Партнеры журнала:

Тема страницы

Взгляд на восток

Развитие ЛПК Еврейской автономной области в регионе связывают
с Китаем

Ситуация в лесопромышленном комплексе Еврейской автономной области типична для регионов российского Дальнего Востока. Типичны и проблемы. Решать их власти региона планируют через трансграничное сотрудничество, прежде всего - с Китаем.

Временно исполняющий обязанности губернатора Еврейской автономной области Александр Левинталь открыто заявляет, что ставку необходимо делать на иностранные инвестиции, поскольку российским инвесторам «просто нечего предложить».

«Когда Президент России меня назначил на должность главы региона, ко мне кинулись инвесторы: мы, мол, знаем, что ваша область - сельскохозяйственная территория, значит, будем развивать здесь сельское хозяйство, - рассказал он журналистам в кулуарах Петербургского международного экономического форума, состоявшегося в июне нынешнего года. - Но в управлении сельского хозяйства ЕАО мне сказали, что земли для инвестиционных проектов нет, потому что она вся роздана, на лоскутки порезана. Где-то есть российские фермеры, но, по моим данным, 80% земли контролируется китайцами - законно, незаконно, разными способами».

Речь шла о землях сельхозназначения. Но даже в Стратегии развития Еврейской автономной области до 2020 года, в отдельном разделе подробно разбирается «Экономическая политика Китайской Народной Республики в отношении Еврейской автономной области». В ней, в частности, сказано, что с 2007 года в Китае официально обнародована «Программа возрождения старых промышленных баз Северо-Восточного Китая». Руководство провинции Хэйлунцзян рассматривает ЕАО как возможную базу для своей лесной и деревообрабатывающей промышленности.

По мнению разработчиков Стратегии, «опыт Китая по комплексному подъему и развитию старой индустриальной базы СВК и северо-западных районов КНР во взаимодействии с приморскими районами заслуживает внимания и изучения в России». Однако не факт, что регион сможет что-либо предложить потенциальным инвесторам, особенно если ставка будет делаться не на вывоз лесного сырья, а на создание инновационных производств на территории региона - в соответствии с курсом, заявленным федеральными властями.

Согласно официальным данным, одной из основных проблем лесопромышленного комплекса ЕАО является значительное сокращение лесопокрытых площадей, особенно - наиболее ценных кедровых лесов, смена пород на вторичные, рост площадей лиственных лесов вследствие бесконтрольных рубок в 1970-1980-х годах. Кроме того, низкий уровень использования расчетной лесосеки и увеличение площадей спелых и перестойных насаждений ведет к ухудшению лесопатологической обстановки. Улучшение ситуации возможно через инфраструктурные изменения, однако большинство таких методов не в компетенции региональных властей.

Так, по мнению авторов Стратегии, «основными мерами по повышению экономической привлекательности отрасли являются, прежде всего, установление льготного таможенного и налогового режимов, а также субсидирование процентных ставок по кредитам для развития новых и обновления существующих производств. Однако возможное снижение пошлин на машины и оборудование для ЛПК и средства их производства при отсутствии отечественных аналогов, гибкое регулирование импортных и экспортных пошлин на круглый лес и продукты его переработки в зависимости от уровня развития отечественной базы ЛПК, а также освобождение от налога на прибыль организаций в виде учета для целей налогообложения расходов на капитальные инвестиции в создание и модернизацию производства находятся исключительно в ведении федерального центра.

На уровне региона возможно предоставление отдельного комплекса льгот.

«В части стимулирования повышения эффективности лесопользования серьезный импульс развитию лесопереработки может дать предоставление преимущественного права заключения долгосрочных договоров лесопользования компаниям, обязующимся развивать наряду с лесозаготовкой и переработку древесины, - полагают эксперты. - Другим инструментом для роста объемов глубокой переработки должно стать введение механизма гибкого регулирования ставок арендной платы за лес на корню в зависимости от степени переработки леса».

