Переход к интенсивному лесному хозяйству
Выгоды и обстоятельства
Принято считать, что Россия, располагая примерно 20,1% площади мировых лесов, 1/4 мировых запасов древесины и 2/3 запасов бореальных и умеренных лесов, необычайно богата лесными ресурсами. При этом современный объем заготовки древесины (170–190 млн м3) почти в 3,5 раза меньше возможного ежегодного объема вырубки якобы без ущерба для лесов.
Однако, несмотря на формальное обилие лесов, основной проблемой отечественного лесного сектора является нехватка древесного сырья. Например, среднее плечо вывозки хвойных балансов в некоторых субъектах РФ превышает 300 км. Дефицит сырья объясняется тем, что наиболее привлекательные для промышленности леса европейско-уральской части РФ, юга Сибири и Дальнего Востока уже истощены рубками и лесными пожарами.
Выход из ситуации видится в отказе от экстенсивной модели ведения лесного хозяйства, предполагающей упрощенный порядок действий в лесу (только рубка спелого леса и последующее лесовосстановление) и переходе к интенсивной модели, предусматривающей последовательное проведение на лесных участках полного комплекса лесохозяйственных мероприятий, включающего рубки спелого леса, естественное или искусственное лесовосстановление, рубки ухода за молодняками, коммерческие рубки ухода (прореживания, проходные рубки) и т. д.
Под обсуждаемой в России новой интенсивной моделью лесного хозяйства следует понимать нормальное лесное хозяйство, теоретические и практические основы которого были разработаны в России в конце XIX – начале XX века, но в силу разных обстоятельств не нашли широкого применения в отечественных лесах в XX–XXI веках.
Возврат (пусть и запоздалый) к нормальному лесному хозяйству следует отличать от действительно интенсивного лесного хозяйства, применяемого в Скандинавских странах (Швеции, Финляндии и др.), где активно используются удобрения, ядохимикаты, посадка быстрорастущих или генно-модифицированных пород деревьев и прочие методы, заимствованные в современном сельском хозяйстве.
Интенсивное лесное хозяйство как цикл мероприятий
В настоящее время государство декларировало переход от однократной добычи спелой древесины (экстенсивной модели ведения лесного хозяйства) к постоянному выращиванию лесного сырья на арендованных лесных участках (интенсивной модели лесного хозяйства). Это означает, что арендаторам лесных участков необходимо сформировать замкнутый цикл мероприятий – от восстановления леса до заготовки выращенной древесины (рис. 1).

Актуальное лесное законодательство России не содержит непреодолимых ограничений или препятствий, делающих невозможным использование интенсивной модели лесного хозяйства на участках лесного фонда. Наиболее благоприятные с точки зрения нормативного регулирования условия созданы в так называемых пилотных регионах (на текущий момент в Двинско-Вычегодском, Балтийско-Белозерском, Среднеангарском и Карельском таежных лесных районах, Байкальском горном лесном районе и Карельском северо-таежном лесном районе).
При ведении интенсивного лесного хозяйства на арендованном участке лесного фонда необходимо обеспечить управление шестью потоками ежегодно повторяющихся мероприятий (табл. 1).

