Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Регион номера

Как избежать истощительного лесопользования?

Лесовладельцы Нижегородской области считают, что стратегию социально-экономического развития региона надо переработать

Около половины территории Нижегородской области покрыто лесами. Согласно официальным данным Лесного плана региона, хвойные насаждения занимают 47% площади лесов, мягколиственные – 50,7%, твердолиственные – 2,3%.

Запас древесины в этом субъекте РФ оценивается в 573 млн м3. О том, почему при таком мощном ресурсе сырья в Нижегородской области нет крупных инвестиционных проектов в сфере ЛПК, и какие положения, касающиеся лесной отрасли, нужно учесть в Стратегии развития региона до 2035 года, журналу «ЛесПромИнформ» рассказал генеральный директор Союза лесовладельцев Нижегородской области Игорь Глушко.

– Игорь Валентинович, расскажите, пожалуйста, об истории создания Союза лесовладельцев Нижегородской области.

– Наш союз – негосударственная некоммерческая организация, представляющая интересы лесозаготовительных и деревоперерабатывающих предприятий Нижегородской области, которые являются арендаторами лесных участков. Учредительный съезд состоялся в Нижнем Новгороде 15 марта 2007 года. Инициаторами его созыва стали 15 лесопромышленных предприятий региона, получивших право аренды лесных участков, и руководство департамента лесного хозяйства Нижегородской области.

Новый Лесной кодекс предоставил субъектам РФ значительную свободу в формировании структур управления лесами на своих территориях. Созданная в Нижегородской области структура управления основана на принципах разделения прав и ответственности между властью и бизнесом. Она признает арендатора лесов в качестве равного государству партнера в формируемых лесных отношениях. В этих условиях Союз лесовладельцев является связующим звеном между правительством области и арендаторами лесных участков.

– Как налажено взаимодействие организации и региональных властей?

– Правительство области силами департамента лесного хозяйства и других органов исполнительной власти, оказывая поддержку Союзу лесовладельцев, требует от нашей организации коллективной ответственности за каждого участника. Прежде всего за качественное и своевременное выполнение лесопользователями возложенных на них обязательств по охране и воспроизводству лесов на арендуемых территориях. Руководство союза входит в состав межведомственной комиссии по борьбе с хищениями лесных ресурсов, общественного комитета по поддержке предприятий лесопромышленного комплекса при Торгово-промышленной палате Нижегородской области, общественного совета при департаменте лесного хозяйства Нижегородской области, постоянной рабочей группы при комитете Законодательного собрания Нижегородской области по агропромышленному комплексу по вопросам законодательного обеспечения развития лесного хозяйства региона и регулярно участвует в их заседаниях, на которых рассматриваются проблемы борьбы с незаконными рубками и организации эффективного лесопользования.

– Сформулируйте, пожалуйста, основные цели и задачи вашей организации.

– Основная наша задача – консолидация предприятий лесного комплекса Нижегородской области в целях повышения их конкурентоспособности, обеспечения эффективного освоения лесов, их охраны, защиты и воспроизводства, создания условий для внедрения в лесной комплекс региона передовых технологий. Также союз принимает активное участие в развитии движения школьных лесничеств.

– Насколько проблемы ЛПК Нижегородской области типичны для лесного хозяйства страны в целом? Можете ли вы назвать ситуации, когда необходимо изменение законодательства на федеральном уровне?

– Последние несколько лет для лесной промышленности Нижегородской области весьма непростые ввиду принятия новых федеральных законов и других подзаконных нормативно-правовых актов (415-ФЗ от 18.12.2013, 455-ФЗ от 30.12.2015, 218-ФЗ от 23.06.2016, Приказ Минприроды России № 626 от 22.11.2017, Приказ Минприроды России № 122 от 29.03.2018, Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2017 г. № 1363 и др.), суть которых больше в бюрократизации лесных отношений, чем в их регулировании. Применяя эти законодательные акты на практике, лесозаготовители испытывают большие сложности – как производственные, так и финансовые.

