На заметку

Лесная сертификация как инструмент перехода к устойчивому развитию в лесном секторе экономики России

Во всем мире идет процесс переоценки значения леса в жизни людей. Уходит в прошлое представление о лесе лишь как об источнике природных ресурсов, поставщике древесного сырья. Сегодня лес рассматривается как социально-культурная ценность и важнейший фактор среды обитания человека. В связи с этим коренным образом меняется стратегия развития отраслей экономики, базирующихся на использовании лесных ресурсов.

Начало этому процессу было положено в 1989 году, когда Генеральная Ассамблея ООН призвала провести встречу государств по вопросам устойчивого развития. Этот призыв трансформировался в Международную конференцию ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году.

На конференции в Рио-де-Жанейро 70 стран подписали документ под названием «Лесные принципы» и взяли на себя обязательства разработать научно обоснованные положения по устойчивому развитию лесов. В последующие годы по этой проблеме был проведен ряд международных конференций и встреч на различном уровне, в том числе в Страсбурге (Франция), в 1993 году в Хельсинки (Финляндия), в 1997 году в Анталии (Турция), в 1998 году в Лиссабоне (Португалия).

Россия является участником названных международных инициатив и принимает необходимые меры по переходу лесного комплекса к устойчивому функционированию и развитию.

Как показывает мировой и уже накопленный отечественный опыт, одним из инструментов стимулирования перехода предприятий лесного комплекса к устойчивому функционированию в экономической, экологической и социальной сферах является добровольная лесная сертификация.

Как известно, в мире сегодня активно развиваются две международные системы добровольной лесной сертификации − система Лесного попечительского совета (FSC) и Панъевропейская система (PEFC).

Первый опыт проведения в России добровольной лесной сертификации принадлежит системе FSC.

В 2000 году аудиторской компанией «Вудмарк» (Woodmark, Великобритания), работающей в системе FSC, был выдан первый в России сертификат системы FSC Косихинскому лесхозу (Алтайский край).

Анализ международных систем лесной сертификации, проведенный специалистами ОАО «ЦНИИМЭ», и опыт практики их применения в России подтвердили мнение широкой общественности, что на рынке сертификационных услуг не должно быть монополизма какой-то одной системы.

Кроме того, был сделан вывод, что России нужна национальная сис­тема добровольной лесной сертификации, ориентированная на наши условия и базирующаяся на наших законодательных и нормативных актах, регламентирующих деятельность в лесном комплексе. Вместе с тем национальная система должна иметь международное признание.

Учитывая, что система Лесного попечительского совета (FSC) не предусматривает признания национальных систем и такое признание возможно лишь в рамках Панъевропейской сис­темы (PEFC), в России была начата разработка национальной системы добровольной лесной сертификации, ориентированной на международное признание в рамках системы PEFC.

Инициатором разработки такой системы стал Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров России.

Рис. 1. Структура системы добровольной лесной сертификации в России
Рис. 1. Структура системы добровольной лесной сертификации в России

Возглавил эту работу Национальный совет по добровольной лесной сертификации в России. В число учредителей совета, наряду с Союзом лесопромышленников и лесоэкспортеров России, вошли лесопромышленные и лесохозяйственные предприятия из различных регионов страны, научные учреждения и общественные организации, причастные к деятельности в лесном комплексе.

Работа над национальной системой ведется с 2000 года и сегодня близка к завершению.

Структура системы представлена на рисунке 1.

Она включает:

  • нормативную базу, содержащую требования к объектам сертификации и измерители степени соответствия объектов сертификации этим требованиям;
  • правила проведения сертификации лесоуправления и лесопользования;
  • правила контроля движения лесоматериалов по цепочке поставок;
  • положение о знаке соответствия системы;
  • положение о руководящем и функциональных органах системы.

Нормативная база системы в свою очередь включает принципы устойчивого лесоуправления и лесопользования, критерии, обеспечивающие реализацию принципов, и индикаторы (измерители), обслуживающие критерии (рис. 2).

Рис. 3. Принципы устойчивого лесопользования и ведения лесного хозяйства системы добровольной лесной сертификации в России
Рис. 3. Принципы устойчивого лесопользования и ведения лесного хозяйства системы добровольной лесной сертификации в России

Основу нормативной базы, как и всей системы, составляют принципы устойчивого лесопользования и лесоуправления в экономической, экологической и социальной сферах (рис. 3).

Эти принципы являются требованиями, предъявляемыми к деятельности всех участников лесных отношений. Они базируются на российском законодательстве. Одновременно эти принципы учитывают все требования Панъевропейской системы, предъяв­ляемые к национальным системам лесной сертификации. В них отражены также некоторые из требований системы Лесного попечительского совета, не противоречащие российскому законодательству и российским условиям.

