Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Партнеры журнала:

Лесное хозяйство

Уровень открытости данных о лесах России

Исследование фонда дикой природы

Лесной кодекс РФ и ряд других нормативных актов требуют раскрывать информацию о лесах. В последние годы объем публично доступных данных о лесах действительно существенно вырос. Однако и сегодня значительная часть информации, которая по закону должна быть в открытом доступе, по-прежнему остается закрытой для общественности или представлена в таком виде, который затрудняет ее поиск и обработку.

Публичный доступ к информации о лесах гарантирует соблюдение прав граждан на достоверную и своевременную экологическую информацию, способствует повышению ее качества за счет общественного мониторинга и проведению открытых независимых оценок. А кроме того, помогает обеспечивать эффективный контроль и надзор в сфере лесных отношений, в том числе предотвращать нелегальные рубки.

Всемирный фонд дикой природы (WWF) в 2010–2012 годах уже изучал информационное содержание интернет-сайтов органов государственного управления лесами субъектов РФ как в виде самостоятельного рейтинга, так и в составе рейтингов качества государственного управления лесами в регионах. Но с тех пор значительно изменились нормативные требования к распространению общественно значимых сведений, в частности о лесах, а также само информационное пространство, в котором все больше данных собирается и представляется в цифровом виде, например на интернет-сайтах.

Для того чтобы актуализировать информацию и привлечь внимание федеральных и региональных органов власти, а также широкой общественности к вопросу публично доступной и при этом качественной и актуальной информации о лесах на региональном уровне, WWF России и компания АКРА РМ провели исследование открытости данных о лесах России1. Организаторы уверены в том, что совершенствование общественных и государственных мер по обеспечению открытости информации о лесах крайне необходимо для общества.

В ходе исследования, проведенного по всем субъектам РФ, была проанализирована только публично доступная информация о лесах за 2017–2021 годы, размещенная региональными органами исполнительной власти на их сайтах и Портале открытых данных РФ. Заинтересованная общественность может получить ее в интернете. Исследование призвано повысить уровень открытости информации о лесах и вовлечь население в управление лесами.

WWF России убежден, что раскрытие региональных данных о лесах будет способствовать устойчивому управлению лесными ресурсами страны, развитию лесной отрасли, а также повышению эффективности сотрудничества государства и общества. При этом эксперты признают, что не все проблемы повышения качества информации о лесах могут быть решены на региональном уровне. Тем не менее необходимы постепенные улучшения за счет развития федерального законодательства и усилий на региональном уровне.

Карта-схема с результатами исследования (самая низкая итоговая оценка соответствует самому высокому качеству информации о лесах на сайтах региональных органов власти)
Карта-схема с результатами исследования (самая низкая итоговая оценка соответствует самому высокому качеству информации о лесах на сайтах региональных органов власти)

Об исследовании

Исследование проводилось на основе данных, агрегированных Лесной программой WWF России в течение февраля 2022 года. Были использованы данные о лесах, обязанность по размещению которых на сайтах региональных органов исполнительной власти прямо предусмотрена законодательством, а также информация, добровольно размещенная по инициативе региональных властей. При проведении исследования не учитывались закрытые или предоставляемые по запросу данные, а также размещенные на сайтах федеральных органов власти, в том числе Рослесхоза и подведомственных ему учреждений.

Эксперты проанализировали данные о лесах по следующим разделам:

  1. Формы государственного лесного реестра и наборы открытых данных, касающиеся лесов, размещаемые как на сайтах региональных органов власти, так и на Портале открытых данных России.
  2. Геоданные (пространственные или картографические), в том числе с геопорталов или отдельных векторных слоев, содержащих различную геопространственную информацию о лесах, определенную приказом Минприроды России от 29.06.2018 №301 «Об утверждении состава и содержания информации о лесах».
  3. Документы лесного планирования и проектирования, включая актуальные лесные планы, лесохозяйственные регламенты, описание приоритетных инвестиционных лесных проектов, проектов лесовосстановления, лесоразведения и рубок ухода, информацию о возможных местах компенсационного лесовосстановления.
  4. Дополнительная информация о лесах, дающая представление о состоянии лесов региона, их ценности, характере использования, уходе и прочем, наличие которой не требуют действующие нормативные акты, поэтому региональные органы власти размещают их добровольно.

