Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Партнеры журнала:

В центре внимания

Лесовыращивание на сельхозземлях: быть или не быть?

Прошлой осенью у россиян впервые появилась возможность использовать заброшенные сельхозземли для ведения лесного хозяйства, в том числе и с целью заготовки древесины. И порассуждать об открывающихся возможностях частных лесов не успел только ленивый. Кто-то за эти месяцы уже нафантазировал, как он воплотит мечту стать лесным фермером и вырастит свой лес, кто-то сразу перешел к делу и начал оформлять документы.

Новая инициатива при грамотно выстроенных процедурах могла бы в долгосрочной перспективе обеспечить заготовку до 300 млн м3 древесины в год, что ликвидировало бы кризис с доступными лесными ресурсами во многих регионах страны и снизило темпы освоение экологически ценных первозданных лесов, в которых обитают редкие виды растений и животных. В сельских районах страны появилось бы до 100 тысяч новых рабочих мест, которые там очень нужны. Инициатива помогла бы бороться с лесными пожарами. Могла бы внести значимый вклад в выполнение задач Парижского соглашения, так как в течение 100 лет эти леса будут поглощать в среднем 580 млн т СО2 в год. В общем, она могла бы сделать жизнь России и россиян лучше во многих аспектах, но, как говорится, бог дал – бог взял. Велики шансы, что ничего из этого мы не увидим: не прошло и полгода, как Минприроды России подготовило поправки к сентябрьскому постановлению.

Казалось бы, поправки должны прояснять и облегчать процедуру столь важной для экономики страны и ее жителей инициативы с частными лесами. Но нет. Составители явно подошли к делу со всем рвением и хорошим знанием витиеватой буквы закона, однако их истинные мотивы остаются загадкой. Неужели это попытка выполнить поручение президента лишь на бумаге, а на деле предоставлять людям возможность грамотного и жизнеспособного лесовыращивания никто не планировал? Не будем строить догадки, просто посмотрим на факты и последствия новых поправок.

Лесоводство на сельхозземлях предлагается забюрократизировать настолько, что оно станет фактически невозможным. Получить необходимые разрешения и документы на лес новоиспеченным лесным фермерам будет совсем не просто. Помимо новой сложной формы заявки и необходимости предоставлять фото и видео с участка на CD/DVD-носителе или карте памяти, появился обширный перечень оснований для отказа. Решение будет принимать комиссия из Россельхознадзора, органа управления лесами и регионального органа управления агропромышленным комплексом. Во время владения землей собственнику предстоит составить проект освоения лесов (более сложный, чем для лесного фонда), заполнить лесную декларацию и подготовить множество отчетов, проверять в которых будут даже соблюдение правил русского языка.

Излишне забюрократизированные требования находчивый предприниматель, конечно, сможет обойти – с помощью взяток. Надо сказать, что взяткоемкость новых поправок огромная. Только представьте: в стране около 60 млн га заросших лесом земель, и к 2035 году его на них уже не должно быть. Так что если кто в итоге и обогатится, то точно не лесные фермеры и не государственная казна, что в нынешних непростых социально-экономических условиях очень печально.

При этом подать заявление на ведение лесного хозяйства на своем участке собственник земли может только до 1 октября 2022 года. Тем, кто уже успел это сделать сразу после принятия постановления, в минувшем сентябре, придется пройти всю процедуру снова, по новым правилам.

Получается, предстоит сплошное преодоление бюрократических препон, которое отсеет добрую половину желающих. Но ведь без труда, как известно, никакой тебе рыбки из пруда, так что кто-то в ожидании наград за эти труды попробует дойти до конца. И там его будет ждать еще один сюрприз. Использовать сельхозземли для лесовыращивания можно лишь в течение 10 лет. По истечении этого срока собственник обязан провести культурмелиорацию, другими словами, уничтожить лес и вернуть землю в сельхозоборот, иначе ему выпишут штраф в размере до 700 тыс. руб., после чего землю изымут.

Финальный аккорд, софиты, занавес! Все, можно расходиться, ведь возможность долгосрочного использования лесов поправками просто не предусмотрена. Лесохозяйственный цикл, позволяющий грамотно вырастить экономически ценную древесину, составляет не менее 40–80 лет, в зависимости от региона. И потребуются инвестиции. А что можно успеть сделать за 10 лет? Разве что заполнить многочисленные формы отчетности и оформить все бумаги по новым правилам. На это 10 лет должно хватить, но это тоже не точно.

