Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Персона

Юрий Беленький: «Впереди еще очень много работы!»

Прошло почти 3,5 года после нашей беседы с ректором Санкт-Петербургского лесотехнического университета им. С. М. Кирова. Тогда Юрий Иванович Беленький только-только вступил в должность. Недавно снова появилась возможность встретиться, чтобы подвести итоги и поговорить о перспективах. Мы не могли ею не воспользоваться.

Юрий Иванович рассказал, что было сделано в вузе за это время, с какими проблемами пришлось столкнуться и что предстоит сделать.

Вчера, сегодня, завтра

– Время летит. Уже пришла пора задуматься, идти ли на новый срок: в конце 2019 года начнется выборная кампания, в 2020 году – выборы ректора. Решения я пока не принял. За место не держусь, ведь быть ректором – это не привилегия, а прежде всего большая ответственность и серьезная работа. Многое сделано, но предстоит сделать гораздо больше.

Университет – очень жесткая, консервативная структура, ее очень трудно поменять. Простой пример: для того чтобы к сентябрю изменить учебный план, его нужно в начале года согласовать и утвердить на Ученом совете. Если этого не сделать, никаких серьезных поправок внести уже не удастся. И так здесь все: сложная последовательность определенных процедур. К этому нужно привыкнуть, приноровиться, чтобы успешно решать возникающие проблемы и задачи.

Высокий балл ЕГЭ не гарантирует, что из абитуриента получится хороший специалист. У студента должна быть предрасположенность к тому делу, которому он пришел учиться. Ребят, приходящих в вуз с четким пониманием цели, правильности избранного пути, единицы, и мы должны старательнее работать, чтобы выявлять и поддерживать их, готовить настоящих специалистов. Не каждый может стать хорошим инженером, механиком, лесоводом, как не каждый способен писать стихи. Точнее, рифмовать умеют многие, но сколько среди них поэтов?..

И все-таки как формальный критерий ЕГЭ важен. Тут мы за прошедшие годы сильно продвинулись: в начале моего ректорства средний балл по ЕГЭ, необходимый для поступления в вузы Санкт-Петербурга, был около 66,3, а у нас в университете – примерно 53, и никто даже не мечтал о повышении. Тогда мы соответствовали по двум из семи критериев эффективности вуза: международной деятельности и наличию имущественного комплекса. Три года подряд университет находился в так называемой красной зоне. В первый же год прихода новой команды мы подтянулись по пяти критериям и перешли в зеленую зону. В этом году лишь внешние обстоятельства помешали нам соответствовать по всем критериям. Но средний балл по ЕГЭ на бюджетном отделении впервые достиг 68,5. Этот показатель позволяет надеяться, что мы набрали очень крепких ребят, которые вскоре изменят образ молодого специалиста в нашей сфере.

Еще одна проблема – сложные взаимоотношения с бизнесом. Часто приходится слышать, как предприниматели жалуются на нехватку молодых специалистов. Но пусть бы они задумались: купили новейший станок и рассчитывают получить готового профессионала для работы на современном оборудовании, а откуда ему взяться? Если они придут к нам с заявкой и своего рода портретом специалиста, которого хотят видеть через пять лет, мы за это время подготовим его, любого профиля. Иначе ожидания бизнесменов и наши учебные программы вряд ли совпадут: вуз будет прививать студентам базовые навыки, которые гарантированно пригодятся им в будущем, а нюансы конкретных производств они освоят уже работая.

Да, нашим студентам не хватает практики. По моему глубокому убеждению, при обучении должно быть не меньше 50% практики, и мы стараемся двигаться в этом направлении. Но должны помочь и предприятия – ведь только там ребята могут приобрести необходимые навыки. Недостаточно, чтобы студент просто находился на производстве, его нужно оформить там на работу, полностью погрузить в производственный процесс, тогда он сможет как исполнитель изучить производство изнутри и следить за действиями руководителя, управляющего предприятием. А значит, постепенно начнет анализировать, размышлять, как бы он поступил в той или иной ситуации, какую бы поставил задачу и как выполнил. И когда по окончании вуза он станет управленцем, уже будет знать, как организовать и развивать производство.

Студенты и преподаватели

– Какие специальности чаще всего выбирают студенты?

