Партнеры журнала:

Тема страницы

Динамика «Роста»

Мы не стали расспрашивать владельца и генерального директора мебельного объединения «РОСТ» в сибирском Бердске Сергея Лебедько, почему он именно так назвал свою компанию. Но то, что это, обязывающее ко многому название, несомненно, определяет судьбу предприятия, факт. Как тут не вспомнить ставшее народным «Как вы яхту назовете...»? А посему слово «рост» в нашем рассказе будет встречаться часто.

В 2014 году фабрике исполнилось десять лет. Сейчас у предприятия почти три десятка собственных магазинов в регионах России, филиал в Китае, более 600 человек персонала, тысячи клиентов, множество деловых партнеров. Общая площадь складских и производственных помещений - 19 тыс. м2. А начиналось все с 37-метровой комнаты в Новосибирске.

Территория роста

«Мы с Игорем Юрьевичем (Игорь Нехаев - коммерческий директор компании. - Примеч. авт.) начинали с малого, - вспоминает Сергей Лебедько. - Поставили в той комнате стол-книжку, на него - компьютер и принялись за дело. Игорь больше понимал в финансах, а я - в мебели. Тогда мы работали как посредники: размещали заказы на мебельных производствах (выбирали наиболее ходовые, популярные модели), сами собирали столы, шкафы, кровати. Завозили на предприятия сырье, забирали готовые изделия, распределяли их по торговым точкам. И понемногу росли, развивались, хотя и медленно. В сентябре 2006-го мы купили первый корпус нашего предприятия, отремонтировали его и осенью 2007-го переехали сюда, благо не так далеко ехать пришлось (Бердск расположен примерно в 30 км от Новосибирска и вместе с другими городами входит в т. н. Новосибирскую агломерацию. - Примеч. авт.). Я всегда был сторонником оснащения производства современным оборудованием, но тогда у нас не было достаточно средств, для того чтобы покупать новые станки. И, пока не появились собственные свободные деньги, приходилось приобретать в рассрочку на предприятиях Новосибирска и Томска оборудование, бывшее в употреблении».

Сегодня фабрика «РОСТ» - современное предприятие, располагающее несколькими производственно-складскими корпусами, хорошо организованной инфраструктурой и мощным парком техники. Компания выпускает широкий ассортимент качественной корпусной и мягкой мебели: кухонных гарнитуров, гостиных, спален, столов, кухонных уголков, детских, прихожих, шкафов-купе, диванов, кресел, банкеток и пр.

«С одной стороны, местоположение - наш недостаток: территория региона простирается почти на пять тысяч километров - от Урала до Владивостока, - говорит Сергей Иванович. - На этой огромной территории проживает около 30 млн человек. Конечно, тяжело здесь работать, потому что активного рынка сбыта нет. С другой стороны, наши конкуренты сюда не идут: смысла нет - пока довезешь продукцию, пока логистику настроишь, ценник растет, и с нашими ценами не поборешься. А вот нам за счет грамотного маркетинга удалось постепенно выйти, скажем так, на федеральный уровень».

Удобная, добротная, отвечающая всем требованиям российских и европейских стандартов качества и экологичности корпусная и мягкая мебель класса «эконом» востребована потребителем - рынки сбыта продукции фабрики по всей России, от Якутска до Москвы.

«Мы реализуем продукцию через свои магазины, работаем и через дилеров, но в основном с сетями - у нас организованы палетированные поставки, - рассказывает коммерческий директор фабрики Игорь Нехаев. - Стратегически мы решили изначально ориентироваться на потребителя из среднего класса, и не ошиблись. Вот, например, в коллекции мебели "Восток" много малогабаритных изделий, которые можно складывать на поддон, а можно поставлять на европалетах по всей стране, что очень удобно, к тому же они доступны по цене. Из 13 таких изделий можно собрать прихожую любой конфигурации, что очень удобно для съемных квартир, дач, квартир для молодежи. Полтора года назад мы запустили программу "Азбука уюта", в которую входят пять типоразмеров кухни, дополнительный и угловой модули. Из этих предметов можно собрать 256 вариантов кухонь, меняя компоновку и фасады. Эта программа работает весьма неплохо. Такого в России до нас не делал никто.

