Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Партнеры журнала:

Лесной кодекс

Спасатели, вперед!

В настоящее время интенсивно идет процесс реформирования лесных отношений в регионах, в том числе и в части организации и обеспечения функций лесного надзора и контроля. При этом не существует унифицированных или скоординированных подходов к реформированию лесных отношений. В каждом регионе используются свои подходы к формированию структур управления и контроля.

Анализ правового регулирования лесных отношений в России в свете принятия нового Лесного кодекса показывает, что в исключительно сжатые сроки должны быть подготовлены и рассмотрены десятки нормативно-правовых актов, которые готовятся в обстановке закрытости, без привлечения представителей лесного бизнеса, специалистов лесного хозяйства и общественных организаций. Процесс реализации Лесного кодекса специалистами и представителями общественности оценивается неоднозначно. Предполагается, что разрушение старой системы государственного контроля за соблюдением лесного законодательства и фактическое отсутствие новой приведут к значительному росту объемов незаконных рубок в России.

20−21 февраля в гостинице «Октябрьская» состоялся семинар «Системы отслеживания происхождения древесины как средство предотвращения нелегальных лесозаготовок». Участники мероприятия, организованного Всемирным фондом дикой природы «WWF России» при поддержке Аппарата полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе и Агентства по лесному хозяйству по Ленинградской области и Санкт-Петербургу, совместно с представителями заинтересованных органов государственной власти субъектов СЗФО, Рослесхоза, Северо-Западной оперативной таможни, лесопромышленных компаний, неправительственных организаций, Всемирного банка, аудиторских компаний, Национального офиса FSC рассмотрели проблемы предотвращения нелегальных лесозаготовок в условиях принятия нового Лесного кодекса, а также современные подходы, методы и технологии, используемые для отслеживания происхождения древесины.

По мнению руководителя Лесной программы «WWF России» Елены Куликовой, Лесной кодекс получился не лесохозяйственным, а, скорее, промышленно ориентированным, сырым, так как требует разработки и принятия множества новых подзаконных нормативных актов. Тем не менее он принят, и участники лесных отношений вынуждены адаптироваться к нему.

«Со стороны государства проблема с нелегальными лесозаготовками сегодня признается и оценивается в 10–15 % от общего объема заготовок, − отметила Елена Куликова. − Россия стала хозяйкой министерской конференции и участницей международного европейско-североазиатского процесса по вопросам правоприменения и управления в лесном секторе, посвященного борьбе с нелегальными лесозаготовками (ЕСА ФЛЕГ), однако ни один из механизмов по искоренению этой проблемы сегодня не выполняется регулярно, работа не ведется систематически. Исключение − дистанционный мониторинг. Его развитию со стороны Рослесхоза уделяется большое внимание: этот метод применяется на территории 100 млн га в 18 регионах страны».

Елена Куликова добавила, что в рамках Лесной программы «WWF России» осуществляется обширная и многоплановая работа по проблемам торговли лесоматериалами, нелегальных лесозаготовок и использования на внутреннем и международном рынках древесины неизвестного и сомнительного происхождения. Эта работа включает в себя подготовку аналитических исследований на международном, российском и региональных уровнях, организацию и поддержку антибраконьерских бригад в структуре различных государственных ведомств (МПР, МВД), участие в процессе «ЕСА ФЛЕГ», поддержку усилий экологически ответственного лесного бизнеса.

Заместитель председателя Коми­тета ТПП РФ по природопользованию и экологии Юрий Шуваев напомнил, что лесные отношения строятся не на одном Лесном кодексе. Не стоит забывать ещё и закон о введении в действие Лесного кодекса, который устанавливает правовые нормы по собственности, структуре управления и который необходимо иметь в виду при соблюдении других законов. Кроме того, в лесное законодательство входят ещё 22 феде­ральных закона и 24 нормативно-правовых акта. Последние вызывают самое пристальное внимание. Многие из них уже на стадии окончательного согласования, но тем не менее ни один из них на сегодняшний день ещё не принят. В то же время Юрий Шуваев отметил, что введение нового Лесного кодекса имеет много положительных сторон. Во-первых, это снятие ряда ограничений по запрету рубок (разрешается большее использование лесов), во-вторых, формирование промышленной инфраструктуры (строительство лесных дорог, а также возможность создания новых мощностей по переработке древесины в местах её заготовления). «Но для того чтобы мы могли с уверенностью это делать, нужны законодательные акты, которые определяли бы в том числе и финансовые моменты (например, выделение денег на строительство дорог)», − подчеркнул представитель ТПП РФ.

