Партнеры журнала:

Тема страницы

Конференция «Рынок леса и пиломатериалов»

Высокий уровень организации и представительный состав участников

6 апреля в московском отеле InterContinental прошла конференция «Рынок леса и пиломатериалов», организованная компанией MAXConference. Среди участников мероприятия были представители крупнейших лесопромышленных холдингов и ассоциаций, консалтинговых компаний, государственных организаций, компаний из сферы логистики, изготовителей техники и оборудования для ЛПК.

Выступление директора по маркетингу Segezha Group Надежды Рязанцевой, прозвучавшее в начале мероприятия, было посвящено текущему состоянию производства хвойных пиломатериалов в России. Мировой рынок этой продукции растет в последние годы в среднем на 1,44%, и эти темпы, согласно прогнозу, должны сохраниться до 2022 года. При этом рынок Соединенных Штатов, крупнейшего потребителя хвойных пиломатериалов, будет расти на 2,1% в год, а рынок Китая, второй после американского, – на 3,5%. Однако реализации прогноза может помешать дефицит предложения, поскольку производство хвойных пиломатериалов в ближайшие годы будет расти в среднем на 1,1% в год. Основные страны-изготовители не имеют ресурсов для увеличения производства темпами, пропорциональными темпам роста спроса. Россия является третьим по рангу изготовителем хвойных пиломатериалов, после США и Канады, занимающих соответственно первое и второе места. При этом основная часть изготавливаемых в стране хвойных пиломатериалов поставляется на экспорт – примерно 2/3 объема. Доля поставок на внутренний рынок серьезно снизилась в 2014–2017 годах в связи с ослаблением рубля и уменьшением платежеспособного спроса. За 12 месяцев прошлого года на экспорт был поставлен рекордный объем хвойных пиломатериалов – 26 млн. м3, это на 8% больше, чем в 2016 году. Прирост обеспечили поставки в Китай, который стал основным рынком сбыта для российской пилопродукции – в эту страну было направлено более 60% экспортных хвойных пиломатериалов. При этом по итогам 2017 года средняя цена на хвойную пилопродукцию, поставляемую из РФ за границу, выросла на 13% к уровню предыдущего года. Холдинг Segezha Group по итогам 2017 года стал ведущим российским экспортером хвойных пиломатериалов – 887 тыс. м3. В то же время, по опыту Segezha Group, поставлять пилопродукцию на внутренний рынок предприятиям группы невыгодно, поскольку в стране практически отсутствуют квалифицированные потребители, готовые платить за качественные пиломатериалы. В связи с этим холдинг предлагает ряд мер по формированию и развитию цивилизованного рынка пилопродукции в России, в числе которых обязательная сертификация применяемых в строительстве пиломатериалов.

Слева направо: Ярно Сеппяля (Indufor), Надежда Рязанцева (Segezha
Group), Василиса Хеннинен (Indufor, Forest2Market),
Алевтина Кириллова (РЭЦ), Ли Джафенг (CTWPDA)
Слева направо: Ярно Сеппяля (Indufor), Надежда Рязанцева (Segezha Group), Василиса Хеннинен (Indufor, Forest2Market), Алевтина Кириллова (РЭЦ), Ли Джафенг (CTWPDA)

Ярно Сеппяля из международной консалтинговой компании Indufor в своем выступлении рассказал об экспортных возможностях, которые открывает перед российскими лесопромышленниками бурное развитие деревянного высотного строительства за рубежом. Действительно, за последние десять лет в мире построен ряд высотных зданий из деревянных конструкций, главным образом, из панелей CLT, и тенденция строительства таких объектов давно вышла за пределы Европы: построены первые здания в Австралии и Канаде, на стадиях проектирования и строительства множество объектов в США, а в Японии компания Sumitomo Forestry объявила о намерении построить небоскреб высотой 350 м из деревянных и металлических конструкций. Эти проекты хорошо демонстрируют возможности современных технологий деревянного строительства, однако, разумеется, основной объем таких конструкций используется для строительства зданий небольшой этажности. В результате, мировое производство CLT в этом году, согласно прогнозам, превысит 1 млн. м3. Кроме того, по мнению спикера, перспективными материалами для деревянного строительства являются балки LVL и такой новый продукт как MPP – массивные панели из фанеры (Mass Plywood Panels). В настоящее время такие панели производит только американская компания Freres Lumber. По данным этой компании, по прочности панели MPP превосходят CLT на 20%, что несколько компенсирует их более высокую стоимость. Как считает господин Сеппяля, российские предприятия могли бы поставлять на мировой рынок все эти материалы, наращивая таким образом долю продукции с высокой добавленной стоимостью в общем объеме экспорта ЛПК.