– Раньше у нас всегда на первом месте по востребованности была специальность «ландшафтная архитектура», и мы постепенно расширили это направление обучения от одной группы в потоке до отдельного Института ландшафтной архитектуры. На втором месте были «информационные технологии», и только потом «лесное дело» и остальные специальности. В этом году впервые ситуация изменилась коренным образом: самым большим спросом пользовались механики – максимальный проходной балл, наиболее мотивированные абитуриенты. При первом ознакомительном визите в вуз ребята видят фотографии новейших машин, узнают от преподавателей о насыщенности учебного процесса, практике в Финляндии, оценивают перспективы работы по окончании вуза. Вектор понемногу смещается в сторону усиления инженерной подготовки.

– Какой был план приема в 2018 году и насколько он выполнен?

– На 600 бюджетных мест было подано больше 5000 заявлений (по отдельным специальностям конкурс был до 500 человек на 12 мест). Ребята поступили очень хорошие, мы сделали все, чтобы они как можно скорее влились в учебный процесс и стали коллективом. Для самых юных студентов мы создали целое отделение – такие подготовительные вузовские ясли, где за ними приглядывают, следят, чтобы посещали занятия. На первом и втором курсе, изучая в основном общеобразовательные дисциплины, ребята учатся учиться, а потом переходят на кафедры, в специализированные институты университета. За счет повседневного контроля посещаемости и усвоения материала учебных программ нам удалось существенно уменьшить количество отчисленных с первого и второго курса.

Студентов с «хвостами» стало меньше, повысилась дисциплина, а значит, и качество образования. Подключились и преподаватели: они не будут пассивно наблюдать, как студент скатывается по успеваемости или прогуливает занятия. Целый год внедряли электронную информационно-пропускную систему, которая позволяет отслеживать все передвижения в течение дня студентов и сотрудников университета. Все снабжены электронными пропусками. Она помогает и с коррупцией бороться: если студент пропускает занятия, а потом среди первых с легкостью сдает зачеты, вероятно, тут что-то нечисто. Теперь мы можем такие случаи выявлять и оперативно разбираться.

Я могу с компьютера в своем кабинете зайти в систему и в реальном времени увидеть, как и чем живет вуз. Мало того, можно подбить и проанализировать статистику посещений, например, за последний месяц. И выстроить вертикальную оргструктуру, в которой завкафедрой становится полноценным руководителем вверенного ему коллектива.

Профессора и преподаватели лесотехнического университета – люди не молодые: среди них есть и 86-летние! Замечательно, что они еще работают, это крупные специалисты и самые большие сторонники сохранения независимости вуза, способствующие его процветанию. Стараемся привлекать и «свежую кровь». Молодые сотрудники активны, стараются себя проявить и задают здоровый соревновательный дух «возрастным» кадрам: все понимают, если не развиваться, твое место займет другой. Всем, кто хочет работать, администрация вуза старается всемерно помогать. Повышаем зарплату, но вместе с тем и требования.

Нам удалось существенно повысить заработную плату профессорско-преподавательского состава, сегодня она составляет около 200% средней по городу. Это неплохой показатель. Разумеется, я против уравниловки, и у нас применяется отлаженная система критериев и оценки сотрудников в баллах со стимулирующими надбавками, согласно которой больше зарабатывает тот, кто занимается научной работой, регулярно готовит публикации, ведет активную общественную деятельность. Те, кто еще не перестроился, видят положительные примеры и, надеюсь, станут больше участвовать в делах вуза и способствовать развитию лесной науки в целом.

А где можно найти интересную и перспективную хоздоговорную тему? Только на производстве.

И задача завкафедрой организовать работу таким образом, чтобы преподаватели посещали производства. Направляя студентов на практику, они должны знать, что собой представляет то или иное предприятие, какую продукцию и в каких объемах выпускает, на каком оборудовании и в каких режимах. И какие проблемы есть у предприятия! Сотрудники университета могут предложить решения этих проблем, помочь промышленнику получить дополнительную прибыль или снизить затраты, усовершенствовать технологии.

В результате рождаются совместные целевые проекты науки и бизнеса. Это выгодно и полезно обеим сторонам. Мы сотрудничаем с союзом лесопромышленников, правительством Ленобласти, организуем на своей территории курсы повышения квалификации и обучающие семинары с привлечением производственников, укрепляем связи.

