Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Регион номера

Форпост на побережье Тихого океана

Особенности экономического развития Приморского края продиктованы географией

Приморский край входит в состав Дальневосточного федерального округа РФ. До появления русских первопроходцев эти земли пустовали, однако в середине XIX века наша страна начала активно укреплять свои позиции на северо-западном побережье Тихого океана.

Современные границы Приморского края, особенно южной его части, сформировались в результате нескольких договоров между Российской империей и Империей Цинь (русско­-китайских договоров), в том числе Пекинского и Айгунского.
В современной истории датой образования региона считается 25 октября 1938 года, однако позднее его границы уточнялись.

Административный центр края - город Владивосток - создавался как форпост России на Тихом океане, отчего и получил такое название: «Владеть Востоком». Основанный в 1860 году, в настоящее время Владивосток является главной базой Тихоокеанского флота ВМФ России, а также крупнейшим научно­-образовательным центром Дальневосточного региона, с Дальневосточным федеральным университетом и Дальневосточным отделением РАН. Расстояние до Москвы по трассе составляет 9141 км, а по прямой - 6417 км.

Статистика

Территория Приморского края составляет 165,9 тыс. км2, это чуть меньше 1% всей территории России (25­-е место в списке субъектов РФ), значительно больше Бельгии, Голландии, Дании и Швейцарии вместе взятых.

Протяженность региона с севера на юг около 900 км, расстояние между самой западной и самой восточной точками Приморского края - 430 км. На севере он граничит с Хабаровским краем, на западе - с Китаем и Северной Кореей, южная и восточная границы проходят по Японскому морю. Общая протяженность границ края - около 3000 км, ровно половина - морские.

В состав Приморского края входят 25 районов, 12 городов, 46 поселков городского типа, 617 сельских населенных пунктов. Кроме Владивостока, наиболее крупные города: Уссурийск, Находка, Артем, Арсеньев, Спасск­-Дальний, Большой Камень, Партизанск.

Согласно данным Приморскстата, на конец 2014 года в Приморском крае постоянно проживает 1938,5 тыс. человек, из них экономически активное население в возрасте 15-72 лет - 1059, 6 тыс. человек. Большая часть населения (77%) живет в городах.

В Приморском крае живут представители более тридцати народностей и национальностей; согласно данным последней переписи, 86% населения считают себя русскими.

Стоит отметить, что в последние годы наблюдается устойчивая тенденция к сокращению численности населения во всех регионах ДФО. Так, в Приморском крае максимальное число жителей было зарегистрировано в 1989 году, но с момента распада СССР и до настоящего времени органы статистики дают негативный прогноз по этому показателю. Согласно расчетам, к 2031 году в Приморском крае будет не более 1,8 млн жителей.

География и климат

Рельеф Приморского края определяют две горные области - Сихотэ­-Алиньская и Восточно­-Маньчжурская, которые разделяет Раздольнинско­Приханкайская равнина. Самая высокая точка - гора Аник (1933 м над уровнем моря). К территории Приморского края относятся также несколько островов, в том числе Русский, Попова, Рейнеке, Рикорда, Аскольд, острова Римского­-Корсакова, Путятина, Петрова. Крупнейшая река края - Уссури, по ней, а также по акватории озера Ханка проходит граница России и Китая.

Климат в регионе умеренный, муссонный, влажный, сильное влияние на него оказывает горный рельеф местности. Ввиду значительной протяженности региона с севера на юг температура в разных областях может существенно различаться. В северной части края зимой морозы бывают до ­-50°С и ниже, на восточном побережье Японского моря столбик термометра зимой не опускается ниже ­-14°С. Самый теплый месяц в континентальных районах края - июль, а на побережье - август.

К неблагоприятным проявлениям климата относятся ливневые дожди, когда за сутки может выпасть до трети годовой нормы осадков, а также суховеи на Приханкайской низменности.

Ресурсы

Ученые и экономисты отмечают наличие в Приморском крае значительных земельных, водных и гидро­-энергетических, лесных и рекреационных ресурсов, также разведаны запасы ценных природных ископаемых.

Общие запасы угля в Приморье оцениваются в 2,4 млрд т, 70% месторождений пригодны к разработке. Цветные и благородные металлы представлены оловом, известно 15 месторождений полиметаллических руд, содержащих свинец и цинк, а также в небольших количествах медь, серебро, висмут, редкоземельные металлы.

В крае разведано более 50 месторождений золота, в основном они расположены на юге и севере. Около 60% всех запасов золота сосредоточено в россыпях по долинам рек Пограничной, Фадеевки, Малой Нестеровки, Соболиной Пади, Изюбриной.

В районе Дальнегорска находится крупнейшее в России месторождение бора (более 92% всего производства в России), планируется, что его запасов хватит минимум на ближайшие 50 лет. Также в Хорольском районе Приморского края ведется добыча плавикового шпата, в рудах месторождений содержатся редкие металлы: литий, бериллий, тантал, ниобий. В перспективе в крае может начаться разработка месторождений фосфоритов - ценного сырья для минеральных удобрений, однако они находятся на материковом склоне Японского моря, и потребуется применение специальных технологий.

