Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Партнеры журнала:

Тема номера

Об импортозамещении в лесопромышленном комплексе

В связи с обострением экономической ситуации в стране из-за жестких санкций западноевропейских стран и США перед российскими предприятиями и государственными органами возникла острая проблема импортозамещения продукции промышленного и сельскохозяйственного производства, включая лесной сектор экономики.

Импортозамещение ограничивается производственными и кадровыми возможностями промышленных предприятий. Наиболее серьезным ограничением для его реализации в России является сильная зависимость от зарубежного оборудования, которую невозможно преодолеть быстро. Поэтому эффект импортозамещения в краткосрочной перспективе жестко ограничен незагруженными мощностями. Для повышения эффективности целесообразно проводить скоординированную политику, направленную в том числе на формирование спроса на отечественную продукцию.

Как известно, экспорт России преимущественно сырьевого характера. Импорт, напротив, в основном состоял из конечной продукции, и его рост существенно опережал рост несырьевого экспорта. Для начала активного импортозамещения, быстрого насыщения внутреннего рынка отечественной продукцией, необходимо резкое повышение конкурентоспособности отечественной продукции. Качественные характеристики товаров за достаточно короткий промежуток времени не могут быть значительно изменены. Политика импортозамещения будет наиболее результативной там, где сохраняется потенциал незагруженных мощностей и кадров.

Конкурентным преимуществом лесной отрасли является доступная сырьевая база. В России самые большие в мире запасы лесов, площадь которых составляет более 800 млн га. Леса занимают около 45% территории страны и составляют около 24% лесных запасов планеты. Лесопромышленный комплекс – экспортно ориентированная отрасль, однако основными товарами, предназначенными для продажи за рубежом, являются продукты низких переделов древесины: пиломатериалы, древесная целлюлоза. Доля бумаги и картона в товарном экспорте отрасли тоже немалая. Однако это не означает, что российские предприятия полностью обеспечивают продукцией внутренний рынок. Импорт высококачественных сортов бумаги и картона до введения заградительных санкций составлял в денежном выражении более $2 млрд.

Политика импортозамещения в отрасли должна быть нацелена на развитие производства продукции с наибольшей добавленной стоимостью. В качестве основных направлений необходимо выделить производство древесных плит, целлюлозы и древесной массы, бумаги и картона. На этих производствах по ряду позиций, таких как целлюлоза беленая сульфатная ролевая, высоковпитывающий композиционный материал на основе целлюлозы, термочувствительная бумага, доля импорта была близка к 100%. Перечисленные продукты импортировались в Россию из Венгрии, Германии, США и Китая. Некоторые продуктовые позиции отличает высокая степень критичности с точки зрения национальной безопасности. Например, фильтрующая бумага, которая используется для очистки крови при переливании, при производстве микросхем, а также в двигателестроении. Импортозамещение этого вида продукции в ближайшие 3–5 лет невозможно, и первым этапом должно стать проведение соответствующих НИОКР. Вся бумага для упаковки пищевых продуктов поступала в страну из Финляндии и Франции, от этого продукта зависит развитие упаковочной и пищевой промышленности, а также продовольственная безопасность.

Следующим сектором лесопромышленного комплекса России, нуждающимся в импортозамещении, является лесное машиностроение, поскольку лесозаготовительная отрасль – ключевое звено ЛПК. Эффективность лесозаготовительных работ определяется прежде всего техническим уровнем и показателями эксплуатации лесозаготовительной техники. Такая техника необходима для освоения и восстановления лесных ресурсов, строительства лесных дорог, предотвращения и тушения лесных пожаров, защиты линейных сооружений от древесно-кустарниковой растительности, подготовки трасс нефте- и газопроводов в лесных массивах.

В настоящее время почти полностью разрушена производственная база для изготовления отечественных лесных машин, ликвидированы или в стагнации заводы лесного машиностроения: Алтайский, Сыктывкарский, Красноярский, Пермский, Екатеринбургский, Йошкар-Олинский, Онежский тракторный и др. Парк лесозаготовительной техники эксплуатируется дольше нормативных сроков и нуждается в замене. На лесозаготовке крайне медленно повышается уровень механизации лесосечных работ, остается значительной доля ручного труда на самой трудоемкой и травмоопасной операции – валке леса. Существенная часть работ при валке леса выполняется с помощью бензопил. Наиболее емким сегментом рынка лесозаготовительной техники в настоящее время являются машины для сортиментной технологии заготовки древесины – харвестеры и форвардеры, объем продаж которых составлял около 75% общего объема продаж в денежном выражении. Этот сегмент стал формироваться в России с середины 80-х годов прошлого столетия. Однако российские производители лесозаготовительной техники за этот период в силу разных причин не смогли выйти на этот сегмент рынка.

