Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Регион номера

В центре Хабаровска вырастет небоскреб

Крупный лесоэкспортер намерен сменить сферу деятельности

Александр Сидоренко

Хабаровский край входит в число субъектов РФ, где лесопромышленный комплекс развивается по нарастающей и является одним из ведущих экспортеров круглого леса. Однако введение заградительных пошлин на этот вид экспорта в свое время сильно повлияло на деятельность регионального бизнеса в сфере ЛПК.

Генеральный директор экспортной компании «Смена Трейдинг» Александр Сидоренко рассказал корреспонденту журнала «ЛесПромИнформ» о том, почему продает свой бизнес, но готов работать на посту председателя некоммерческой отраслевой ассоциации «Дальэкспортлес».

– Александр Николаевич, как давно вы занимаетесь экспортом леса?

– Компания была основана в 1991 году. Я к тому моменту закончил техникум, отслужил в армии, закончил институт, отработал в тресте инженером-проектировщиком. Подступиться к экспорту леса в тот период было одновременно и легко – рынок только формировался, и очень трудно, потому что до распада Советского Союза всеми вопросами международной торговли занималось государство. Но мы смогли выйти на международный рынок и через 15 лет «Смена Трейдинг» стала самым крупным экспортером лесоматериалов в Российской Федерации.

– А сейчас вы намерены отойти от этого бизнеса?

– Крупнейшим покупателем нашей древесины раньше была Япония, которая закупала в России около 4 млн м3 леса в год. А в прошлом году объем закупок древесины японскими компаниями составил всего около 615 тыс. м3, то есть сократился почти в 7 раз. В первую очередь это связано со значительным увеличением размера пошлин на экспорт круглого леса. Когда правительство РФ приняло это решение, повышение было поэтапным. Но японцы не стали дожидаться верхней планки и переориентировали свои деревообрабатывающие заводы на сырье из Северной Америки. Поэтому в настоящее время на японском рынке мы действуем ограниченно, требуется время для восстановления работы в прежних объемах.

Впрочем, ситуация постепенно меняется. В 2017 году правительство РФ приняло решение о новом поэтапном увеличении экспортных пошлин на круглый лес с действующих 25% до 80% в 2021 году – но только для тех компаний, кто не занимается переработкой сырья. Для тех же, кто осуществляет глубокую переработку древесины, пошлина составит всего 6,5%. Поэтому, думаю, активы, которые принадлежат компании «Смена Трейдинг», продолжат развиваться. Но я намерен сосредоточиться на других проектах.

– Насколько нам известно, в вашей компании использовалось уникальное программное обеспечение для лесной промышленности, позволяющее в режиме онлайн отслеживать все протекающие бизнес-процессы. Как вы намерены распорядиться этой интеллектуальной собственностью?

– Компания как работала, так и будет работать с этим программным обеспечением, аналогов которому в России нет. Это ПО было создано на базе 1С, но мы существенно дополнили его возможности, потратив немало лет на разработку такой конфигурации продукта, которая позволяет без труда пользоваться ПО в самых отдаленных поселках, где у операторов ПК невысокая квалификация.

Сейчас мы можем вводить в базу данных любые сведения, связанные с лесом, – площадь лесных участков, конфигурацию рельефов местности, информацию о бонитетах древесины и рыночной стоимости 1 м3 древесного сырья, а также выполнять автоматические расчеты себестоимости строительства лесных дорог, операций по лесозаготовке с учетом уклонов местности и выработки на моточас бульдозеров, лесозаготовительных комплексов, других машин и механизмов. При разработке планов освоения определенных участков лесного фонда мы вносим в программу информацию о кварталах и делянках, – и программа (с учетом особенностей рельефа местности, сведений о запасе древесины и структуре насаждений по породам) моментально выдает прогноз себестоимости по всем фазам производственного процесса. А также сортиментную программу, которая легко определяема, исходя из заложенной в «память» ПК программы описания квартала. На основе рыночных цен на сырье, логистических расходов, пошлин и т. п. определяется цена 1 м3 древесины на нижнем складе. Фактически мы с высокой степенью вероятности прогнозируем конечный экономический эффект от каждого нашего шага в тайге в увязке с текущей рыночной ситуацией.

Программа четко расписывает нормированное число необходимых механизмов, наработку ими моточасов, а также человеко-часов по каждой специальности с учетом фонда заработной платы, расхода ГСМ и запчастей – на основе норм, заложенных в ПО, которые сформированы в результате многолетнего анализа производственного процесса. Кроме того, программа позволяет прогнозировать изменения на мировых лесных рынках на продолжительный период.

– На чем теперь планируете сосредоточиться?

– Сейчас мы заканчиваем в Хабаровске проектирование небоскреба. Проект получил название «Бриллиант чистой воды». По московским меркам он будет не таким уж грандиозным – «всего-то» 235 м и 62 этажа. Но для Хабаровского края (да для Дальнего Востока и Сибири в целом) подобное строительство – это прорывная технология: наше здание будет первой супер-высоткой по эту сторону Уральских гор. Мне интересен этот проект именно как попытка создать нечто новое, то, чего еще не было. Многие мои знакомые строят деревообрабатывающие заводы, но у меня нет для этого экономических оснований. Я построю небоскреб.

Здание будет мультифункциональным. В нем будут размещены гостиница, относящаяся к международной сети Radisson Hotel Group (она займет 20 этажей), и жилые апартаменты для тех, кто приезжает в Хабаровск работать семьями по контракту на длительный период. Кроме того, там будут торговые зоны, велнес-центр и бизнес-центр, а также подземный паркинг на 1900 машиномест и двухполосный автомобильный тоннель длиной 700 м из подземного пространства в сторону Южного микрорайона. Общая площадь здания – 192 тыс. м2, при этом 52% конструкции будет расположено под землей.

В 2012 году «Смена Трейдинг» построила фитнес-клуб Global, он до сих пор остается в крае самым современным и хорошо оснащенным в Хабаровске. Проект этот, как ни странно, стал итогом моих многочисленных командировок по отдаленным леспромхозам, где я проводил довольно длительное время и жалел, что там нет никаких условий для отдыха.

– Итак, ваши ближайшие планы не связаны с лесной промышленностью. Значит ли это, что вы покинете пост председателя ассоциации «Дальэкспортлес»?

– Это выборная должность. Впервые я был избран председателем ассоциации «Дальэкспортлес» в 2005 году. Сейчас я сокращаю свое участие в лесном бизнесе, но если члены ассоциации сочтут, что я достоин доверия, то с большой ответственностью и отдачей продолжу работу в «Дальэкспортлес». Моя специализация – анализ международного рынка, и свои знания я готов употребить на благо членов ассоциации.

Подготовила Мария АЛЕКСЕЕВА

Другие статьи рубрики Регион номера: Хабаровский край

Хабаровскому краю в 2018 году исполняется 90 лет
Грозы и пожарные угрозы
ЦБК как локомотив развития ЛПК Хабаровского края
И экспорт, и переработка

Бархатный край
В Хабаровском крае могут появиться лесные плантации
Взгляд в сторону
Крупнейшие предприятия ЛПК Хабаровского края
Глава Хабаровского края Вячеслав Шпорт: «Развитие лесопромышленного комплекса края невозможно без федеральной поддержки»

Хабаровский край в цифрах
Дальневосточные страсти
Лесная промышленность Хабаровского края
Восток — делo тонкое
Молодая поросль лесной промышленности
Вперед с «новыми технологиями»!