Тема страницы

Республика Карелия: предложения по оптимизации управления лесами

Основным событием зимы, касающимся как лесопользователей, так и работников лесного хозяйства, стало принятие федерального закона «О внесении изменений в отдельные законо­дательные акты Российской Федерации (РФ) в связи с совершенствованием разграничения полномочий» (ФЗ-199 от 31.12.2005).

Согласно этому закону в ведение субъектов РФ передается осуществление прав пользования и распоряжения лесами, их охрана, защита, тушение пожаров и воспроизводство. Однако за федеральным центром остаются полномочия по изданию нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к сфере переданных полномочий, а также обязательных для исполнения методических указаний и инструктивных материалов по их осуществлению органами исполнительной власти субъектов РФ в области лесного хозяйства. Это радикальное грядущее изменение вызвало различную реакцию в регионах РФ.

Так, в Вологодской области региональное правительство в рабочем режиме уже в январе 2006 года приняло соответствующий областной нормативный документ, организовало подготовку нормативных документов для определения функций в области лесного хозяйства, которые вступают в законную силу с 1 января 2007 года, проводит согласование разрабатываемых документов с Федеральным агентством лесного хозяйства. В то же время в Республике Карелия (РК) на круглый стол по теме «Региональные возможности управления лесами РК: проблемы и перспективы», собранный по инициативе общественности (СПОК, «Гринпис России») и лесного бизнеса (ОАО «Сегежский ЦБК») пришли только третьи лица профильных республиканских министерств и ведомств, а представители Кареллесхоза вообще не приняли участия. Мотивация подобного поведения основывается на выжидательной позиции власти. Это в очередной раз может привести к неготовности РК к изменениям в лесу, хотя республика все время заявляет о желании проведения различных экспериментов. Уже сейчас отсутствие адекватного управления лесами и стратегии развития ЛПК в РК привело к тому, что 80% лесозаготовительных предприятий убыточны, в планы рубок Кареллесхозом включаются непродуктивные насаждения, а в аренду передаются территории, где лес экономически и экологичес­ки недоступен, но за него взимается арендная плата.

В то же время на круглом столе были разработаны и переданы в правительство РК предложения, с которыми рекомендуется обратиться в федеральные органы власти с целью рационализации лесопользования на уровне субъектов в связи с предстоящей передачей им части полномочий по управлению лесным хозяйством.

1. Предлагаем правительству Республики Карелия обратиться в федеральные органы власти с инициативами:

  • передать органам государственной власти субъектов РФ полномочия (и, соответственно, дополнительные субвенции из федерального бюджета) принимать ведомственные нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к сфере уже переданных полномочий в отношении лесов, а также обязательные для исполнения методические указания и инструктивные материалы по их осуществлению органами исполнительной власти субъектов РФ. Разработанные региональные акты не должны противоречить федеральному законодательству и должны проходить на федеральном уровне экспертизу;
  • возложить на арендаторов лесного фонда ведение лесного хозяйства на арендованных территориях с компенсацией им расходов за счет республиканских средств, сформированных на основе попенной платы как составляющей арендных платежей;
  • содействовать сохранению государственной принадлежности лесоустроительных предприятий.

2. В целях рационализации лесопользования, повышения эффективности и увеличения рентабельности лесозаготовительных предприятий на современном этапе и в условиях существующей законодательной базы принять постановления или обращения в органы управления лесами, включающие следующие мероприятия:

  • разрешить оставление на лесосеках мелколиственных пород на корню и компактные недорубы прочей неликвидной древесины и не взыскивать за это штрафы, поскольку это наказание не имеет ни экологического, ни экономического обоснования;
  • в обязательном порядке выделять в процессе лесоустройства или экологической экспертизы планов лесоустройства места обитания видов, занесенных в Красную книгу Республики Карелия и/или Российской Федерации и придавать им охранный статус в виде особо защитных участков леса;
  • запретить ведение всех видов рубок в ОЗУ, выделенных в местах обитания и распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных и растений;
  • создать региональный орган управления региональными особо охраняемыми природными территориями (ООПТ) РК;
  • сохранить в ранге ландшафтных заказников с полным запретом всех видов рубок малонарушенные лесные территории РК;
  • признать отвод и разработку карьеров для строительства лесных дорог действиями, связанными с ведением лесного хозяйства и лесопользованием. Процедуру их оформления осуществлять согласно статье 64 Лесного кодекса РФ.

3. В связи с предстоящей передачей части полномочий по управлению лесами на региональный уровень необходимо:

  • разработать региональные правила лесопользования для последующего утверждения их на федеральном уровне;
  • в связи со значительным истощением лесных ресурсов РК необходимо провести более дробную оценку информации о лесном фонде и выделить не только хвойные и лиственные секции, но и смешанные секции, где указать долю мелколиственных лесов. Также указать количество непродуктивных насаждений в лесном фонде как РК, так и конкретных территорий с целью исключения их из лесопользования.

А. В. МАРКОВСКИЙ, РОО «СПОК»