Партнеры журнала:

Тема страницы

Деревообрабатывающая промышленность России выходит на качественно новый уровень

25 октября 2016 года в рамках деловой программы международной выставки «Лесдревмаш» журнал «ЛесПромИнформ» организовал и провел конференцию «Деревообрабатывающая промышленность России».

Что ждет российскую деревообработку?

Сразу отметим: на вынесенный в тему мероприятия вопрос «Возможно ли наращивание объемов производства в России?» все его участники ответили положительно. Безусловно, есть ряд сложностей, связанных с государственным регулированием и спецификой рынка, но главное, в чем были единодушны спикеры: российские деревообрабатывающие предприятия могут производить продукцию, не уступающую по качеству европейской, в отрасли работают профессионалы, которые умеют предложить отечественные товары даже самым требовательным покупателям, в отрасли развивается производство продукции глубокой переработки древесины и уже организован экспорт в Европу и Азию.

Актуальный обзор рынка пиломатериалов представил старший консультант компании Poyry Management Consulting Алексей Бесчастнов, отметив восстановление спроса на хвойные пиломатериалы после спада в 2008-2009 годах. Регионы, где отмечаются наибольшие темпы роста спроса на пиломатериалы, - Азиатско-Тихоокеанский (где выделяется Китай) и Северная Америка, что связано с восстановлением спроса на жилье. Возобновление спроса на мировых рынках способствует росту экспорта пиломатериалов из России.

Рис. 1. Экспорт хвойных пиломатериалов в Китай с 1996 по 2016 год, млн м3 и % (здесь и далее данные Pöyry)
Рис. 1. Экспорт хвойных пиломатериалов в Китай с 1996 по 2016 год, млн м3 и % (здесь и далее данные Pöyry)

В компании Poyry подсчитали, что с учетом показателей работы мелких производителей в России производится ежегодно около 32 млн м3 пиломатериалов. По итогам 2016 года эта цифра, скорее всего, увеличится на 1-1,5 млн м3.

В настоящее время на производство пиломатериалов в России оказывают серьезное влияние несколько факторов. Основной - доступность пиловочника. Экспорт пиловочника также растет, поэтому может иметь место нехватка сырья. Косвенно, но ощутимо на производстве пиломатериалов в РФ может сказываться положение дел на рынке Северной Америки. Если в США зафиксируют рост производства, то большая часть канадских компаний будет ориентироваться на Китай. Недооцененным фактором, воздействующим на производство пиломатериалов, является все более заметное замещение их доли на рынке плитными материалами. Спрос на хвойные пиломатериалы в мире остается на одном уровне уже 50-60 лет. А спрос на плиты, который 50 лет назад составлял 25 млн м3, в наши дни достиг 300 млн м3. Наиболее быстро растет производство плит OSB, что в долгосрочной перспективе может существенно повлиять на объемы производства пиломатериалов. Еще один фактор влияния на объемы выпуска пиломатериалов в России - рост цен на нефть, что для экспортеров означает укрепление рубля и снижение конкурентоспособности продукции на мировом рынке.


Рис. 4. Российский рейтинг топ-10 компаний-
производителей по мощности, млн м3/год,
за 2015 год

Рис. 3. Европейский рейтинг топ-10 компаний-
производителей по мощности, млн м3/год,
за 2015 год

Рис. 2. Мировой рейтинг топ-10 компаний-
производителей по мощности, млн м3/год,
за 2015 год

Как мы уже писали, российские компании расширили свое присутствие на рынке Китая. Доля российских пиломатериалов в 2016 году в общем объеме импорта в Китай составляет более 50% и по прогнозам может вырасти до 2/3 всех импортных поставок хвойных пиломатериалов в эту страну. Причиной такого роста стало изменение курсов валют, способствовавшее повышению конкурентоспособности российских предприятий.

Одним из трендов уходящего года можно назвать консолидацию отечественных производителей. Несмотря на это, крупные российские производители не являются крупными по европейским меркам (за некоторым исключением, например компания «Илим Тимбер»). В Европе крупными игроками считаются компании с объемами производства от 1,5 млн м3, а в мире - от 2,5 млн м3. В России же крупными производителями считаются компании с объемами производства от 0,2 млн м3.

Внутренний рынок пиломатериалов в России просел и будет проседать в 2017 году. Сокращение объемов потребления пиломатериалов наблюдается в строительном секторе, низок спрос и в секторе ремонта. В 2014-2015 годах объемы строительства были максимальными за все время наблюдений (причина - завершение заложенных ранее проектов), но сейчас отмечается падение. В 2016 году число закладок объектов строительства резко сократилось.

