Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Партнеры журнала:

В центре внимания

Интенсификация лесного хозяйства в России

Как эффективно повысить качество лесовосстановления

Сегодняшняя реальность такова, что в таежной зоне России мероприятия по восстановлению лесов не дают должного эффекта и за редким исключением леса восстанавливаются через смену пород.

Лесные культуры ели, сосны и дуба массово зарастают малоценными мелколиственными породами и гибнут, на их месте формируются молодняки естественного происхождения с низкими хозяйственными свойствами. Все это создает предпосылки для дальнейшего истощения востребованных сортиментов в экономически доступной зоне лесопользования, роста цен на древесное сырье и снижения инвестиционной привлекательности лесозаготовительной деятельности.

При этом лесное законодательство не содержит непреодолимых ограничений или препятствий, делающих невозможным ведение интенсивного лесного хозяйства на арендованных участках лесфонда. Наиболее благоприятные с точки зрения нормативного регулирования условия пока созданы лишь в шести лесных районах: Двинско-Вычегодском, Балтийско-Белозерском, Среднеангарском, Байкальском горном, Карельском таежном и Карельском северо-таежном. Однако даже в этих лесных районах сохраняется проблема повсеместного применения коридорного способа ухода за молодняками.

При определении интенсивности ухода игнорируется п. 17 Правил ухода за лесами, нецелевые породы вырубаются узкими лентами вдоль рядов культур, при этом на участке остается 10–50 тыс. и больше стволиков нецелевых пород. Тогда как целевой показатель – 2000–5000 шт. целевых пород на гектар. Очевидно, такие рубки ухода не дают долговременного лесоводственного эффекта, хотя и позволяют формально выполнить план по рубкам ухода в молодняках. В молодняках естественного происхождения применять коридорный способ не имеет смысла из-за случайного расположения деревьев целевых пород.

Согласно отчетам коридорный уход ежегодно проводится на площади около 250 тыс. га. При этом рубки ухода площадным, равномерным способом, которые обеспечивают долговременный положительный лесоводственный эффект, сегодня проводятся на ничтожно малой площади, не превышающей 10 тыс. га.

Почему же в стране наблюдается такой существенный крен в сторону неэффективного с точки зрения лесоводства способа ухода за лесами? Очевидно, все дело в финансовой стороне вопроса. Коридорные рубки ухода примерно в 2–5 раз дешевле площадного ухода с равномерным изреживанием, что при отсутствии защиты инвестиций в повышение качества лесного фонда делает их привлекательными для лесопользователей.

Стоит отметить, что при переходе к интенсивному лесному хозяйству инвестиции предприятий-арендаторов в лесохозяйственные мероприятия и лесные дороги круглогодичного действия возрастают не менее чем в 1,5–2 раза. Сюда входят затраты на дополнительную технику, привлечение дополнительного персонала, обучение персонала и др. При этом возврат вложенного капитала может растянуться на многие годы. В итоге лесопользователи не готовы инвестировать в более эффективные в долгосрочной перспективе как для бизнеса, так и для лесов механизмы.

Есть ли шансы исправить ситуацию и что нужно сделать? Очевидно, что для решения вопроса и повышения качества лесного фонда России потребуются волевые решения на государственном уровне. Без усиления контроля за лесовосстановлением и создания благоприятных условий для инвестиций вероятность эффективной перезагрузки интенсификации невысока. А перезагрузка, несомненно, входит в планы, так как в ближайшее время обещает вернуться к работе Рабочая группа по интенсификации лесного хозяйства (РГ ИЛХ) при Рослесхозе.

Эксперты отрасли и ключевые игроки лесного рынка уже давно ждут возобновления работы РГ ИЛХ и надеются, что ее усилиями удастся сдвинуть с мертвой точки уже запущенную, но забуксовавшую на одном месте интенсификацию. Пока не определено, какими вопросами возрожденная рабочая группа займется в первую очередь, однако эксперты в области лесного хозяйства, природоохранные организации и представители крупнейших лесопромышленных компаний, входящие в Бореальную лесную платформу WWF России, уже подготовили для нее ряд рекомендаций.

1. Для совершенствования правоприменения обратиться в Рослесхоз со следующими предложениями:

1.1. Провести ревизию результатов работы в пилотных по интенсификации регионах по внедрению интенсивного лесного хозяйства (реализации региональных дорожных карт перехода к интенсивному лесному хозяйству, результатов работы региональных рабочих групп и т. п.).

1.2. Указать лесничествам, что п. 17 Правил ухода за лесами гласит: «При определении интенсивности рубок, проводимых в целях ухода за лесными насаждениями в молодняках, не должна учитываться вырубаемая древесина нецелевых пород, при этом не должно допускаться снижение густоты целевых древесных пород ниже значений, установленных для отнесения земель к землям, занятым лесными насаждениями, в соответствии с Правилами лесовосстановления, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (диапазон минимальной густоты целевых древесных пород составляет 0,7–2,7 тыс. шт./га – см. таблицу 1 приложений 1–41 Правил лесовосстановления, утв. Приказом Минприроды России от 04.12.2020 №1014)».

