Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Мебельное производство

Как пандемия повлияла на мебельную промышленность

Год после локдауна

Итоги деятельности лидеров мебельной промышленности показывают, что она оказалась одной из немногих отраслей, сумевших использовать пандемию и связанный с ней кризис как точку роста. Вот только один пример.

Генеральный директор Первой мебельной фабрики Александр Шестаков
Генеральный директор Первой мебельной фабрики Александр Шестаков

«Первая мебельная фабрика», несмотря на почти двухмесячный локдаун и остановку розничных продаж, сохранила в 2020 году объемы выручки, прибыли и производства на докризисном уровне и рассчитывает на их значительный рост в 2021 году. Для этого предприятие осуществило целый ряд значимых внешних и внутренних преобразований.

В 2019 году выручка фабрики выросла более чем на 22%, до 2,2 млрд руб., и планировался дальнейший активный рост продаж. Но пандемия и, как следствие, запрет на работу розничных мебельных магазинов и салонов, действовавший с конца марта до середины июня 2020 года, стали самым суровым испытанием для мебельной промышленности в период коронакризиса. Это обусловлено спецификой отрасли: для подавляющего большинства мебельных предприятий канал розничных продаж был основным, и его закрытие привело к снижению выручки в этот период в среднем по отрасли на 50%, объемов производства – на 75%.

После снятия ограничений на розничные продажи на рынке был зафиксирован взрывной спрос на мебельную продукцию, остановившийся уже к концу года из-за снижения платежеспособности населения. В результате выручка компании в 2020 году осталась на прежнем уровне: 2,2 млрд руб. Несмотря на то что в I квартале 2021 года тенденция естественного снижения спроса сохранилась, фабрика рассчитывает удержать докризисный объем продаж.

В 2020 году мебельные предприятия были вынуждены серьезно измениться, чтобы выжить и развиваться. «Первая мебельная фабрика» («1МФ») вышла на новые рынки сбыта, повысила эффективность производства, нашла новые форматы работы с конечным покупателем. За прошедший после локдауна год предприятие реализовало ряд важных проектов.

Одним из них стало снижение издержек и рост производительности труда. В июле 2020 года фабрика присоединилась к нацпроекту «Производительность труда» и при поддержке АНО «Федеральный центр компетенций» (ФЦК) успешно завершила его первый этап. За 10 месяцев «1МФ» реализовала пилотный проект внедрения принципов бережливого производства на технологическом потоке выпуска корпусной мебели из ЛДСП для корпоративных заказов. По итогам время, затрачиваемое на изготовление продукции, уменьшилось на 33%, объем незавершенного производства снизился на 37%, выработка на потоке выросла на 32%. Результаты эксперимента были признаны успешными, и началось масштабирование проекта на производства розничных заказов, в том числе кухонной мебели и дверей. По итогам первого года реализации нацпроекта производительность труда на «1МФ» выросла на 42%. «Это серьезное достижение, особенно актуальное на фоне неуклонного роста себестоимости производства продукции из-за удорожания закупаемых материалов: только в I квартале 2021 года рост цен на сырье и сопутствующие материалы составил 12,2%», – отметил генеральный директор «Первой мебельной фабрики» Александр Шестаков.

«Производительность труда – это то, что дает жить нашей стране и не бояться конкуренции в глобальном масштабе», – сказал председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Дмитрий Чернейко. Чиновник уверен, что реализация связанных с производительностью труда проектов необходима, для того чтобы успешно работать на таком высококонкурентном рынке, как мебельный, и такие предприятия, как «Первая мебельная фабрика», могут стать примером для многих компаний в разных отраслях промышленности.

«Повышение производительности труда – ключевая задача для большей части предприятий Санкт-Петербурга. Решить эту задачу можно довольно быстро даже без многомиллиардных инвестиций и заемных средств. Инструменты бережливого производства внедряются пошагово и дают ощутимый, а главное – быстрый результат. За счет комплекса мер удается достигать роста выручки в среднем на 13% в год: такой результат показали предприятия – пилотные участники проекта по всей стране», – сообщила Ирина Голубцова, генеральный директор Регионального центра компетенций в сфере производительности труда в Санкт-Петербурге.

Спад продаж в розничном секторе во время локдауна и наложенных ограничений на работу розничных сетей «1МФ» смогла компенсировать ростом корпоративных заказов. «Для этого была проведена модернизация производства, обновлен и расширен станочный парк. Инвестиции в этот проект составили около 1 млн евро», – сказал Александр Шестаков. По итогам I квартала 2021 года на сегмент B2B пришлись 60% портфеля заказов, на B2C – 40%. Наиболее крупными корпоративными контрактами, заключенными предприятием в этот период, стали соглашения с ООО «Газстрой Северо-Запад», ГлавУпДК при МИД РФ, МГИМО, Городской больницей Святого Великомученика Георгия, а также договор на меблировку апарт-отеля ZOOM.

