Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Эколайф

AFI – международная инициатива по созданию системы ответственности

AFi (The Accountability Framework initiative) – новая международная инициатива по созданию и расширению ответственных (этических) цепочек поставок сельскохозяйственной и лесной продукции, поддержанная различными экологическими и социальными неправительственными организациями (в том числе Всемирным фондом дикой природы), а также рядом крупных многонациональных компаний.

Ответственные (этические) цепочки поставок относятся к производству товаров, торговле и финансам, при которых леса не страдают от бесконтрольной вырубки или перевода лесных земель в иные виды пользования и при которых уважают права коренных народов, местных жителей и работников организаций.

AFi (далее – Инициатива) работает над созданием «новой нормальности», которая при производстве и торговле сырьевыми товарами полностью обеспечивает охрану природных экосистем и защиту прав человека. Инициатива поддерживает компании и другие заинтересованные стороны в постановке четких целей и задач по формированию ответственных цепочек поставок, принятию эффективных мер для их реализации и по отслеживанию прогресса в достижении поставленных целей и задач, направленных на обеспечение социальной и экологической ответственности компаний, прозрачности их отчетности и создания стимулов дальнейшего быстрого развития.

В 2010 году Ассоциация ритейлеров и производителей потребительских товаров (Consumer Goods Forum; это единственная международная организация, управляемая главами компаний, которая объединяет ритейлеров и производителей продукции по всему миру и ставит своей целью создание и продвижение позитивных изменений в области устойчивого развития), объединяющая около 400 мировых компаний с совокупным доходом $2,8 трлн (включая: Walmart, Kellogg, Nestlé, Amazon, The Coca-Cola Company, Procter & Gamble, PepsiCo, Danone, Unilever, Carrefour, а также российские компании «Магнит», «Лента» и др.), приняла на себя обязательство об исключении всеми членами организации к 2020 году обезлесения из последствий своей деятельности. Огромное влияние этих компаний на рынке стало четким сигналом их поставщикам по всему миру о том, что для сохранения доступа на рынок им придется скорректировать свою производственную практику в соответствии с новыми рыночными нормами.

Участники Ассоциации ритейлеров и производителей потребительских товаров стали быстро переходить на закупку все большей части своих товаров у сертифицированных производителей. К тому времени схемы сертификации были основным инструментом, используемым производителями для подтверждения того, что сырьевые товары, в первую очередь лесная продукция, произведены устойчивым способом с соблюдением экологических и социальных требований. Однако предложение сертифицированной продукции все же было ограниченным. В большинстве случаев на ее долю приходилась лишь часть корпоративных закупок, а в самих сырьевых секторах доля сертифицированной продукции была небольшой. Важно при этом то, что корпоративные системы и практика фактически не менялись и повышения устойчивости производства по всем цепочкам поставок не происходило. Компании – участники Ассоциации продолжали закупать значительное количество продукции сомнительного, несертифицированного происхождения. При этом уничтожение лесов, вызванное заготовкой древесины и сведением лесов под сельскохозяйственные земли и лесные плантации, продолжалось безостановочно.

В связи с продолжавшимся глобальным сокращением площади лесов, особенно в тропиках, усилилось общественное давление на компании-ритейлеры и производителей конечной продукции с требованием обеспечить, чтобы их деятельность не вела к уничтожению лесов. Против ряда компаний были организованы акции, в ходе которых фактически выдвигались обвинения в нежелании повышать свою экологичность и в отсутствии прозрачности. Одновременно ряд экологических организаций, настроенных на сотрудничество, использовали тесные партнерские отношения с этими компаниями, чтобы предложить им свои («лучшие») рекомендации.

При этом единственным инструментом, который способен сохранить леса, была лесная сертификация. Иные инструменты в виде признанных руководств или норм, которые могли бы направлять эту деятельность, отсутствовали. А такое руководство было необходимо покупателям с глобальными стратегиями закупок и цепочками поставок, приобретавшим большой перечень товаров, а также производителям и посредникам, которые обслуживали нескольких глобальных покупателей. Использование рекомендаций экологических организаций не могло решить эту проблему из-за противоречивости мнений сторон, а компании одновременно могли слышать в свой адрес как похвалу, так и критику. В таких условиях некоторые компании использовали эту неразбериху в качестве оправдания своей бездеятельности.

