FSC-Форум-2021: проблемы проще решать вместе
Форум развития ответственного лесопользования, FSC-Форум-2021, прошел 19–21 октября в Москве. Проблем в российском лесном хозяйстве и ЛПК сегодня предостаточно, некоторые из них связаны в том числе и с добровольной сертификацией. Но, несмотря на остроту дискуссий и разницу во взглядах участников, главное, чем форум заметно отличался от многих других отраслевых мероприятий, это взаимное уважение всех присутствовавших и отчетливое стремление к совместному решению накопившихся вопросов.

Среди самых актуальных тем лесного сектора России и проблем сертификации по схеме FSC, которые обсуждались на мероприятии, были: риски, с которыми сталкивается система FSC в России, роль и место FSC в экономическом развитии страны, динамика углерода в лесах и возможная роль FSC в этом процессе. Верят ли природоохранные организации и бизнес в FSС? Существует ли запрос потребителей на экологичность и как рынок отвечает на такой запрос? Организаторы не побоялись, подняв весьма острые вопросы, провести открытый диалог между сторонами, придерживающимися кардинально отличающихся позиций.
В мероприятии, проходившем в гибридном формате, участвовали больше 200 человек, половина очно.
Форум начался отчетным собранием ассоциации «НРГ», где офис FSC России отчитался о проделанной работе, а также состоялось торжественное принятие в организацию новых членов, среди которых Х5 Group, Торгово-промышленная палата Башкортостана и др. К концу III квартала 2021 года в стране действует 995 сертификатов COC (цепочка поставок), тогда как к началу 2019 года их было 562.
В приветственном слове генеральный директор FSC International Ким Карстенсен сказал: «Почему Россия так важна для FSC? Вот уже 25 лет в вашей стране постоянно происходит рост сертифицированных площадей. Еще два-три года назад было около 40 млн га, теперь больше 60 млн га. Это больше, чем в какой-либо другой стране, и мы счастливы, что это так. Рост количества площадей отражается и на важности и тщательности проверки работы системы. Мы отмечаем повышенный интерес к надежности системы FSC в России, но видим критику на глобальном уровне. В том числе она касается получения древесины от санитарных рубок в России. Для FSC International вопрос надежности и доверия является ключевым, и для FSC России он тоже приоритетный».
Большая территория – большая ответственность

Поскольку в России самая большая площадь FSC-сертифицированных лесов (на 30 сентября 2021 года сертифицировано 61,6 млн га в числе 229,44 млн га лесов, сертифицированных в мире), логично, что страна привлекает особое внимание мировой общественности.
Руководитель отдела по обеспечению целостности системы FSC International Марк Джессел в докладе «FSC сегодня и завтра: как обеспечить целостность и надежность цепочек поставок и системы» отметил: «Целостность системы – это ее способность должным образом выполнять свою запланированную функцию, без каких-либо внешних манипуляций, как преднамеренных, так и случайных. Это очень важно для FSC как сложной системы, в которой много участников с разными интересами. Некоторые из них стремятся использовать FSC не по назначению, но в своих интересах, что не может не влиять на доверие к сертификации, на имидж FSC и отношения с другими участниками.

FSC старается выявлять нежелательное поведение и бороться с ним. Это задача моей команды. Мы изучаем обстановку и проводим расследования, которые включают проверку сделок компаний, изучаем древесину, чтобы выяснить ее породу и место заготовки. Рассматриваем формальные жалобы в FSC, занимаемся проверкой нарушений политики компаний по ассоциации с FSC, вносим предложения для изменения нормативных документов FSC.
Основополагающие принципы нашей работы: быть решительными в отношении нарушителей; выявлять конкретные цепочки поставок/страны, где нужны активные действия, и адаптировать наши методы к ним; более систематично внедрять технологии – только так мы сможем обеспечить надежность системы при наименьших затратах в условиях быстрого роста числа сертификатов».
По мнению Марка Джессела, сегодня пять основных угроз целостности системы FSC: 1) пустые сертификаты (компании не декларируют транзакции, чтобы избежать аудита); 2) мошенничество с древесиной (компании «отмывают» несертифицированную древесину через сертифицированные арендные участки); 3) использование несовершенства законодательства и его исполнения (например, санитарные рубки, период тишины); 4) расхождение национального законодательства и практик и требований FSC (например, в отношении прав работников); 5) несанкционированное использование товарных знаков.