Сотрудничество с застройщиками в части оказания услуг по комплексной меблировке новых квартир и апартаментов в 2020 году стало еще одним важным трендом развития мебельной отрасли. Строительный бум прошлого года, обусловленный прежде всего программой льготной ипотеки, спровоцировал и рост спроса на меблированные квартиры, уже готовые к заселению и проживанию. Это косвенно сказалось на производителях мебели. В I квартале 2021 года объем продаж корпусной мебели для дома Первой мебельной фабрики вырос в 6 раз по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. По итогам прошлого года в общей структуре продаж розничным клиентам «1МФ» доля комплексной меблировки составила 10% – в два раза больше, чем в 2019 году.

Для удовлетворения растущего спроса на предметы меблировки предприятие разработало несколько новинок ассортимента. Одна из них – экспресс-кухни «Лайт», представляющие собой готовые дизайн-решения и модульные комплекты кухонной мебели с фасадами из ЛДСП, состоящие из ограниченного набора секций в популярных цветовых сочетаниях. При создании коллекции «Лайт» был использован принцип «Минимум кастомизации и максимум автоматизации», который позволил снизить себестоимость продукции и поддержать привлекательные розничные цены. Так, минимальная стоимость кухни «Лайт» при сохранении высокого качества изделий, неизменно отличающего всю продукцию «1МФ», в дилерской сети составляет 39,9 тыс. руб. Кухни этой коллекции востребованы на рынке: в 2021 году на них приходится до 7% всех продаж и положительная динамика сохраняется.

В 2020–2021 годах фабрика активно выводила на рынок коллекции для комплексной меблировки квартир под ключ. К настоящему времени предприятие предлагает около 200 различных моделей корпусной мебели в современном стиле с фасадами из ЛДСП. Это мебель для гостиной, спальни, прихожей и детской с вариативными размерами, которые подходят для разных планировок. В планах на 2021 год расширение модельного ряда до 300 позиций и включение в ассортимент фасадов из других материалов и в других стилистических решениях (неоклассика и скандинавский стиль).

Еще одним направлением работы, освоенным «1МФ» в период пандемии, стало сотрудничество с учреждениями и организациями здравоохранения. В 2020 году предприятие разработало и стало выпускать новую продукцию – мебель и двери, для медицинских учреждений. По итогам 2020 года на этот сегмент пришлось до 10% корпоративного портфеля его заказов. Наиболее крупными заказчиками стали Государственная клиническая больница №40 «Коммунарка», СПбГУЗ «Госпиталь для ветеранов войн», частная многопрофильная клиника «Сестрорецкая».

По прогнозам «1МФ», в 2021 году сохранятся основные тренды развития мебельной отрасли, сформировавшиеся в период пандемии: изменения покупательского поведения в розничном сегменте, снижение среднего чека покупки, активизация сегмента B2B, рост спроса на меблированные квартиры. Фабрика готова к новым правилам игры, и позиции петербургских мебельщиков на рынке будут укрепляться. Своевременно проведенные мероприятия по оптимизации производства, диверсификации ассортиментной линейки и портфеля заказов позволяют «1МФ» уверенно смотреть в будущее и прогнозировать рост основных финансовых показателей в 2021 году на 9–10% по сравнению с 2020 и 2019 годами.

«В целом 2020 год мебельная отрасль завершила по наилучшему сценарию из возможных, а принятые меры господдержки, особенно квотирование закупок мебели российского производства крупными компаниями и корпорациями с госучастием, дают надежду на рост и дальнейшее развитие. Серьезным драйвером этого процесса могло бы стать включение обязательной отделки и меблировки в перечень критериев стандартного жилья. Такая инициатива Ассоциации мебельных и деревоперерабатывающих предприятий России сейчас обсуждается на уровне правительства. Это способствовало бы обелению мебельного рынка, снизило бы кредитную нагрузку на новоселов, а также цивилизовало бы до сих пор находящийся в тени огромный рынок ремонтно-отделочных работ», – резюмировал Александр Шестаков. В Комитете по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга поддерживают эту инициативу. «Ее реализация поможет городу в целом, а предприятиям мебельной и смежных отраслей позволит увеличить объемы производства и сбыта», – считает заместитель председателя комитета Алексей Яковлев.

Текст tez-is.ru