Достижения и планы

– По итогам совещания об охране и защите лесов и глубокой переработке древесины, проведенного главой Правительства России Дмит­рием Медведевым в Петрозаводске (Резолюция от 20 июля 2018 года №ДМ-П9-31пр), Министерству науки и высшего образования, Министерству природных ресурсов и Минпромторгу было дано поручение рассмотреть возможность создания отраслевого научно-образовательного центра на базе СПбГЛТУ имени С. М. Кирова. Сейчас мы работаем над созданием концепции такого центра, где можно будет внедрять передовые учебные программы и создавать инновационные разработки для отечественной лесной промышленности.

Также существуют возможности в рамках госпрограммы «Научно-технологическое развитие РФ», решающей задачи науки, высшего образования и промышленности. Общий объем ассигнований на ее реализацию в 2019 году превысит 680 млрд руб. В рамках программы будет разработано 15 крупных проектов, но, боюсь, что лесная наука ни в один из них не войдет, поскольку давно находится на задворках, хотя лесной ресурс в России является федеральной собственностью и необходимо обеспечить его эффективное использование.

К сожалению, лесное хозяйство и лесная наука в России финансируются по остаточному принципу. Трех лесотехнических вузов стране, занимающей первое место в мире по лесопокрытой площади, явно недостаточно.

В нашем университете ежегодно в мае проводится международная конференция «Леса России: образование, наука, политика и промышленность», на которой обсуждаются проблемы лесопромышленного комплекса, лесной науки и лесного образования. И мы постоянно направляем приглашения Минприроды, Рослесхозу, однако мы не наблюдаем их заинтересованности и не получаем организационную поддержку.

Тем не менее университет живет, развивается, строит планы. Лесотехнический университет – один из немногих вузов Петербурга, который полностью обеспечивает жильем своих студентов. Кроме того, в наших общежитиях сейчас живут около 700 студентов других вузов. Это значит, что у нас есть возможность увеличить число обучающихся. И мы планируем принимать больше иностранных студентов.

Конечно, общежития за многие годы обветшали, не соответствуют современным требованиям и постоянно требуют ремонта. И у нас уже есть земельный участок, на котором можно построить современный студенческий кампус на 2500 мест и переселить всех из устаревших зданий.

В прошлом, юбилейном, году было проведено очень много ремонтных работ: во втором учебном здании сделали капитальный ремонт кровли, актового зала, балкона, устроили отмостку по периметру корпуса, заменили окна. В первом учебном закончили косметический ремонт второго этажа. Привели в порядок территорию около учебных корпусов – заасфальтировали Институтский переулок. Начали ремонтировать Охотничий дворец в Лисино-Корпусе: заменили крышу, окна, сейчас планируем фасадные работы. Делаем компьютерный центр на шесть классов – пора обновить университетские 900 компьютеров, которым 10 лет и больше. Подготовлен и отремонтирован технологический центр, где сейчас установлено и работает итальянское оборудование. Надеюсь, удастся в ближайшее время приступить к воссозданию вузовского технопарка, который даст толчок развитию университета.

Создали университетское садово-парковое хозяйство – там студенты получают первые профессиональные навыки. Собирались целых 10 лет и наконец-то оформили в бессрочное пользование лесные участки в учебно-опытном лесхозе в поселке Лисино-Корпус, потратив на это около двух лет! Сейчас готовим проект освоения лесов, чтобы задействовать его в образовательном процессе в полном объеме.

В уникальном университетском ботаническом саду, занимающем около 64 га в центре Петербурга, расположены четыре учебных корпуса, технопарк, оранжерея, дендросад, физкультурно-спортивный комплекс. Мы мечтаем реконструировать стадион, построить плавательный бассейн, ледовый дворец, многофункциональные спортивные залы, организовать стрельбище и беговые трассы, построить гостиницу на 100 мест.

К сожалению, финансирование нашего ботанического сада и учебно-опытного лесхоза прекращено. А содержать на должном уровне такой имущественный комплекс за счет средств университета очень сложно. Сад открыт для всех. Но не хватает средств на приобретение необходимого оборудования и инвентаря для ухода за ним, на восстановление и ремонт садовой ограды. В ближайшей перспективе мы видим будущее нашего ботанического сада как научно образовательного центра – своего рода лаборатории под открытым небом, где можно организовать обучение, начиная с занятий с детьми детсадовского возраста и заканчивая повышением квалификации специалистов или переподготовкой пожилых людей.

