Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Эколайф

Лесоклиматические проекты в России

Формирование консорциума для разработки методологии и оценки по упрощенной схеме

Предотвращение роста эмиссии парниковых газов, повышения потенциала лесов по их поглощению и депонированию, роста адаптации лесов к негативным климатическим изменениям в ближайшем будущем должно стать одним из приоритетных направлений государственной лесной политики, теории и практики ведения лесного хозяйства в России.

 Николай Шматков
Название

При этом, несмотря на геополитические изменения и экономические риски в этом году, ответственные компании топливно-энергетического комплекса, производители минеральных удобрений, металлургические и горнодобывающие компании, транспортные компании, операторы мобильной связи, ритейл и многие другие организации не утратили интерес к реализации проектов по устойчивому развитию, достижению показателей ESG, выполнению обязательств по КСО. Больше всего привлекает возможность реализации лесоклиматических проектов.

События вокруг Украины и новая реальность международных отношений для России в целом не ослабили интерес бизнеса к лесоклиматическим проектам, однако необходимо признать, что и прежде непростые условия для их осуществления в стране серьезно усложнились. За два десятилетия развития этой темы удалось осуществить со спорным успехом, полностью или частично только три таких проекта. Основными причинами этого «успеха» стали исключительно сложная, забюрократизированная и дорогостоящая процедура подачи заявок, их верификации и контроля, недостаточная проработанность для российских условий методик учета углерода и методов борьбы с утечками, нехватка хороших экспертов. Сейчас ситуация усугубилась. Торговля полученными от реализации проектов в России углеродными квотами с транснациональными компаниями, имеющими штаб-квартиры в странах «коллективного Запада», в обозримом будущем невозможна. Перспективные рынки ограничиваются азиатскими, прежде всего Китаем и Южной Кореей, но насколько высокий спрос на этих рынках на российские лесоклиматические проекты, пока неизвестно. Согласятся ли признанные международные системы верификации лесоклиматических проектов работать сейчас в России – вопрос открытый. Последние, казалось бы, позитивные, сдвиги с внесением поправок в соответствующее законодательство в реальности могут обернуться разменом международной бюрократии на отечественную.

При этом объективная необходимость лесоклиматических проектов во благо лесов России очевидна. В первую очередь необходимы проекты, направленные на предотвращение лесных пожаров и деградацию малонарушенных лесных территорий (МЛТ), уменьшение площади и снижение интенсивности лесных пожаров, развитие лесовыращивания на заброшенных и деградированных землях сельскохозяйственного назначения, создание карбоновых полигонов и ферм, создание лесных культур на месте исчезнувших из-за разных негативных факторов лесов, восстановление которых естественным путем невозможно или сильно затруднено. Вопреки расхожему мнению, МЛТ выполняют важнейшую роль в предотвращении эмиссии парниковых газов, включая почвенный метан. По данным WWF России, площадь малонарушенных территорий сокращается примерно на 1,5 млн га в год из-за фрагментации линейными объектами, рубок и антропогенных пожаров. Объемы эмиссии парниковых газов при деградации МЛТ невозможно сбалансировать в среднесрочной перспективе даже самым быстрым ростом молодых лесов на их месте. Тем не менее пока желание нелесного бизнеса реализовывать лесоклиматические проекты в ряде случаев выливается только в создание лесных культур сравнительно медленно растущих и высокогоримых хвойных пород на вырубках, которые облесились бы гораздо более продуктивными и стойкими к пожарам мелколиственными породами за счет естественного самозарастания. Такие проекты, при условии качественного проведения комплекса сравнительно дорогостоящих работ по уходу за лесными культурами, могут дать хозяйственный эффект в транспортно доступных районах, но не имеют большого значения с точки зрения лесоклиматической политики.

В новой геополитической реальности, когда России следует полностью полагаться на себя – на самостоятельное регулирование, своих экспертов и верификацию своими силами, нужно полностью изменить традиционные подходы к методологии и реализации лесоклиматических проектов. Мы обращаемся к заинтересованным экспертам и организациям с призывом сформировать независимый общественный консорциум для разработки методологии планирования, реализации и оценки эффективности лесоклиматических проектов для увеличения поглощения парниковых газов, предотвращения эмиссии и усиления адаптации лесов к негативным климатическим изменениям. Консорциум на основе консенсуса и накопленного мирового опыта должен разработать заслуживающие доверия критерии лесоклиматических проектов, учитывающие в полной мере особенности наших лесов, подходов к оценке объемов и верификации предотвращенной эмиссии и роста поглощения при обеспечении абсолютной открытости информации о реализации этих проектов для общественного контроля. При этом необходимо отказаться от избыточной бюрократии в пользу реального вклада в увеличение поглощения и предотвращение эмиссии парниковых газов за счет совершенствования подходов к ведению лесного хозяйства. Российские ученые, научные и общественные организации обладают для этого вполне достаточным опытом, потенциалом и авторитетом. Сотрудничество, объединение ведущих организаций и специалистов позволят сформировать доверие к этой методологии бизнеса, заинтересованного в реализации лесоклиматических проектов. Вполне вероятно, результатом обсуждения станет принятие за основу существующих международных подходов, возможно, с небольшой адаптацией.

Примером такого «импортозамещения» и «локализации» в лесном секторе стала система добровольной сертификации лесопользования и цепочек поставок лесной продукции «Лесной эталон». Система была запущена за сутки до вступления в силу решения FSCI nternational о прекращении действия сертификатов цепочки поставок. Пока решено сохранить до буквы все требования стандартов FSCв новых условиях – стандарты хорошо знакомы лесозаготовителям и лесоторговым организациям, разрабатывались и апробировались в России на протяжении 20 лет и являются итогом консенсуса разных групп участников лесного сектора.

В качестве первого шага можно обойтись без буквальной монетизации объемов поглощения и предотвращения эмиссии путем торговли квотами. Ни одна компания, конечно, не откажется от монетизации, но для многих организаций такой кэшбек несопоставим с прибылью от основной деятельности, это не более чем приятный бонус. Бизнес сможет получить выгоду от реализации таких проектов посредством механизмов ESG и КСО и за счет формирования позитивного имиджа. Площадками для реализации первых лесоклиматических проектов могут стать арендные участки лесозаготовительных компаний, сертифицированные по схемам добровольной лесной сертификации.

Не было бы счастья, да несчастье помогло. Нельзя допустить, чтобы в новой геополитической реальности, когда вследствие острой необходимости появилась возможность создать новую систему, мы сохранили бы тяжелое наследие международной бюрократии, отказавшись от преимуществ самостоятельного формирования подходов к планированию и реализации лесоклиматических проектов. Россия – это четверть площади лесов мира (в том числе четверть площади стремительно исчезающих малонарушенных лесных территорий Земли), нуждающихся в новых действенных мерах восстановления и охраны от пожаров. Но Россия еще и огромный ресурсодобывающий и энергетический сектор, которому необходима компенсация углеродного следа. И это десятки академических институтов и ученых с мировыми именами, экологические организации, пользующиеся большим доверием. Настало время решительных действий для сохранения и приумножения российских лесов, в том числе путем реализации лесоклиматических проектов заинтересованным бизнесом продолжающим работать в стране. 

Текст Николай Шматков