«Мы все заинтересованы в том, чтобы система FSC была качественной и здоровой системой сертификации», – отметил Марк Джессел.

Самые жаркие споры разгорелись во время панельной дискуссии «Точки риска или точки роста FSC», в которой участвовали десять именитых экспертов: Марк Джессел, Константин Агапов (IKEA), Екатерина Иванова (Leroy Merlin), Елена Пьянкова («Илим»), Юрий Паутов («Серебряная тайга»), Андрей Голубков (Tetra Pak), Алексей Ярошенко (Greenpeace), Александр Марковский («Лесная территория»), Денис Смирнов (независимый эксперт, участник расследования Earthsight), Григорий Чирков (Metsa Forest). Модератор дискуссии Наталия Малашенко (UPM) резонно недоумевала по поводу отсутствия представителей государственных органов, которые выдают разрешения на санитарные рубки – предмет обсуждения.
Эксперты рассуждали, есть ли будущее у древесины от санитарных рубок внутри FSC или ее необходимо вывести за пределы системы, как это произошло в Иркутской области, коснулись и других слабых мест в ведении лесного хозяйства, и того, соразмерно ли FSC реагирует на них.

FSC оказался между двух огней: с одной стороны, высокие темпы роста сертификации, закономерно вызывающие повышенное внимание общественных и иных организаций, с другой – компании, производящие продукцию из сертифицированной древесины, или реализующие ее торговые фирмы, которые озабочены вопросами репутации. Как подтвердить, что являешься ответственным лесопользователем, когда вся система сертификации ставится под удар?
На повестке были два основных вопроса: обоснованность и законность назначения санитарных рубок госорганами РФ, качество лесовосстановления после рубок и пожаров – и как FSC отвечать на эти вызовы, превратить связанный с ними кризис* и риски в возможности для развития, чтобы сделать еще более устойчивой систему сертификации.
«Санитарные рубки в России – история давняя, ей больше 20 лет. В отдельных случаях они действительно нужны, но зачастую их используют как инструмент обхождения запретов на заготовку древесины, – сказал Алексей Ярошенко. – Это широко распространенная практика, в которой оказался задействован и FSC. Доклад Earthsight вскрыл проблему, на санрубки в Иркутской области введен мораторий, но уровень проблемы выше, он федеральный, общероссийский. Считаю, что адекватного ответа со стороны FSC нет, а это значит, что проблема останется нерешенной до следующего мощного скандала. Выходит, все знают – и никто ничего не делает. Greenpeace предлагает полностью исключить санрубки FSC-контролируемой древесины».
«Первый принцип FSC гласит: деятельность сертифицированного предприятия должна соответствовать законодательству страны, в которой оно работает, – заметил в ответ Юрий Паутов. – И на 90% проблема санрубок лежит на госорганах, FSC может обеспечить только дополнительный контроль. В данном случае совет тоже откликнулся оперативно: в течение месяца разработаны дополнительные индикаторы для контроля лесоуправления».

«Относиться к санрубкам как к непременному злу все же неправильно. Они объективно бывают нужны, а нам следует говорить именно о контроле за их назначением и проведением. Полным запретом можно существенно навредить санитарно-лесопатологическому состоянию лесов», – считает Елена Пьянкова.
«Спрос на древесину постоянно растет, в этом году существенно поднялись и цены. Это неизбежно ведет бизнес к поиску новых ресурсов, и некоторые компании, к сожалению, ведут себя недобросовестно, – признал Константин Агапов. – IKEA не уходит от проблемы, мы полностью ее осознаем – еще в 2018 году совместно с WWF открыто обсуждали ее в журнале "Устойчивое лесопользование" – и готовы взять на себя ответственность, находимся в постоянном диалоге с заинтересованными сторонами по ее скорейшему решению. По статистике, объем санитарных рубок постепенно снижается, и все же, по данным FSC, это около 10% заготовки, то есть примерно 20 млн м3, а это сопоставимо с объемом древесины, который IKEA использует во всем мире. Согласно официальной статистике, уровень ниже – 5,8%, но и это колоссальные объемы, подтверждающие серьезность проблемы. Мы ни при каких условиях не допустим появление нелегальной древесины в своей цепочке поставок, продолжаем внимательно следить за ситуацией. Призываем всех совместно работать над ее преодолением, а FSC, как объединяющий фактор, здесь должен играть ключевую роль».
