IX Генеральная ассамблея FSC
Итоги очной части
9–14 октября 2022 года состоялась вторая, очная, часть IX Генеральной ассамблеи Лесного попечительского совета (FSC). Предлагаем обзор принятых решений и основных обсуждавшихся на ней вопросов.
Первая часть ассамблеи проходила 25–29 октября 2021 года в виртуальном режиме*. На нее были вынесены документы, требующие безотлагательного рассмотрения в соответствии с Уставом FSC: отчеты совета директоров и генерального директора, отчет о работе, проведенной по введению в действие инициатив, одобренных на VIII Генеральной ассамблее FSC. Также были рассмотрены первоочередные инициативы, касающиеся изменений в основополагающие документы FSC и признанные в ходе предварительного обсуждения приоритетными инициативы, касающиеся изменений в политиках и процедурах FSC. Кроме того, утвердили принятие в организацию новых членов.
Очная часть

Очная часть ассамблеи FSC проходила на Бали (Индонезия). Фактически мероприятие состоялось в смешанном очно-удаленном формате. Удаленно члены FSC могли участвовать во всех пленарных заседаниях и большинстве секционных заседаний, в том числе задавать вопросы, принимать участие в обсуждениях и делать презентации. Голосование на очной части впервые проводилось с использованием электронных средств, что позволяло полноценно голосовать участвующим удаленно.
На Генеральной ассамблее традиционно были представлены отчеты совета директоров, казначея, генерального директора, а также отчет о работе совета директоров с инициативами, одобренными на первой, виртуальной, части, и отчет комитета по инициативам о выдвинутых на очную часть инициативах. Также были утверждены новые члены Лесного попечительского совета и приняты решения о лишении членства в FSC.
В рамках ассамблеи состоялись четыре пленарных заседания, на которых обсуждались ключевые для FSC вопросы, такие как усиление роли органиции в решении проблем изменения климата, сокращения биоразнообразия и деградации лесов; привлечение к принятию решений коренных народов, местных общин, мелких лесовладельцев и работников отрасли; ценность лесов, лесной продукции и услуг как катализаторов достижения целей в области устойчивого развития ООН; ключевые этапы развития FSC-сертификации в основных регионах, включая отдельно выделяемый FSC регион СНГ.
Также прошли 48 секционных заседаний, на которых рассматривались проблемы, имеющие значение для развития FSC и его схемы сертификации и в целом для сохранения лесов в мире и развития ответственного, устойчивого лесного хозяйства. На секциях обсуждались разные вопросы, включая различные аспекты совершенствования стандартов (7 секционных заседаний) и самой системы сертификации, в том числе в очередной раз деятельность Assurance Services International (ASI), осуществляющей контроль за органами сертификации (5), сохранение биоразнообразия и высоких природоохранных ценностей, в частности малонарушенных лесных территорий и связанной с ними известной Инициативы 65 (4), взаимодействие с коренными народами, в том числе по исходным культурным ландшафтам (4), рыночные аспекты лесной сертификации (4), включая интенсификацию последнего (3), расширение сертификации на экосистемные услуги, заготовку натурального каучука, сертификацию пограничных лесов – мангровых, семиаридных районов (3), новые подходы к конверсии и восстановлению лесных ландшафтов (2), коммуникация достижений FSC (2), взаимодействие с органами государственного управления (2) и т. д.
Не осталась без внимания и модная ныне тема гендерного разнообразия и равенства в FSC. По общему мнению, необходимо привлекать больше женщин в лесное хозяйство, где пока их мало и они работают не во всех секторах. Также прошли сессии палат – экономической, экологической и социальной, по две для каждой. На них обсуждались соответствующие вопросы лесной сертификации и была проведена приоритезация выдвинутых инициатив. Последняя особенно важна, так как по правилам FSC на голосование выносятся в первую очередь «уставные» инициативы (Statutory Motions), они должны быть рассмотрены все, а после них «политические» инициативы (Policy Motions), которые выносятся на обсуждение и голосование в порядке приоритетности для каждой палаты по очереди. При этом Генеральная ассамблея рассматривает инициативы только в рамках специально отведенных для этого закрытых заседаний членов FSC. Продление времени проведения этих заседаний и проведение дополнительных заседаний не предусмотрено, поэтому не все инициативы успевают рассмотреть и довести до голосования. Чем ниже приоритет инициативы, тем меньше шансов, что она будет рассмотрена на Генеральной ассамблее.
