Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Партнеры журнала:

Эколайф

Forest Forward

Новая платформа WWF для взаимодействия с лесным бизнесом

10 июня 2021 года Всемирный фонд дикой природы официально объявил о прекращении действия программы Global Forest & Trade Network – Всемирной сети по торговле сертифицированной лесной продукцией и запустил на ее основе новую программу: Forests Forward.

Разбираемся, почему это произошло и какие преимущества у новой платформы.

С чего все начиналось?

Всемирный фонд дикой природы (WWF), созданный в 1961 году как организация, способствующая сохранению редких и исчезающих видов, в 1973 году расширил сферу интересов, включив в нее также сохранение ценных место­обитаний, в том числе лесных экосистем. Постепенно стало понятно, что создания охраняемых территорий на участках ценных лесов недостаточно и необходимо продвигать ответственное лесное хозяйство и активно взаимодействовать при этом с лесным бизнесом. В 1993 году WWF стал одним из инициаторов и учредителей Лесного попечительского совета (FSC), призванного продвигать ответственное управление лесами и его подтверждение с помощью системы сертификации.

Но еще в 1991 году несколько британских компаний объединились с WWF Великобритании в «Группу 95+» и стали требовать от своих поставщиков изделий из древесины подтверждения легальности заготовки древесины и соответствия принципам устойчивого лесопользования при ее выращивании и заготовке. Инициатива оказалась успешной, и вскоре к группе присоединились компании из Бельгии, Франции, Ирландии, Швейцарии, Нидерландов, Австрии, Германии, Испании, Швеции и США.

Группы покупателей и группы производителей

Следующим этапом стало создание по этому образцу групп покупателей (Buyer’s Groups) в этих и ряде других стран и формирование единой сети таких групп под эгидой WWF. После британской группа покупателей была создана в Швейцарии (1997 год), затем в Швеции (1998 год) и т. д. Группы покупателей внесли огромный вклад в борьбу с нелегальной заготовкой древесины и безответственным, неустойчивым лесопользованием, создав условия для формирования рынка устойчиво произведенной лесной продукции. С 1998 года группы покупателей взяли обязательства по поддержке FSC-сертификации и переходу к закупкам только FSC-сертифицированной продукции, тем самым поспособствовав быстрому развитию в мире лесной сертификации по схеме FSC.

Рыночный механизм формирования спроса на ответственно произведенную, сертифицированную лесную продукцию сработал. Но постепенно стало очевидным, что этого недостаточно. Оставались регионы, в которых развитие лесной сертификации сталкивалось с различными трудностями, в том числе недостатком опыта, инфраструктуры и финансовых возможностей для перехода к иной, устойчивой, модели ведения лесного хозяйства. В ряде регионов отмечалось и сопротивление местных лесозаготовителей новым, повышенным, требованиям FSC и нежелание менять сложившуюся систему лесопользования, которая, хотя и была истощительной и вела к уничтожению ценных лесов, но не требовала дополнительных капиталовложений и какое-то время могла компенсировать истощение ресурсной базы за счет вовлечения в оборот новых участков девственных лесов. В эту группу попали и важные с точки зрения сохранения ценных, первозданных лесов мира регионы, которые были определены приоритетными для WWF, включая Амазонию, острова Борнео и Суматра, бассейн р. Конго, российский Дальний Восток.

Для поддержки компаний-лесозаготовителей, в том числе в этих регионах, при WWF был создан аналог групп покупателей – группы производителей (Producer’s Groups), в задачи которых входила помощь местным лесозаготовителям по переходу к ведению устойчивого лесного хозяйства и подготовке к сертификации по схеме FSC. Первые группы производителей появились в России (в 1999 году), Бразилии, Индонезии, Малайзии, странах Центральной Африки. Они поддерживали и продвигали в своих странах добровольную лесную сертификацию по схеме FSC и способствовали налаживанию связей между входящими в них компаниями и группами покупателей.

В России группа производителей получила название Ассоциация экологически ответственных лесопромышленников, ее первыми участниками стали такие крупные российские лесопромышленные компании, как «Илим Палп» (ныне группа «Илим»), Архангельский ЦБК, «Волга», «Соломбальский ЛДК». При вступлении в ассоциацию компания брала на себя следующие обязательства: заготавливать, закупать и использовать только законную древесину происхождение которой не вызывает сомнений; не использовать древесину из лесов высокой природоохранной ценности; разрабатывать свою экологическую политику и следовать ей, обеспечивать прозрачность внедрения экологической политики с помощью обученного персонала; проводить сертификацию управления лесами и цепочек поставок по схеме FSC. Вместе с тем национальные группы производителей и покупателей развивались самостоятельно, разрабатывая собственные требования к участию компаний в этих объединениях, ставя цели и задачи и решая их. Роль WWF ограничивалась разработкой общей концепции организации взаимодействия с лесопромышленными компаниями и подходов к ее выполнению, постановкой общих целей и организацией для национальных групп обсуждений и обмена опытом. Были случаи, когда национальные группы выходили за рамки, определенные для них WWF, и даже вступали в конфликт с ним. Так, группа покупателей Бельгии вышла из ассоциации с WWF и стала функционировать под эгидой FSC Бельгии, а WWF США вынужден был объявить о роспуске национальной группы покупателей и создал новую группу на иных принципах. Но чаще группы производителей и покупателей действовали вместе с WWF и помогали фонду решать природоохранные задачи.