Алевтина Кириллова
Алевтина Кириллова

Другой представитель Indufor (и одновременно с этим руководитель проекта Forest2Market для стран Прибалтики и России) Василиса Хеннинен рассказала участникам конференции об этом проекте, представляющем собой платформу для бенчмаркинга. Forest2Market предоставляет оперативную информацию о ценах на различные виды круглых лесоматериалов и щепу в конкретных регионах, но, в отличие от других подобных проектов, индексы рассчитываются на основе не опросов, а данных о реальных транзакциях, причем в цену включена стоимость доставки до определенного пункта. Эта информация позволяет покупателям не переплачивать за сырье, а заготовителям не продавать его по цене ниже рыночной. Попутно докладчица рассказала о негативных факторах, ведущих к росту стоимости деловой древесины в России. Прежде всего, это господствующая модель экстенсивного лесоуправления, которая предполагает восстановление лесов естественным образом. Это уже привело к тому, что в лесном фонде слишком велика доля осины, а выход востребованных на рынке лесоматериалов (хвойного пиловочника и балансов, а также березового фанерного кряжа) недостаточно высок. На эти ликвидные сортименты переносится основная часть затрат лесозаготовителей. Другим фактором является растущая доля затрат на доставку круглого леса потребителям. Так, в стоимости хвойных балансов не менее 50% приходится именно на транспортные расходы, тогда как, к примеру, в Швеции и Финляндии этот показатель не превышает 20%. Третьим фактором является недостаточный уровень развития дорожной сети, что делает лесной бизнес в России крайне уязвимым для капризов погоды. Так, в последнем квартале 2017 года в стране произошел резкий скачок цен на хвойные балансы, тогда как в Финляндии, где наблюдалась аналогичная погодная аномалия, цены оставались на прежнем уровне. И главным негативным фактором, по мнению г-жи Хеннинен, является короткий горизонт планирования в российском лесном бизнесе – обычно он составляет 1–3 года, реже до 5 лет. В результате у отечественного лесопромышленного комплекса больше нет преимущества в виде дешевого сырья: например, уровень цен на те же хвойные балансы в России уже превысил показатель Прибалтики и приближается к уровню Юго-Востока и Северо-Запада США, Швеции и Финляндии.

Алексей Бесчастнов
Алексей Бесчастнов

Выступление вице-президента и генерального секретаря Китайской ассоциации торговли лесом и лесопродукцией (China Timber & Wood Products Distribution Association) Ли Джафенга было посвящено состоянию российско-китайской торговли древесиной. Китайская промышленность, торговля и строительный сектор ежегодно потребляют огромный объем древесины в виде круглого леса и пиломатериалов. В связи с введенными правительством Китая ограничениями на использование собственного лесного фонда, все большие объемы сырья импортируются. При этом, если десять лет назад импортировался, главным образом, круглый лес, то в 2017 году объемы поставок круглого леса и пиломатериалов сравнялись как по хвойным, так и по лиственным породам. Ведущим поставщиком хвойного круглого леса в Китай остается Новая Зеландия – она лидирует с большим отрывом, второе место занимает Россия, затем идут США, Австралия, Канада. Довольно значительный объем леса поставляется в Китай из Японии. Причем все страны, кроме РФ, в прошлом году нарастили объем экспорта хвойного леса в Китай. В то же время Россия увеличила объем поставок хвойных пиломатериалов и укрепила свои позиции лидера по экспорту данной продукции на китайский рынок – наша страна поставляет в Поднебесную пилопродукции больше, чем все остальные страны вместе взятые. Начиная с 2015 года, объем импорта пиломатериалов из РФ в Китай превышает объем импорта круглого леса, и с каждым годом пропорция все больше меняется в пользу пилопродукции. Логистика поставок древесины в Китай постоянно совершенствуется. В настоящее время действуют три железнодорожных маршрута между Китаем и Европой, и один из них полностью пролегает по территории РФ. В последующие годы, как прогнозируется, объем импорта древесины в Китай будет только нарастать.

Алексей Рыжиков
Алексей Рыжиков

Региональный менеджер по закупкам сырья компании «Свеза-Лес» Наталья Марченкова в своем докладе рассмотрела проблемы, связанные с обеспечением фанерных предприятий сырьем. Не секрет, что в стране наблюдается дефицит фанерного кряжа, обусловленный одновременным развитием производства березовой фанеры и наращиванием экспорта кряжа. При этом отечественный потребитель сырья зачастую оказывается в дискриминационном положении по отношению к перекупщикам-экспортерам, например, он подвергается прессингу налоговой службы и вынужден предъявлять определенные требования к поставщикам сырья. В связи с этим производители фанеры предлагают: 1) ввести квоты на экспорт березового фанерного сырья, 2) предусмотреть возможность приоритетной реализации сырья на биржевых торгах внутри страны, 3) снизить административный прессинг на фанерные предприятия в части проверки контрагентов, 4) оказать поддержку лесозаготовителям для того, чтобы они могли наращивать объемы производства лесоматериалов.

