 1993 году (опубликованной в 1994 году), социальные требования были такими же обязательными, как экономические и экологические. И только полное их выполнение являлось подтверждением ведения устойчивого лесного хозяйства и основанием для выдачи сертификата FSC. Принципы и критерии лесного попечительства постоянно совершенствовались. Дополнения в стандарт были внесены в 1996, 1999, 2002 годах. Значительные изменения стандарт управления лесами претерпел в 2012 году (версия 5–0). С 2015 года действует последняя, дополненная и исправленная, версия 5–2.

Изменения в стандарте касались всех аспектов управления лесами, но, пожалуй, больше других изменились социальные требования. О повышении их важности свидетельствует включение во второй по значимости стандарт FSC на цепочки поставок. Этот стандарт призван контролировать весь путь прохождения древесины с места заготовки до прилавка и гарантировать, что продукция изготовлена из сертифицируемой (допускается определенный процент примеси контролируемой) древесины. Первоначально стандарт FSC на цепочки поставок содержал только требования по контролю прохождения древесины, но со временем и компании, которые не занимаются ведением лесного хозяйства и заготовкой древесины, обязали выполнять основные социальные требования, число которых увеличивается.

Из десяти принципов FSC три касаются социальных аспектов:

  • принцип 2: права работников и условия труда;
  • принцип 3: права коренных народов;
  • принцип 4: отношения с местным населением.

Социальные требования включены и в остальные семь принципов.

Социальные требования в стандарте FSC

Социальные требования в стандартах FSC можно разделить на три группы:

  • учет прав и интересов работников организации;
  • обеспечение безопасных условий труда;
  • взаимодействие с затронутыми/заинтересованными сторонами, включая местное население и коренные народы.

Учет прав и интересов работников организации включает следующие требования:

1) по своевременной и полной выплате работникам заработной платы и иных выплат, предусмотренных законами и подзаконными актами, отраслевыми тарифными соглашениями, коллективным и трудовыми договорами;

2) по отсутствию подневольного труда;

3) по ознакомлению работников с их правами;

4) по подготовке и переподготовке работников;

5) по отсутствию споров;

6) по обеспечению права на ведение переговоров с работодателем и возможности вносить предложения;

7) по отсутствию любых форм дискриминации;

8) по обеспечению работников условиями проживания на лесосеках, соответствующих требованиям Инструкции Международной организации труда.

Обеспечение безопасных условий труда предполагает следующие позиции:

1) на предприятии работникам доступны нормативно-правовые акты и инструкции по охране труда, работники ознакомлены с ними и проведено их обучение;

2) работники обеспечены средствами индивидуальной защиты;

3) проведена специальная оценка условий труда;

4) на предприятии есть служба охраны труда или специалист по охране труда;

5) проводятся мероприятия по охране труда;

6) используется соответствующее оборудование;

7) осуществляется контроль работников за проведением мероприятий по охране труда.

В стандарте FSC большое внимание уделено взаимодействию с затронутыми/заинтересованными сторонами, включая местное население и коренные народы. Два принципа лесного попечительства полностью посвящены этому. Принцип 3 касается организации взаимодействия с коренными народами: организация должна выявлять и соблюдать юридические и обычные права коренных народов в отношении собственности, пользования и управления землями, территориями и ресурсами, подвергающимся воздействию в результате хозяйственной деятельности. Принцип 4 определяет пути взаимодействия с местным населением: организация должна способствовать поддержанию или повышению социального и экономического благосостояния местных сообществ.

Все разделы стандарта FSC содержат требования по обеспечению взаимодействия по различным вопросам с заинтересованными сторонами, отдельно выделены затронутые стороны. Стандарт определяет заинтересованные стороны как любое лицо, группу лиц или организаций, проявивших интерес (или о которых стало известно как об имеющих интерес) к деятельности, ведущейся в пределах единицы управления лесом. Примеры заинтересованных сторон:

  • природоохранные организации (например, природоохранные неправительственные организации);
  • трудовые организации (например, профсоюзы);
  • организации по правам человека (например, социальные неправительственные организации);
  • организаторы местных инвестиционных проектов;
  • органы местного самоуправления на данной территории;
  • органы государственной власти, работающие в регионе;
  • национальные офисы FSC;
  • эксперты по определенным вопросам (например, по высоким природоохранным ценностям); российский стандарт уточняет, что к этой группе также относятся эксперты по биоразнообразию, социальным вопросам и др.

