Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Лесное хозяйство

Правила лесовосстановления 2021 года

Необходимые комментарии

В рамках так называемой регулятивной гильотины Министерство природных ресурсов РФ подготовило новые Правила лесовосстановления (приказ №1014 от 04.12.2020). Документ вызвал оживленную дискуссию. От предыдущих правил лесовосстановления, утвержденных 22.11.2017, принципиально они не отличаются, но содержат досадные опечатки и неоднозначные требования.

В пункте 1 раздела 1 Правил лесовосстановления добавлено, что они «регулируют деятельность лесов в отношении земель, требующих лесовосстановления».

В пункт 2 включено определение понятия «лесовосстановление»: «Лесовосстановление состоит из комплекса природных процессов, в том числе обусловленных специальными технологическими и организационными мероприятиями, по образованию молодых сомкнутых лесных насаждений (молодняков) главных лесных древесных пород на землях, предназначенных для лесовосстановления». Указано, что к главным лесным древесным породам «относятся древесные породы, которые наилучшим образом отвечают условиям произрастания, экосистемным и социально-экономическим целям освоения лесов», но они не перечисляются. Также в этом пункте перечислено, что входит в лесовосстановление: планирование, обследование, проектирование, выполнение работ, приемка, инвентаризация. Названы методы обследования земельных участков.

Кроме того, добавлено требование о проведении обследований согласно национальным и межгосударственным стандартам. В этом видна попытка продолжить работу над документами, регламентирующими лесное хозяйство в рамках СНГ. Так, 15 ноября 2003 года был принят Модельный лесной кодекс для стран – членов СНГ, а в Российской Федерации Лесной кодекс действует с 2006 года.

В пункте 3 в определении естественного лесовосстановления слово «осуществляется» заменено словом «происходит», которое больше подходит по смыслу, так как человек в этот процесс либо совсем не вмешивается, либо мало в нем участвует.

Изменен пункт 5, в котором преж­де указывалось, что не менее 45% площади искусственного или комбинированного лесовосстановления обеспечивается посадкой сеянцев, саженцев. Новая норма – не менее 30%.

В пункте 7 речь идет о землях, на которых проводят работы по лесовосстановлению. В новых правилах это вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины. Добавление «и другие» исчезло. В действующем Лесном кодексе, в статье 6.1, указывается, что «к лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие)». К ним не относятся лесные плантации и погибшие лесные насаждения – это лесные участки, на которых лесные насаждения погибли в результате массового повреждения вредными организмами, ветровалом, буреломом, снеголомом, в результате подтопления, смыва, промышленных выбросов и других негативных воздействий (погибшие лесные насаждения), согласно лесоустроительной инструкции.

В пункт 9 добавлено словосочетание «по результатам обследования» и абзац, в котором указывается, что инвентаризация выполненных мероприятий по искусственному и комбинированному лесовосстановлению проводится с участием лиц, выполнивших работы, что вполне логично, но не было прописано в предыдущих правилах.

В пункте 10, в первом абзаце, наблюдается путаница с построением фразы и падежами. Также исчезла фраза «к землям, на которых расположены леса в порядке, предусмотренном частью 2». Дело в том, что в предыдущих правилах лесовосстановительные мероприятия считались завершенными, если были выполнены в соответствии с проектом лесовосстановления, а земли, на которых проведено лесовосстановление, могли быть отнесены к той категории, которая была до лесовосстановления. По новым правилам работы считаются выполненными, если достигнуты проектные показатели, указанные в проекте лесовосстановления. И теперь можно установить завышенные показатели, которых невозможно достигнуть в данном месте произрастания, а если запланированные мероприятия проведены, то дальнейшая судьба культур может оказаться печальной, поскольку она уже никому не будет интересна.

В пункте 13 уточнено, что критерии и требования к посадочному материалу и молоднякам, поврежденным негативным воздействием, устанавливаются регламентами лесничеств.