В 2016 году международная неправительственная организация Rainforest Alliance, которая создала первую современную схему сертификации управления лесами SmartWood (1989) и была одним из инициаторов основания Лесного попечительского совета (FSC), собрала группу влиятельных экологических организаций и известных экспертов для обсуждения вопросов об исключении из ответственных цепочек поставок деятельности, приводящей к уничтожению лесов, а также связанной с эксплуатацией человека. В течение двух лет к этим обсуждениям были привлечены сотни заинтересованных сторон со всего мира, которые хотели внести свой вклад и поделиться передовым опытом и инновациями. Уже в конце 2016 года была создана международная коалиция, которая объявила о запуске Инициативы.

С 2017 по начало 2019 года Инициатива в основном разрабатывала всеобъемлющую и основанную на консенсусе систему для эффективной постановки целей и задач, внедрения и мониторинга ответственных цепочек поставок. Система ответственности разработана в ходе консультативного процесса под управлением руководящей группы с участием широкого круга заинтересованных сторон, включая неправительственные организации, компании, правительства и международных экспертов. Техническое содержание основных документов разработано рабочими группами, члены которых учли мнения глобальных и национальных неправительственных организаций, поставщиков услуг, научно-исследовательских организаций и иных заинтересованных сторон. Проекты документов представлены для обсуждения на многочисленных открытых общественных консультациях, семинарах и конференциях. К июню 2019 года Инициатива оформилась в виде структуры с согласованными руководящими принципами и нормами, которые отражали консенсус, сформировавшийся по итогам обсуждения различных заинтересованных сторон. С помощью этой системы компании, финансовые учреждения и правительства получили надежную основу для разработки обязательств, политики, планов реализации и, что еще более важно, для определения того, как они будут отслеживать, документировать и информировать общественность о достигнутом прогрессе.

Участники Инициативы в настоящее время стали использовать свое коллективное влияние на рынке, чтобы стимулировать принятие Системы ответственности критической массой игроков на рынке по всему миру, что сделает следование принципам, включенным в Систему, нормой. Инициатива тесно сотрудничает с компаниями – лидерами рынка, различными платформами отчетности, а также с органами управления стран – потребителей готовой продукции и стран – производителей сырьевых ресурсов. Инициатива также поддержана такими хорошо известными и влиятельными природоохранными организациями, как Всемирный фонд дикой природы, The Nature Conservancy, Общество охраны дикой природы (WCS), а также крупнейшими международными компаниями, такими как McDonald’s, Nestlé, Mars и многими другими. Поставщики услуг широко используют эту платформу в своем взаимодействии с другими компаниями.

Инициатива постепенно вышла за рамки неправительственных организаций и инициатив бизнеса. Заложенные в ней принципы стали применяться и на государственном уровне, например в ряде стран Западной и Центральной Африки. Французское правительство включило принципы Системы ответственности в Национальную стратегию по борьбе с обезлесением. Инициатива упоминается и в документах ряда других стран.

После запуска Системы ответственности в июне 2019 года Инициатива перешла ко второму этапу. В настоящее время усилия сосредоточены на продвижении и поддержке ее широкого применения для ведения ответственного производства и торговли через разработку и внедрение ответственной политики, практики и инициатив компаний, инвесторов, гражданского общества и правительств. Для достижения этой амбициозной цели в 2020 году Инициатива продолжила привлекать партнеров, поддерживающих концепцию Системы ответственности. В результате деятельности Инициативы различные пользователи стали применять Систему ответственности в целях улучшения своей деятельности, управления сложными цепочками поставок, повышения ответственности и согласования усилий различных звеньев цепочек поставок в разных ситуациях.

По мере того, как компании и мировое сообщество продолжали разрабатывать новые решения и реагировать на возникающие проблемы устойчивого развития, Инициатива также развивалась. В рамках Инициативы регулярно собираются отзывы от компаний и пользователей Системы ответственности, чтобы определить потребности и возможности для совершенствования ответственных цепочек поставок. В настоящее время Инициатива разрабатывает дополнительные пользовательские ресурсы, стандартизированные показатели оценки воздействия цепочек поставок на обезлесение и руководство по использованию Системы ответственности для ведения корпоративной отчетности по сокращению выбросов парниковых газов. Эти новые ресурсы также базируются на основных принципах Системы ответственности и на глобальном консенсусе.

Целью Инициативы является создание такого мира, в котором леса и другие природные экосистемы сохраняются для поддержания их многочисленных ценностей, где права человека повсеместно соблюдаются, где ответственное производство и торговля являются нормой, где существует гендерное равенство, где сельские жители и местные общины участвуют в принятии решений, процветают и при этом эффективно заботятся о своей земле.