Инициативы
Всего для рассмотрения на очной части было выдвинуто 60 инициатив, до заседаний дошли 49 инициатив, еще шесть были сняты в ходе обсуждений. Таким образом, рассмотрению подлежали 43 инициативы, из которых были рассмотрены и вынесены на голосование тридцать. Генеральная ассамблея приняла 15 инициатив, столько же отклонила. Рассмотренных «уставных» инициатив было шесть, три из них одобрили.
Первой одобренной «уставной» инициативой стало предложение добавить в Устав FSC французский язык в качестве третьего официального языка. Оно выносилось и на предыдущие генеральные ассамблеи. На этот раз его одобрили. Отныне все документы FSC будут публиковаться на трех языках (английском, испанском и французском), а на всех официальных мероприятиях будет обеспечиваться перевод на эти языки.
Вторая одобренная «уставная» инициатива касалась внесения изменений в основной стандарт FSC «Принципы и критерии». Изменения внесли в критерии 6.9 и 6.10, добавили новый критерий 6.11, изменили трактовку понятия «восстановить/восстановление» – теперь будет «восстановление/экологическое восстановление», добавили понятие «очень ограниченная часть» (не более 5%) и предложили два разъясняющих документа (Политика в отношении конверсии, Система средств восстановления). Фактически этой инициативой отменяется давно существовавший в FSC запрет на сертификацию лесных плантаций, которые создавались на месте естественных лесов после ноября 1994 года. Теперь этот запрет снят, но введены очень строгие условия, при которых такая сертификация возможна. Это революционное решение для FSC, но на сертификацию в России оно никак не повлияет, так как в северных условиях лесные плантации, о которых идет речь, создать невозможно.
Третья одобренная «уставная» инициатива также касалась внесения изменений в основной стандарт FSC «Принципы и критерии». Уточнено применение свободного, предварительного и осознанного согласия (СПОС) в принципе 4 (Отношения с местным населением). Изменения были внесены в критерии 4.2 и 4.8, добавлен новый критерий 4.3 (соответственно, изменена нумерация последующих критериев), в словарь терминов добавлено определение «традиционные жители». В контексте применения СПОС в принципе 4 «местные общины» заменены выражением «традиционные жители», что сужает и уточняет его применение (четко определено, что должно включать соглашение в рамках СПОС). В то же время осталась неясность в трактовке и интерпретации ряда терминов, кроме того, появился еще один неясный термин – «традиционные жители», что может только осложнить соблюдение этих критериев. Интересно, что связанную с этой «уставной» инициативой «политическую» инициативу, касавшуюся разъяснения внесенных в критерии изменений и соответствующих дополнений в единые международные индикаторы, не приняли. То есть с внесением в стандарт изменений неопределенности станет только больше.
«Политических» инициатив одобрили двенадцать. Стоит напомнить, что эта группа инициатив не имеет прямого действия, а является рекомендацией для совета директоров FSC, который на их основании должен внести соответствующие изменения и дополнения в различные документы организации.
Первая одобренная «политическая» инициатива предлагает пересмотреть и изменить процесс выдвижения инициатив на генеральные ассамблеи и их рассмотрение. Есть общие предложения, как это можно сделать, но разрабатывать процедуру будет совет директоров.
Вторая инициатива крайне важна для сертификации российских лесов, так как предусматривает пересмотр подходов к сохранению высоких природоохранных ценностей 2-го типа (Экосистемы и их сочетания ландшафтного уровня), включая малонарушенные лесные территории, с использованием ландшафтного подхода. Примером может служить Двинско-Пинежская ландшафтная инициатива Всемирного фонда дикой природы, выдвинутая для сохранения одного из последних в Европе массивов малонарушенных лесов.
