Партнеры журнала:

Тема страницы

Новый тренд на пеллетном рынке Германии

Автоматические пеллетные заправочные станции

С 2015 по 2017 год компания Pellets2go первой не только в ФРГ, но и в мире ввела в эксплуатацию сеть автоматических заправочных станций самообслуживания для продаж пеллет насыпью. Идея подобной станции родилась в 2010 году у производителя пеллет Маркуса Манна - владельца фирмы Westerwaelder Holzpellets.

Владельцы пеллетных котельных, котлов и каминов могут теперь покупать пеллеты россыпью (навалом) на специализированных автоматических пеллетных заправочных станциях, подобно тому, как владельцы автомобилей приобретают ГСМ на АЗС. Бизнес-идея немецкой фирмы Pellets2go состоит в создании сети подобных заправок по всей Германии. Сегодня действуют уже три пеллетных автозаправочных станции (ПАЗС) в федеральных землях Рейнланд-Пфальц и Баден-Вюртенберг. К концу 2017 года начнут работать еще две заправки в федеральной земле Гессен на границе с землей Северный Рейн-Вестфалия.



Основатель и владелец компании Westerwaelder Holzpellets Маркус Манн одним из первых в Германии ввел в эксплуатацию завод для производства древесных пеллет и сегодня является одним из крупнейших производителей в стране. Маркус Манн учился в вузе в Бремене и получил специальность, связанную с грузовыми автоперевозками, а у его родителей в собственности были лесопилка и экспедиционная фирма. Поэтому Маркусу бизнес, связанный с лесным хозяйством, энергетикой и транспортом, знаком не только в теории. Когда он после обучения вернулся из Бремена в Лангенбах, то занял у отца деньги и инвестировал их в возведение ветроэлектростанции (ВЭС) - первой коммерческой ВЭС в федеральной земле Райнланд-Пфальц. Все это было в 1991 году, когда государственные субсидии для возобновляемых источников энергии (ВИЭ) были существенно выше, чем сегодня. Проект быстро окупился, и у Маркуса появилась новая бизнес-идея. В 1998 году он начал импортировать древесные пеллеты из Австрии, где работали одни из первых в Европе пеллетные заводы. А уже в 2001 году он открыл собственное производство в Лангенбахе, производительность которого была 20 тыс. т пеллет в год. Главным стимулом для строительства этого завода послужило то, что в тот период отходы лесопиления и ландшафтных работ вывозили для утилизации методом компостирования грузовиками за сотни километров в соседний регион - Тюрингию. Направив этот поток древесных отходов на свой пеллетный завод, Маркус получил, по сути, дармовое сырье как для производства своих пеллет, так и для энергетических целей (сжигание отходов в котельной собственной ТЭС для обеспечения производства тепловой и электрической энергии с продажей излишков в общую сеть). В 2003 году ему удалось удвоить годовой объем выпуска продукции - довести его до 40 тыс. т. В 2005 году в кооперации с руководством лесопилки van Roje в г. Оберхоннефельде был зарегистрирован венчурный фонд и за счет инвестиций построен еще один пеллетный завод мощностью 48 тыс. т гранул в год. С 2008 года г-н Манн начал продавать так называемую зеленую энергию под торговой маркой Mann Strom (электроэнергия Манна) частным потребителям по всей Германии. Его следующей идеей стала «раскрутка» пеллет, стандарт которых он назвал Blauen Engel («голубые ангелы»). Это пеллеты, изготовленные на 100% за счет использования экологической электро- и тепловой энергии (в случае пеллетного производства г-на Манна - это энергия от ВЭС и ТЭС на биомассе). Стандарт продвигает и поддерживает Федеральное министерство охраны окружающей среды Германии. За счет использования указанной выше технологии предполагается значительно сократить выбросы парниковых газов в атмосферу при производстве пеллет. По расчетам г-на Манна, при производстве пеллет в России, для чего в основном используются тепловая и электрическая энергия, полученная путем сжигания ископаемых источников (нефтепродуктов, газа и угля на ТЭЦ и ТЭС), на 1 кг готовых пеллет приходится примерно 620 кг выбросов СО2 в атмосферу, а при производстве пеллет на заводе г-на Манна - всего 21 кг, то есть почти в 30 раз меньше! Безусловно, это довольно приблизительное сравнение, ведь если плечо доставки опилок или щепы на завод составляет 10-15 км, а топливной древесины - 50 км (как в случае с предприятием г-на Манна), то и выброс СО2 на 1 кг произведенных пеллет будет низким. В 2011 году Маркус Манн стал первым производителем пеллет в Германии, который сертифицировал свою продукцию по программе Product Carbon Footprint (пилотный проект в ФРГ, направленный на уменьшение загрязнения окружающей среды). Понятно, что человек, у которого почти все идеи в сфере ВИЭ воплощаются в жизнь, просто не мог обойти идею создания сети пеллетных автозаправочных станции.