Андрей Михайлов
Андрей Михайлов

Управляющий директор Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Биржи (СПбМТСБ) Алексей Рыжиков рассказал о перспективах развития торговли лесоматериалами на бирже. По итогам 2017 года было реализовано 932,37 тыс. м3 лесоматериалов на общую сумму 870,42 млн рублей (на 131% выше, чем в 2016 году) в рамках 559 договоров. По состоянию на 2 апреля текущего года на торговлю лесоматериалами приходилось 14% от всего объема торгов на СПбМТСБ. В настоящий момент в торгах принимают участие предприятия лесной отрасли Пермского края, Иркутской области, Кировской области, Новгородской области, с конца марта подключилась Удмуртская республика. В течение 2018 года биржа планирует подписать соглашения о сотрудничестве в области торговли лесоматериалами с правительствами ряда других регионов России. Алексей Рыжиков также рассказал о совместной работе с Минпромторгом, Минэкономразвития и ФАС над вопросом организации торгов на экспорт. Механизм биржевых торгов, когда после некоторого числа сессий на бирже невостребованная на внутреннем рынке партия делового леса может быть реализована зарубежному покупателю, позволит защитить интересы лесозаготовителей при квотировании государством экспорта хвойного пиловочного и березового фанерного сырья. Таким образом, данное выступление органично дополнило доклад представительницы холдинга «СВЕЗА».

Олег Масленников
Олег Масленников

Первым регионом, внедрившим торговлю лесоматериалами на СПбМТСБ, была Иркутская область, которая на сегодня лидирует по объему торгов этой продукцией на бирже. Президент ассоциации лесхозов Иркутской области Юрий Бакун поделился с присутствующими опытом организации таких торгов. В частности, внедрение биржевой торговли привело к повышению стоимости лесоматериалов, а значит, к росту доходов лесохозяйственных и лесозаготовительных организаций области.

Василиса Хеннинен
Василиса Хеннинен

В докладе председателя Комитета лесного хозяйства Московской области Ивана Советникова были рассмотрены изменения лесного законодательства, касающиеся оборота древесины. В частности, внедрение ЕГАИС и перспективы его распространения на другие группы лесопродукции.

Иван Советников
Иван Советников

Доклад представителя консалтинговой компании Pöyry Алексея Бесчастнова был посвящен рынку пиломатериалов Китая и позициям российских экспортеров на этом рынке. Прежде всего, спикер отметил сходство проблем в оценке объемов производства пиломатериалов в России и Китае – в обоих случаях в отрасли присутствует «серый» сектор, ориентированный на внутренний рынок, и реальный объем производства приходится вычислять по данным отраслей-потребителей пилопродукции. И эти расчеты показывают, что китайская лесопильная промышленность производит больше хвойных пиломатериалов, чем российская: 50 млн. м3 в год против 36 млн. м3*. Тем не менее, Китай уже стал основным покупателем пиломатериалов из России. В целом, китайский рынок пиломатериалов сегодня является своего рода «черной дырой», в которой исчезают любые объемы пилопродукции, поставляемой со всего мира. В числе факторов, которые будут влиять в дальнейшем на развитие этого рынка, г-н Бесчастнов назвал рост объемов строительства в Китае, перспективу частичного замещения пиломатериалов плитами OSB в строительстве, а также ресурсные ограничения (наращивать производство становится все сложнее) стран-изготовителей пиломатериалов.

Николай Малышев
Николай Малышев

Директор концерна «Беллесэкспорт» Николай Малышев рассказал о тех видах лесопромышленной продукции, которые сегодня экспортирует Республика Беларусь. Прекращены всяческие поставки за рубеж круглых лесоматериалов, даже лиственные балансы и технологическое сырье теперь используются внутри страны. Основными статьями лесного экспорта республики сегодня являются пиломатериалы, топливная щепа, брикеты и пеллеты, а основным покупателем – Польша, на которую приходится 36% зарубежных поставок «Беллесэкспорта». Все 93 лесхоза Беларуси имеют сертификат лесоуправления FSC, что открывает белорусской лесопродукции доступ на европейский рынок. Сотрудничество с РФ в настоящее время минимально, и с недавнего времени Беларусь даже не имеет возможности поставлять в Россию лесопосадочный материал.

Артём ЛУКИЧЁВ