Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Тема страницы

Научить и заплатить

Рубрика Тема номера: Кадры

Как подготовить кадры для лесного комплекса

Проблема обеспечения производства грамотными и обученными кадрами повсеместна. Лесной комплекс не исключение. Новая техника, ее быстрое и эффективное освоение, стремление к высокой производительности труда требуют современного подхода к подготовке квалифицированных кадров. Привлечение и удержание грамотного специалиста в лесной отрасли - серьезная задача для работодателей. Попробуем рассмотреть некоторые проблемы, стоящие перед производством, учебными заведениями и самими специалистами, работающими сегодня в лесной промышленности.

Новая техника требует новых знаний

В производственной сфере лесного комплекса интенсивно идут процессы замены морально устаревшего оборудования на модели последних лет разработки. Вновь создаваемые и проектируемые средние и крупные предприятия почти исключительно комплектуются новым или подержанным высокопроизводительным и достаточно сложным оборудованием, а следовательно, и дорогим как в эксплуатации, так и в ремонте.

Лесопромышленные предприятия по всей стране также активно ведут перевооружение технологического процесса. Причем лесозаготовители в начале 1990 х годов были в числе предприятий, внедряющих новую технику (тогда это были в основном харвестеры и форвардеры). В настоящее время предприятия, которые успели купить лесозаготовительное оборудование и много его эксплуатировали, ведут плановую замену техники в связи с ее полным износом. Закупается в основном импортная лесозаготовительная техника следующих типов: валочно-пакетирующие машины, пачкоподборщики, харвестеры, форвардеры.

Эти машины позволяют в ряде случаев отказаться от схемы лесозаготовок «лесосека - нижний склад - потребитель» и тем самым дают возможность снизить численность необходимого персонала для проведения полного цикла работ. Эксплуатация лесозаготовительных машин происходит в интенсивном режиме. Постоянную практику получила работа в три смены, если работа формально ведется в две смены, то чаще всего это означает работу по 12 часов. Ситуация, когда через год по наработанным моточасам фактически имеется трехлетняя машина, уже норма. При этом срок эксплуатации машин достигает 15 лет. И это, конечно, требует существенных вложений в ремонтную базу предприятия для поддержания работоспособности техники, а также наличия кадров соответствующей квалификации.

Как правило, импортная лесозаготовительная техника обладает превосходными эргономическими характеристиками, что позволяет оператору полностью сосредоточиться на основной работе. Однако ремонт техники, особенно в условиях лесосек Северо-Запада, остается тяжелым и малопривлекательным. Мобильных теплых боксов для проведения работ существуют единицы. Осложняет положение и то, что у лесозаготовительной техники отсутствуют нормативы по времени ее эксплуатации и выработке продукции, а имеющиеся, как правило, устарели и не соответствуют реальной ситуации. Те нормативы, которые предоставляются производителями при продаже машины, носят сугубо рекламный характер и далеки от реальной работы на конкретной лесосеке.

При приобретении лесозаготовительной техники положительным моментом является довольно высокий уровень унификации узлов и органов управления, что позволяет практически свободно пересаживать операторов с машины на машину, а ремонтный персонал не требуется радикально переучивать. Однако на лесопромышленных предприятиях формируют устойчивый спрос на специалистов новых профессий, которых ранее не существовало в тарифно-квалификационном перечне. К тому же в существующих редакциях перечня формулировка профессии, например, оператора лесозаготовительной машины несколько размыта, что отражает сложный и многоплановый характер данной профессии.

Обучать оператора нужно комплексно

Для эффективной работы на новой технике требуются квалифицированные специалисты. Уровень квалификации формируется несколькими путями: первый - базовый уровень, дающийся в стенах учебного заведения; второй - квалификация, приобретаемая в ходе постоянной работы по основной специальности (по некоторым данным, на это требуется не менее шести лет); третий - повышение квалификации в ходе краткосрочных курсов.