Лесные и торговые сети

В 2003 году началось объединение национальных групп производителей и потребителей в одну структуру – Лесные и торговые сети (Forest and Trade Networks) с едиными требованиями и процедурой принятия участников, предварительной оценкой кандидатов, общим руководителем и помогающей ему координационной группой. При этом национальные объединения сохраняли немалую самостоятельность, в том числе при постановке задач и организации их решения, принятии компаний в состав национальных организаций.

В то же время объединение национальных групп в единую сеть позволило компаниям-покупателям приобретать еще не сертифицированную древесину у компаний – участников FTN в условиях недостаточного предложения FSC-сертифицированного сырья и проблем перехода компаний к ответственному, устойчивому лесному хозяйству и подготовки к сертификации управления лесами по схеме FSC, которая требовала времени, финансовых и материальных затрат. Пока они готовились к сертификации, а это могло занимать год и более, контроль выполнения основных требований сертификации (легальность происхождения древесины, отсутствие заготовки древесины в лесах высокой природоохранной ценности, отсутствие конфликтов с местным населением), а также сама подготовка к ней контролировалась национальными организациями FTN, действовавшими в рамках WWF.

Эпоха GFTN

В 2006 году было объявлено о создании единой Всемирной сети по торговле сертифицированной лесной продукцией при WWF (WWF Global Forest & Trade Network – GFTN), и национальные организации стали ее частями. К 2009 году сложилась международная централизованная GFTN с единым руководством, едиными требованиями к участникам, процедурой принятия компаний в сеть, мониторингом выполнения принятых участниками обязательств, правилами коммуникации, уставом (Правилами участия), бизнес-планом и оформился статус GFTN в рамках WWF как самостоятельной инициативы (структурного подразделения WWF) со своим попечительским советом.

Уставом было определено, что GFTN создана по инициативе WWF для противодействия незаконным рубкам, поддержки добровольной лесной сертификации и продвижения ответственного лесопользования в ценных и находящихся под угрозой исчезновения лесах путем налаживания связей между компаниями, взявшими на себя обязательства по достижению и поддержанию ответственного лесного хозяйства. GFTN создала рыночные условия для содействия сохранению лесов при одновременном обеспечении экономических и социальных выгод для лесопромышленных компаний и населения, жизнедеятельность которого зависит от леса. При этом GFTN рассматривала независимую лесную сертификацию, в которую вовлечены различные заинтересованные стороны, в качестве важного инструмента для продвижения ответственных лесопользования и торговли лесной продукцией по всей цепочке поставок. Было определено, что участниками GFTN могли быть лесозаготовительные компании, перерабатывающие и производственные предприятия, торговые организации.

Согласно выработанным единым международным требованиям, компании – участники GFTN должны были четко определить рамки своего участия в GFTN, назначить представителя руководства для взаимодействия с GFTN, соблюдать правила коммуникации, уплачивать членские взносы, работать в соответствии с антимонопольным законодательством.

Также были установлены следующие дополнительные требования к лесозаготовительным компаниям: 1) предоставлять копии сертификатов на лесоуправление и соответствующие отчеты; 2) официально объявить о намерении провести сертификацию всех своих лесозаготовительных предприятий; 3) провести сертификацию лесозаготовительных предприятий; 4) разработать и выполнять рабочие планы по каждому несертифицированному лесозаготовительному предприятию; 5) соблюдать законодательство; 6) представлять отчеты об объемах производства.

И следующие требования к перерабатывающим и торговым компаниям:

1) принять обязательство следовать политике ответственных закупок;

2) исключить лесоматериалы из нежелательных источников;

3) выполнять рабочие планы по ответственной закупке в установленные сроки;

4) принять обязательство по сертификации цепочек поставок; 5) представлять отчеты по закупаемой лесной продукции.

