Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Партнеры журнала:

Новости ЛПК

WWF России отмечает существенные слабые стороны «новейшего» Лесного кодекса

27.12.2010 13:54

Госдума приняла в третьем чтении набор поправок в Лесной кодекс с внесением изменений в смежное законодательство. Это важный шаг к грамотному управлению лесами, однако нерешенные вопросы остаются.

В основном, поправки касаются совершенствования защиты лесов от пожаров, но также в них затронуты и вопросы рубок в защитных лесах, управления городскими лесами, незаконных рубок и ряд других. WWF России принимал активное участие в разработке поправок, некоторые из предложений были учтены при создании законопроекта.

Объем текста внесенных поправок сопоставим с объемом текста действующего (нового) Лесного кодекса (2006 г.), поэтому с полным основанием можно говорить о том, что, после утверждения законопроекта Советом Федерации и подписания документа Президентом, с 1 января 2011 г. Россия будет жить с фактически «новейшим» Лесным кодексом.

У принятого Государственной думой документа есть ряд как сильных, так и слабых сторон. К сильным сторонам поправок можно отнести то, что:

  • становится эффективнее организация по охране лесов от пожаров;
  • предполагается создание механизмов оценки выполнения регионами полномочий в сфере управления лесами (такая работа уже начата WWF и получены интересные результаты) с возможностью изъятия этих полномочий;
  • уделяется большое внимание лесовосстановлению;
  • полномочия по лесоустройству передаются органам управления лесами субъектов РФ.

Тем не менее, WWF России отмечает и существенные слабые стороны «новейшего» Лесного кодекса:

  • отсутствует понятие «лес», то есть по-прежнему не определен сам объект приложения Лесного кодекса;
  • не решается проблема определения статуса бывших колхозных лесов и лесополос, не созданы условия для борьбы в них с лесными пожарами;
  • необоснованно сокращается количество должностных лиц, имеющих право составлять протоколы о нарушениях пожарной безопасности в лесах;
  • по-прежнему не ограничены сельскохозяйственные палы − основная причина весенних лесных пожаров;
  • отсутствуют четкие положения, устанавливающие порядок и процедуры вовлечения общественности в управление лесами;
  • теперь кодекс открывает новые возможности проводить рубки в самых ценных − защитных лесах для строительства дорог и разработки карьеров.

В «новейшем» Лесном кодексе есть и половинчатые меры: например, есть попытка восстановления лесной охраны, однако она не подкреплена ни бюджетом, ни новыми кадрами, по-прежнему не введено понятие «нелегальная рубка», что связывает руки в борьбе с этим «тихим пожаром», уничтожающем наши наиболее ценные леса.

«Безусловно, принятые Государственной Думой поправки в Лесной кодекс являются существенным шагом вперед к обеспечению современного и грамотного управления лесами. Тем не менее, новая редакция Лесного кодекса не решает многих очень острых вопросов лесного сектора России, по-прежнему остаются угрозы, связанные с пожарами и нелегальными рубками. Мы надеемся, что работа над совершенствованием лесного законодательства не будет на этом завершена, а продолжится в продуктивном диалоге с общественностью», − считает Николай Шматков, координатор по лесной политике WWF России.

«Общественный экологический совет, успешно действующий при Рослесхозе, это необходимый, но далеко не достаточный механизм взаимодействия органов управления лесами с общественностью, − отмечает директор по природоохранной политике WWF России Евгений Шварц. − Недостаточная проработанность механизмов по вовлечению общественности не только не способствует совершенствованию управления лесами, но и таит в себе опасность возникновения новых социальных конфликтов, подобных тому, который разрастается сейчас вокруг „Химкинского леса“. Мы уверены, что следующие поправки в Лесной кодекс неизбежны, а сейчас сделаны пока еще первые шаги».

WOOD.RU