Если еще говорить о достижениях, то мы серьезно повысили качество финансового менедж­мента. Потребовались коренные изменения структуры управления, но в результате университет переместился с 209-го на 109-е место в мониторинге качества финансового менеджмента бюджетных организаций, проводимом Министерством науки и высшего образования. За счет этого удалось увеличить субсидии на образовательную деятельность на 15%.

Теперь мы ставим перед собой амбициозные задачи в научной и инновационной деятельности. В частности, намерены увеличить в 3-4 раза доходы по науке, увеличить вдвое количество иностранных студентов. Университет планирует укреплять и развивать взаимовыгодные отношения с лесоперерабатывающими предприятиями, для чего в начале марта вошел в лесопромышленный кластер Ленинградской области, подписав соглашение.

Память о прошлом – дорога в будущее

– Отдельно стоит отметить сохранение исторического наследия alma mater. К 215-летию университета перед главным зданием был воссоздан исторический цветник с гербом. Кроме того, благодаря помощи одного из наших выпускников, предпринимателя Василия Дмитриевича Шкрума, возглавляющего инвестиционно-строительную фирму «Рант», к юбилею в 2018 году удалось отремонтировать и оборудовать помещение исторического музея вуза.

Среди экспонатов музея оригиналы вузовских документов, фотографии, письма преподавателей и студентов, предметы мебели и обихода. Представлена и продукция, выпускавшаяся в академии в годы Великой Отечественной войны: созданная ученым-химиком Леверовским зажигательная смесь – аналог знаменитого «коктейля Молотова», ящики для мин и снарядов, спички. Всего выпускалось 27 различных видов продукции. В первые дни войны директор вуза издал приказ № 166 о помощи фронту. Академия принимала участие в разработке рецепта блокадного хлеба, в состав которого входили специальные дрожжи и целлюлоза...

В музее вуза
В музее вуза

Не менее интересны и экспонаты послевоенной поры, скажем, когда-то обыденные, а сегодня кажущиеся экзотикой бирки для участников научных конференций – сегодня мы называем бейджами их «потомков».

В подготовке экспозиции помогают сотрудники вуза, выпускники, все неравнодушные к лесному делу и истории. Откликаются и студенты. Недавно две девушки приняли участие в городском конкурсе «Рисуем блокаду».

Мы воссоздали галерею ректоров университета – сегодня их порт­реты, висевшие раньше только в зале Ученого совета, представлены на всеобщее обозрение в Коридоре памяти.

Образование и бизнес

– Есть ли сегодня у вуза постоянные бизнес-партнеры?

– Конечно. Их очень много. В первую очередь хотел бы отметить наших партнеров, участвовавших в апреле в неделе «Инновент ЛТА», которую мы провели уже в третий раз. Это группа «Илим», ООО «Понссе», ООО «Велмаш С», ООО «Лидер», предложившие интересные кейсы нашим студентам. Будущие специалисты смогли продемонстрировать свои знания, эрудицию, компетенции, умение работать в команде при решении сложных производственных задач, и победители получили заслуженные призы. Хотелось бы, чтобы к этому мероприятию присоединилось как можно больше промышленных предприятий.

Учебная лаборотория
Учебная лаборотория

В ООО «Кириши Леспром», ООО «Курортстрой», ОАО «Кировский завод» и ООО «Подъемные машины» студенты университета много лет проходят практику. Некоторые предприятия не только организуют производственное обучение, но и предоставляют университету программное обеспечение и даже технику для использования в образовательном процессе. Так, ООО «Подъемные машины» два года назад установило в технопарке гидроманипулятор, чтобы ребята могли получить навык работы на нем. Дополнительным стимулом стали соревнования, которые компания проводила сначала для студентов, а затем и с участием работников предприятий. Этим наше сотрудничество с ООО «Подъемные машины» не ограничилось. На кафедре лесного машиностроения, сервиса и ремонта под руководством профессора Мартынова создано студенческое конструкторское бюро и заключен хоздоговор на создание симулятора для завода «Подъемные машины». Заводские конструкторы читают лекции и проводят практические занятия со студентами. Ежегодно 6–7 студентов проходят на заводе производственную практику. А университет занимается профориентацией в школах города Великие Луки, где расположено предприятие, с тем чтобы привлечь профессионально ориентированных абитуриентов.