Было оценено наличие данных в каждом источнике и дана общая оценка открытости информации о лесах по регионам.

Результаты

Десять регионов получили оценку ниже двух баллов, что означает максимальное высокое качество информационного содержания сайтов. На первых местах оказались Приморский край, Хабаровский край, Архангельская область и Республика Калмыкия, где, как отмечают эксперты, прилагают значительные усилия, чтобы обеспечить права граждан на доступ к качественной и актуальной информации о лесах. Качество информационного содержания сайтов в указанных субъектах оценивается на данный момент как очень высокое. Замыкают список Республика Хакасия, Карачаево-Черкесская Республика, Тамбовская область и Республика Адыгея – там не размещают большую часть даже предписанной законодательством информации.

Что это значит?

Основная проблема, которую выявило исследование, – это отсутствие в ряде регионов обязательной согласно законодательству информации о лесах. Не только пространственных данных, отсутствие которых можно объяснить относительно недавно установленными требованиями об их публикации, но и форм государственного лесного реестра и набора открытых данных. Требование публичного размещения последних действует уже много лет, однако в полном и актуальном виде многие регионы не размещают их до сих пор.

Нормативные требования размещения доступной общественности информации о лесах постоянно расширяются, появляются правила предоставления данных (например пространственных) в новых форматах. Это ответ на запрос общества, которое уже хочет иметь доступ не только к общим сведениям, но и к данным о состоянии лесов или о планируемых хозяйственных мероприятиях в определенном месте, например, в зоне отдыха, сбора грибов и ягод и др. Не все органы лесного хозяйства смогли быстро адаптироваться к новым требованиям, касающихся геоинформационных систем и наличия данных в этом формате. Число регионов, размещающих такие данные, небольшое, но постоянно увеличивается.

Интернет-сайт для регионального органа управления лесами – это не только его лицо или онлайн-представительство, но и важный механизм информирования и вовлечения граждан в управление лесами. Сегодня далеко не все субъекты полностью используют потенциал интернета. Исправление ситуации не требует очень больших усилий, поскольку отсутствующие в открытом доступе данные обязаны собирать региональные органы управления лесами. Отсутствие данных на сайтах, скорее всего, свидетельствует лишь о недостаточном внимании к этому вопросу.

Сводные результаты исследования открытости информации о лесах
Сводные результаты исследования открытости информации о лесах

Что с этим делать?

WWF России призывает Рослесхоз и Минприроды России усилить контроль регионов за выполнением требований законодательства и усовершенствовать нормативную базу, касающуюся открытости информации о лесах, в частности:

  • усилить контроль за региональными органами управления лесами в части полноты и качества размещения на сайтах предусмотренной законодательством информации о лесах;
  • опубликовать материалы государственной инвентаризации лесов в полном объеме, включая первичные данные;
  • разработать и внедрить цифровую форму акта лесопатологического обследования, а также обеспечить обязательное бессрочное хранение всех актов в централизованной базе данных и возможность их свободного скачивания в формате открытых данных;
  • предусмотреть включение в систему ИСДМ-Рослесхоз программного интерфейса для обмена данными (API) в формате открытых данных для просмотра и анализа данных о пожарах и противопожарных мероприятиях во внешних системах;
  • обеспечить обязательность публикации информации о лесохозяйственных границах (в формате геопривязанных открытых данных), предоставленных в пользование лесных участках, границах всех категорий защитных лесов, включая ООПТ, об особо защитных участках лесов, а также о границах всех легально отведенных лесосек (по всем видам оснований прав пользования лесом, включая договоры аренды, договоры купли-продажи лесных насаждений, государственные контракты и задания, договоры постоянного (бессрочного) пользования лесными участками и др.);
  • обязать региональные органы государственной власти, уполномоченные в области лесных отношений, публиковать на своих сайтах все акты осмотра лесосек после их составления.

Для применения этих мер необходимо разработать и внести в нормативную базу ряд изменений, которые, во-первых, должны обязать владельцев данных, полученных за государственный счет, раскрывать их, во-вторых, обеспечить создание и функционирование единого информационного пространства данных о лесах.

WWF России убежден, что внедрение цифровых технологий позволит обеспечить как внутренний, так и независимый контроль за процессами лесопользования и сократить количество ошибок при принятии решений в области управления лесами, приводящих к негативным последствиям для лесов.

Текст Константин Кобяков