Преодоление технологического отставания в базовых отраслях промышленности на основе исключительно отечественных технологий и научно-исследовательского потенциала оказалось практически невозможным из-за серьезных упущений за последние 20 лет. В связи с этим годами использовались механизмы привлечения зарубежных технологий в российские производственные комплексы по примеру автомобильной промышленности. Потребность в колесных харвестерах и форвардерах удовлетворялась в основном поставками из-за рубежа.

Почти нет российских производителей в сегменте колесных трелевочных машин. Обусловлено это тем, что около половины лесных массивов по грунтовым условиям можно эффективно осваивать с применением специализированных колесных трелевочных машин в силу их особых потребительских свойств (простота конструкции ходовой системы, высокая мобильность, низкие затраты на ремонт и обслуживание).

Ежегодно российские предприятия лесопромышленного комплекса закупали у зарубежных производителей до 1000 лесных машин разного назначения. Следует отметить, что небольшие партии колесных харвестеров, форвардеров и трелевочных машин поступали в Россию из Республики Беларусь, где лидером производства этого вида техники было ОАО «Амкодор».

Из отечественного оборудования на лесозаготовительных предприятиях сегодня эксплуатируется физически и морально устаревшая лесная техника на базе трелевочных промышленных тракторов ТДТ-55, ТЛТ-100А, ТТ-4, ТТ-4М, созданных в советский период для работы в лесу по так называемой хлыстовой технологии лесозаготовок. В СССР производством и ремонтом лесозаготовительных машин были заняты более 30 заводов, которые выпускали около 100 наименований лесной техники.

Задачи по обеспечению отрасли оборудованием и импортозамещению в последние годы частично решались за счет локализации производства иностранных производителей. Например, на экскаваторном заводе Komatsu (KMR) в г. Ярославле было организовано производство экскаваторов в лесном исполнении (дополнительная защита, два радиатора и др.), на которые устанавливаются харвестерные агрегаты Komatsu. В цехах Онежского тракторного завода (г. Петрозаводск) фирма «Амкадор» из Республики Беларусь в 2020–2021 годах выпускала харвестеры и форвардеры собственной конструкции. В связи с прекращением поставок из европейских стран комплектующих узлов (захватно-срезающих головок, тандемных тележек и др.) для этих машин производство лесных машин на заводе в 2022 году приостановлено. ООО «Лестех» (г. Йошкар-Ола) выпускало ограниченное количество валочно-пакетирующих машин и харвестеров на базе гусеничного экскаватора. При этом комплектующие узлы из стран Западной Европы составляли в этих машинах 20–30%. В настоящее время поставка комплектующих узлов для лесных машин из недружественных стран прекращена.

Разработкой отечественного харвестера для сортиментной заготовки древесины на базе гусеничной техники занимаются на предприятиях ОАО «Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод"». Опытный образец харвестера на базе экскаваторного шасси производства АО «Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения» проходит испытания в производственных условиях.

Однако попытки воссоздать или создать производство лесозаготовительной техники носят несистемный, фрагментарный характер, что не позволяет сформировать полноценную конкурентную среду на российском рынке. Восстановление отечественного лесного машиностроения невозможно без использования отечественного и зарубежного научно-технического потенциала, государственной поддержки инновационной деятельности и отраслевой научно-технической сферы.

Оценка сложившегося российского рынка лесных машин преимущественно зарубежного производства и отсутствие у лесопромышленных предприятий возможности приобретения российской лесозаготовительной техники свидетельствуют о критическом положении отечественного лесного машиностроения и необходимости импортозамещения прежде всего по следующим позициям: валочно-сучкорезно-раскряжевочные машины (харвестеры), трелевочные погрузочно-транспортные машины (форвардеры), трелевочные колесные машины, гусеничные многооперационные машины.