***

Какими еще последствиями, кроме разгула коррупции грозят новые поправки? Требование по истечении 10 лет уничтожать лес неминуемо приведет к резкому повышению пожарной опасности как на сельхозземлях, так и в примыкающих к ним лесах гослесфонда. Почему? Потому что самый дешевый способ уничтожения леса – это сжигание. Травяные сельхозпалы – одна из главных причин лесных пожаров, поскольку огонь жадно и быстро уничтожает все на своем пути. В России пожарная статистика из года в год плохая – казалось бы, куда хуже, но, видимо, потенциал для роста еще есть.

Обязательное сведение лесов по истечении 10 лет, на которое собственнику даются три года, приведет к росту конфликтов с местным населением. Многие сельские жители воспринимают заросшие сельхозземли как лес и собирают там грибы и ягоды. Но, с 2035 года, видимо, не смогут. Потому что леса больше не будет. Заброшенное поле с лесом станет просто заброшенным полем с травой. Не стоит питать бесплотных надежд на то, что после уничтожения леса эти земли вернутся в сельхозоборот. Они выбыли из него не просто так, а по объективным социально-экономическим причинам. А вот грамотное ведение лесного хозяйства в длительной перспективе можно было бы организовать таким образом, чтобы обеспечить непрерывное формирование лесного покрова на участке. Да и сельским жителям долгосрочное лесное фермерство дало бы рабочие места и доход.

Подведем итог. В случае принятия поправок в нынешней редакции вести лесное хозяйство на сельхозземлях будет не просто сложно, а фактически невозможно. Новые правила игры выглядят так, будто создатели хотят отбить к этой игре всякое желание и у бизнеса, и у граждан. Если не разобраться до конца в новых нормативных хитросплетениях и вступить-таки в эту игру – попробовать оформить по новым правилам использование лесов на сельхозземлях, можно не только не обогатиться, а даже остаться в минусе. Хотите вырастить свой лес? Простите, без шансов. А вот шансы получить штраф или лишиться собственности за неиспользование земли для сельхознужд весьма высоки.

Столь нужная для страны инициатива, которую так долго ждали и за которую так боролись, что даже президент поручил с ней разобраться, появилась. А сейчас есть угроза, что она превратится в жесткую сатиру над самой собой. Как у нас часто бывает, начали за здравие, а кончили за упокой. Что ж, посмотрим, хватит ли у граждан, бизнеса и общественных организаций сил и терпения отстоять право вести эффективное и осмысленное лесное хозяйство на заброшенных полях. В конце концов, бороться за здравый смысл никогда не поздно. К примеру, WWF России уже направил в Минприроды России свои предложения по совершенствованию действующей редакции постановления Правительства РФ от 21.09.2020 №1509, которые позволят вовлечь неиспользуемые земли в экономический оборот и предотвратить экологический ущерб. Поправки же, разработанные Минприроды и вынесенные на regulation.gov.ru на общественное голосование, которое проходило до 2 марта, собрали 6071 голос против (за было лишь пять голосов), что свидетельствует о том, что они действительно нуждаются в доработке.

Предложения WWF России по совершенствованию действующей редакции Постановления Правительства РФ от 21.09.2020 №1509

WWF России считает необходимым закрепить в постановлении №1509 следующие принципиально важные положения:

  • уведомительный характер оформления возможности использования земель сельскохозяйственного назначения с целью использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов;
  • возможность для собственника участка в любой момент перейти с лесопользования на производство сельскохозяйственной продукции, что предполагает сохранение категории земель сельскохозяйственного назначения и возможность проведения культуртехнической мелиорации земель;
  • упрощенный порядок лесопользования по сравнению с действующим на землях лесного фонда, что предполагает неприменимость к этим землям части регуляторной базы в области лесных отношений;
  • обязательное внесение сведений об объемах древесины, заготовленных на землях сельхозназначения в ЕГАИС учета древесины.

Андрей Щеголев, Константин Кобяков, Кристина Тугова, WWF России