В разделе 2 старых правил естественное лесовосстановление вследствие природных процессов проектировалось только при рубке лесных насаждений, а в новых – просто на участках. Такое уточнение логично, так как на гарях часто хорошо возобновляются сосна и лиственница, из которых в дальнейшем может сформироваться древостой. Здесь же исчезло перечисление пород, способных к вегетативному возобновлению и добавилось, что при рубке лесных насаждений при выполнении сейсморазведочных работ также проектируется естественное лесовосстановление вследствие природных процессов.

В пункт 16 добавлен абзац о необходимости определения срока, по прошествии которого участок может быть отнесен к землям, на которых расположены леса. То, что сейчас именуется как «естественное лесовосстановление вследствие природных процессов», раньше называлось термином «естественное заращивание», которое лучше отражало суть процесса. В том, что такой способ естественного лесовосстановления существует, есть объективная реальность. Но это в основном стихийный процесс, который зависит от разно­образных природных факторов, и обозначить срок, через который можно перевести этот участок в ту категорию, которая была раньше, очень сложно.

В главе 2 также выделен пункт 17, в котором перечислены мероприятия по содействию естественному лесовосстановлению. В новых правилах основное мероприятие – «сохранение подроста и молодняка» – дано в сокращенной формулировке. Если в прежних правилах уточнялось, что подрост – растения старше двух лет, а молодняк – это экземпляры высотой больше 2,5 м, то в новой редакции документа такие уточнения отсутствуют. Зато добавлено, что расположение семенных деревьев, групп и куртин должно быть указано в технологической карте. Также указано, что подавление может быть не только корнеотпрысковой способности, но и порослевой (инъекции арборицидов или окольцовывание). Кроме того, к мерам содействия естественному лесовосстановлению могут относиться иные мероприятии, указанные в лесохозяйственном регламенте лесничества.

В пункте 18 приводится последовательность действий в том случае, если количество подроста оказалось недостаточным. После осмотра мест рубок отводится два года, чтобы принять решение о применении искусственного или комбинированного лесовосстановления.

В методике учета подроста также появился ряд нововведений. Учет подроста проводится на площадках, которые должны располагаться по диагоналям исследуемого участка. Расстояние между площадками на лентах перечета должно быть строго 10 м. При этом на делянке до 5 га должно быть 30 площадок. Если ходовые линии располагаются по диагонали, то число их будет меньше, чем в случае параллельного расположения, да еще через 10 м. При небольшой площади трудно будет соблюдать требование по количеству площадок.

Пункт 21 посвящен такой мере содействия, как минерализация поверхности почвы. И первое, что вызывает вопрос, – это требование соответствия количества подроста до начала проведения работ по минерализации поверхности почвы критериям, приведенным в табл. 2 приложений 1–41. То есть, если подроста меньше или больше, минерализацию не проводят, однако уже в следующем абзаце сказано, что минерализация поверхности почвы может проводиться как в виде отдельного мероприятия, так и в комплексе с другими.

Следующий абзац пункта 21 неудачно скопирован из прежних правил, и получилось, что «минерализация поверхности почвы осуществляется путем обработки травяного покрова, мощности лесной подстилки, количества семенных деревьев». Раньше было так: «Минерализация поверхности почвы осуществляется путем обработки почвы механическими, химическими или огневыми средствами в зависимости от механического состава и влажности почвы, густоты и высоты травяного покрова, мощности лесной подстилки, количества семенных деревьев».

Здесь же добавлено в общем-то правильное уточнение о том, что при приемке работ учету может подлежать подрост всех главных пород. Также указано, что приемка работ проводится до установления устойчивого снежного покрова более 10 см. По прежним правилам она должна была проводиться в бесснежный период, за исключением огораживания площадей и оставления семенников.

В главе 3 регламентируется искусственное и комбинированное лесовосстановление. Исчезла одна из возможностей проведения искусственного лесовосстановления, а именно: лесные участки, на которых погибли лесные культуры.