Принципы устойчивости обеспечиваются на практике с помощью критериев устойчивости, представляющих собой способы реализации принципов.

Последним элементом нормативной базы являются индикаторы, т. е. количественные или описательные измерители степени соответствия лесопользования и ведения лесного хозяйства критериям и принципам устойчивости.

Каждый из критериев обслуживается, как правило, несколькими индикаторами. Сегодня в системе 132 индикатора, но их количество и состав по мере отработки и практического применения системы постепенно уточняются.

Проект системы добровольной лесной сертификации, в том числе ее нормативная база и процедурные положения, прошли практическую апробацию в производственных условиях в трех лесодобывающих регионах России − Центральном (Владимирская обл.) − 2002 год, Северо-Западном (Вологодская обл.) − 2004 год, Уральском (Свердловская обл.) − 2005 год.

В течение последних трех лет были также проведены семинары в Архангельске, Вологде, Екатеринбурге, Москве, Санкт-Петербурге, на которых система была подвергнута публичному рассмотрению и обсуждению. По результатам производственной апробации и публичного обсуждения в систему были внесены необходимые изменения и дополнения. В апреле 2005 года система прошла государственную регист­рацию в соответствии с действующим российским законодательством.

Следующим шагом должно стать представление системы в Панъевропейский совет для экспертизы и последующего признания в рамках PEFC. В соответствии с правилами PEFC в декабре 2005 года в Москве был проведен национальный форум представителей субъектов лесных отношений, на котором была рассмотрена и одобрена нормативная база системы. Материалы, рассмотренные и принятые форумом, размещены на web-сайте Национального совета для публичных консультаций, после завершения которых и принятия национальным форумом окончательной редакции нормативной базы система будет представлена Панъевропейскому совету для экспертизы. Рассчитываем, что сможем сделать это в марте−апреле этого года.

Представлять систему будет Национальный совет по добровольной лесной сертификации в России, под руководством которого разрабатывалась система и который с ноября 2004 года является членом Панъевропейского совета от России.

Параллельно с этим советом в России функционирует Российский национальный совет по лесной сертификации, учрежденный позднее первого совета по инициативе Федерального агентства по лесному хозяйству. Этот совет поставил перед собой аналогичную задачу − разработать национальную систему добровольной лесной сертификации.

Наличие на рынке услуг в области лесной сертификации предложений от различных систем и органов по сертификации говорит о нормальной конкуренции в этой сфере и не противоречит законам рынка.

Тем не менее мы считаем необходимым объединение усилий обоих советов для разработки единой национальной системы добровольной лесной сертификации в России.

На пути создания и скорейшего внедрения в практику национальной системы добровольной лесной сертификации в РФ есть и серьезные препятствия.

Одно из них состоит в меняющемся российском законодательстве. Принятый недавно федеральный закон «О техническом регулировании» отменил прежние правила аккредитации органов добровольной сертификации, по которым был аккредитован единственный пока национальный орган по добровольной лесной сертификации − «Рослесаудит».

Новый закон определил, что аккредитация органов по добровольной сертификации проводится по правилам, устанавливаемым правительством РФ.

Однако эти правила пока не установлены.

Вместе с тем в национальной сис­теме, представляемой в PEFC с целью международного признания, должны быть, среди прочего, четко прописаны правила аккредитации сертификационных органов, функционирующих в системе.

Сейчас мы изучаем возможность временной аккредитации российских органов по добровольной лесной сертификации в аккредитационном органе какой-либо из зарубежных стран, имеющем соответствующий международный статус.

Завершение разработки, обеспечение международного признания национальной системы добровольной лесной сертификации в России и ее активное внедрение в практику мы рассматриваем сегодня не только как важнейшую задачу на пути перехода к экономически, экологически и социально устойчивому лесопользованию и ведению лесного хозяйства, но и как средство повышения международного статуса российских производителей лесобумажной продукции и ее конкурентоспособности на международных рынках.

Председатель правления Национальногосовета по добровольной лесной сертификации в России Н. С. ЕРЕМЕЕВ

 

Лесная сертификация: возможности и вопросы развития
Лесная сертификация по схеме FSC в России: успешный старт
Лесная сертификация в Иркутской области
Сохранение малонарушенных лесов как требование международной сертификации
Первый в России сертификат РЕFC по лесоуправлению
Хорошие новости от FSC
Использование GPS в лесной сертификации
И в Сибири сертификация может быть добровольной