Основной целью GFTN была определена трансформация мирового рынка для превращения его в силу для сохранения ценных и находящихся под угрозой уничтожения лесов при обеспечении экономических и социальных преимуществ для бизнеса и зависящих от него людей посредством продвижения ответственной торговли лесной продукцией, увеличения площади FSC-сертифицированных лесов, повышения узнаваемости и признания логотипа GFTN, обеспечения финансовой стабильности GFTN, предоставления участникам GFTN различных услуг. На пике развития GFTN объединяла больше 200 компаний-участников в 25 странах, включая крупнейшие в мире лесопромышленные компании и компании – потребители лесной продукции, в управлении которых было больше 20 млн га лесов и ежегодное потребление древесины превышало 315 млн м3.

К середине 2010-х годов GFTN выполнила поставленные задачи. FSC стал мощной международной организацией с определенными целями и задачами, интересами, логикой развития, системой коммуникации и продвижения. Площадь сертифицированных лесов достигла почти 225 млн га, количество сертификатов на цепочку поставок – 47 тысяч. Система подготовки компаний к сертификации упростилась и была хорошо отработана, сроки подготовки резко сократились, расходы на сертификацию уменьшились. От WWF больше не требовались прежние усилия по поддержанию и продвижению FSC. Теперь стали актуальными совершенствование стандартов и иных документов FSC, мониторинг качества сертификации, совершенствование и упрощение системы сертификации и системы управления FSC и другие задачи, которые выходили за рамки ответственности GFTN и решались с помощью иных инструментов.

Как показал опыт, новая система управления GFTN оказалась мало эффективной из-за излишней бюрократизации. От компаний-участников и национальных офисов GFTN требовалось гораздо больше бумажной работы (оценка компаний-кандидатов и участников, ежегодная подготовка планов, мониторинг их выполнения, подготовка ежегодных отчетов). При этом принятие окончательных решений было перенесено на международный уровень: все решения, которые ранее принимались на национальном уровне, теперь должны были утверждаться единым органом управления GFTN. К тому же уровень международной коммуникационной работы оказался ниже запланированного при создании новой централизованной структуры GFTN.

Поиск новых форматов и инструментов работы с лесным бизнесом

Еще при создании GFTN было ясно, что это объединение не сможет обеспечить выполнение абсолютно всех поставленных WWF задач, требующих взаимодействия с лесным бизнесом. Так, в рамки поддержки лесной сертификации по схеме FSC как одной из основных целей GFTN не укладывалась работа по продвижению концепции плантаций нового поколения, которая должна была поднять лесные плантации на новый уровень за счет быстрого выращивания требуемых пород древесины и сохранения при этом биоразнообразия и других ценностей лесных ландшафтов, обеспечить активное взаимодействие с различными заинтересованными сторонами и содействие экономическому росту и повышению занятости местного населения. В то же время согласно требованиям FSC сертификация лесных плантаций, созданных после 1994 года на лесных землях, не допускается. Так, для взаимодействия с компаниями, управляющими лесными плантациями, было создана специальная программа WWF – «Плантации нового поколения», которая сыграла ведущую роль в продвижении этой концепции.

В рамках Лесной программы WWF возникли и другие инициативы, требовавшие взаимодействия с лесным бизнесом, но не укладывавшиеся в рамки GFTN: Бумажная инициатива, лесоклиматические проекты, государственная и корпоративная политики закупок лесной продукции, производство биотоплива и т. д.

Особого внимания заслуживает Бореальная лесная платформа, созданная в России в 2015 году по аналогии с программой «Плантации нового поколения», но нацеленная на решение проблем северных лесов. Это открытая дискуссионная площадка для обмена опытом компаний, ведущих лесное хозяйство в бореальных лесах, и органов управления лесами, разрабатывающими законодательные и нормативные документы по ведению лесного хозяйства и контролирующими качество и эффективность их выполнения. Ее участниками могут стать и покупатели, заинтересованные в стабильном получении устойчиво заготовленной лесной продукции, и общественные организации, озабоченные сохранением экологических и социальных ценностей леса, и научные организации, занимающиеся проблемами сохранения и рационального использования лесов. Бореальная лесная платформа призвана способствовать переходу к интенсивному устойчивому лесному хозяйству с использованием опыта российских и международных компаний и организаций в области модельных лесных проектов по интенсификации, передового мирового опыта, касающегося бореальных лесов.

Запуск новой платформы

Еще в конце 2010-х годов WWF принял решение оценить эффективность выполнения GFTN и другими платформами WWF поставленных перед ними задач, а также эффективность систем их управления. Было признано, что подход, использовавшийся GFTN для организации взаимодействия с лесным бизнесом и решения на этой основе природоохранных задач, стоящих перед WWF, оказался в целом эффективным и может использоваться в дальнейшем, в том числе для решения новых поставленных или потенциально интересных для WWF задач. Однако, хотя GFTN выполнила свои задачи, для решения новых задач, которые во многом уже не связаны напрямую с сертификацией, необходима ее существенная реорганизация. Также было установлено, что управление многочисленными платформами WWF, нацеленными на взаимодействие с лесным бизнесом, будет более эффективным при централизации.