Сейчас уже многие компании сформулировали аналогичные цели и объединили свои усилия, чтобы закрепить их в глобальных обязательствах и поставленных задачах, в том числе в соответствии с Нью-Йоркской декларацией по лесам и с Целями в области устойчивого развития (ЦУР ООН). Для достижения этих целей необходимо изменить процессы производства и торговли сельскохозяйственными и лесными продуктами, что включает в себя недопущение обезлесения и разрушения экосистем при производстве товаров, а также обеспечение соблюдения прав местных жителей и работников, других закрепленных в международных документах прав человека по всем цепочкам поставок.

Инициативы в области создания ответственных цепочек поставок должны осуществляться не изолированно, а в сотрудничестве с государственными органами управления и организациями, борющимися с обезлесением и занимающимися улучшением управления ресурсами, реформированием государственных политик, а также изменением моделей потребления с учетом ограниченных ресурсов Земли. Когда такой разносторонний подход станет эффективен, инициативы в отношении цепочек поставок прекратят обезлесение и перевод лесных земель в иные категории в масштабе целых ландшафтов, внося при этом вклад в сокращение выбросов парниковых газов в соответствии с Парижским соглашением. Также будет обеспечено справедливое развитие сельских районов и благополучие мелких производителей, работников и местных общин, а предпринимаемые усилия не будут нивелированы переносом негативных воздействий в другие регионы, сырьевые секторы или типы экосистем.

Инициатива стремится внести свой вклад в достижение этих целей, помогая компаниям-потребителям, производителям, а также органам управления преодолевать барьеры при преобразовании цепочек поставок в широком масштабе. Инициатива дает компаниям подробные рекомендации по поддержке эффективных и поддающихся измерению способов совершенствования цепочек поставок для выполнения взятых ими обязательств. Она также показывает поставщикам услуг, органам управления, неправительственным организациям, различным инициативам ориентиры по обеспечению прозрачности и отчетности деятельности компаний, финансовых учреждений и других структур, чья роль также важна для реализации поставленных целей и задач.

Сельское и лесное хозяйство – не только основной фактор обезлесения, изменения климата, утраты биоразнообразия, деградации окружающей среды и нарушения прав человека, но и объект решений. Чтобы эффективно решать поставленные проблемы, мир должен изменить модель производства и торговли этими товарами. Уже около 500 компаний взяли на себя обязательства по преобразованию своих цепочек поставок для сохранения экосистем и защиты прав человека, но достигнутые ими совокупные результаты пока несоизмеримы с масштабом проблемы. Ежегодные потери тропических лесов в 2014–2018 годах увеличились в среднем на 44% по сравнению с предыдущим десятилетием. Только за 2018 год площадь тропических лесов сократилась на 12 млн га.

Согласно годовому отчету Forest 5001 за 2019 год:

  • почти половина компаний в цепочках поставок, связанных с лесными рисками, не имеет никаких обязательств по предотвращению обезлесения;
  • из 157 компаний, которые взяли на себя обязательства решить проблему обезлесения в своих цепочках поставок к 2020 году, 19 убрали дату из своих обязательств, а 7 полностью сняли эти обязательства;
  • из тех компаний, которые все еще сохраняют обязательства, связанные с предотвращения обезлесения, 48% не сообщают о ходе их выполнения.
  • Для того чтобы сделать ответственное производство и торговлю «новой нормальностью», компании и другие ключевые заинтересованные стороны вместе должны:
  • взять на себя более строгие, всеобъемлющие обязательства и разработать политику, направленную на решение наиболее насущных социальных и экологических проблем, связанных с цепочками поставок сырьевых товаров;
  • внедрять системы и методы, способствующие ощутимым улучшениям в производстве и торговле, а также в управлении и финансировании ответственных цепочек поставок;
  • обеспечить отчетность, при которой будет отслеживаться весь ход выполнения поставленных задач, предоставление информации о принятии решений и деятельности по продвижению ответственных закупоки инвестиций.

На первом этапе развития Инициативы (2017–2019 годы) была поставлена задача – разработать собственно систему ответственности, включая, во-первых, создание и публикацию основанных на консенсусе основополагающих документов для достижения ответственного производства и торговли и, во-вторых, содействие первоначальному внедрению платформы среди целевых групп пользователей, которые послужат моделями и катализаторами для более широкого ее внедрения компаниями и другими заинтересованными сторонами. Эта подзадача была полностью выполнена.