А вот еще одна коллекция "первой цены" для молодежи: "Сибирь". Что такое "первая цена"? У нас свои 30 магазинов, и когда мы начали ими управлять, пришло понимание, что в каждом нашем магазине должна быть мебель, которая удовлетворяет запросы потребителя с невысоким уровнем доходов. Мы проанализировали ситуацию с покупательским спросом и выяснили, что для 50% людей, пришедших в магазин купить стол, без разницы - какого он цвета и какого дизайна, главное, чтобы он выполнял свои функции. И покупатели просто берут самую дешевую мебель, т. е. "первую цену". Мы разделили всю мебель по функционалу на классы и в каждом классе представили изделие "первой цены", недорогое, но стильное и современное. Например, нам удалось за счет недорогих комплектующих сделать дешевый шкаф-купе (да еще и с зеркалом) за 6 тыс. руб.

Мебель "первой цены" с успехом продается не только в радиусе 200 км от фабрики, но и в Москве и Санкт-Петербурге. В Петербурге мы работаем с сетью "Старт", ее торговые точки расположены недалеко от метро. В Москве нас покупают через Интернет. Торговый дом Hoff в Воронеже и Екатеринбурге выставляет нашу мебель в шоу-румах».

Механизмы и технологии роста

Одношпиндельный обрабатывающий центр Rover A 2231 GFT (Biesse Group)
Одношпиндельный обрабатывающий центр Rover
A 2231 GFT (Biesse Group)


Раскроечный центр Gabbiani (SCM Group)
Раскроечный центр Gabbiani (SCM Group)

Двухшпиндельный обрабатывающий центр Ergon Basic (SCM Group)
Двухшпиндельный обрабатывающий центр Ergon Basic
(SCM Group)


Трехшпиндельный обрабатывающий центр Ergon NT (SCM Group)
Трехшпиндельный обрабатывающий центр Ergon NT
(SCM Group)


Раскроченый центр Sigma Impact (SCM Group) для раскроя плит
Раскроченый центр Sigma Impact (SCM Group) для
раскроя плит


Линия кромкооблицовки Evolution One (SCM Group)
Линия кромкооблицовки Evolution One (SCM Group)

Author 924 (SCM Group)
Author 924 (SCM Group)

Облицовка мебельных фасадов пленками на прессе Burkle
Облицовка мебельных фасадов пленками на прессе
Burkle

В структуре фабрики пять цехов: декоративной обработки стекла, корпусной мебели, мягкой мебели, индивидуального производства,  производства фасадов MDF. Работа организована в две смены по 12 часов, в смене трудится 180 человек.

Современный подход к организации производства, грамотная маркетинговая и сбытовая политика, постоянный поиск новых решений и умение соответствовать требованиям рынка - вот лишь некоторые слагаемые успеха компании. Сегодня в ее ассортименте десятки популярных, востребованных покупателем изделий.

Рост объемов выпуска продукции, освоение производства новых ее видов и новых коллекций мебели и как результат расширение рынков сбыта - все это было бы невозможно без создания мощного парка оборудования и использования современных технологий и материалов. Большие объемы производства мебели позволяют фабрике заключать прямые договоры с поставщиками сырья и тем самым существенно снизить себестоимость выпускаемой продукции. В числе поставщиков материалов - компания «ТомЛесДрев» (плиты ДСП), ЗАО ЛПК «Партнер-Томск» (плиты MDF), Henkel (клеевые материалы). Фурнитура, кромка и пленки ПВХ для фасадов - китайского производства.

«Основу машинного парка предприятия, который комплектовался по мере развития фабрики, составляют высокопроизводительные станки таких известных мировых производителей, как SCM Group, IMA, V. Alberty, Burkle, и других компаний, - рассказывает главный технолог МО "РОСТ"» Алексей Максимов. - Небольшая часть оборудования - б/у, была приобретена за рубежом семь лет назад и эксплуатируется по настоящее время. Но в основном наша компания приобретает новое оборудование, мы прекрасно понимаем, что без обновления производственных мощностей и приобретения современной техники двигаться вперед невозможно.

Коротко расскажу об основных технологических операциях и оборудовании, которое используется для их выполнения. Начнем с цеха производства корпусной мебели. Как на любом мебельном производстве, все начинается с раскроя сырья. На раскроечных центрах Gabbiani (производитель - SCM Group) и Sigma Impact (SCM Group) из пакетов плит (в каждом из которых 6-7 шт. листов) нарезаются заготовки. Затем стопки заготовок попадают на участок кромкооблицовки, который оснащен станками Evolution One (SCM Group), Olimpic K 208 (это один из первых станков, приобретенных в начале нашей деятельности), двухсторонней линией Combima (IMA Group) и Novimat (IMA Group).