«Санитарные рубки – не главная проблема российского лесопользования, – отметил Денис Смирнов. – Но это своеобразный индикатор существующего положения дел. Провал FSC в этой ситуации – структурная проблема, в основе которой лежит конфликт интересов. Аудитор получает деньги от клиента, он заинтересован и не будет клиента "топить". Влияет и избыточная сложность стандарта: вместо того чтобы заниматься содержательной стороной аудита, проверяющий изыскивает несоответствия в каких-то незначительных, формальных вещах. Да и просто не успевает за отведенное на проверку время делать ее вдумчиво и качественно.
По ситуации в Иркутске могу сказать, что урок не выучен: вроде бы IKEA перестала покупать древесину у вовлеченной в конфликт компании, но не признала факта приобретения незаконно заготовленного сырья. Остальные стороны кивают друг на друга, но никаких конкретных решений не принято. Никакой прозрачности в этом процессе нет. Ни один виновный до сих пор не наказан. Не хотят выносить сор из избы?..
Кроме IKEA, как минимум 13 держателей российских сертификатов приобретали у фигуранта дела древесину. С конца 2018 года, по отрывочным данным, которые нам удалось найти, это около 800 тыс. м3, причем 86% приходятся на крупнейшие компании отрасли, которые в дальнейшем поставляли свою сертифицированную продукцию на европейские рынки. Тем самым она теперь компрометирована».
Эксперты без обиняков обозначили проблемы лесного сектора России и сошлись во мнении, что необоснованное или незаконное назначение санитарных рубок в России – это наглядное отражение общего неблагополучия в лесном хозяйстве. При этом представители брендов отметили, что FSC пока остается единственным приемлемым инструментом, который помогает им работать с лесобумажной продукцией и оказывать положительное воздействие на леса. Кроме того, они подчеркнули важность «зеленого» имиджа, который создает FSC и который компании хотят иметь сегодня.
Российский рынок «зеленеет»?

Участники тематической сессии «Вызовы "зеленого" рынка» обсудили, насколько распространены экологические требования у российских ритейлеров. Х5 Group поделилась опытом работы со своими цепочками поставок.
Руководитель проектов по экологическому регулированию департамента по взаимодействию c государственными органами X5 Group Вадим Корсун сообщил, что сейчас в России минимум каждый пятый поставщик развивает ответственную упаковку товаров. Это является залогом успешной работы в будущем.
В поддержку этого тезиса начальник отдела устойчивого развития АО «Оптиком» Анна Васильева, выступая с сообщением «FSC-ассортимент. Развитие и перспективы», привела следующие данные:
- за 2020 год сегмент доставки вырос в четыре раза (что неизбежно влечет дополнительную нагрузку на сегмент упаковки);
- в 2021 году более 90 компаний приняли участие в акции «Зеленый и здоровый офис»;
- 80% российских потребителей обеспокоены вопросами экологии;
- 71% потребителей готовы отказаться от бренда, если компания не проявляет заинтересованности в экологических и социальных инициативах;
- 47% готовы платить больше за товары и услуги, не оказывающие негативного влияния на окружающую среду;
- 16% россиян сдают вторсырье в переработку.
В общем и целом это свидетельствует как об актуальности «зеленой повестки» бизнеса, так и о готовности российского общества к ее реализации.
Компания Unilever, представляющая бренд «Чистая линия», выступила с идеей создания в России «Лиги зеленых брендов» и объединения компаний, внедряющих в свои бизнес-модели принципы устойчивого развития. Чтобы следовать заявленным принципам, производителям нужно пройти большой путь, в том числе поменять мышление топ-менеджмента и управленческие модели, перестроить производственный цикл, логистику и маркетинг. Все это требует значительных инвестиций.