После обсуждения результатов оценки WWF было принято решение преобразовать GFTN в новую платформу, которая интегрирует все основанные на взаимодействии с лесным бизнесом программы WWF, включая крупнейшую на сегодня программу «Плантации нового поколения». Этой платформой стала Forests Forward («Леса вперед»).

Особенности Forests Forward

Принципиальным отличием программы Forests Forward от GFTN и остальных лесных бизнес-ориентированных программ WWF является требование наличия совместного с компанией-участником реально измеримого проекта по улучшению системы управления лесами, сохранению ценных лесов, биоразнообразия и экосистемных услуг, поддержки местного населения, зависящего от использования лесных ресурсов. До этого участники были обязаны лишь соблюдать определенные требования, предъявляемые WWF к участию в соответствующей программе, и выполнять обязательства по достижению определенных целей, первой из которых была FSC-сертификация.

Новая программа прямо не требует от участников сертификации. Компания может быть и несертифицированной, но тогда она должна подтверждать соблюдение ряда основополагающих принципов устойчивого лесопользования. Это будет проще сделать, если получен сертификат FSC. При этом предполагается тщательная подготовка проекта, постоянный контроль за его выполнением, промежуточные оценки для корректировки, при необходимости проверка достигнутых результатов и, конечно, коммуникация результатов.

Тематика проектов не ограничена и определяется потребностями национальных организаций WWF. В России это могут быть инновационные проекты по интенсификации лесного хозяйства, внедрению ландшафтного подхода в ведение лесного хозяйства, пилотные проекты по выращиванию древесины на заброшенных сельхозземлях, вовлечению местного населения в управление лесным хозяйством и выделение социальных лесов, лесоклиматические проекты или классические проекты по сертификации управления лесами и развитию FSC. Возможны и не связанные непосредственно с лесопользованием проекты, например, по развитию рынка ответственно произведенной продукции, формированию спроса на ответственно произведенную лесную продукцию, повторному использованию продукции из древесины, а также тренинги заинтересованных сторон на местах по контролю качества сертификации и другие, способствующие сохранению лесов и совершенствованию лесного хозяйства.

Требования к участникам и процедура вступления

К участию в Forests Forward, как и в GFTN, допускаются компании, управляющие лесами (задача – совершенствование управления лесами), перерабатывающие заготовленное в лесу сырье, в первую очередь древесину (задача – трансформация рынка), а также новая группа компаний, обеспечивающих инвестиции в лесной сектор и инновации, причем не только финансовые, но и материальные и инфраструктурные (задача – продвижение эффективного и устойчивого лесопользования). Не забыты и органы управления лесами, научные учреждения и другие заинтересованные стороны, участвующие в программе «Плантации нового поколения» и Бореальной лесной платформе, которые также смогут войти в Forests Forward без проектов и составить ее мозговой центр, принимая участие в обсуждениях и тренингах.

WWF не ставит задачу увеличения числа участников новой программы, как в случае GFTN, так как здесь цель не продвижение FSC-сертификации и формирование рынка сертифицированной лесной продукции, а создание примеров наилучших практик по сохранению лесов и эффективному устойчивому лесному хозяйству и их продвижение. Иными словами, задача «лучше меньше, да лучше». В связи с этим была разработана многоступенчатая система оценки компаний-кандидатов, принятия в объединение и мониторинга участия.

Новые коммуникационные возможности

Важным отличием Forests Forward также будет новая система коммуникации участия в объединении и достигнутых результатов совместных проектов. Создается специальный веб-портал, на котором будет выкладываться подробная информация по всем проектам, реализуемым в мире в рамках программы, отображаться различные мероприятия, проводимые участниками в ландшафте/регионе, показываться, как каждый участник продвигается к согласованным целям и задачам, и, конечно же, будут фиксироваться достигнутые результаты.

Портал будет хорошо иллюстрирован картографическими материалами, видеоматериалами и фотографиями мелкого масштаба с приближением участка, на котором выполняется проект, также будут даны краткие пояснения и описания задач, этапов и результатов проектов. Обязательной будет демонстрация природоохранной деятельности как в масштабе индивидуального участия, так и совместных действий заинтересованных сторон в ландшафте/регионе. Участники получат удобный международный коммуникационный инструмент, с помощью которого смогут информировать общественность, покупателей и поставщиков о своих совместных с WWF природоохранных проектах, этапах их реализации и результатах и о своей социально-экологической ответственности вообще. 

Текст Александр Воропаев, WWF России