В пункте 43 подробно расписана густота лесных культур для разных климатических зон. В новых правилах густота лесных культур в зонах пустынь и полупустынь увеличивается с 2 до 4 тыс. шт. на 1 га. Требования к параметрам сеянцев с закрытой корневой системой подробно описываются, вплоть до объема стаканчика и его высоты: «Возраст сеянцев должен составлять от одного года до двух лет. Высота сеянца от 8 см, толщина стволика у шейки корня – 2 мм. Торфяной стаканчик сеянца хорошо сформированный, не допускается рассыпание стаканчика, объем стаканчика для ели – от 85 см3, для сосны – от 50 см3. Высота стаканчика – не меньше 7,3 см. Сеянцы должны иметь хорошо развитую корневую систему – наличие главного корня и хорошо развитых боковых корней».

Пункт 44 дополнен перечислением категорий земель, таких как подверженных воздействию промышленных выбросов, рекреационным нагрузкам и иным негативным природным и антропогенным воздействиям, на которых лесовосстановление определяется на основании специальных обследований.

В пункт 47 внесено уточнение, касающееся проведения искусственного лесовосстановления посевом семян, в том числе аэросевом на транспортно-удаленных (труднодоступных) лесных участках, на которых отсутствует возможность круглогодичного проезда.

Мероприятия, которые относятся к агротехническому уходу, перечисляются в пункте 50. В нем также оговорено, что, если лесные культуры заглушаются нежелательной древесно-кустарниковой растительностью, можно предусмотреть лесоводственный уход. При этом надо следить за тем, чтобы не уменьшалось число растений главных древесных лесных пород. Это важное уточнение, поскольку в отсутствие желаемого результата агротехнического ухода можно провести лесоводственный уход, пока главные породы не заглушила нежелательная древесно-кустарниковая растительность.

В пункте 51 подробно расписано количество агротехнических и лесоводственных уходов в зависимости от лесорастительной зоны. Отдельно выделены зоны притундровых лесов и редкостойной тайги, леса Северного Кавказа и горного Крыма, Южно-Сибирской горной зоны, где агротехнические уходы определяются лесохозяйственным регламентом лесничества.

Добавлен подпункт 52.1, гласящий, что огораживание участка при опасности повреждения лесовосстановления дикими или домашними животными может проводиться если будут обеспечены права граждан на пребывание в лесах.

Пункт 59 закрепляет возможность устанавливать требования к посадочному материалу лесохозяйственными регламентами лесничеств.

В главе 4, посвященной особенностям проведения лесовосстановления, лесопарки не рассматриваются, только лесничества.

В приложениях 1–43 приведены таблицы, которые не претерпели изменений. Однако по-прежнему остался вопрос по количеству подроста и молодняка: это суммарное количество или приведенное к крупному?

В приложении 2 рассматривается состав проекта лесовосстановления, порядок разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений. Проект лесовосстановления для арендаторов и проект так называемого компенсационного лесовосстановления содержат одинаковые сведения, кроме пунктов 2.11 и 2.12 приложения 2.

В пункте 5 приложения 2 изменился срок, в течение которого проект лесовосстановления размещается на официальном сайте: пять рабочих дней (ранее выделялось три рабочих дня). Также определены сведения, которые должны размещаться (местоположение, площадь, категория земель, способ лесовосстановления, срок проведения работ).

В пункт 9 приложения 2 добавлен новый абзац: «Проект лесовосстановления готовится по результатам обследования в отношении земель, предназначенных для лесовосстановления, не позднее двух лет с момента их отнесения к таким землям».

Подытоживая, надо отметить, при том что в новых правилах мало что существенно поменялось, наблюдаемые ошибки и противоречия демонстрируют компетенции разработчиков документа, к тому же явно работавших в спешке. 

Текст:
Ольга Григорьева, канд. с.-х. наук, доцент кафедры лесоводства, СПбГЛТУ
Игорь Григорьев, д-р техн. наук, профессор кафедры ТОЛК АГАТУ