Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Партнеры журнала:

Эколайф

Лесоклиматические проекты в России и их роль в смягчении последствий изменения климата

Большинство стран, вносящих наибольший вклад в антропогенные выбросы парниковых газов, уже сделали заявления о намерении достигнуть углеродной (климатической) нейтральности в 2050–2060 годах. В последнее время курс на климатическую нейтральность получил политическую поддержку и в России.

При этом достижение реальной углеродной нейтральности чаще всего невозможно без увеличения поглощающей способности природных экосистем, в том числе посредством проектов по снижению выбросов парниковых газов в лесном хозяйстве, и поглощающей способности лесов – за счет так называемых лесоклиматических проектов.

Лесные проекты в климатическом контексте можно отнести к категории решений с учетом природных факторов или природных решений (Nature Based Solutions). Эти проекты, помимо собственно климатического эффекта, могут давать существенные дополнительные выгоды: обеспечивать поддержку биологического разнообразия и защитных функций лесов, способствовать адаптации природных экосистем и местных сообществ к изменению климата, повышать экономическую эффективность лесного сектора, поддерживать местную экономику и т. д.

По мнению WWF России, реализовывать следует только те лесоклиматические проекты, которые вносят вклад в достижение целей Парижского соглашения, то есть обеспечивают реальное снижение выбросов парниковых газов и/или увеличение поглощающей способности лесов.

Для предотвращения климатических изменений прежде всего необходимо сокращать выбросы парниковых газов промышленностью и транспортом, так как меры по снижению их объемов запаздывают на десятилетия. И поэтому реализация лесоклиматических проектов возможна только при реализации мер по сокращению прямых и косвенных выбросов. То есть эта категория проектов вовсе не заменяет необходимость быстрого прекращения использования ископаемых видов топлива и не ведет к откладыванию незамедлительных мер по декарбонизации экономик.

Именно поэтому возможные лесоклиматические проекты должны встраиваться в иерархию действий по смягчению изменений климата, при которой приоритетом является снижение выбросов. Они могут быть приняты в зачет только после того, как будут приняты все возможные меры по сокращению выбросов.

Позиция WWF России по лесоклиматическим проектам

WWF России считает, что до начала реализации лесоклиматического проекта и/или покупки единиц сокращения выбросов от такого проекта организация должна предпринять следующие шаги:

  1. Разработать и принять обязательства по достижению углеродной (климатической) нейтральности на уровне своей корпоративной политики.
  2. В рамках такой политики разработать план (дорожную карту) выполнения этих обязательств с приоритетом сокращения прямых и косвенных выбросов парниковых газов. План должен содержать сроки реализации для каждой меры по снижению выбросов, программу, оценочные показатели и периодичность мониторинга, методику оценки эффективности мер по снижению выбросов.
  3. Разместить все упомянутые в п. 2 материалы в открытом доступе и не реже чем раз в календарный год публиковать отчет о мониторинге.
  4. Оценить объем прямых и косвенных выбросов парниковых газов, который не может быть сокращен при помощи любых современных наилучших доступных технологий, разместить в открытом доступе методику и результаты такой оценки. Лесоклиматические проекты, реализуемые для целей достижения углеродной нейтральности, могут быть зачтены только в этом объеме.

Реализация лесоклиматических проектов возможна только после начала внедрения допустимых мер по снижению прямых и косвенных выбросов в качестве вспомогательного инструмента достижения углеродной нейтральности, и только если предусмотренные планом меры по снижению выбросов реализуются в заявленные сроки. В ином случае лесоклиматические проекты не должны идти в зачет сокращения выбросов.

Для компаний топливно-энергетического комплекса доля лесоклиматических проектов в любом случае не должна составлять больше 15% в общем объеме мер по снижению углеродного следа.

Для транснациональных компаний недопустима политика двойных стандартов, при которой меры по обеспечению энергетического перехода будут применяться в зарубежных странах, а России будет отводиться роль поглотителя парниковых газов за счет реализации лесоклиматических проектов.