«Лига зеленых брендов» призвана стать экосистемным драйвером развития отрасли устойчивых трансформаций бизнеса. Ее участники разработают понятные производителям и потребителям критерии «зеленых» товаров – основу для будущей национальной экосертификации, будут продвигать в стране идеи устойчивого развития. Цель лиги – создание условий для системного внедрения подходов и принципов ESG в практику компаний, содействование развитию устойчивого бизнеса в России.
Участниками лиги уже стали компании AB Inbev Efes, Coca-Cola, Domestos, Dove, Fazer, Grundfos, Heineken, IKЕА, Love beauty and planet, Polymetal International plc, Segezha Group, Tele2, Tetra Pak, UPM, Valio, X5 Group, «Балтика», «Билайн», ЛСР, «Лукойл», «Макдоналдс», ММК, «Норильский никель», «Проект+1», «РУСАЛ», АФК «Система», «Центр-инвест», «Чистая линия».
По данным исследования аналитической компании Nielsen, в 2021 году покупатели потратят $150 млрд на устойчивые продукты. 73% участников опроса готовы поменять потребительские привычки, чтобы снизить негативное воздействие на окружающую среду. На новые предпочтения покупателей активно реагируют производители: на полках магазинов появляются продукты с маркировками «эко», «био», «органик». Но выпускающие их компании выбирают легкий путь – не быть, а казаться устойчивым брендом. Задачей «Лиги зеленых брендов» станет поддержка действительно ответственных и честных производителей на растущем рынке «зеленых» товаров. Только ответственность по принципу «360 градусов» позволит избежать гринвошинга (позиционирования компании, товаров, услуг как экологичных без достаточных на то оснований) и предложить покупателям по-настоящему устойчивый продукт.
Чем же отличается подлинно «зеленый» продукт от «прикидывающегося» таковым? Ответственные производители ради сохранения окружающей среды используют возобновляемую энергию, создают экономику замкнутого цикла, вторично используют промышленные и бытовые отходы, учитывают углеродный след в логистике, стремятся соблюдать права сотрудников, поставщиков, покупателей, а при необходимости и животных. Устойчивая компания также сознательно стремится продлить «жизненный цикл» своих продуктов.
Производитель пищевых продуктов и бытовой химии Unilever придерживается концепции Zero waste («Нулевые отходы») и следует принципам 4R: reduce, reuse, recycle, recover. С 2014 года компания последовательно заменяет в своих продуктах микропластик кукурузной мукой, пемзой и мелкодроблеными абрикосовыми косточками. Европейским производителям придется пройти тот же путь после недавно введенного запрета на использование микропластика в косметике, им необходимо будет пересмотреть 24 172 косметические формулы. Общий объем необходимых инвестиций до 2025 года оценивается в €12 млрд (при общем объеме рынка €23 млрд).
Менеджер по маркетингу бренда «Чистая линия» Светлана Атуева обратила внимание, что в странах Европы продажи брендов Unilever, в основе которых «зеленая повестка», растут на 69% быстрее, чем других продуктов в портфеле. По итогам реализуемого компанией проекта «Живые леса России» с июля 2020 года по сентябрь 2021 года ее сотрудники (совместно с Ресурсным центром лесного волонтерства) высадили 64 060 деревьев, позаботились о 640 070 деревьях, очистили от мусора 297,51 га, в том числе в местах обитания животных.