Как полагают специалисты, основными направлениями развития лесопромышленного комплекса на территории области являются расширение использования доступных лесных ресурсов и увеличение степени глубины переработки древесины. Косвенное влияние на экономическую привлекательность отрасли будет оказано за счет государственного стимулирования развития смежных отраслей - в частности, деревянного домостроения в рамках поддержки государством жилищного строительства. Государственная же поддержка развития этой отрасли должна быть сконцентрирована на развитии институциональной среды и повышении экономической привлекательности отрасли.

Однако несмотря на тот факт, что подобные благие намерения были декларированы на уровне правительства региона еще в 2012 году, то есть при разработке Стратегии ЕАО-2020, на текущей ситуации они никак не сказываются. Единственным инвестиционным проектом в области ЛПК в регионе продолжает оставаться проект создания и модернизации объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры в пос. Будукан стоимостью 1,5 млрд руб., которым занималась компания «Эколес». Предполагалось, что переработка ликвидной и низкотоварной древесины, производство древесного и активированного угля, топливных брикетов, клееного бруса, мебельных щитов начнется в 2013 году, однако до настоящего момента производство не пущено.

В Стратегии 2020 указаны также проекты по созданию комплексов глубокой переработки древесины на территории сел Нижнеленинское и Пашково, которые должны быть реализованы в рамках российско-китайской программы по совместному освоению и использованию лесных ресурсов в Еврейской автономной области. Участником строительства Пашковского лесопромышленного парка является китайское предприятие «Хэй Хуа», которое планирует перерабатывать в паркет и ламинатную доску до 200 тыс. м3 древесины в год, за создание Нижнеленинского лесопромышленного парка отвечает ООО «Амурлес». Однако к настоящему времени никакой дополнительной информации об этих проектах в сети Интернет нет, и корреспонденту ЛПИ комментарии региональных властей получить не удалось.

Зато известно, что пункт пропуска через границу в Пашково, который был закрыт на реконструкцию, испытывает серьезные проблемы с финансированием. Планировалось, что он возобновит работу в начале 2015 года, но в июле власти ЕАО объявили о возможности участия частных инвесторов в реконструкции пункта пропуска Пашково на условиях государственно-частного партнерства.

«Насколько затратным для бизнеса стало закрытие нашего пункта пропуска, можно судить по тому, что Кимкано-Сутарский ГОК возит свои грузы через Амурзет на Цзилиньский металлургический комбинат. Получается длинная транспортная схема. Также древесину сейчас возят через Амурзет, а предприятие по изготовлению паркета находится почти напротив Пашково, - отметил глава муниципалитета Облученского муниципального района Виктор Орел. - Самые крупные потребители древесины строили свои транспортные потоки через наш пункт пропуска. О его значимости можно судить по тому, что объемы экспортных перевозок через Пашково были равнозначны вместе взятым объемам перевозок через несколько таких пунктов пропуска, как Благовещенск, Поярково, Ленинское, Амурзет и Хабаровск. С китайскими коллегами мы уже обсуждали вопросы переработки, в том числе лесной продукции, думали об едином туристическом маршруте. На китайской стороне есть экзотические парки, леса, музеи; у нас - условия для катания на горных лыжах, уникальный курорт Кульдур, пещеры и др. Прорабатывали и эту тему, проблема опять лишь в пункте пропуска, не было транспортного сообщения. С возобновлением его работы надеемся на реализацию планов совместного сотрудничества».

Отметим, что новости о развитии ЛПК отсутствуют также на официальном сайте правительства Еврейской АО. И из всего выше перечисленного можно сделать вывод о том, что в настоящее время лесопромышленный комплекс власти региона не относят к приоритетным направлениям развития экономики ЕАО.

Мария АЛЕКСЕЕВА


Другие статьи рубрики Регион номера: Еврейская автономная область

Между реками Биджан и Бира
Там, где дуб шумит
Список предприятий ЛПК Еврейской автономной области

Обзоры ЛПК регионов России