Рис. 5. Экспорт обработанных пиломатериалов хвойных пород в 2012–2016 годах, тыс. м3
Рис. 5. Экспорт обработанных пиломатериалов хвойных пород
в 2012–2016 годах, тыс. м3

Сотрудница Всероссийской академии внешней торговли Лариса Кривокоченко отметила, что, несмотря на рост экспорта в физическом выражении, цены на пиломатериалы упали. Г-жа Кривокоченко попросила г-на Бесчастнова дать прогноз по экспорту на ближайшее время, он ответил, что тренд 2016 года, скорее всего, получит продолжение, экспорт будет расти, внутреннее потребление немного просядет, хотя такого резкого роста, как в 2015-2016 годах, может и не быть.

Представитель компании Weinig/GreСon Игорь Хайль отметил, что важным показателем состояния рынка является потребление пиломатериалов на душу населения; в Европе это один из критериев оценки спроса. Г-н Бесчастнов объяснил этот показатель традициями деревянного домостроения: если считать его главным, то США и Финляндия, вероятно, будут «впереди планеты всей», а один из крупнейших потребителей, Китай, будет серьезно отставать, потому что основа домостроения в этой стране - строительство домов из бетона.

Директор по продажам ООО «ММ-Ефимовский» Павел Старков так оценил конкурентоспособность российских деревообрабатывающих предприятий по сравнению с предприятиями из Европы: компании отечественной лесопильной отрасли давно уже ведут раскрой пиломатериалов на высокоточном оборудовании, сотрудничают с сертификационными организациями и подтянулись к мировым лидерам по лесопилению. Качество отечественных досок давно уже отвечает европейским требованиям, а на предприятиях трудятся специалисты высокой квалификации. По мнению г-на Старкова, основные факторы, обеспечивающие конкурентоспобность отечественной лесопильной отрасли, - это низкая стоимость сырья и рабочей силы (в Китае, например, зарплата работников деревообрабатывающей отрасли варьирует от $800 до $1000, а в России не превышает $500), а также недорогая логистика. Например, стоимость перевозки 1 м3 пиломатериалов из Ленинградской области в страны Европы - 40-50 евро. Примерно такова же стоимость доставки пиломатериалов в страны Юго-Восточной Азии. Поэтому у отечественных производителей есть возможность работать на разных рынках.

Рис. 6. Цены на экспортные поставки древесины в 2012–2016 годах, $/м3
Рис. 6. Цены на экспортные поставки древесины
в 2012–2016 годах, $/м3

По словам г-на Старкова, европейские потребители в основном покупают у «ММ-Ефимовский» пиломатериалы длиной 6, 5,7 и 5,4 м и оценивают возможности силовой сортировки на российских заводах по группам качества С24 и С30 для каркасного домостроения. В компанию поступают от производителей мебели в Европе запросы на пиломатериалы специальных распилов, например радиального, бисериального. На рынке Японии отдают предпочтение пиломатериалам длиной 3 м, востребованы и клееные деревянные конструкции. Велик спрос на строганые трехметровые доски мабаширы, брусок четырехсторонней строжки, но надо понимать, что японские потребители весьма требовательны к соблюдению дисциплины поставок, качеству и сортировке.

На рынке Китая востребованы 4-х и 6-метровые пиломатериалы, а также погонаж из древесины ели и сосны. В отличие от рынка Японии, где синева считается пороком древесины, на китайском рынке древесина с синевой успешно реализуется. Китайский рынок может быть интересен крупным производителям пиломатериалов, которые, подсчитав затраты, решат, что выгодно продавать в Китай все и не тратиться на сортировку. Например, предприятие производит для японских заказчиков высококачественную ламину категории А, но куда девать остальную продукцию? Если вы решите, что в Китай можно продать пиломатериалы категории А, В, С и получить дополнительную прибыль, то, безусловно, это ваш рынок. Кроме того, у китайских партнеров нет проблем с платежеспособностью, и многие российские компании уже перенацелили свои продажи на этот рынок.

Рис. 7. Динамика ввода жилых и нежилых зданий в РФ в 2005–2020 годы, млн м2 в год
Рис. 7. Динамика ввода жилых и нежилых зданий в РФ в 2005–2020 годы, млн м2 в год

Специфика рынка Южной Кореи в том, что там требуются пиломатериалы длиной 3,6 м. Не каждый производитель готов работать с такими требованиями, поэтому российских компаний на корейском рынке мало. Южная Корея - экономически развитая страна с большим объемом внешней торговли, поэтому там развит рынок упаковки. В Корею продаются большие объемы боковой доски, а также доски для производства палет.