Почти во всех районах края есть запасы строительных материалов, однако их добыча ведется, как правило, открытым способом, что наносит большой вред окружающей среде.

На территории Приморского края выделено шесть заповедников, в том числе Сихотэ­-Алиньский государственный природный биосферный и Дальневосточный государственный морской природный, а также почти два десятка национальных парков и заказников.

Транспорт

В регионе осуществляются железнодорожные, автомобильные, водные и воздушные перевозки. Эксперты считают южную часть края наиболее развитой в транспортном отношении, северные районы характеризуются низкой обеспеченностью путями сообщения всех типов.

Положение Приморского края как передового дозорного России диктует также логику развития транспортной ситуации в регионе. К началу ХХ века сюда была проложена самая протяженная в стране Транссибирская железная дорога, которая связала Дальний Восток со столицей и европейской частью Российской империи. В настоящее время протяженность железных дорог в Приморском крае, согласно данным официальных источников, составляет 1625 км, из них 970 км электрифицированы.

В федеральной концепции развития транспорта РФ Приморский край играет большую роль в формировании шести международных транспортных коридоров (МТК). Помимо Транссиба, который обеспечивает железнодорожное сообщение от Берлина до Владивостока и далее международный транзит в Японию, Северную Корею, Китай (Шанхай), Тайвань, страны Западной Европы, Ближнего Востока, Афганистан, это также Северный морской путь, который связывает Владивосток через Арктику с портами Европы. МТК «Приморье­-1» и «Приморье­-2» обслуживают растущие потребности торговли с китайскими провинциями Цзилинь и Хэйлунцзян, морскими портами южного Китая и со странами Азиатско­-тихоокеанского региона. Развитие МТК «Восток - Запад» запланировано для взаимодействия с портами западного побережья США, а название «Транс­-корейская магистраль Транссиб» говорит само за себя. На территории Приморского края действуют 17 пограничных пунктов пропуска: восемь морских, пять автомобильных, три железнодорожных и один авиационный.

Протяженность автомобильных дорог в Приморском крае превышает 11 тыс. км, из которых 9454 км с твердым покрытием. Близость Японии и Северной Кореи диктует невысокие цены на подержанные иномарки, по­-этому несколько лет назад Приморский край стал лидером в РФ по обеспеченности населения автомобилями.

Транспортный комплекс Приморского края включает в себя четыре морских транспортных узла: Владивостокский, Восточно­-Находкинский, Хасанский (Южный), Северный. В настоящее время большинство портов Приморского края, по сути, достигли предела пропускной способности и нуждаются в модернизации.

Аэропорт Владивосток имеет международное значение. В 2012 году, к проведению саммита АТЭС, он был полностью реконструирован, соглашение по его развитию подписано в 2013 году в рамках Петербургского международного экономического форума.

В конце 2014 года власти региона приступили к реализации концепции развития регионального авиасообщения. Для этого были закуплены два самолета DHC­-6 TwinOtter 400, на первом этапе планируется организация полетов в Кавалерово, Пластун, Терней, Амгу, Максимовку, Усть­-Соболевку, Самаргу и другие населенные пункты, на втором этапе реализации концепции планируется увеличить число самолетов вдвое.

«Во­-первых, это просто удобно для жителей, во­-вторых, способствует развитию туризма, а в­-третьих, позволит повысить деловую активность», - так оценил этот проект губернатор региона Владимир Миклушевский.

Развитию местных авиалиний, по мнению чиновников местной администрации, должна способствовать доступность услуги для населения. В следующем году решением главы региона объем субсидий из краевого бюджета по этой статье планируется увеличить в 4,5 раза - с 80 до 345 млн руб.

Экономика

Особенности экономики края обусловлены прежде всего его географическим положением. В порту Владивосток заканчивается Транссибирская магистраль, он вместе с портом Находка также является конечной точкой Северного морского пути. На Приморье приходится треть всего российского улова рыбы и треть производства консервированной рыбной продукции. Доля пищевой промышленности в структуре экономики края составляет около 40%.

Машиностроение и металлообработка в совокупности занимают около 10% в структуре промышленного производства края. Основная специализация предприятий этого сектора - судостроение и судоремонт, приборостроение, авиастроение. Наиболее крупными машиностроительными предприятиями края являются Владивостокский судоремонтный завод, «Дальзавод», «Дальприбор», «Радиоприбор», владивостокский завод «Металлист».

Одной их старейших отраслей экономики края является лесная промышленность и лесопереработка, которая обеспечивает около 7,1% валового промышленного производства края. Свыше 75% добываемого леса экспортируется в качестве сырья за рубеж.

Мария АЛЕКСЕЕВА

Другие статьи рубрики Регион номера: Приморский край

Дом для леопарда
Медленно. Но верно?
Наиболее значимые предприятия ЛПК Приморского края
Список предприятий ЛПК Приморского края

Просторная окраина России
Зеленая сокровищница страны
Ставка больше, чем лес
Топором по нацпаркам
Промышленный оплот Приморья
Инвесторы в край не спешат
Список предприятий ЛПК Приморского края

Обзоры ЛПК регионов России