Следующее звено технологической цепочки - присадка. Здесь мы используем автоматический центр Author 924 (Morbidelli, SCM Group). Этот станок мы приобрели два года назад, и за это время он прекрасно себя зарекомендовал. В нашем распоряжении также автоматическая линия итальянской фирмы V. Alberty, в составе которой два станка: TF-36 и TF-42. Линия изготовлена еще в 1995 году и была приобретена в Германии. Конечно, работает она не на самой высокой скорости, но до сих пор в строю. Кроме того, хорошо вписался в нашу технологическую цепочку станок проходного типа Ci-400 (FAM), на котором обрабатываются все мелкие и узкие детали. Этот станок с автоматической разгрузкой работает со скоростью до 30 шт./мин., его обслуживает один оператор. Единственный недостаток этой техники - она требует определенного времени на переналадку.

Все оборудование укомплектовано местными стружкоотсосами фирмы "Эковент", производительность которых от 8 до 16 тыс. м3/ч.

После присадки детали отправляются на упаковку, которая выполняется в основном вручную. В сутки формируется более 3 тыс. пакетов, а всего через цех в круглосуточном режиме проходит более 25 тыс. деталей.

Участок изготовления MDF-фасадов укомплектован следующими обрабатывающими центрами: трехшпиндельным Ergon NT (SCM Group), двухшпиндельным Ergon Basic (SCM Group) и одношпиндельным Rover A 2231 GFT (Biesse Group) с автоматической загрузкой и выгрузкой готовых деталей. Этот станок мы также используем для изготовления криволинейных деталей из ЛДСП методом нестинга: из листа MDF концевой фрезой вырезаются детали неправильной формы, затем выполняется присадка и на выходе получается готовая деталь, остается только нанести кромку, для чего у нас имеется несколько позиционных ручных станков Olimpic M80 (SCM Group).

Для центров Ergon из плит MDF выпиливаются двух- или трехкратные заготовки, и после обработки мы получаем от шести до девяти фрезерованных деталей, готовых к облицовыванию пленками ПВХ».

Безусловно, многое в производстве мебельной продукции зависит от качества деревообрабатывающего инструмента, и на фабрике «РОСТ» этому компоненту производства уделяют серьезное внимание. Обрабатывать большие объемы материалов с высоким качеством позволяет использование режущего инструмента таких известных производителей, как Leitz и Leuko (Германия), а также Freud (Италия).

Современное мебельное предприятие сегодня невозможно представить без эффективных установок пылеудаления и воздухоочистки, которые обеспечивают улучшение микроклимата в производственных помещениях и повышение качества выпускаемой продукции. Осенью 2014 года фабрикой была приобретена и введена в эксплуатацию аспирационная система фирмы Nestro производительностью 65 тыс. м3/ч.

Облицовка фасадов пленками выполняется на прессах Burkle (Германия). Продолжительность процесса облицовки фасада - от трех до пяти минут в зависимости от толщины пленки. В производстве мебели на предприятии используются фоновые, древесные и глянцевые декоры. По окончании процесса прессования фасады, облицованные пленочными покрытиями, выглядят так, словно их только что покрасили высококачественными ЛКМ.

Но, конечно, руководство фабрики прекрасно понимает: для того чтобы не только удержать свои позиции на рынке, но и развиваться, надо смотреть вперед, следить за тенденциями рынка мебели, осваивать новые технологии, модернизировать станочный парк.

Перспективы роста

SCM Group. Деревообрабатывающее оборудование. Станки для производства мебели
SCM Group. Деревообрабатывающее оборудование.
Станки для производства мебели

«Безусловно, мы следим за тенденциями рынка, - говорит Игорь Нехаев. - Фабрика участвует в профильных выставках в России и за рубежом, мы посещаем специализированные торговые сети, следим за новинками, учимся, берем на вооружение ценный опыт, интересные идеи, проводим тренинги для персонала. Наша последняя коллекция, которую мы представили на выставке "Мебель 2014" в Москве в называется "Милан". Это уникальная коллекция. В ней есть все, начиная с дивана и заканчивая кухней, и все выполнено в одном стиле. Коллекция очень легкая и современная. А история ее создания такова: мы съездили на мебельную выставку в Милан, взяли на заметку понравившиеся идеи и адаптировали их к российскому рынку. Успех коллекции превзошел все ожидания. Первые 150 комплектов были распроданы прямо на выставочном стенде, и потребители требуют серийного производства. Этот пример говорит о том, что мы стремимся обновлять ассортимент выпускаемой продукции, идти в ногу со временем.

Мы продолжаем развивать отношения с деловыми партнерами, находим новых. В прошедшем году открылись магазины сети "Леруа Мерлен" в Новосибирске, Омске, Красноярске, Тюмени. И мы уже обслуживаем эти торговые точки. А в 2015 году будут открыты магазины в Барнауле, Новокузнецке, Кемерово.