– В Союзе лесовладельцев Нижегородской области создано и действует подразделение, отвечающее за разработку проектов освоения лесов, организована группа таксаторов, осуществляющая отвод и таксацию лесосек. Почему эту службу понадобилось создавать в рамках негосударственной некоммерческой организации? Какова в целом ситуация с таксацией лесов в регионе?

– Задачи существовавшей до создания названного подразделения союза государственной организации были в основном подчинены выполнению контрактов с органами исполнительной власти, поэтому в процессе развития арендных отношений у нее не было ни сил, ни возможностей проводить качественную таксацию для нужд бизнеса. Тогда мы приняли решение о создании негосударственной организации. За период своего существования ООО «ГеоЛесПроект-НН» зарекомендовало себя с положительной стороны, выполняя таксационные работы на высоком уровне, поэтому многие арендаторы отдают предпочтение именно его специалистам.

В целом ситуацию с таксацией лесов в регионе на сегодня можно считать удовлетворительной. Однако отмечу, что в связи со вступлением в силу новых лесохозяйственных регламентов спрос на разработку проектов освоения лесов в регионе превышает предложение.

– Почему, на ваш взгляд, в столь многолесном регионе РФ нет приоритетных инвестиционных проектов в сфере ЛПК?

– И хорошо, что нет. На сегодняшний день передрано в аренду 68% участков лесного фонда, заключено около 350 договоров аренды на заготовку древесины. Средний объем расчетной лесосеки на участок составляет 10–20 тыс. м3. Создание приоритетных инвестиционных проектов в регионе приведет к нарушению демонополизации всего лесохозяйственного и лесопромышленного комплекса. Экономическая ситуация в районах области, по которым разбросаны переданные в аренду лесные участки, резко ухудшится. Из-за невозможности конкурировать с инвестиционными проектами, многие предприятия малого и среднего бизнеса окажутся в зоне риска, что в свою очередь приведет к потере сотен рабочих мест, социальной напряженности в сельских районах, где другой работы просто нет.

– Что можно сказать об экологической ситуации в лесах региона?

– Можно дать положительную оценку экологической ситуации в регионе. В то же время необходимо принимать меры, направленные на повышение ответственности граждан и организаций за свалку твердых бытовых отходов (ТБО) на территории лесного фонда, а также определить ответственных лиц за их уборку. В настоящее время ответственность за уборку ТБО на территории лесного фонда законодательно не отрегулирована, поэтому мы считаем необходимым внести поправку в Федеральный закон от 23 июня 2016 года № 218-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс РФ в части совершенствования и регулирования лесных отношений» путем дополнения главы «Охрана лесов от загрязнений и иного негативного воздействия» статьей, определяющей ответственность за уборку твердых бытовых отходов на территории лесного фонда. .

– В правительстве Нижегородской области сейчас разрабатывается Стратегия социально-экономического развития региона, которая затрагивает в том числе и лесохозяйственную отрасль, определяет перспективы ее развития. Каких доработок она требует, на ваш взгляд?

– Стратегия требует кардинальной переработки. Союз лесовладельцев подготовил и направил в правительство региона предложения по внесению изменений в этот важный документ.

Например, мы отметили, что, по итогам отчетности за 2017 год, принятая расчетная лесосека в Нижегородской области составляла около 6,8 млн м3. Но осваиваются только 3,7 млн м3, а ежегодная потребность в круглых и пиленых лесоматериалах у лесоперерабатывающих предприятий – более 6 млн м3. То есть существует дефицит древесного сырья, который больше чем в два раза превышает объем заготовки, что приводит к необходимости закупать продукцию деревообработки в соседних регионах. Создание объектов глубокой переработки мелкотоварной и низкосортной древесины обусловит спрос еще примерно на 2,3 млн м3 древесины.

Мы считаем, что в той части проекта стратегии, которая касается лесной отрасли, основное внимание уделяется экономическому потенциалу лесных участков. Подобный подход может спровоцировать желание получать максимальную экономическую выгоду от эксплуатации лесов, то есть привести к истощительному лесопользованию.

Мария Алексеева

Другие статьи рубрики Регион номера: Нижегородская область