Третья важна для привлечения небольших перерабатывающих компаний в систему сертификации FSC, так как предусматривает пересмотр требований к сертификации цепочек поставок через их упрощение для малых производителей.
Четвертая инициатива требует от FSC уже в первой половине 2023 года разработать четкое положение о деятельности ASI, которая по соглашению с FSC осуществляет независимый контроль за деятельностью органов по сертификации и качеством их оценки выполнения требований стандартов FSC. Деятельность ASI, роль которой в системе сертификации FSC постоянно усиливается и выходит за первоначально определенные рамки, не впервые подвергается критике членов FSC. Попытки четко определить роль и функции ASI предпринимаются давно, но только сейчас, несмотря на отрицательный отзыв комитета по инициативам, соответствующая инициатива была принята.
Пятая инициатива – предложение разработать политику конфиденциальности FSC, чтобы повысить прозрачность, доверие к системе, вовлеченность заинтересованных сторон и улучшить систему управления.
Шестая инициатива – разработать политику в области коммуникации, как внутренней, так и внешней.
Седьмая инициатива – о дополнении и улучшении Системы восстановления (FSC Remedy Framework) в рамках применения политики ассоциации как инструмента исправления подпавшей под действие этой политики организации и подтверждения того, что такая организация вновь может ассоциироваться с FSC.
Восьмая инициатива – пересмотр процедуры по экосистемным услугам, с тем чтобы сертифицированные компании могли использовать достижения в рамках сертификации для заявлений о достижении более широких поставленных целей по обеспечению нулевых и положительных целевых показателей. Это еще один шаг в направлении обеспечения требований рынка.
Девятая и десятая инициативы касаются обеспечения прав работников предприятий. Одна требует безусловного обеспечения прав представителей профсоюзов проводить встречи с работниками предприятий, включая помощь в организации таких встреч. Другая гарантирует работникам право выбирать своих представителей по охране труда и технике безопасности.
Одиннадцатая инициатива – о дополнении перечня экосистемных услуг культурными и социальными услугами, которые леса могут предоставлять коренным народам и традиционным жителям. Но местное население в целом почему-то не включили в эту инициативу.
Двенадцатая одобренная «политическая» инициатива предусматривает повышение прозрачности и прослеживаемости цепочек поставок в рамках их групповой сертификации. Отныне компании, имеющие сертификаты цепочек поставок в рамках группы, получат собственные коды единого группового сертификата, что позволит прослеживать цепочку поставок до конкретной компании, а не только до группы.
Основные итоги
На IX Генеральной ассамблее FSC революционных изменений в схему сертификации внесено не было. Единственная значимая инициатива, которая была одобрена, касается возможности сертификации лесных плантаций, однако это предложение не было спонтанным. Оно основано на многолетней работе Всемирного фонда дикой природы по развитию и продвижению концепции плантаций нового поколения, которая пришла к логичному завершению в части внесения изменений в основополагающий стандарт FSC. Для российских компаний эта инициатива не имеет никакого значения.
Остальные принятые инициативы уточняют и улучшают стандарты FSC, повышая их надежность и уровень доверия к ним, но не влекут никаких кардинальных изменений. Однако несколько инициатив направлены на развитие рынка FSC-сертифицированной продукции, что укрепит эту схему сертификации.
Также на ассамблее не одобрена ни одна инициатива, потенциально опасная для дальнейшего развития сертификации. К примеру, не прошла инициатива, требовавшая запрета сертификации интенсивного лесного хозяйства и вообще всех упоминаний об интенсификации в рамках FSC. Не принята инициатива запрещавшая даже научные разработки по генной модификации пород деревьев. Четыре инициативы, касавшиеся изменений подходов к сертификации малонарушенных лесных территорий, отставлены, но еще одна, вполне разумная, в отношении применения ландшафтного подхода к управлению и сертификации малонарушенных лесов, принята. Не получили поддержки и инициативы, которые в очередной раз могли бы привести к повышению забюрократизированности системы в целом.
В целом на IX Генеральной ассамблее FSC показала себя как зрелая, надежная организация, заслуживающая доверия всех заинтересованных сторон и, главное, потребителей.
Текст
Александр Воропаев, Всемирный фонд дикой природы