Будем продолжать осваивать рынки других регионов России. Например, с петербургской торговой сетью "Старт" мы договорились о сотрудничестве в 2013 году и тогда же начали поставлять ей нашу мебель. Работа к обоюдному удовлетворению идет очень успешно: в 2014 году сеть "Старт" увеличила объем продаж мебели нашего производства. Вот они как раз и ждут новую коллекцию "Милан"».

«За счет выполнения программы "первой цены" мы преодолели кризис 2008 года. Думаем, что справимся и с сегодняшними трудностями, - оценивает перспективы своей компании генеральный директор МО «РОСТ». - В результате нынешних событий на российском рынке снизится доля продаж мебельных компаний Польши, Турции, Италии, Сербии - потому что цена их продукции существенно вырастет. И те россияне, которые приобретали мебель класса "эконом", то есть представители среднего класса, придут к нам. Коллекция "Милан" рассчитана именно на эту группу потребителей. Если нам удастся выставить "Милан" в шоу-румах, то мы выйдем на высокий уровень продаж.

Сегодня, к счастью или к сожалению - это как посмотреть, мы можем нарастить объем выпуска всего на 15%, т. е. имеющиеся линии загружены почти полностью, а все производственные помещения заняты. По­-этому наша следующая задача - это строительство предприятия, по сути, с нуля, т. е. строительство новых производственно-складских помещений фабрики со всеми коммуникациями и оснащение предприятия современным оборудованием.

Мы собирались инвестировать около 10 млн евро в проект, но пока он заморожен из-за неопределенной экономической ситуации в стране.

Сейчас мы рассматриваем варианты современных технологических линий, оцениваем их возможности, подбираем наиболее оптимальные технологические решения для этого проекта, но пока этим и ограничиваемся. Если мы решимся дать старт этому проекту и позволит экономическая ситуация, мы уверены, что это будет самое современное предприятие, потому что на нем будет много механизации, автоматизации, электроники. Мы считаем, что именно в этом направлении нужно двигаться и идти на шаг впереди других. Даже если реализация этого проекта на первом этапе будет затратной, мы уверены, что выход на новый уровень - с обновленным парком оборудования и на новых, удобных площадях - позволит нам увеличить объемы выпуска продукции минимум в два раза».

«Ну а пока мы, конечно, не забываем об усилении и обновлении существующей производственной базы, - добавляет Алексей Максимов. - На этот год у нас намечено по плану приобретение шлифовального станка для участка изготовления фасадов, это позволит добиться необходимого качества и повысить скорость обработки; кроме того, мы намерены купить еще один обрабатывающий центр и станок для присадки».

Словом, руководство компании остается верным своему принципу: «РОСТ» должен расти. И налицо явная динамика этого «РОСТа».

Елена ШУМЕЙКО, Александр РЕЧИЦКИЙ
Фото: Елена ШУМЕЙКО

 

Мнение специалиста

Михаил Зайцев, директор по продажам SCM Group о станке Ergon:

Эта машина выпускается уже десять лет, и конструкторские идеи, заложенные в станок, до настоящего момента остаются непревзойденными, аналогов станка на рынке нет. За десять лет только клиентам, которые занимаются производством фасадов из MDF, продано около 100 станков. Что примечательно: если какая-то компания приобрела хотя бы один Ergon и попробовала его в эксплуатации, то она уже не ищет другое оборудование. У нас в Великобритании есть два клиента:  Browns, у которого 12 станков Ergon, и Princes Yacht - у которого два. Фирма Swedwood (IKEA) эксплуатирует семь станков Ergon, а фабрика Stolplit в Польше - два. В России у фабрики «Акватон» три таких станка, а у фабрики «РОСТ» - два.

Машина в первую очередь проектировалась для выполнения задач, связанных с большими объемами производства. Два, три, четыре, пять или шесть электрических шпинделей, которые могут работать как синхронно, так и независимо, высокая скорость перемещения подвижных частей, легкая и вместе с тем прочная конструкция рабочего стола из алюминия, выполненного по запатентованной технологии, - все это, вместе взятое, позволяет говорить об уникальности станка.

Система управления и независимая ось Z для каждого шпинделя дают возможность вносить коррекции в программу обработки, а то и просто отключить в случае необходимости любой шпиндель. Конструкция суппортов перемещения по оси X позволяет поглощать все паразитные вибрации, возникающие в процессе перемещения и обработки, что обеспечивает превосходное качество обработки на высокой скорости. В конечном итоге мы можем говорить о том, что производительность станка ограничивают только характеристики режущего инструмента.