Юрий Шуваев также определил негативные факторы, возникающие при распределении полномочий среди субъектов: «Хотелось бы отметить, что полномочия субъектам передали, а принять их не приняли: нет нормативно-правовой базы и механизма реализации этих полномочий. Не стоит забывать, что во всех регионах разный уровень интенсивности ведения лесного хозяйства. Помимо этого существует несоответствие предложений и реальных возможностей их реализации на местах. В этой ситуации субъекты исходят из того, что имеют. Они сами разрабатывают законы, предотвращающие разворовывание древесины. На мой взгляд, если такие законы не будут повторять Лесной кодекс, а, наоборот, дополнять и развивать его, то они могут иметь право на жизнь в дальнейшем».

Руководитель лесных проектов Всемирного банка Андрей Кушлин поделился итогами участия в январском круглом столе по устойчивому развитию организации для экономического сотрудничества и развития, проходившем в Париже и посвященном проблемам экономических последствий нелегальных лесозаготовок. Это мероприятие показало и определило два основных тезиса по проблеме:

-  существует опасность, что борьба с нелегальными заготовками леса серьезного воздействия на незаконных лесорубов не окажет, а могут пострадать, наоборот, добропорядочные лесопользователи;
- экономически оправданная политика должна включать меры по повышению прозрачности и информационного взаимодействия между таможенными, правоохранительными и другими органами.

Андрей Кушлин, так же как и многие участники семинара, отметил эффективность использования дистанционного мониторинга. Тем более что все данные, полученные в его процессе, теперь будет можно применять в суде в качестве доказательства.

«Факт предсказуемости хищения древесины налицо, − считает представитель Всемирного банка. − Поэтому предотвращать такие ситуации несложно. Просто необходимо в первую очередь минимизировать преступность. Арендатор должен обеспечить сохранность ресурсов и при ведении хозяйства прописать все эти действия в договорах. Кроме того, нужно вести четкий контроль за наличностью, отчетностью, разрабатывать методику работы с персоналом, отслеживать цепь поставок древесины и так далее».

О региональных особенностях организации лесного хозяйства и попытках проведения собственной политики для профилактики нелегальных рубок рассказал заместитель губернатора Вологодской области Виктор Грачев. В качестве предупреждения и профилактики незаконной деятельности в лесу в регионе были созданы специальные штрих-коды и голограммы. Однако данная система была запрещена вследствие якобы невозможности в таких условиях рыночного перемещения продукта.

Но представители власти на этом не остановились. Они в кратчайшие сроки, к вступлению в действие Лесного кодекса, приняли свою систему нормативно-правовых актов, которая во многом помогает им в борьбе со злостными нарушителями порядка в лесу. И сегодня такое местное законодательство не противоречит правилам кодекса, а, наоборот, дополняет их. Для борьбы с незаконными рубками в Вологодской области сформирована межведомственная комиссия, организована лесная милиция, проводятся систематические рейды.

Бизнес и закон: проблемы взаимодействия

От незаконного лесопользования страдают не только органы лесного хозяйства, но и представители бизнеса. Директор по взаимодействию с органами государственной власти и местного самоуправления ЗАО «Илим Палп Энтерпрайз» Дмитрий Чуйко рассказал об опыте отслеживания происхождения древесины и о проведенном в компании анализе, который выявил ряд несоответствий данных при прохождении сырья на разных этапах технологического процесса: от лесозаготовки до конечного продукта.

Также он остановился на вопросах обмена опытом и внедрения на предприятии новых методов и технологий в лесопользовании. «Наши специалис­ты недавно вернулись из Финляндии, где изучали систему действий, повышающих отдачу с единицы площади при долгосрочной аренде или собственности на лес, − рассказал Дмитрий Чуйко. − Всем известно, что в России в среднем с 1 га лесных площадей снимается 1,2–1,3 кубомет­ра в год, в Финляндии − от 4 до 6, в корпорации „Илим Палп“ − 1,8. Это больше чем по России, но почти в 3 раза меньше, чем в Финляндии. Такой разрыв недопустим. Поэтому наши сотрудники ознакомились со всем спектром малой механизации, позволяющей полноценно вести уход за лесом, лесовосстановительные работы и так далее, изучили оборудование и механизмы, которые имеют очень высокий эффект проведения рубок ухода, санитарных рубок и других работ, связанных с ведением лесного хозяйства, и в ближайшем будущем мы планируем обучить весь наш персонал новым технологиям, устроить стажировку в странах Европы».