Владельцы фирмы Guenther Energie+Service из г. Ларварен, занимающейся продажами широкого спектра видов топлива (от бензина до дров), братья Харальд и Артур Гюнтер всегда старались быть на шаг впереди конкурентов. Например, в 2000 году они стали первыми предпринимателями в Германии, которые предлагали на своих АЗС широкий ряд ГСМ, печное топливо, дрова, брикеты и др. Когда Харальд Гюнтер в 2012 году увидел у Маркуса Манна прототип автомата для дозированной насыпи пеллет, он сразу загорелся этой идеей, но необходимые инвестиции (150 тыс. евро) были для него неподъемными и до реализации задуманного пришлось ждать долгих пять лет, в течение которых братья Гюнтер успешно продавали со склада пеллеты в мешках емкостью 15 кг. Схема продаж была такова: заказчик на своем транспорте заезжает на склад, говорит работнику, сколько мешков ему нужно и их ему загружают в прицеп, кузов небольшого грузовичка, а иногда даже в багажник легкового автомобиля. При выезде со склада заказчик рассчитывается на кассе наличными или чеком либо получает счет с обязательством безналичного расчета в течение нескольких дней. Братья Гюнтер подписали соглашение о совместной работе с фирмой Pellets2go, которой они предоставляют свои площадки со всей необходимой инфраструктурой для размещения на них пеллетных автозаправочных станции за счет Pellets2go с возможностью выкупа. В подобном бизнесе заинтересованы обе стороны: это и минимизация капитальных вложений каждой стороны, и совместная работа по широкой, давно наработанной клиентской базе Guenther Energie+Service, и гарантии бесперебойных поставок Pellets2go сертифицированных по ENplus пеллет.

В Германии основной принцип торговли пеллетами премиум-класса (DIN+, ENplus A1 и A2) - это поставка их заказчику специализированным автотранспортом и пневматическая закачка шлангом в топливный (пеллетный) склад с фиксацией закаченного объема счетчиками, которые есть как на самом авто, так и на топливном складе, т. е. весь процесс аналогичен заправке бензином, дизтопливом или печным топливом.

Пеллеты в мелкой расфасовке (в ФРГ это в основном мешки весом 15 кг) с каждым годом теряют рынок, уступая его насыпным пеллетам. Использование насыпных пеллет намного практичнее и в конечном итоге, после окупаемости топливного склада, дешевле мелко расфасованных пеллет, не требует закупок мешков для расфасовки, ручной загрузки и утилизации бумажных, полиэтиленовых или пропиленовых мешков. Пару пустых мешков, безусловно, можно просто выбросить в специальный мусорный бак, но когда их набирается, например, 128 шт. с двух европалет, а в год для отопления среднего домохозяйства площадью около 150 м2 требуется 6-7 палет, то такое количество тары уже нужно отвозить на мусоросжигательный завод и платить за ее утилизацию. Основные клиенты - покупатели мелко расфасованных пеллет - это собственники пеллетных котлов, которые по той или иной причине еще не обзавелись пеллетным топливным складом, и владельцы пеллетных каминов, которым нет необходимости оборудовать подобный склад, так как для камина требуется существенно меньше топлива, чем для пеллетного котла. Вот именно для этих категорий потребителей и была разработана Маркусом Манном концепция ПАЗС. Тому же владельцу пеллетного камина теперь намного удобнее подъехать на пеллетную заправку и засыпать в свою тару (мешок, ящик, прицеп к легковому автомобилю и т. п.) столько пеллет, сколько ему нужно, по цене ниже, чем стоимость пеллет в 15-килограммовом мешке. Тем более что покупать 15-килограммовую упаковку пеллет в сетевых маркетах - очень дорогое удовольствие, цены там весьма высокие. Другой вариант - искать в интернете онлайн-продажи по приемлемой цене, ехать за пеллетами на склад или заказывать на дом с дополнительной оплатой доставки.

Теперь подробнее о принципе работы ПАЗС. С виду станция напоминает обыкновенную АЗС, основная «достопримечательность» сразу бросается в глаза - это силос высотой 14 м и вместимостью 30 т, в нижней конусообразной части которого расположен матерчатый кожух - раструб с выходным отверстием диаметром до 20 см (можно также присоединить к выходному патрубку силоса шланг такого же диаметра). Прицеп, кузов грузовика или другая тара подставляются под раструб, затем в кассовом автомате, имеющем вид колонки на обыкновенной АЗС, набирается на дисплее необходимый объем пеллет (минимальный - 20 кг), производится оплата наличными или платежной картой почти любой банковской системы, используемой в ЕС. После этого пеллеты автоматически высыпаются из силоса в емкость. Все быстро очень удобно.

Если сеть ПАЗС будет успешно расширяться в Германии (а на основании вышеизложенного в этом можно не сомневаться), то продажи пеллет в мелкой расфасовке (которые и так с каждым годом сокращаются в пользу доставки насыпью специализированным автотранспортом с пневматической выгрузкой), будут все больше уменьшаться. Об этом уже сейчас стоит задуматься российским экспортерам мелко расфасованных гранул премиум-класса. Чтобы не остаться за бортом и сохранить свое место на рынке, нужно налаживать торговлю насыпью со своих складов в ФРГ или других сопредельных с РФ европейских государствах.

Сергей ПЕРЕДЕРИЙ, Германия,
s.perederi@eko-pellethandel.de

Темы: Германия | ПАЗС | Пеллеты | Рубрики: Биоэнергетика | Организации: Pellets2go | Персоны: Сергей Передерий