Опасная распространенность гринвошинга отмечена и в презентации «Экологического союза». По результатам проведенных в Евросоюзе исследований, 40% производителей используют маркировки «эко» и «натуральный продукт» безосновательно, 57,5% продавцов не предоставляют потребителям необходимую информацию, для того чтобы судить о достоверности экозаявлений. А 37% таких заявлений содержат расплывчатые и общие характеристики вроде «сознательный», «экологичный», «устойчивый» с откровенно недостаточной смысловой нагрузкой. Причина понятна – экотренд стал своеобразной модой, запрос российских потребителей на экологичность растет (по данным аналитики Procter & Gamble 2021 года, 98% их считают, что производители должны беречь окружающую среду), а спрос рождает предложение…
Представители компаний-ритейлеров обсудили покупательское поведение на e-commerce-площадках для категорий товаров с повышенными экологическими характеристиками. Как компании доносят информацию об экологичности своей продукции до потребителя, рассказали представители TetraPak, «Sylvamo Россия» и Essity. По словам менеджера по управлению брендом и совместному маркетингу «Sylvamo Россия» Юлии Комбаровой, компания доносит до потребителей информацию об ответственном лесопользовании простым и понятным языком. Ведь сегодня покупатель хочет не только знать, что он пользуется качественным продуктом, но и осознавать, что при этом выступает в роли социально ответственного человека. С помощью информационной программы «SvetoCopy. Добрые дела не только на бумаге» и реализуемых в ее рамках акции «Фирменная роща» и сервиса по сбору, вывозу и переработке макулатуры «Добробум» Sylvamo рассказывает о проводимых мероприятиях по устойчивому лесопользованию и заботе о природе. Важной вехой в этой деятельности компании стало членство в международном лесном попечительском совете, а также получение сертификата FSC в качестве подтверждения того, что компания заботится о лесах, сохраняет их биологическое разнообразие, оказывает дополнительную поддержку местному населению. Кроме того, офисная бумага SvetoCopy отмечена сертификатом EU Ecolabel, удостоверяющим ее соответствие высоким экологическим стандартам и подтверждающим, что она изготавливается с учетом снижения уровня воздействия на окружающую среду на всех стадиях производства, в том числе при заготовке древесины и лесовосстановлении. Таким образом, те, кто сертифицирует свое производство, и те, кто покупает сертифицированную продукцию, фактически делают одно дело – способствуют осознанному управлению лесами и их сохранению в интересах будущих поколений.
Передовые практики
WWF России в рамках форума провел круглый стол, на котором обсуждалась интерактивная база данных практик ответственного лесоуправления (разработана и запущена в тестовом режиме в 2020 году в составе международного проекта «Адаптация управления лесами в Баренц-регионе к будущим климатическим и экономическим условиям», реализуемого WWF с партнерами из Швеции, Финляндии и России), вопросы удобства ее использования и дальнейшего совершенствования, развития и продвижения.
По словам координатора проекта, руководителя представительства WWF России в Архангельской области Николая Ларионова, «стандарты ответственного лесоуправления, например FSC-сертификации, ставят цели, но не предписывают способы их достижения». «Каждая экологически и социально ответственная компания может идти своим путем к этим целям, выбирая подходящие ей методы реализации, – сказал он. – Опыт соблюдения компаниями принципов ответственного лесоуправления очень ценный и может быть полезен другим предприятиям лесного сектора. Для этого и была создана база данных с описанием примеров эффективной реализации практик ответственного лесоуправления, которые помогут другим компаниям повысить устойчивость и адаптироваться к ведению лесного хозяйства в новых природных, экономических и социальных условиях».
Представители лесного бизнеса, органов по сертификации и независимые консультанты согласились с необходимостью создания подобной интерактивной платформы и высказали в ходе круглого стола пожелания о проведении тренингов по обучению работе с базой данных и ее активному наполнению, в том числе с учетом скандинавского опыта. База данных также будет способствовать повышению открытости лесозаготовительных компаний, накоплению и тиражированию лучшего опыта в сфере лесного хозяйства. Официальный запуск платформы намечен на начало 2022 года – как только будут проанализированы все комментарии и учтены предложения.
Какие инновации использует FSC
2 ноября состоялись мероприятия онлайн-дня FSC-Форума-2021, завершившего его программу и посвященного информационно-технологическим инновациям в системе FSC. Участники обсудили IT-инструменты, технологии и площадки, используемые в этой системе добровольной лесной сертификации и призванные обеспечить высокое качество сертификации, а также прозрачность и доступность информации всем заинтересованным сторонам.
Россия лидирует не только по объему сертифицированных лесов, но и по данным, представленным в геоинформационных системах (ГИС). Такие системы используются в схеме FSC для анализа и графической визуализации пространственных данных и связанной с ними информации, например, позволяют отразить границы сертифицированных предприятий и выделенных лесных участков, которые они сохраняют по требованиям стандарта FSC. Эта информация доступна общественности и природоохранным организациям. Кроме того, работает ГИС-портал FSC для аудиторов, помогающий им подготовиться к аудитам по лесоуправлению и выбрать области для проверки.