Представитель «Илим Палп» в целом охарактеризовал волнующую многих проблему борьбы с нелегитимными рубками как несистемно проводимую работу, которая носит «отрывочный, мозаичный характер, она концентрируется на каких-то отдельных участках, а общей системы борьбы нет». «Недостоверные начальные данные по участкам лесного фонда исключают эффективную работу над всей цепочкой до конечного продукта. Обозначив тему на данном семинаре, мы сосредоточили внимание не на выявлении этих белых пятен во всей логической цепочке контроля и борьбы с незаконными рубками, а посвятили значительную часть обсуждениям вопросов, в том числе последствия Лесного кодекса, которые поднимать нужно было год назад, а к главным моментам: что надо сделать, как преодолеть, как создать единую цепочку, в которую были бы втянуты все взаимодействующие в ней органы, − мы ещё и не подошли».

Менеджер по лесным ресурсам ООО «Икеа Торг» Алексей Наумов поделился опытом работы. «В нашей компании очень серьезно относятся к политике по вопросам происхождения древесины, − отметил Алексей Наумов. − Сначала с поставщиками подписывается договор, который включает приложение, где определены экологические требования к древесине. Исходя из этого поставщики предоставляют нам информацию о происхождении древесины, а „Икеа“ оставляет за собой право проводить аудит. Такую информацию они обязаны предоставлять ежегодно, по истечении финансового года. В документе они указывают источники сырья, породу, место происхождения, а также объемы. Далее происходит обработка информации, при необходимости проводится более детальный анализ».

По поводу проблемы децентрализации управления Алексей Наумов высказался следующим образом: «Например, переименование лесхозов без смены границ повлечет за собой незначительные, но все же изменения в наших базах данных. Если же будут изменяться границы, то здесь уже косметическим ремонтом не обойтись, потребуется гораздо более серьезная работа, которая связана с переработкой картографической части в масштабах всей страны. Возникает вопрос, кто такую информацию соберет, обобщит и как её получат компании. Без этой информации качество наших аудитов сильно понизится».

Резолюция экологов

По итогам семинара была принята резолюция. В её рамках всем игрокам лесного сектора рекомендованы, среди прочих, следующие действия:

1. Полномочному представителю Президента РФ в СЗФО − способствовать развитию межведомственного сотрудничества и координации по предотвращению незаконных рубок леса и исключению из оборота нелегально заготовленной древесины на Северо-Западе, содействовать подготовке региональных планов действий по борьбе с нелегальными рубками на Северо-Западе России, обеспечить координацию при формировании структуры органов лесного хозяйства и уполномоченных органов по осуществлению функций государственного контроля и надзора в субъектах РФ.

2. МПР России − ускорить подготовку ведомственных правовых актов, регулирующих лесные правоотношения, в части обеспечения легальности лесозаготовок и осуществления конт­рольно-надзорных функций, учитывая при этом предложения лесохозяйственных организаций, лесозаготовительных и деревоперерабатывающих предприятий, рекомендации общественных организаций; предусмотреть систему антикоррупционных мер в ходе подготовки данных актов; в переходный период введения в действие Лесного кодекса обеспечить систему контроля за лесопользованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов; продолжить совместные действия со странами − импортерами лесной продукции по анализу торговых потоков лесоматериалов и таможенной информации; содействовать развитию технологий передачи данных для борьбы с незаконными рубками леса.

3. Органам государственной власти − сформировать полноценную структуру органов исполнительной власти субъектов РФ, обеспечивающих эффективное осуществление функций в облас­ти государственного лесного контроля и надзора; подготовить с участием заинтересованных сторон и организовать реализацию серии пилотных проектов в наиболее типичных лесных регионах и лесопромышленных компаниях для отработки оптимальной системы контроля и профилактики нелегальных рубок на региональном уровне.

4. Конфедерации лесопромышленников Северо-Запада − обеспечить формирование корпоративной экологической политики ответственного лесопользования в лесопромышленных компаниях − участниках Конфедерации; принять участие в подготовке «Рекомендаций по подтверждению легальности происхождения древесины»; организовать работу по внедрению на лесопромышленных предприятиях этих рекомендаций.

В результате обсуждения данная резолюция была принята и направлена участникам лесного сектора, средствам массовой информации и общественным организациям.

Анастасия САЦИПЕРОВА

Лесной кодекс (полный текст, действующая с 31 декабря 2010 года редакция)