Отечественные компании могут конкурировать на мировых рынках по цене пиломатериалов, поскольку их издержки ниже издержек европейских производителей. Но требуется обеспечить гарантированный объем поставок. И отечественные предприятия готовы выполнить это требование. Развитию отечественного лесопиления в первую очередь мешает разрозненность предприятий. Во многих странах действуют профессиональные ассоциации, в таком объединении остро нуждается и наша отрасль.

Рис. 8. Объем рынка малоэтажного строительства в РФ в 2015 году, тыс. м2
Рис. 8. Объем рынка малоэтажного строительства в РФ в 2015 году, тыс. м2

Коммерческий директор ООО «Лесозавод "Судома"» Владимир Иконников оценил состояние внутреннего и внешних рынков строганых пиломатериалов: внутреннее потребление развивается слабо, зато заметна консолидация производителей, в результате которой мелкие компании постепенно вытесняются с рынка. К примеру, сети DIY помогают в работе крупным производителям и отказываются сотрудничать с компаниями, у которых организационная форма ИП, и теми, кто работает без НДС, а также не может предоставить «белые» документы на свою продукцию. В экспорте пиломатериалов доля строганой продукции, произведенной из древесины сосны, составляет 58%, профилированных пиломатериалов из сосны - 21%, строганых материалов из ели - 13%.

По оценкам специалистов, объем экспорта строганой продукции, произведенной из древесины сосны, в 2016 году превысит 600 тыс. м3. Основные потребители этой продукции - компании Японии, Казахстана и Узбекистана.

Рынок отделочных материалов из профилированной древесины сосны развивается динамично, объем экспорта составляет 244 тыс. м3.

Основные покупатели продукции - из Азербайджана, Казахстана, Белоруссии, Финляндии. Продукты нуждаются в адаптации к требованиям локальных рынков по упаковке, длине, сечению, и поэтому предприятиям, которые ежемесячно поставляют 200-300 м3, приходится непросто. Но игра стоит свеч, потому что в цене продукции имеется добавочная стоимость.

Довольно быстро растет и экспорт строганых материалов из древесины ели - сегодня его объем составляет 144 тыс. м3. Основные рынки потребления - Япония, Нидерланды и США (работать с американскими компаниями сложно ввиду футовой системы измерений, из-за чего российским предприятиям трудно настраивать карты раскроя своих станков).

Общая динамика рынка строганых хвойных пиломатериалов очевидна: три года назад экспортировалось около 650 тыс. м3, сейчас, по оценкам экспертов, объем экспорта - почти 1 млн м3. Несмотря на падение цен по основным позициям, прогнозируется рост цен на строганые пиломатериалы из ели.

Спикер также поделился сведениями об экспорте строганых лиственных пиломатериалов, суммарный объем которого составляет 58 тыс. м3 в год, из них 34 тыс. м3 приходится на пиломатериалы из березовой древесины. Рынок характеризуется сильной раздробленностью, прежде всего потому, что производители - небольшие компании, которым очень сложно соответствовать требованиям по качеству. Объем экспорта профилированных пиломатериалов из березы составляет 12 тыс. м3 в год; в основном это заготовки для производителей мебели. В числе главных экспортных рынков - Китай и Литва. Общий объем экспорта пиломатериалов из дуба, которые появились на рынке совсем недавно, оценивается в 10 тыс. м3. Падение цены на эту продукцию позволило выйти на некоторые объемы производства; дубовые строганые пиломатериалы используются прежде всего в качестве заготовок для изготовления паркета.

На примере своей компании г-н Иконников рассказал о целесообразности глубокой деревообработки древесины. «Лесозавод "Судома"» - это группа предприятий, у которой по сравнению с «грандами» довольно скромные объемы по обрезным пиломатериалам - 75 тыс. м3. Но комплекс рассчитан именно на глубокую переработку древесины, поэтому здесь не выпускают продукцию в больших объемах, иначе возникнут сложности с адаптацией к требованиям каждого клиента. На заводе установлена линия строжки производства компании Weinig, на ней можно производить как строганую, так и профилированную продукцию. Есть линии оптимизации, сращивания, чтобы выпускать продукцию в соответствии с требованиями разных рынков.