Кроме ГИС, активно используются и другие инструменты, которые делают процесс и результат сертификации более прозрачными и эффективными. В частности, сегодня в схеме FSC уже задействованы данные дистанционного зондирования земли (ДЗЗ), сертифицированные компании и природоохранные организации используют их для мониторинга территорий и оценки происходящих на них природных процессов. С помощью данных ДЗЗ можно увидеть, как на снимках из космоса, покрытую лесом площадь, границы вырубок и т. д.
Собранный в FSC массив данных по сертификации лесоуправления в виде общедоступных сводных отчетов доступен в глобальной базе данных системы. Отчеты предназначены для заинтересованных сторон в районах, исследователей, групп по разработке лесных стандартов и самого FSC – в качестве материалов для оценки эффективности системы управления лесами и ее совершенствования. Однако эти данные не систематизированы, поэтому для упрощения их анализа и упорядочения постепенно вводится единый формат аудиторских отчетов – FSC Digital Audit Reporting.
FSC International запустил пилотные проекты на базе технологии блокчейн, позволяющей достичь полной достоверности и целостности данных каждой транзакции за счет регистрации в неизменяемом цифровом реестре. При этом реестр предусматривает введение ограничений доступа для сохранения чувствительной и конфиденциальной коммерческой информации.
Занимается FSC и анализом древесины: недавно запущен международный проект WorlForestID по созданию крупнейшей в мире базы данных эталонных образцов древесины из всех регионов мира с географической привязкой. С помощью технологий идентификации древесины можно определить породу, род, семейство и даже виды, а также место заготовки древесины. Планируется провести такую работу на 1600 участках FSC-сертифицированных лесов во всех лесопроизводящих регионах мира. Россия уже участвовала в этом проекте в 2018 году, предоставив образцы из Сибири.
FSC и динамика углерода
Алексей Григорьев, представлявший Российский социально-экологический союз, поделился соображениями о глобальных процессах декарбонизации и роли FSC в них.
Заявленный в декабре 2019 года поворот ЕС на «зеленый курс», включающий обязательство по достижению углеродной нейтральности к 2050 году, стал началом реформ в других крупнейших экономиках мира. Аналогичные обязательства по достижению углеродной нейтральности в 2050–2060 годах приняли Китай, США, Япония и многие другие страны. Ряд стран намерены достигнуть цели еще раньше: Финляндия – в 2035 году, Австрия – в 2040 году, Германия и Швеция – в 2045 году. Некоторые страны заявляют, что они уже углеродно «негативны», то есть поглощают углекислого газа больше, чем выделяют, – это Бутан, Суринам и Панама.
Крупнейшие нефтегазовые компании тоже стали декларировать намерение добиваться углеродной нейтральности (причем речь идет не только о выбросах в результате производственной деятельности вследствие выработки используемой энергии, но и о возникающих при использовании продукции компании), что означает следующее:
- активные действия по улавливанию и захоронению углекислого газа в недрах (CSS);
- активное участие в проектах, использующих природные решения (NBS), например связывание углерода в биомассе лесов и болот, органическом веществе почв;
- либо коренное изменение характера бизнеса, превращение компании в «зелено-энерге- тическую».
О планах достигнуть углеродной нейтральности к 2050 году объявили англо-голландская Shell, британская BP, французская Total, американская Chevron, а также итальянская ENI, норвежская Equinor, испанская Repsol и ряд других. Из российских нефтегазовых компаний такого рода намерения пока обнародовала только «Татнефть».
Между тем поставки углеродно-нейтральной углеводородной продукции – это уже реально работающий бизнес. Так, в марте 2021 года «Газпром» осуществил первую поставку «углеродно-нейтрального СПГ» в Великобританию, для компании Shell, а в октябре 2021 года «Сахалин Энерджи» (основные акционеры – «Газпром» и Shell) начала поставлять углеродно-нейтральный сжиженный газ в Японию, покупатель – Toho Gas. Углеродная нейтральность обеспечивалась за счет покупки квот поглощения углекислого газа лесными проектами в Индонезии и странах Африки. Естественно, у таких поставщиков будет расти интерес к NBS, в том числе к лесоклиматическим проектам.
