Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Партнеры журнала:

Реальный бизнес

Экономичное производство

В основе бизнеса шведской компании ИКЕА лежит идея продавать товары по низким ценам. Чтобы реализовать её, компании приходится экономить на всех этапах производства продукции.

Шведская компания ИКЕА создает мебель и интерьеры уже более 60 лет. За эти годы она обзавелась 253 магазинами в 24 странах мира. В Россию шведы пришли в 2000 году, открыв первый магазин в Москве.

На сегодняшний день объем инвестиций компании в Россию составляет $4 млрд. Объем продаж ИКЕА в России − 21,2 млрд евро. Сегодня в России работают уже 11 магазинов ИКЕА: три в Москве; два в Санкт-Петербурге; по одному в Казани, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Республике Адыгея.

Однако мировой финансовый кризис затронул и шведскую компанию. «Магазины ИКЕА работают по всему миру, поэтому то, что происходит в мировой экономике, не может на нас не сказаться. Мы не можем не зависеть от меняющихся цен на сырье, транспортные услуги, от наших поставщиков, наконец от покупательной способности населения. На главных для ИКЕА рынках сбыта, таких как Германия, Великобритания и США, сегодня мы наблюдаем снижение продаж. В то же время в России продажи пока продолжают расти, хотя по результатам января мы фиксируем небольшое снижение темпов этого роста, − отмечает руководитель службы по связям с общественностью ИКЕА в России и СНГ Оксана Белайчук. − Наша инвестиционная политика основывается на финансовой независимости и долгосрочном и ответственном планировании, а это является сегодня большим преимуществом».

Основная идея бизнеса компании − продавать качественные товары по низким ценам. Это, по словам представителей ИКЕА, является её конкурентным преимуществом в условиях кризиса. «В период кризиса лучшим критерием выбора становится не статус, а оптимальное соотношение цены и качества. Мы считаем, что стильные и качественные вещи необязательно должны быть дорогими, и постоянно работаем над снижением цен. Даже дизайн наших товаров разрабатывается с учетом затрат на их производство. Если же говорить о промышленном предприятии, то новаторское мышление, внедрение новых технологий управления бизнесом и переход к современному оборудованию − ключ к организации эффективного, а значит, рентабельного бизнеса», − говорит Оксана Белайчук.

«Высококачественные и дорогие товары или дешевые, но некачественные могут производить все. Гораздо сложнее создавать добротные товары и продавать их по низким ценам. Для этого необходимо разработать специальный подход − новаторский и рентабельный одновременно», − заявляют в ИКЕА.

Экономия на всем

Свою ключевую бизнес-идею ИКЕА реализует за счет значительной экономии на этапе производства (включая и выбор сырья) и транспортировки товаров, а также благодаря ассортиментной политике. Ассортимент в магазинах формируется на основе предпочтений покупателей и специфики географического расположения магазина. «Предлагать широкий ассортимент удобных и функциональных товаров для обустройства дома по таким низким ценам, чтобы как можно больше людей имели возможность их купить − это принцип работы компании ИКЕА во всех странах мира. Нет принципиальных различий в ассортименте магазинов ИКЕА в Санкт-Петербурге, Стокгольме, Париже или Лондоне. Магазины ИКЕА в Новосибирске, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону не отличаются от московских или петербургских. Разницу можно обнаружить только в потребительских предпочтениях. Так, например, в Германии и Великобритании лидеры продаж − гардеробы, в России необычайно популярны диван-кровати. Можно также говорить о несхожести предпочтений покупателей в разных городах России: в Москве активнее продаются диван-кровати, а в Санкт-Петербурге и Казани − кухни и посуда. Конечно же, мы учитываем реальные потребности жителей не только отдельного города, но даже близлежащего района. Помимо того, что ИКЕА предлагает одинаковый ассортимент во всех своих магазинах, дает возможность закупать товары в огромных объемах по низкой цене. В результате больше людей имеют возможность их приобрести − и мы получаем очередной стимул для наращивания объемов закупок», − отмечает Оксана Белайчук.

«Открывая в 2006 году второй магазин ИКЕА в Петербурге − „ИКЕА Парнас“, мы провели серьезное исследование, для того чтобы узнать, в каких квартирах живут жители близлежащего района, какая в них планировка, как жители используют подсобные помещения, лоджии и балконы. В итоге все интерьеры магазина „ИКЕА Парнас“ созданы с учетом площадей реальных квартир (по сериям домов), планировок. А это значит, что тысячи петербуржцев могут почерпнуть множество идей, как задействовать каждый сантиметр жилой площади и сделать свой дом, будь это просторная, из нескольких комнат квартира или всего лишь небольшая, ещё более уютным и функциональным», − говорит г-жа Белайчук.