При переходе к интенсивному лесному хозяйству объем лесохозяйственных работ будет неизбежно возрастать, по сравнению с действующей моделью лесного хозяйства подразумевающей упрощенный порядок действий в лесу, типа «вырубил – посади». Однако схему и соотношение мероприятий следует принять как общий руководящий принцип, а не добиваться их бездумного и буквального соблюдения, вне зависимости от внешних условий. Необходимо также учитывать риски повреждения или гибели насаждений от случайных факторов (пожаров, вредителей, болезней леса и пр.).
В реальных природно-производственных условиях состав и соотношение объемов лесохозяйственных мероприятий могут значительно отличаться. За счет выбора технологий и сроков проведения работ появляется возможность сократить либо исключить ряд мероприятий, что благоприятно скажется на общих затратах на ведение интенсивного лесного хозяйства при безусловном достижении его цели – стабильного получения с лесного участка максимально возможного для данных лесорастительных условий количества товарной древесины целевых (хозяйственно ценных) лесных пород.
В качестве примеров могут служить следующие хрестоматийные ситуации:
- при переходе от сплошных рубок к выборочным можно многократно снизить площадь последующих лесовосстановления и уходов за молодняками;
- в случае благонадежного естественного лесовосстановления можно сократить посадки и последующие агроуходы или вовсе отказаться от них;
- при успешном искусственном лесовосстановлении путем посадки сеянцев с закрытой корневой системой в микроповышения (при подходящем гидрологическом режиме) можно сократить последующие агроуходы или отказаться от них;
- в сосновых молодняках целесообразно отказаться от осветлений (чтобы избежать массовой гибели молодняков от повреждений животными, в том числе насекомыми) и ограничить уход только прочистками;
- при активном зарастании хвойных молодняков нежелательной лиственной растительностью может потребоваться несколько приемов осветлений и прочисток и т. п.
Особенности перехода к интенсивному лесному хозяйству
При переходе к интенсивному лесному хозяйству на арендованном участке лесного фонда возможны минимум два основных сценария: постепенный переход и одномоментный переход.
При постепенном переходе к интенсивному лесному хозяйству (рис. 2) с первого года следует, по мере накопления подходящих площадей, то есть по нарастающей, стремиться (подчеркнем еще раз: творчески, а не бездумно) к соблюдению обобщенного соотношения
S6 ≥ S5 ≥ S4 ≥ S3 ≥ S2 ≥ S1.
При этом все вновь появляющиеся после рубок спелых насаждений (S1) делянки с выполненными посевами, посадками, мерами содействия естественному восстановлению (S2) должны быть (по мере необходимости) охвачены агроуходами (S3), осветлениями (S4) и прочистками (S5), а в дальнейшем коммерческими рубками ухода (прореживания и проходные рубки; S6).
Очевидно, площадь делянок с качественно проведенными посевами, посадками или мерами содействия естественному лесовосстановлению (СЕВ) может быть увеличена за счет участков, самостоятельно и успешно возобновившихся целевыми (хозяйственно ценными) лесными древесными породами. Однако ежегодная площадь, на которой проводятся все последующие мероприятия (агроуходы, осветления, прочистки и др.), должна быть достаточной для обеспечения непрерывности интенсивного лесного хозяйства на территории аренды.

Через 10 лет после начала постепенного перехода можно ограничиться проведением агроуходов, осветлений и прочисток только на делянках арендованного участка лесного фонда, на которых уже выполнены лесохозяйственные работы интенсивного лесного хозяйства. А через 20 лет можно перейти на выполнение коммерческих рубок ухода только на делянках с проведенными предшествующими лесохозяйственными работами интенсивного лесного хозяйства.
При одномоментном переходе к интенсивному лесному хозяйству (рис. 3) с первого года следует сразу же, не ожидая накопления подходящих площадей, стремиться соблюдать модифицированное обобщенное соотношение
Sx6 ≥ Sх5 ≥ Sх4 ≥ Sх3 ≥ Sх2 ≥ S1.
При этом каждое из необходимых ежегодных лесохозяйственных мероприятий интенсивного лесного хозяйства (восстановление лесов, рубки ухода за молодняками, коммерческие рубки ухода – прореживания и проходные рубки) должно уже с первого года одномоментного перехода выполняться на площади, не меньше ежегодной площади рубок спелых насаждений (S1).

Таким образом, с первого года одномоментного перехода на соответствующих делянках, накопившихся до начала перехода к интенсивному лесному хозяйству, будут проводиться посадки, посевы и меры СЕВ (Sх2), агроуходы (Sх3), осветления (Sх4), прочистки (Sх5), коммерческие рубки ухода (прореживания и проходные рубки; Sx6).
Через 10 лет после начала одномоментного перехода, можно ограничиться проведением агроуходов, осветлений и прочисток только на делянках арендованного участка лесного фонда с уже выполненными лесохозяйственными работами интенсивного лесного хозяйства.
До истечения десятого года с начала перехода необходимо изыскать делянки для агроуходов, осветлений и прочисток среди накопившихся на арендованном участке лесного фонда до перехода к интенсивному лесному хозяйству.
Через 20 лет можно перейти на выполнение коммерческих рубок ухода (прореживаний и проходных рубок) только на делянках арендованного участка лесного фонда с уже выполненными лесохозяйственными работами интенсивного лесного хозяйства.
До истечения двадцатого года с начала одномоментного перехода необходимо изыскать делянки для коммерческих рубок ухода из числа накопившихся на арендованном участке лесного фонда до перехода к интенсивному лесному хозяйству.
Экономика интенсивного лесного хозяйства
По экспертной оценке СПбНИИЛХ, переход к интенсивному лесному хозяйству позволяет увеличить в Российской Федерации среднегодовой объем заготовки с 1 га леса за весь цикл ведения хозяйства (от возобновления леса до рубки спелого насаждения) с нынешних 1,5–2 м3 до 3–4 м3 для условий северной тайги и до 5–6 м3 для средней и южной тайги, что соответствует показателям стран с развитым лесным хозяйством (Швеции, Финляндии).
Расчеты, выполненные в СПбНИИЛХ для арендной территории Усть-Илимского ЦБК (входит в состав АО «Группа "Илим"»), показали, что переход к интенсивному лесному хозяйству позволит увеличить объем вырубаемой ликвидной древесины (ликвида) в 1,5–2 раза (рис. 4), при этом прибыль за весь период лесовыращивания увеличится в 4–7 раз. Объем лесопользования можно увеличить уже с первых лет ведения интенсивного лесного хозяйства за счет коммерческих рубок ухода, что особенно важно для устойчивого снабжения сырьем такого крупного потребителя, как Усть-Илимский ЦБК.