Тем не менее устойчивых формулировок к требованиям уровня определенной подготовки специалиста не существует. Лишь в последние три-четыре года стал наблюдаться переход от уровня к уровню. Требования Гостехнадзора к уровню подготовки операторов нельзя считать достаточными, поскольку основная цель правил Гостехнадзора - обеспечение безопасной эксплуатации машин. И ни в одной из существующих программ особенности проведения работ в лесу даже не упоминаются. Одной из проблем является еще и необходимость получения операторами высоких категорий (свыше 100 кВт). Особенно это касается операторов валочно-пакетирующих и трелевочных машин.

В процессе обучения необходимо последовательное прохождение профессий технологической цепочки лесозаготовок: вальщик на сортиментной заготовке, оператор форвардера, оператор харвестера. Практика же обучения должна быть такова: идет подготовка от нулевого уровня (водитель автомобиля общего профиля) до оператора харвестера. В результате получаем оператора, который умеет пользоваться машиной. По некоторым данным, в учебных заведениях лесотехнической направленности в Финляндии, стране с непрерывавшейся традицией сортиментных лесозаготовок, придерживаются именно такой последовательной системы подготовки операторов. Это обеспечивает эффективное использование как отдельной машины, так и системы машин, что особенно важно для форвардеров и харвестеров.

В ряде случаев при работе на производстве оператору приходится в течение кратчайшего времени разбираться с системой сортиментов, учиться отличать их один от другого, одновременно осваивать машину, учиться формировать структуру волоков и штабелей, планировать взаимодействие с другими лесозаготовительными машинами и т. д. И хорошо, если при этом ему не будет выдан план. Обучение в условиях цейтнота способствует формированию неэффективных базовых навыков эксплуатации машины, которые затем практически невозможно исправить, а следовательно, и максимально возможная производительность для данного оператора будет достигнута много позже или вовсе останется недосягаемой.

Эффективному обучению на производстве препятствует низкий базовый уровень получаемого профессионального образования операторов лесной техники. На рубеже 2000 года почти половина обучающихся имела базовое образование в виде профтехучилища. В настоящее же время операторов, имеющих среднее профессиональное образование, единицы. Хотя система профтехобразования и по ныне остается достаточно широкой.

На фоне системы профтехобразования активно развивается система подготовки операторов лесных машин на базе сравнительно небольших образовательных учреждений. Чаще всего они формируются на базе фирменных сервисных центров, имеются и независимые школы и курсы подготовки операторов. Только на Северо-Западе работают около десяти таких учреждений разной степени успешности. Довольно часто курсы возникают при высших учебных заведениях. Как правило, они ориентированы на специалистов, уже имеющих опыт работы и эксплуатации подвижного оборудования, то есть необходима только переподготовка, что, кроме прочего, позволяет существенно уменьшить время на обучение. Общая система подготовки остается сильно теоретизированной, практике отводится мало времени, что вызывает необходимость «дообучения» на производстве. Это подтверждается распространившейся системой рубежей - постепенно возрастающих плановых заданий начинающему оператору. Возрастание плана происходит на протяжении одного-двух месяцев раз в неделю.

Качество подготовки специалистов на предприятиях различно, время подготовки устанавливается минимально коротким, общие критерии оценки подготовленности не выработаны. Основная проблема таких предприятий - невозможность маневра в разработке и внедрении обучающих курсов при появлении новых машин, так как любые курсы требуют регистрации в местных органах власти, а для вузов - в Москве.