ООО «Лесозавод "Судома"» - пока единственное предприятие в России, производящее импрегнированную и термообработанную древесину. Импрегнирование позволяет повысить устойчивость древесины к грибкам и вредителям, а термообработка, помимо устойчивости к плесени, обеспечивает еще и геометрическую стабильность изделий. Эти продукты интересны как для экспортных продаж, так и для внутреннего рынка.

Главный редактор аналитического агентства WhatWood Кирилл Баранов отметил, что, несмотря на явные успехи отечественной лесопильной отрасли, существует серьезная проблема недозагрузки мощностей, которая особенно заметна на предприятиях Восточной Сибири. Заводам этого региона из-за дорогостоящей логистики приходится жестко конкурировать на рынке Китая с производителями из других стран, например из Канады.

Г-н Баранов указал на такой интересный рынок, как иранский, куда сейчас импортируется 648 тыс. м3 пиломатериалов (в основном из еловой древесины) и на котором Россия является, по сути, монополистом.

От обзора рынка пиломатериалов участники конференции перешли к детальному рассмотрению положения дел в деревянном домостроении. Своим взглядом на развитие отрасли поделился Николай Иванов, руководитель дирекции GR Segezha Group. Он отметил, что, несмотря на два периода спада, связанные с кризисными явлениями, объем строительства в стране за последние 10 лет вырос почти в два раза. В холдинге надеются, что с 2018 года начнется рост ВВП, реальных доходов населения, а значит и объемов ввода жилья. И следует учитывать ту долю, которую в общем объеме строительства составляют малоэтажное и деревянное домостроение.

Анализ ситуации на рынке домостроения с 2008 по 2012 год свидетельствует, что малоэтажное домостроение пострадало значительно меньше, чем многоэтажное: падение составило всего 1% против 9% в других секторах. По расчетам, доля деревянного строительства в малоэтажном домостроении - около 20% по всем основным сегментам: эконом, бизнес и элитному.

Хотя объем вводимого жилья в секторе деревянного домостроения лишь 8 млн м2 (130 млрд руб. в денежном выражении), общие показатели отрасли позитивные, особенно на фоне ожидания их роста. Например, если сравнить основные затраты по деревянному и недеревянному домостроению, то дома из клееного бруса и панелей CLT, каркасно-панельные вполне конкурентоспособны с домами из кирпича и газобетонных блоков и превосходят здания из CIP-панелей.

А если оценивать не только этап строительства, но и весь процесс создания дома, включая отделку, у деревянного домостроения еще больше преимуществ перед другими видами домостроения.

В 2016 году объем государственной поддержки малоэтажного строительства составил 68,5 млрд руб., и чем больше будет доля деревянных домов в общем объеме вводимого в стране жилья, тем больше государство будет поддерживать производителей пиломатериалов, строганых и клееных конструкций, деревянных окон и дверей - всего, что относится к элементам домостроения. Компаниям деревянного домостроения, которые хотят участвовать в государственных программах, надо принимать во внимание уровень цен на жилье, который в регионах варьирует от 35 тыс. до 90 тыс. руб. за 1 м2. Кроме того, важно чтобы дома или квартиры соответствовали определенным стандартам, например, класс энергосбережения жилья должен быть не ниже класса В. Правительство России и Министерство промышленности и торговли закладывают в общую программу жилищного строительства квоту деревянного домостроения от 10 до 30%. И если объемы строительства деревянного жилья начнут приближаться к этим цифрам, то и объемы внутреннего потребления пиломатериалов значительно вырастут.

Стимулирование строительства деревянного жилья в сельской местности тормозят высокие ставки ипотеки в России - анализ ипотечных программ крупнейших банков свидетельствует о том, что в общем объеме ипотечных кредитов кредиты на малоэтажное деревянное жилье составляют менее 1%. Очевидно, что эти программы необходимо корректировать.

Одним из вариантов развития деревянного домостроения является создание домостроительного кластера, который Segezha Group планирует организовать в районе г. Сокола совместно с Ассоциацией деревянного домостроения Вологодской области.

Николай Иванов обратил внимание участников конференции на то, что нормативными актами по кластерам предусмотрено обеспечение определенного уровня внутреннего потребления продукции и полуфабрикатов, гарантирующего участникам кластера определенный объем сбыта пиломатериалов, деревянных конструкций и т. д. Кроме того, создание кластера предусматривает развитие инжиниринговых и учебных центров. Создание кластеров получает широкую государственную поддержку. Так, для кластера в Архангельске государство выделит средства на создание лесных питомников, что важно, потому что большинство лесопереработчиков еще и арендаторы лесного фонда.