Это пример того, как заинтересованное в специалистах предприятие помогает им обучаться, осваивать технику, мотивирует – вкладывается и получает выгоду.

Позже мы наладили сотрудничество с ОАО «Кировский завод». Несколько наших выпускников уже работают там, и мы планируем совместно разработать специальный трактор для решения лесохозяйственных задач. Завод передал нам образец выпускаемой техники для обучения, и мы смогли открыть курсы трактористов – ведь невозможно стать машинистом трелевочной машины без удостоверения тракториста.

А получив рабочую специальность, наши выпускники гораздо быстрее находят применение на рынке труда. Конечно, не для этого поступают в университет, зато так легче войти в профессию. Поработав с университетским дипломом 1,5–2 года оператором лесозаготовительного комплекса, досконально его изучив, можно претендовать на должность инструктора, сервисного мастера или механика с достойной заработной платой.

В Финляндии оператора лесозаготовительного комплекса готовят 3,5–4 года, у нас почти столько же занимает подготовка бакалавра. И если наши выпускники получат еще и рабочую профессию, это усилит их конкурентные преимущества на рынке труда.

Мы приглашаем производителей лесных машин участвовать в образовательном процессе, для того чтобы вуз мог обеспечить качественную подготовку квалифицированных специалистов по обслуживанию выпускаемой ими техники.

Компания John Deere уже организует в университете свою лабораторию и учебный класс. Мы ведем переговоры с Ponsse и заинтересованы в сотрудничестве с еще одним членом «большой тройки» производителей лесных машин – Komatsu.

Вместе с производителями техники мы развиваем подготовку не только по направлению «современная заготовка». В созданном компанией Stihl учебном классе студенты изучают современный бензомоторный инструмент и получают специальность механика по ремонту бензомоторного инструмента.

В учебно-производственной мастерской SCM
В учебно-производственной мастерской SCM

В третьем учебном корпусе организована учебно-производственная мастерская на базе оборудования SCM. Там можно раскраивать и обрабатывать детали из древесных материалов. Также компания SCM оформила стенды и проводит семинары, пользующиеся большим спросом.

При содействии ООО «Велмаш С» в вузе организована лаборатория диагностики и испытаний машин и специализированная аудитория.

В университете регулярно проводятся семинары, конгрессы, международные конференции. Разработаны программы повышения квалификации, направленные на совершенствование полученных компетенций и формирование новых, необходимых для профессиональной деятельности в сфере управления лесохозяйственным комплексом, мониторинга и организации охраны лесов от пожаров, тушения природных пожаров с использованием новейших технологий в этой сфере. Вместе с ООО «Формоза-Сервис», разработчиком российской системы дистанционного мониторинга и управления «Лесо­хранитель», университет организовал обучающий семинар для руководителей «Использование инновационных систем для повышения эффективности управления лесохозяйственным комплексом». По итогам обучения слушатели получили удостоверения о повышении квалификации.

Сегодня делаем упор на целевой прием – такую форму обучения, при которой будущий работодатель заключает со студентом договор, предусматривающий систему стимулирования (дополнительную стипендию, поездки на практику и т. д.) и помощь. Окончив вуз, специалист должен отработать несколько лет на предприятии, которое его поддерживало во время учебы. Так предприятие гарантированно получает молодых специалистов.

Образовательный процесс будет выстроен следующим образом. На первом или втором курсе студент получает права тракториста, а затем проходит теоретический курс. Полученные знания на III и IV курсе закрепляются во время производственной практики в нашем учебно-опытном лесхозе в Лисино-Корпусе.

– Но это фактически возврат к советской системе распределения выпускников!