Мебель марки ИКЕА доставляется в магазины в компактном виде, что, по словам представителей шведской компании, заметно уменьшает логистические издержки и к тому же снижает цену товара. «Большие объемы в сочетании с плоскими упаковками помогают ИКЕА экономично транспортировать товары от поставщиков через магазины покупателям. Нам не приходится платить за перевозку и хранение воздуха. Кроме того, имея поставщиков в разных странах мира, мы заранее планируем цепь поставок наиболее эффективно, чтобы минимизировать расходы на складское хранение и распределение, а также транспортные расходы и вредное воздействие на окружающую среду», − подчеркивает Оксана Белайчук. Компании также не приходится тратиться на доставку товаров покупателям − обычно покупатели сами забирают покупки со склада.

На стоимость товаров в магазинах ИКЕА влияет и их расположение. Как правило, все торговые точки шведской компании находятся за городом, где стоимость аренды помещений гораздо ниже, чем в черте города.

Высокие требования

Основную часть продукции под маркой ИКЕА изготавливают компании-партнеры. Шведская компания работает с 1380 поставщиками в 54 странах мира. Собственных фабрик (они выделены в отдельное подразделение, которое называется «Сведвуд») гораздо меньше − 49. Они расположены в 11 странах мира. Г-жа Белайчук отмечает: «Близость к источникам сырья, к рынкам сбыта, уровень развития транспортной инфраструктуры, производственная культура, способная обеспечить необходимое качество и конкурентоспособную цену, − все эти факторы непременно учитываются при планировании производства и цепи поставок наших товаров. Некоторые наши поставщики имеют предприятия полного цикла − от собственной лесозаготовки до конечного производства продукции».

В ИКЕА отмечают, что дают определенные рекомендации, связанные с процессом производства, компаниям-партнерам, однако окончательное решение, как делать мебель, поставщики принимают сами. «Компания стремится к сотрудничеству с теми, кто заинтересован в построении хорошо управляемого и эффективного производства, а не в скорейшем извлечении прибыли. Поэтому контракт с ИКЕА должен стать для предприятия поводом засучить рукава и активно включиться в работу по постоянной оптимизации производства. Когда мы говорим о том, что сначала создаем ценник, имеется в виду, что изготовление товаров во многом определяется производственными и технологическими возможностями. Забота о снижении себестоимости является обязательным условием на любом этапе, начиная с создания эскиза будущего товара. Поэтому наших дизайнеров и разработчиков ассортимента можно часто увидеть в заводских цехах, где они вместе с производителем создают новый товар. ИКЕА имеет возможность закупать хорошее сырье по выгодным ценам, выигрывая за счет больших объемов. Однако наиболее полно сырьевой потенциал можно использовать, лишь работая в тесном контакте с производителями. Для нас важно, чтобы предприятие обеспечивало поставки продукции в соответствии с условиями договора, чтобы продукция удовлетворяла всем нашим нормам качества. Поставщик также должен выполнять положения IWAY − специального свода требований ИКЕА к организации производственного цикла. IWAY включает в себя как экологические, так и социальные нормы», − отмечает Оксана Белайчук.

Требования к поставщикам ИКЕА предъявляет очень высокие − по словам представителей шведской компании, согласование всех деталей производства порой занимает несколько месяцев. «От наших поставщиков мы ожидаем соответствия довольно высоким требованиям. Нам нужно понять, откуда партнер берет сырье, какого качества древесина, как обработана. Мы проверяем его поставщиков, смотрим, как обстоят дела с соблюдением экологических норм, не используется ли детский труд, и т. д. Переговоры и проверки занимают от трех до шести месяцев. В дальнейшем мы проводим сертификацию наших поставщиков на соответствие экологическим и социальным стандартам ИКЕА. Если поставщик, предлагая свои услуги компании, не в состоянии незамедлительно выполнить предъявляемые требования, то ИКЕА совместно с ним разрабатывает план помощи. Максимальный срок, за который поставщик должен добиться соответствия стандартам ИКЕА, составляет 24 месяца. Требования компании распространяются на всех поставщиков, вне зависимости от их региональной принадлежности», − подчеркивает Оксана Белайчук.

У ИКЕА также есть собственные производственные мощности, включая лесозаготовку. В компании отмечают, что на всех предприятиях подразделения «Сведвуд» применяются современные технологии производства. Они позволяют снизить затраты на производство, обеспечивая низкую цену продукции на выходе. Особое внимание в шведской компании обращают на экологичность производства.