Социальные аспекты FSC и заинтересованные стороны

Стандарт FSC определяет затронутые стороны как «любое лицо, группа лиц или организация, которые подвергаются или могут быть подвергнуты воздействию в результате деятельности в пределах единицы управления лесами». Примеры затронутых сторон включают отдельные лица, группы лиц или организации, расположенные в окрестностях единицы управления, но не ограничиваются ими (например, в случае владельцев и пользователей земель в низовьях рек), это:

  • местные сообщества;
  • коренные народы;
  • работники;
  • население, проживающее в лесных районах;
  • соседние лесопользователи;
  • владельцы и пользователи земель в низовьях рек;
  • местные перерабатывающие предприятия;
  • местные коммерческие орга­низации;
  • владельцы прав собственности и пользования ресурсами, включая землевладельцев;
  • организации, имеющие разрешение или действующие от имени затронутых сторон, например, социальные или природоохранные неправительственные организации, профсоюзы и т. п.

Российский стандарт уточняет, что к затронутым сторонам относятся и следующие:

  • владельцы прав пользования ресурсами (например, охотпользователи, пользователи водных ресурсов, пищевых, лекарственных растений и другой недревесной продукции леса);
  • владельцы прав на выращивание посадочного материала лесных растений, ведение сельского хозяйства, научно-исследовательской, образовательной, рекреационной, религиозной деятельности;
  • организации по строительству и эксплуатации линейных объектов, искусственных водных объектов и/или гидротехнических сооружений;
  • организации, занимающиеся геологическим изучением недр, разработкой месторождений полезных ископаемых.

Фактически интересы всех сторон, на которые в той или иной степени может повлиять ведение лесного хозяйства, должны учитываться при сертификации управления лесами.

Принцип 9 – высокие природоохранные ценности (ВПЦ) – особо выделяет две категории ВПЦ, непосредственно связанных с местным населением, которые обусловлены взаимодействием с местными жителями, включая коренные народы:

  • ВПЦ 5 – потребности населения. Участки и ресурсы, имеющие фундаментальное значение для удовлетворения базовых потребностей местных сообществ или коренных народов (средства к существованию, здоровье, питание, вода и т. д.), определяемые путем взаимодействия с данными сообществами и коренными народами;
  • ВПЦ 6 – культурные ценности. Участки, ресурсы, местообитания и ландшафты международного или национального культурного, археологического или исторического значения, и/или имеющие особую культурную, экологическую, экономическую или религиозную/культовую значимость для традиционных культур местных сообществ либо коренных народов, определяемые путем взаимодействия с этими местными сообществами или коренными народами.

В других принципах и критериях, которые могут быть не связаны напрямую с местным населением, их интересы обязательно учитываются. Например, критерий 10.7, касающийся систем борьбы с вредителями леса, гласит, что «при применении пестицидов организация должна предотвращать, смягчать и/или компенсировать ущерб, нанесенный природным ценностям и здоровью человека.

В целом требования стандарта FSC по взаимодействию с затронутыми/заинтересованными сторонами, в том числе местное население и коренные народы, включают следующие обязательные для выполнения условия:

  • участие затронутых/заинтересованных сторон в планировании хозяйственной деятельности и оценке рисков воздействия лесохозяйственной деятельности на условия жизни коренных народов;
  • определение прав и интересов, сбор информации о владельцах и пользователях;
  • информирование затронутых/заинтересованных сторон о деятельности организации;
  • наличие документально оформленной процедуры рассмотрения споров и жалоб, учет всех споров и жалоб, разрешение споров и жалоб только посредством общения, переговоров или посредничества;
  • наличие процедуры предоставления не конфиденциальной информации общественности относительно планов хозяйственной деятельности, результатов мониторинга хозяйственной деятельности, ВПЦ и т. д.;
  • осуществление деятельности с учетом прав и интересов затронутых/заинтересованных сторон;
  • отсутствие очень острых споров, затрагивающих интересы разных сторон;
  • использование традиционных знаний с компенсацией;
  • реализация концепции «свободного, предварительного, осознанного согласия»;
  • приоритетное трудоустройство местных жителей;
  • ведение мониторинга хозяйственной деятельности, включая сбор и анализ данных по социальному воздействию лесопользования;
  • участие в лесоуправлении, принятии решений, контроле хозяйственной деятельности затронутых/заинтересованных сторон.

Стандартом также предусмотрены требования укрепления местной экономики и улучшения жизни местного населения, имеющие социальную направленность.

Подводя итог

Вообще стандарт управления лесами FSC можно назвать социально ориентированным. Он требует активного взаимодействия с работниками организации, местным населением, коренными народами и затронутыми/заинтересованными сторонами и учета их интересов. Все требования по безопасности труда и условиям труда должны быть выполнены.

В ряде случаев социальные требования стандарта могут показаться завышенными и даже чрезмерными, иногда неактуальными или даже странными в российских условиях. Но если помнить, что стандарт FSC централизованный и распространяется на страны с сильно различающимися социальными условиями, то можно принять эти «чрезмерные» условия и выполнять их не слепо и буквально, а с учетом национальных реалий. Такая унификация требований к ведению устойчивого лесного хозяйства в мире и делает FSC-сертификацию надежной: ей доверяют потребители в разных странах. 

Текст Александр Воропаев, WWF России