– А может быть, это не так плохо. В Белоруссии такая система работала и работает, причем весьма эффективно: студенты заранее знают, что им обеспечены рабочие места, а предприятия не остаются без специалистов-профессионалов, как это зачастую случается у нас. В России бизнес пока то ли не понимает, то ли не хочет понять выгоды такого подхода. Впрочем, не стоит обобщать, есть и положительные примеры: на днях из Вологды пришла заявка на целевое обучение 10 человек. Бывают и другие инициативы: например, подготовка специалистов для предприятий из числа их сотрудников, а не наших студентов. Мы готовы обсуждать и такие варианты. Предприятие направляет для обучения группу из 20 человек. Мы предлагаем закрепить за этой группой 10 рабочих мест на предприятии. Обучение проходит следующим образом. Три месяца 10 человек слушают курс в университете, а 10 человек работают на производстве. Затем группы меняются местами на три месяца, и так весь период обучения. Так предприятие предоставляет возможность своим работникам зарабатывать и самим оплачивать обучение и через четыре года получает 20 дипломированных специалистов. Мы согласны готовить специалистов по заказу предприятия, с учетом специфики его производства.

Международное сотрудничество

– Во исполнение поручения президента об экспорте образования мы поставили задачу увеличить число иностранных студентов не менее чем в два раза. Сейчас в университете обучается 680 студентов из 32 стран мира: Финляндии, Латвии, Эстонии, Казахстана, Таджикистана, Украины, Нигерии и Китая, Вьетнама и др. Мы разрабатываем учебные программы на английском языке – в каждом институте минимум одна магистерская и одна бакалаврская.

Заключено 54 международных соглашения о сотрудничестве с профильными образовательными и научными организациями. Реализуются совместные проекты приграничного сотрудничества: «Цифровая лесная педагогика» – с Университетом прикладных наук Юго-Восточной Финляндии, «Развитие деревянного домостроения» – с Университетом прикладных наук «Карелия», «Влияние неблагоприятных факторов на приграничные леса» – с научно-исследовательским институтом LUKE.

В рамках многолетнего сотрудничества с Университетом прикладных наук Юго-Восточной Финляндии и совместно проекта Трансграничного университета (CBU) студенты могут получить «двойной» диплом – двух вузов-партнеров. Преподаватели обоих университетов читают лекции и ведут курсы «перекрестно»:

в своем и партнерском вузе. Обучение по магистерской программе «Лесная экономика и лесная политика» ведется у нас как на русском, так и на английском языке. Активно работаем с Университетом Альбрехта Людвига (Фрайбург, Германия) по направлению «Лесное хозяйство», вместе реализовали проект СУРГЕ (Усиление адаптивного потенциала лесов Западной Украины, Северо-Западного региона России и Юго-Западной Германии к изменениям условий окружающей среды), в котором также участвовали Львовский лесотехнический университет и Volkswagen Bank. Сейчас организован обмен студентами и преподавателями ЛТУ и университета во Фрайбурге по некоммерческой программе Евросоюза Erasmus+ Credit Mobility. С запуска в 1987 году в программе участвуют более 4000 образовательных учреждений из 33 стран.

Подведем итоги

– Что ж, давайте назовем основные достижения вуза за время вашего ректорства. Что удалось сделать и какие задачи остались на завтра?

– Мы фактически создали новый университет, что позволило вырасти качественно. По финансовому менеджменту поднялись на 100 позиций. Повышена в два раза заработная плата административного и учебно-вспомогательного персонала и до 200% средней по региону – зарплата профессорско-преподавательского состава. Достигнуто соответствие по четырем показателям мониторинга образовательных учреждений Министерством науки и высшего образования.

Из задач – совершенствование учебного процесса, увеличение числа студентов, в том числе иностранных. Вижу большой потенциал в налаживании и развитии тесных связей с производственными предприятиями ЛПК, мы еще в самом начале совместного пути. Сегодняшний бизнес уже созрел для того, чтобы участвовать в образовательном процессе, и мы готовы идти ему навстречу, в повседневной работе опираясь на отрасль. Необходимо чаще посещать предприятия отрасли, обращать внимание на проблемы и думать, как их решать. Направленность научных исследований должна быть прикладной, чтобы результаты были востребованы промышленностью. Мы должны понимать, для чего и для кого в конечном счете работаем.

СПбГЛТУ известен во всем мире, входит в международную организацию IUFRO, объединяющую ведущие европейские и мировые научные лесные центры, поэтому очень важно обеспечивать качество образования, поддерживать престиж всероссийского научного и образовательного центра леса.

Миссия университета, смысл его деятельности – быть признанным мировым центром лесного образования и науки. Миссия эта неизменна уже 215 лет. 

Текст и фото Максим Пирус