В компании ищут новые наиболее эффективные способы производства мебели. Например, могут применяться разные способы распиловки бревна с целью оптимизации использования древесины для производства различных видов мебели. Кроме того, в ИКЕА стараются максимально использовать древесину, в том числе и то, что обычно считается отходами. Также применяют различные виды комбинированных материалов, например board-on-frame.

В производстве мебели компания использует в основном древесину (сосна, береза и бук). «Она относится к восстановимым ресурсам, легко разлагается и пригодна для вторичной переработки. Долгосрочная цель ИКЕА − применение древесины, полученной в соответствии со стандартами экологически ответственного лесоуправления. В настоящее время единственной такой системой компания признает стандарт Лесного попечительского совета (FSC). Лесной попечительский совет занимается маркировкой продукции из древесины, гарантируя, что сырье получено из лесов с экологически эффективной системой управления. Такую оценку производят сертифицированные FSC аудиторы. Реальность такова, что не все поставщики ИКЕА могут соответствовать этому стандарту», − отмечает Оксана Белайчук.

Шведская компания создала систему пошагового перехода к стандартам FSC. ИКЕА также помогает своим поставщикам внедрять стандарты устойчивого лесопользования. Контролем за соответствием поставщиков стандартам лесопользования занимаются лесные аудиторы компании − они ежегодно собирают информацию о древесине, используемой для нужд компании, и подтверждают её происхождение. Поставщики ИКЕА проходят проверку не реже чем раз в два года. Выборочно проверяются также и «нижние уровни поставок», то есть фирмы, которые снабжают сырьем поставщиков шведской компании. На устранение выявленных недостатков предприятиям дается три месяца.

В ИКЕА отмечают, что требования компании зачастую более жесткие, чем предполагает отечественное законодательство по лесопользованию. Так, в России не все малонарушенные леса охраняемые. Несмотря на это, компания не принимает в свою торговую сеть продукцию, сделанную из древесины, заготовленной в таких лесах.

Особый интерес

В ИКЕА декларируют, что компания является стратегическим и долгосрочным инвестором и намерена развивать все направления своего бизнеса в России. Сейчас ведется строительство новых семейных торговых центров «МЕГА» в Самаре, Омске и Уфе.

Сегодня в нашей стране шведы сотрудничают с сотней поставщиков. Однако руководство ИКЕА заявляет, что компания по-прежнему заинтересована в расширении сотрудничества с российскими производителями. Более того, шведы активно ищут в России фирмы, которые могли бы стать поставщиками. Приоритетными направлениями являются массив березы и сосны, а также текстиль и продукция из стекла, металла и пластика.

Собственных производственных мощностей в РФ у шведов пока немного. В Тихвинском районе Ленинградской области построены первые производственные мощности ИКЕА в России − лесопильный завод и фабрика «Сведвуд», которая с 2002 года выпускает компоненты мебели. В 2006 году начали работать фабрики в Солнечногорском районе Московской области и г. Тихвине. С 2007 года в Карелии (г. Костомукша) работают лесозавод и фабрика по производству комплектующих для мебели.

Однако ИКЕА намеревается увеличить число собственных предприятий в России. «Компания ведет переговоры с руководством ряда регионов России, в том числе Тюменской и Свердловской областей, о возможном строительстве лесопильного производства с перспективой его дальнейшего развития до мебельной фабрики. Планируемая мощность такого производства − до 150 тыс. м клеевого щита в год. Ориентировочный объем инвестиций может составить до 40 млн евро. Выбирая регион для строительства лесоперерабатывающего завода, мы руководствуемся тремя необходимыми условиями: существованием лесосырьевой базы, наличием земельного участка и необходимой инфраструктуры, а также возможностью реализации побочной продукции производства», − говорит Оксана Белайчук.

Важным фактором, объясняющим особый интерес шведской компании к России, является и то, что существенную долю ассортимента ИКЕА составляет мебель из березы и сосны. А, как известно, береза и сосна − самые распространенные виды древесины в нашей стране. По мнению представителей компании, в условиях кризиса сотрудничество с ИКЕА может стать для российских предприятий-поставщиков своего рода гарантом стабильности, поскольку ИКЕА заказывает продукцию на годы вперед, гарантированно забирает заказ в полном объеме и производит оплату в течение месяца. Таким образом, поставщики могут грамотно планировать свое производство и оптимизировать финансовые потоки.

Милана ЧЕЛПАНОВА