Предпосылкой реализации инновационного развития лесного комплекса станет восстановление его научного и конструкторского потенциала, создание испытательной базы, экспериментального и опытного производства. Одним из вариантов решения этой проблемы может быть создание инновационно-технического лесного научного центра. Согласно обновленной Стратегии развития лесного комплекса России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.02.2021 №312-р, научно-техническое обеспечение и технологический прорыв в лесном комплексе должны обеспечить исследовательские консорциумы – инновационно-технические центры, представляющие собой объединение вузов и научных организаций в партнерстве с российскими производственными организациями. Основной целью таких центров представлялась разработка, организация серийного производства и внедрение современных, эффективных и экологически щадящих технологических процессов, машин и оборудования по всему циклу – от лесопользования и воспроизводства лесов до глубокой переработки древесины.

При этом ключевым фактором обеспечения производства лесных машин необходима разработка следующих компонентов в составе машин: харвестерные головки с системой управления, тандемные тележки, ведущие мосты, компоненты гидротрансмиссией. В качестве потенциальных заводов – изготовителей отдельных узлов и оборудования для лесных машин, кроме заводов лесного машиностроения, могут быть привлечены заводы военно-промышленного комплекса и сельскохозяйственного машиностроения. Например, производство харвестерной головки может быть организовано на НПК «Уралвагонзавод». А разработка и изготовление ведущих мостов для трелевочных машин (с организацией производства) – на АО «Петербургский тракторный завод». Там же возможен выпуск тандемных тележек.

Минпромторг России подготовил Перечень приоритетных и критических видов продукции, услуг и программного обеспечения с точки зрения импортозамещения и национальной безопасности. В разделе «Сельскохозяйственное машиностроение», подраздел 7 «Комплектующие по лесопромышленному машиностроению (харвестеры, форвардеры, скиддеры)», указаны следующие позиции: харвестерная головка с системой управления (харвестеры), тандемные тележки (харвестеры, форвадеры), ведущие мосты типа Sweda (харвестеры, форвардеры, скиддеры), компоненты гидростатической трансмиссии (харвестеры, форвардеры, скиддеры). Необходима скорейшая реализация этих предложений.

Также нужна действенная государственная поддержка по следующим основным направлениям:

  • увеличение объемов продаж лесозаготовительных машин через систему лизинга, в том числе через ОАО «Росагролизинг» за счет развития и совершенствования указанной системы;
  • развитие и укрепление производственной базы машиностроительных предприятий; проведение технического и технологического перевооружения их производств, в том числе за счет предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат на производство и реализацию техники;
  • ускоренное инновационное развитие отечественного лесного машиностроения на базе новых разработок и освоения современных конкурентоспособных технологий и машин для лесозаготовительного производства и лесного хозяйства, которое должно сопровождаться конкретными четкими программами и планами их разработки и освоения.

Для этого прежде всего необходимы следующие изменения:

1. Корректировка подпрограммы №3 «Машиностроение специализированных производств» Государственной программы РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» в части лесного машиностроения, в том числе:

  • создание и серийное производство модельного ряда современных колесных трелевочных машин легкого, среднего и тяжелого классов (Петербургский тракторный завод);
  • создание и серийное производство нового поколения базовой гусеничной трелевочной машины легкого и тяжелого классов (Абаканский ОЭМЗ);
  • создание и серийное производство нового поколения многооперационных гусеничных машин (Йошкар-Олинский завод «Лестехком», ООО «Абаканский машиностроительный завод»);
  • разработка современных технологий лесозаготовок и лесохозяйственных работ, адаптированных к применению машин и оборудования нового поколения.

2. Внесение в отраслевой план мероприятий по импортозамещению в сельскохозяйственном и лесном машиностроении РФ от 31.03.2015 (Приказ Минпромторга России №659 от 31 марта 2015 года) критических компонентов для харвестеров, форвардеров, трелевочных машин (харвестерные головки, ведущие мосты, тандемные тележки, коробки передач, элементы гидростатических трансмиссий).

3. Внесение в Постановление Правительства РФ №1312 от 30 декабря 2013 г. изменений, устанавливающих порядок авансирования из федерального бюджета НИОКР по созданию и внедрению новой лесной техники лесозаготовительного и лесохозяйственного назначения.

Перечисленные мероприятия лишь способствуют налаживанию импортозамещения в лесной отрасли. Для кардинального решения этой проблемы в разных отраслях народного хозяйства страны, в том числе лесной, государственным органам необходимо принять меры для формирования государственной политики и приоритетов, включая совершенствование законодательства, совершенствование налоговой политики и мер таможенно-тарифного регулирования, поддержки импортозамещающих НИОКР, кадрового обеспечения, и прочие регулярно-управленческого характера. 

Текст
Геннадий Паничев, канд. техн. наук