В связи с этим в мае 2021 года WWF России опубликовал рекомендации по NBS-проектам для нефтегазовых компаний, содержащие следующие основные положения:
- Нефтегазовые компании должны принять обязательства по достижению углеродной нейтральности к 2050–2060 году и принять меры по их выполнению.
- Проекты NBS не могут быть заменой мер по реальному сокращению выбросов парниковых газов – их доля в общем объеме необходимых сокращений не должна превышать 10%.
- Для транснациональных компаний недопустима политика двойных стандартов, когда меры по сокращению выбросов и переходу к «зеленой» экономике будут приниматься в ЕС, а России будет отведена роль поглотителя парниковых газов.
Для успешной реализации NBS-проектов нужно обеспечить возможность участия заинтересованных сторон в их разработке, мониторинге, реализации и информационную открытость. Проектная документация, оценки результатов проектов (в том числе с использованием данных космической съемки) должны быть доступны для ознакомления и обратной связи, содержать географические привязки и детальные описания. Необходима также оценка риска «утечек» вследствие природных пожаров, засухи, распространения вредителей и болезней и т. д. (развитие эти предложения получили в принятой и опубликованной в октябре 2021 года Позиции по лесоклиматическим проектам).
Климатическая повестка более чем актуальна для FSC: при 62 млн га сертифицированных лесов в России повышение поглотительной способности экосистем на 5–10 т обеспечит поглощение более 300–600 млн т углерода, а это довольно большой объем. На такое связывание углерода уже быстро растет спрос компаний – крупных источников выбросов. Увы, за отдельными исключениями FSC-сертифицированные лесные компании понятия не имеют о балансе парниковых газов в результате их деятельности. В только что принятой версии стандарта FSC требования по учету изменений климата, адаптации к ним, повышению климаторегулирующих функций лесов и прочие либо на зачаточном уровне, либо отсутствуют.
Если система FSC серьезно не займется этими вопросами, то, возможно, уже в ближайшие годы ее начнут вытеснять из этой сферы системы, занимающиеся углеродной сертификацией, в том числе лесной.
Прикладные вопросы сертификации
На отдельной сессии эксперты обсудили практические вопросы применения нового национального стандарта, методы оценки запасов углерода в российских лесах, строгие требования российского национального стандарта FSC, касающиеся сохранения малонарушенных лесных территорий, подходы к ведению ответственного (нормального) лесного хозяйства в России и многие другие. Офис FSC в конце 2020 года – начале 2021 года провел два опроса лесопромышленных компаний по поводу узких мест системы сертификации. Один охватывал компании, имеющие сертификаты FSC, второй – преимущественно несертифицированные компании. Полученные результаты весьма интересны и дают информацию для размышления.
О доверии к российским сертификатам обе группы опрошенных высказались нейтрально, относя эту проблему к числу несущественных либо считая ее обычным рабочим моментом крупной системы. А между тем проблема серьезная, но компании пока не осознают ее уровень: лесная сертификация получила избыточный кредит доверия, который сейчас закончился, и у этой «роковой черты» FSC надо, по словам Алексея Григорьева, «или меняться, или умереть». Говорили и о недостаточной информационной открытости системы: на сайтах сертифицированных компаний, как правило, содержится очень мало данных о ведении лесного хозяйства, сертификационной документации (результатах аудитов). Почему? Крайне ограниченны пространственные данные, в том числе с использованием космоснимков, на которых иногда очень четко видны результаты лесозаготовок. Очень сложно, а подчас невозможно понять, какие положительные изменения внесла в управление лесами и их использование сертификация. В открытом доступе нет базовой информации о стоимости проведения сертификации, размерах финансирования различных FSC-структур, что рождает необоснованные опасения высоких затрат и т. п. В исследование были включены и другие проблемные для системы моменты: надежное обеспечение FSC-сертифицированным сырьем; избыточная сложность системы, ее постоянные изменения, очень сложное для понимания изложение, проблемы интерпретации; высокая стоимость сертификации; отсутствие поддержки государства и прочие. На основании собранных материалов был разработан набор вопросов для дальнейшего, более детального, анализа данных методом «глубинного интервью». Работа в этом направлении продолжается.
Текст и фото:
Максим Пирус,
FSC России