1.3. Указать лесничествам, что п. 37 Правил ухода за лесами допускает в смешанных древостоях, в которых экземпляры целевой древесной породы заглушаются или охлестываются экземплярами второстепенной древесной породы, а также в молодняках, неоднородных по происхождению, снижение сомкнутости крон после рубки до 0,4. В лесных культурах и молодняках естественного происхождения, в которых целевые древесные породы находятся под пологом малоценных мягколиственных пород, допускается полная вырубка верхнего полога малоценных древесных пород.

1.4. Обеспечить публикацию в сети Интернет данных обо всех участках, на которых проведены посадка и рубки ухода в молодняках, с геопривязками, информацией о проведенных мероприятиях и результатах.

2. Для совершенствования нормативно-правовой базы лесного хозяйства обратиться в Минприроды России со следующими предложениями:

2.1. Внести изменения в Правила ухода за лесами, изменить п. 37 и дать его в следующей редакции: «В смешанных древостоях, в которых экземпляры целевой древесной породы заглушаются или охлестываются экземплярами второстепенной древесной породы, а также в молодняках, неоднородных по происхождению, требуется снижение сомкнутости крон после рубки до 0,4. В лесных культурах и в молодняках естественного происхождения, в которых целевые древесные породы находятся под пологом малоценных мягколиственных пород, требуется полная вырубка верхнего полога малоценных древесных пород. Допускается оставление отдельных деревьев нецелевых пород в местах, где отсутствуют деревья целевой породы для предотвращения появления прогалин, но при этом не допускается повышение сомкнутости крон более 0,4».

2.2. Внести изменения в Правила ухода за лесами, изменить п. 106 и дать его в следующей редакции: «В Двинско-Вычегодском таежном лесном районе, Балтийско-Белозерском таежном лесном районе, Среднеангарском таежном лесном районе, Байкальском горном лесном районе, Карельском таежном лесном районе, Карельском северо-таежном лесном районе на участках, переданных в аренду или в постоянное (бессрочное) пользование, арендатор имеет право выбора при подготовке проекта освоения лесов между применением нормативов рубок, проводимых в целях ухода за лесными насаждениями, приведенных в приложении 2 к настоящим Правилам и нормативам, приведенных в приложениях 4–6 к настоящим Правилам». Тогда в пилотных регионах можно будет применять п. 109: «При рубках осветления и рубках прочистки интенсивность рубок, проводимых в целях ухода за лесными насаждениями, определяется снижением густоты древостоя (количества деревьев на единицу площади). Нормативы по минимальному количеству деревьев целевых пород и общему максимальному количеству деревьев по целевым породам и группам типов леса приведены в приложении 3 к настоящим Правилам».

2.3. В перспективе концептуально изменить Правила ухода за лесами, перейдя от регулирования процессов к регулированию результатов. Установить минимальные требования (густота и породный состав насаждений), которым должны соответствовать участки после завершения критически важных периодов воспроизводства лесов: лесовосстановления (около трех лет) и уходов за молодняками (около 20 лет), оставив способы достижения этих результатов на усмотрение лесопользователей.

2.4. Изменить порядок расчета арендной платы за право пользования лесным участком и взимать арендную плату с площади лесов, а не с объема пользования лесом.

2.5. Установить зависимость объема пользования лесом от результатов воспроизводства лесов.

2.6. Установить порядок компенсации затрат предприятий-арендаторов на неотделимые улучшения арендованных лесных участков через снижение платежей за пользование лесом пропорционально масштабу таких вложений.

2.7. Внедрить показатели эффективности компаний, отражающие степень ответственности лесопользования и улучшения, внесенные лесопользователями в лесной фонд:

  • площадь искусственного лесовосстановления (общая площадь и процент от сплошных рубок);
  • площадь ухода за лесными культурами (общая площадь и процент от сплошных рубок);
  • площадь осветлений площадным, равномерным способом;
  • площадь прочисток площадным, равномерным способом;
  • площадь рубок прореживания и проходных рубок.

2.8. Установить преимущественное право (без процедуры проведения аукциона или конкурса) продления договора аренды участка лесного фонда для предприятия-арендатора, ведущего интенсивное лесное хозяйство на арендованном участке лесного фонда.

3. Обратиться в Минпромторг или Минэкономразвития со следующими предложениями:

3.1. Субсидировать затраты арендаторов на ранние этапы воспроизводства лесов (от лесовосстановления до окончания периода ухода за молодняками), создание и поддержание постоянной лесной инфраструктуры, то есть на неотделимые улучшения арендованного лесного участка.

3.2. Разработать и реализовать комплекс мер по развитию муниципальной энергетики, которые способствовали бы созданию спроса на мелкотоварную древесину, получаемую при рубках ухода, отходы лесопиления и пр.

4. Обратиться в правительство РФ со следующими предложениями:

4.1. Распространить соглашения о защите и поощрении капиталовложений на предприятия-арендаторов, ведущих интенсивное лесное хозяйство на арендованных участках лесного фонда.

4.2. Разрешить лесовыращивание на заросших древесно-кустарниковой растительностью частных и государственных землях сельскохозяйственного назначения, внести изменения в Земельный кодекс РФ и смежное законодательство.

5. Рекомендовать лесопользователям и органам управления лесами воздержаться от планового увеличения площади рубок ухода в молодняках без обеспечения высокого качества проведения мероприятий. 

Текст:
Андрей Щеголев, WWF России
Николай Шматков, FSC России
Александр Марковский, ООО «Лесная территория»