WWF России считает возможным поддерживать только такие лесоклиматические проекты, которые соответствуют определенным критериям. Поскольку не все эти критерии могут быть учтены в конкретных верификационных стандартах1, да и стандарты могут измениться, WWF рекомендует оценивать проекты на соответствие следующим критериям:

  • критерию устойчивого развития природных экосистем: вклад в поддержание биоразнообразия, оказание экосистемных услуг, повышение адаптационного потенциала лесных экосистем, поддержка местных сообществ;
  • критерию обеспечения постоянства климатического эффекта, в том числе посредством мониторинга и оценки;
  • критерию «дополнительности» (проекты должны реализовывать дополнительные меры, а не оформление ранее существовавших обязательств) и обеспечения реального сокращения выбросов и/или увеличения поглощения парниковых газов;
  • критерию отсутствия «утечек», то есть проект не должен приводить к увеличению выбросов парниковых газов и/или снижению уровня их поглощения вне его границ (или этот эффект учитывается в рамках проекта);
  • критерию адекватного типу проекта периоду реализации с точки зрения бюджета углерода, устойчивости и окупаемости;
  • критерию оценки рисков, то есть должны быть оценены возможные риски реализации проекта, включая такие, как природные пожары, вспышки размножения вредителей и развитие болезней, засуха и другие, и выработаны меры по снижению этих рисков;
  • критерию открытости информации о проекте, то есть проект должен быть доступен для обсуждения и обратной связи, изложен понятным языком, детально описан с указанием географической привязки; информация о проекте, включая все расчеты изменения баланса парниковых газов в результате его реализации и исходные данные для этих расчетов, должна быть в открытом доступе. Система мониторинга показателей также должна быть открытой, опираться на пространственные и количественные данные, предусматривать возможность независимых проверок, в том числе с использованием дистанционных методов.

WWF России считает приемлемыми следующие типы лесоклиматических проектов:

  • предотвращение рубки наиболее ценных в природоохранном отношении малонарушенных лесов;
  • охрана лесов от пожаров;
  • лесоразведение – посадка и выращивание леса на нелесных землях (в том числе выбывающих из сельскохозяйственного оборота, если создание лесов на них экологически и социально оправдано), где он прежде был, но по каким-то причинам его естественное восстановление невозможно или затруднено;
  • оптимизация лесовосстановления, в том числе создание более продуктивных и устойчивых к изменениям климата насаждений в соответствующих климатических зонах;
  • оптимизация ухода за лесом, способствующая повышению продуктивности эксплуатационных лесов и увеличению запасов биомассы в лесах при продолжении их хозяйственного использования;
  • оптимизация технологий лесозаготовок и иной хозяйственной деятельности в лесах (прежде всего в части предотвращения нарушения почв и болот), приводящая к сокращению выбросов парниковых газов;
  • развитие недревесных видов лесопользования как альтернативы заготовки древесины;
  • сокращение объемов нелегального лесопользования;
  • вторичное использование древесной продукции, замещение древесиной более энергозатратных видов продукции, увеличение объемов древесины, используемой для выпуска продукции с длительным сроком эксплуатации, более полное использование древесных отходов.

WWF считает неприемлемыми следующие типы лесоклиматических проектов:

  • •создание лесных культур там, где лес может в приемлемые сроки возобновиться естественным путем, и на лесных землях, входящих в фонд лесовосстановления (вырубках, гарях, участках погибших древостоев);
  • создание плантаций инвазивных пород;
  • лесоразведение на участках распространения естественной нелесной растительности (на месте степей, лугов и т. д.);
  • увеличение продуктивности лесов за счет внесения удобрений;
  • любые проекты, которые могут представлять угрозу биоразнообразию, устойчивости природных экосистем, правам человека или иметь другие негативные последствия.

В России климатический эффект проектов в сфере лесного хозяйства должен расцениваться как дополнительный, в том числе как создающий финансовую поддержку общей цели обеспечения устойчивого неистощительного лесного хозяйства и предотвращения деградации лесных экосистем.

WWF России считает, что реализуемые в России лесоклиматические проекты должны соответствовать указанным критериям, и приоритетом должны пользоваться проекты перечисленных типов.

Поскольку сохраняется неопределенность оценки поглощающей функции лесов (в частности, в России), а достоверность данных, используемых для такой оценки, вызывает сомнения, WWF России считает, что реализация лесоклиматических проектов в России должна приводить к реальному увеличению поглощения углерода лесами на национальном уровне. В связи с этим для оценки углеродного бюджета следует использовать данные о характеристиках лесов давностью не больше 10 лет, с обязательной ежегодной актуализацией потерь лесного покрова от природных и антропогенных факторов (пожаров, ветровалов, вырубки и т. д.). Все расчеты поглощения парниковых газов лесами и исходные данные для этих расчетов должны быть в открытом доступе для обеспечения возможности независимого подтверждения их достоверности всеми заинтересованными сторонами. 

Текст:
Дарья Луговая, канд. биол. наук, WWF России
Константин Кобяков, WWF России
Алексей Книжников, WWF России