На втором этапе (2020-2022 годы) поставлена задача по широкому внедрению Системы ответственности для содействия созданию ответственных цепочек поставок в глобальном масштабе, включая, во-первых, стимулирование и поддержку широкого применения Системы для обеспечения более быстрого прогресса, расширения масштабов и обеспечения отчетности в целях защиты людей и экосистем, связанных с цепочками поставок сырьевых товаров, и, во-вторых, уточнение и корректировку Системы, чтобы она могла служить главным практическим ориентиром для ответственных цепочек поставок. Сейчас идет выполнение этой задачи.

Была разработана стратегия развития Инициативы на втором этапе, которая охватывает две целевые группы: частный сектор и прочие заинтересованные стороны. В частном секторе выделены четыре группы компаний, для каждой из которых разработан свой набор действий:

1) крупные международные компании (трейдеры, производители, ритейлеры) – разработка и принятие обязательств и постановка целей и задач компаний в соответствии с принятыми нормами; разработка руководства для эффективного внедрения, например, отслеживания, управления поставщиками, освоения и управления земельными (лесными) ресурсами, их восстановления; демонстрация прогресса с помощью заслуживающего доверия мониторинга и отчетности;

2) производители, переработчики и трейдеры в тропических странах – привлечение и поддержка поставщиков вверх по цепочке поставок для выполнения обязательств перед покупателями; содействие систематическому обмену информацией в формате B2B (бизнес для бизнеса) об устойчивости произведенной продукции;

3) поставщики услуг – поддержка компаний при внедрении вышеуказанных действий; разработка в рамках Инициативы вопросников, инструментов и услуг;

4) финансовые институты – оценка адекватности обязательств и действий заемщика или объекта инвестиций в области устойчивого развития в соответствии с критериями Инициативы; разработка ответственной кредитной и инвестиционной политики; использование инструментов экологического, социального и корпоративного управления, отвечающих требованиям Инициативы, например Проекта раскрытия информации о выбросах углерода (CDP).

В группе прочих заинтересованных сторон выделены также четыре группы организаций и институтов, для каждой из которых разработан свой набор действий:

1) органы государственного управления – использование общих определений, принципов и лучших приемов, разработанных в рамках Инициативы, для максимального согласования политики в области торговли сырьевыми товарами и предотвращения обезлесения и перевода лесных земель в иные категории, защиты прав человека, должной осмотрительности и т. д.;

2) неправительственные организации и другие инициативы в области устойчивого развития (включая экологические стандарты и секторальные инициативы) – использование принципов Инициативы в качестве основы для разработки стандартов и руководящих принципов для различных секторов экономики и регионов, где Инициатива еще не используется; совершенствование традиционной сертификации, дополнение ее руководящими принципами и требованиями, основанными на Инициативе, для всех цепочек поставок; согласование позиций гражданского общества в соответствующих областях;

3) производственные ассоциации – использование Инициативы в качестве отправной точки для разработки секторальных и отраслевых руководящих принципов и общих процедур;

4) инициативы по мониторингу и отчетности – разработка общих методов и показателей для оценки эффективности и прогресса компаний; согласование или оптимизация инструментов мониторинга и отчетности с целью сокращения ее объема и повышения ее согласованности у компаний-пользователей.

Только когда удастся добиться того, что ответственные действия станут нормой для большинства компаний, риски уничтожения лесов, их перевода в иные категории пользования и нарушения прав человека будут сведены к минимуму. Этого можно достичь двумя путями.

Первый путь – спонтанное тиражирование данного опыта среди компаний:

а) через «выравнивание» – ведущие игроки на рынке устанавливают более высокую планку ответственности и широко информируют об этом покупателей, тем самым мотивируя конкурентов не отставать;

б) через создание критической массы компаний – после того, как достаточное количество компаний примет заданные подходы, остальные поймут, что им будет легче последовать такому примеру, чем цепляться за старую практику; в) через продвижение концепции в рамках B2B – компании и инвесторы заставляют или стимулируют своих деловых партнеров внедрять лучшие приемы.

Второй путь – институционализация: соответствующие ключевые приемы и нормативы включены в государственную политику, требования, программы или иные инициативы и стандарты в области устойчивого развития, а также в системы отчетности.

Участники Инициативы по созданию Системы ответственности считают, что, только уделяя особое внимание ответственному (этическому) производству и торговле, можно сохранить леса и другие природные экосистемы, защитить права человека. 

Текст
Александр Воропаев, Всемирный фонд дикой природы, Институт географии РАН