Но одной только государственной поддержки недостаточно для развития отрасли. В Segezha Group планируют переходить к следующему этапу развития - помимо производства клееного бруса и домокомплектов заниматься проектированием поселков. Возможно, этот шаг будет сделан с привлечением риэлторов. Чтобы деревянное домостроение развивалось, необходимо работать с банками, изучать потребительский спрос. По мнению спикера, банки не хотят работать в сфере деревянного домостроения, потому что возникают вопросы с оценкой ликвидности залога за дом, который построен на удалении от крупного города: дом в таком поселке может и не пользоваться спросом. Но если банку предложить дом в поселке с инфраструктурой и гарантированным перечнем услуг, для экспертов банка он будет вполне понятным продуктом, который можно сравнить с квартирой в многоэтажном доме. Обеспечение ликвидности сооружений жилищного деревянного домостроения станет лучшим стимулом для развития отрасли, чем любая государственная программа.

Директор по продажам АО «Сокольский ДОК» Александр Дьячков рассказал об ограничениях применения клееных деревянных конструкций (КДК) в малоэтажном строительстве. Материалы с новыми технологическими возможностями применения (например, КДК, клееный брус, клееные балки) по своим характеристикам не уступают железобетону, но существующая нормативная база не отражает их реальных возможностей. Российские компании могут производить КДК по европейским стандартам. Производители клееных конструкций готовы поставлять на рынок продукцию, соответствующую стандарту EN, но этот стандарт не описан в российских нормах. Действующие требования к КДК по пожарной безопасности не являются препятствием для строительства ИЖС, но сдерживают строительство деревянных зданий социального значения, например детских садов, ресторанов, гостиниц, зданий большой этажности и площади. Здания выше трех этажей попадают в 3-ю категорию огнестойкости, а это означает, что их нельзя полностью возводить из деревянных конструкций.

При Минпромторге РФ создана рабочая группа, которая трудится над пересмотром законодательной базы. В первую очередь необходимо, чтобы в этих документах не было много трактовок. Специалисты Сокольского ДОКа разработали ТУ не только на производство КДК, но и на их использование в строительстве. Если эти ТУ принять за основу для предприятий отрасли, это помогло бы снять ряд острых вопросов. В частности, Сокольский ДОК получил разрешение на проведение скрытой проводки в деревянных домах, которые строятся из КДК, производимых компанией.

Евгений Лопатин, старший научный сотрудник по международному лесному хозяйству отдела экономики и общества Института лесного хозяйства Финляндии, отметил сложности, с которыми сталкиваются производители пиломатериалов при ресурсном обеспечении. По мнению эксперта, существует четыре способа решения этой проблемы:

  • поиск новых участков аренды с учетом качества древесины. Предприятия сталкиваются с тем, что участки перепродаются много раз и древесины необходимого качества на продаваемом участке может не оказаться;
  • инвестиции в транспортное освоение лесного фонда: ориентировочная стоимость 1 км лесных дорог - не менее 1 млн руб.;
  • работы по лесоустройству. К сожалению, в России 86% информации о состоянии лесов - это сильно устаревшие сведения: мероприятия по лесоустройству в России весьма дорогостоящие, к тому же лесоустроительные работы выполняются в течение одного-двух лет, а за это время информация о состоянии лесного участка может устареть;
  • ведение интенсивного лесного хозяйства: о нем в России говорят уже несколько лет, но до сих пор не создан ни один норматив.

В качестве экономически оправданного решения г-н Лопатин предлагает использовать малозатратную высокоточную технологию планирования организации лесного хозяйства, основанную на обработке данных фотосъемки с беспилотных летательных аппаратов и долгосрочном прогнозировании лесного сектора.

Все спикеры конференции едины во мнении, что у отечественных производителей большой потенциал для работы как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Главное - гибко подходить к реализации предоставляемых рынком возможностей и диверсифицировать сбыт на предприятиях. Рынки сбыта «живые», и снижение привлекательности одного компенсируется ростом возможностей на другом. И самое главное: деревообрабатывающая отрасль нашей страны постепенно превращается из отрасли, поставляющей сырье на внешние рынки, в отрасль, на предприятиях которой осуществляется глубокая переработка древесины и производится продукция с высокой добавленной стоимостью.

Подготовил Михаил ДМИТРИЕВ