Очевидно, что ведение интенсивного лесного хозяйства экономически возможно для предприятия-арендатора, если доходы от него превышают необходимые затраты (инвестиции).
По действующему лесному законодательству, выбор территории для интенсивного лесного хозяйства, а также разработка приемлемого (по получаемым объему древесного сырья и прибыли) сценария интенсивного лесного хозяйства для этой территории предоставлена предприятию-арендатору участка лесного фонда. От корректности этого выбора зависит устойчивое существование предприятия-арендатора.
При выборе территории для интенсивного лесного хозяйства на арендованном участке лесного фонда предлагается учитывать общеизвестный критерий – прибыль от ведения интенсивного лесного хозяйства, руб.:
Пр = (Д – З) ≥ 0,
где Д – доход от ведения интенсивного лесного хозяйства, руб. З – затраты на ведение интенсивного лесного хозяйства, руб.
В современной практике затраты на лесное хозяйство рассматриваются как неизбежные издержки (ущерб), необходимые только для сохранения права доступа к заготовке спелой древесины посредством выполнения договорных обязательств предприятия по ведению лесного хозяйства на арендованной территории. Чем меньшими затратами сохраняется это право, тем прибыльнее будет деятельность предприятия-арендатора. Таким образом, реальным экономическим результатом лесного хозяйства сейчас является сохранение права доступа к лесному ресурсу для заготовки древесины, а по сути – поддержание экстенсивной модели ведения лесного хозяйства на арендованных территориях. При этом затраты на лесохозяйственные мероприятия при экстенсивной модели ведения лесного хозяйства составляют примерно 60 тыс. руб./га, а затраты на аналогичные мероприятия при интенсивной модели – примерно 85 тыс. руб./га (табл. 2).

Однако затраты на экстенсивную модель (составляющие не менее 70% затрат на интенсивную модель!) не обеспечивают увеличения объема вырубаемой древесины на арендованной территории (рис. 4), то есть теряются почти полностью.

По нашей оценке, затраты на лесохозяйственные мероприятия при интенсивной модели ведения лесного хозяйства составляют в себестоимости 1 м3 заготавливаемой древесины не более 10%. При этом затраты на строительство качественных лесных дорог составляют примерно 15% себестоимости 1 м3 заготавливаемой древесины, затраты на арендные платежи – не более 15% (рис. 5). Затраты на лесохозяйственные мероприятия по экстенсивной модели ведения лесного хозяйства в себестоимости 1 м3 заготовленной древесины редко превышают 3%, доли прочих затрат примерно такие же. Следует заметить, что резервы снижения себестоимости 1 м3 заготовленной древесины следует искать в статьях больших затрат (например, на заготовку).