Появилась тенденция к подготовке квалифицированных рабочих непосредственно на предприятии, что позволяет повысить уровень приспособленности специалиста к конкретному производству. Однако широкому внедрению этого препятствует желание подготовленных специалистов по окончании минимального цензового срока (как правило, один год) приступить к поиску более высокооплачиваемого места работы. С другой стороны, оператор, подготовленный на лесозаготовительном предприятии, редко умеет работать на технике другого класса, например бульдозере, грейдере, сельхозтракторе, и требует прохождения переподготовки, что снижает его ценность. Более всего от этого страдают отдаленные лесопромышленные предприятия - основной работодатель в регионе. Поскольку активность проявляют наиболее квалифицированные и знающие себе цену люди, на предприятии остается состав операторов более низкого производственного потенциала. Возможности такого предприятия ограничены выбором работников из имеющегося в регионе трудоспособного населения. При этом основными проблемами этого населения являются алкоголизм, возможность жить на средства от сбора ягод и грибов и наличие предприятий с более комфортными условиями труда (например, железные дороги). Слесарь механик при одинаковом уровне зарплаты выбирает, как правило, железную дорогу, которая позволяет работать подавляющую часть времени вблизи от дома.

Здесь следует сделать замечание о мотивационной сфере современного оператора лесозаготовительной машины. Ответ и мотив один - деньги. Именно этим мотивом объясняется высокая текучесть специалистов этой профессии. Заметим, из-за отсутствия системы развития корпоративного духа в среде рабочих работодатели никаких иных влияний на производительность, кроме денежных и технологических, не применяют.

Формирование кадров операторов лесозаготовительных машин происходит по нескольким направлениям: во-первых, набор желающих с минимальными требованиями (профессиональные водительские права); во-вторых, рабочие схожих специальностей (водители лесовозов, операторы экскаваторов); в-третьих, рабочие лесных специальностей других направлений, часто это вальщики, чокеровщики и т. д.

В последнее время обозначилась тенденция к приходу на рабочие специальности выпускников вузов, но, как правило, они по опыту и умениям соответствуют первой категории и имеют высокие шансы в продвижении по службе. Они также обладают высокой социальной мобильностью к поиску более выгодного места. Та же тенденция отмечается на средних и крупных деревообрабатывающих предприятиях. При использовании или внедрении сложного оборудования руководство стремится нанять для управления им специалиста с высшим образованием, пусть даже без опыта работы. И здесь встает вопрос о месте высшего образования в производственном процессе: либо ведется подготовка чистых управленцев, либо высшее образование - это норма и следует использовать для обучения производственное оборудование, каким бы сложным оно ни было, чтобы выпускники вузов были адекватны производству.

В целом условия работы операторов можно отнести к тяжелым, несмотря на более высокий комфорт работы по сравнению с ранее применяемой техникой. Тяжесть работы обусловлена долгим рабочим днем (12-часовая смена), монотонностью, большим числом принимаемых решений по оценке дерева, необходимостью проведения ремонта под открытым небом. Как правило, в таком режиме работают в составе традиционных леспромхозов. Ситуация при работе вахтовым методом считается среди операторов менее утомительной.

Политика руководства предприятия в отношении рабочих строится на выполнении минимальных требований социальной ответственности, но, с другой стороны, необходимо поддерживать ресурс рабочей силы определенной квалификации, в связи с чем на предприятиях может формироваться слой операторов, мало заинтересованных в результатах своей деятельности. 

В частности, неоднократно встречались операторы, которые не стремились обязательно выполнить даже план, что при сдельно-премиальной системе оплаты, сложившейся на лесозаготовках, дает почти двойное увеличение зарплаты. Говорить, что в этом случае возможности техники используются полностью, не приходится.

Таким образом, основные проблемы подготовки операторов лесных машин можно сформулировать так:
• отсутствие иной мотивации к труду, кроме материальной;
• низкий уровень практической подготовки по окончании учебного заведения;
• тенденция к подготовке на производстве.
Решение этих проблем лежит на пути формирования менеджментом лесных предприятий требований к специальности. Необходима большая гибкость в системе формирования учебных курсов. Необходима и смена критерия оценки уровня подготовленности, таким критерием должна стать высокая производительность оператора на основных работах.

Олег ГАЛАКТИОНОВ