Неотделимые улучшения интенсивного лесного хозяйства
Несмотря на очевидные выгоды интенсивного лесного хозяйства, с 2015 года, когда был принят первый документ по интенсификации – Концепция интенсивного использования и воспроизводства лесов, разработанная СПбНИИЛХ, массовый переход предприятий – арендаторов лесного фонда России на интенсивную модель ведения лесного хозяйства не наблюдается (рис. 6).
В числе причин сложившейся ситуации можно отметить следующие (преодолимые!) трудности:
- непонимание непосредственными исполнителями возможностей, предоставляемых действующим законодательством для ведения интенсивного лесного хозяйства;
- недостаток мотивации непосредственных исполнителей (органов лесного хозяйства и/или предприятий – арендаторов лесного фонда);
- нежелание исполнителей что-либо менять в сложившейся практике действий (в том числе из-за слабой мотивации).
Очевидно, что для перехода крайне важна и адекватная и гибкая политика в области лесных отношений органов власти как представителей арендодателя – государства.
При господстве экстенсивной модели ведения лесного хозяйства главными задачами арендодателя (государства и его органов власти) были обеспечение контроля за объемом древесины, заготавливаемой предприятиями-арендаторами, и ограничение действий арендаторов, способных нанести ущерб имуществу (лесу) арендодателя.
При переходе к интенсивной модели лесного хозяйства государству, как собственнику лесов, также необходимо изменить приоритеты управления – перейти от контроля за текущей деятельностью предприятий-арендаторов к стимулированию и поощрению желательных для государства действий предприятий-арендаторов в лесу.
Для перехода к интенсивному лесному хозяйству предприятия-арендаторы должны увеличить инвестиции в лесохозяйственные мероприятия и лесные дороги на принадлежащих государству лесных участках. Первоначальный объем дополнительных инвестиций можно сократить, если внедрять интенсивное лесное хозяйство поэтапно или на ограниченной территории. Возврат инвестиций можно ускорить путем заготовки древесины при коммерческих рубках ухода.
Таким образом, на период от восстановления леса до начала первых коммерческих рубок в этих лесах, инвестиции предприятий-арендаторов в строительство лесных дорог, подготовку почвы на вырубках, посев или посадку леса, рубки ухода за молодняками и другие мероприятия интенсивного лесного хозяйства превращаются в своеобразные неотделимые улучшения лесных участков государства как владельца лесов.
Гарантии сохранности этих инвестиций либо адекватное их распределение между предприятиями-арендаторами и государством-арендодателем может стать одной из важных мер стимулирования перехода предприятий-арендаторов к интенсивному лесному хозяйству на территориях, арендуемых у государственного лесного фонда.
По оценке экспертов WWF России, для стимулирования и поощрения перехода предприятий-арендаторов к интенсивному лесному хозяйству целесообразно предпринять следующие шаги:
Рослесхозу и Минприроды РФ
- взимать арендную плату с площади лесов, а не с объема пользования лесом;
- установить зависимость объема пользования лесом (расчетной лесосеки) от результатов воспроизводства лесов;
- установить зависимость арендной платы за пользование лесным участком от качества ведения лесного хозяйства (например, при повышении качества лесного фонда арендная плата снижается на заранее оговоренную сумму);
- субсидировать (частично или полностью) затраты предприятий-арендаторов на ранние этапы воспроизводства лесов (от лесовосстановления до окончания периода ухода за молодняками), создание и поддержание постоянной лесной инфраструктуры, то есть на осуществление неотделимых улучшений арендованного лесного участка;
- компенсировать (частично или полностью) затраты предприятий-арендаторов на неотделимые улучшения арендованных лесных участков, при расторжении договоров аренды лесных участков по инициативе государства как арендодателя;
- установить преимущественное право (без процедуры проведения аукциона или конкурса) продления договора аренды участка лесного фонда для предприятия-арендатора, ведущего интенсивное лесное хозяйство на арендованном лесном фонде;
Минпромторгу РФ:
- разработать и реализовать комплекс мер по развитию муниципальной энергетики, способствующих созданию спроса на мелкотоварную древесину, получаемую при рубках ухода, отходы лесопиления и пр.;
Правительству РФ:
- распространить соглашения о защите и поощрении капиталовложений на предприятия-арендаторов, ведущих интенсивное лесное хозяйство на арендованном участке лесного фонда;
- разрешить лесовыращивание на заросших древесно-кустарниковой растительностью частных и государственных землях сельскохозяйственного назначения.
Актуальное лесное законодательство Российской Федерации не содержит непреодолимых ограничений или препятствий, делающих невозможным ведение интенсивного лесного хозяйства на арендованных участках лесного фонда. Такие государственные меры поддержки, как гарантия продления права аренды, учет создаваемых ценных молодняков при определении объемов заготовки спелого леса, компенсация инвестиций в «неотделимые улучшения», будут стимулировать массовый переход арендаторов в российских лесах к современному лесному хозяйству.
Текст: Александр Марковский, Андрей Родионов