Тема страницы

Банковские кредиты и лизинг как источники финансирования ЛПК

Любое предприятие для поддержания текущей деятельности нуждается в финансировании. Но еще в большей степени это необходимо для его развития. Несмотря на то что кризис ликвидности на международных финансовых рынках, последствия которого до сих пор в мировом масштабе не преодолены, сказался на условиях предоставления кредитов и в России (с осени прошлого года межбанковская ставка по кредитам увеличилась в среднем на 2 %), эта отрасль финансового рынка продолжает развиваться. Стремительно развивается и лизинг, предлагающий бизнесменам весомые преимущества по сравнению с обычным кредитованием в случае приобретения оборудования. Предприятия лесопромышленного комплекса не остаются в стороне от общего процесса. Однако в кредитовании именно ЛПК имеется ряд проблем, о которых нам и хотелось бы поговорить с нашими читателями.

Весьма характерно, что у российских банков и финансовых организаций программы кредитования предприятий ЛПК если и существуют, не предполагают каких-то особых условий. Например, программа кредитования ЛПК на 2004-2006 годы имелась у банка ВТБ, но эта программа не была чем-то выдающимся среди других отраслевых программ банка того периода. Никаких специальных условий для предприятий ЛПК не существовало (и сегодня нет). То есть можно о ней говорить как о внутрибанковском бизнес-плане по отрасли, не более того. Аналогичная ситуация и с лизинговыми компаниями. По словам Алексея Биркина, главного советника генерального директора ОАО «ВТБ-Лизинг», в портфеле «ВТБ-Лизинг» операции с ЛПК составляют не более 1 %.

Говоря о ЛПК в целом, не будем забывать, что речь идет о таких разных отраслях, как лесозаготовка, деревообработка, целлюлозно-бумажная, мебельная промышленность и т. д. В целом операции с предприятиями ЛПК, по словам главного советника генерального директора ОАО «ВТБ-Лизинг», относятся к зоне умеренного риска. «В банке ВТБ наибольшую долю занимают операции с ЦБП, - отмечает Алексей Биркин, - поскольку именно предприятия ЦБП являются лидерами ЛПК РФ и имеют самые капиталоемкие программы реконструкции/нового строительства и соответственно самые высокие потребности в привлечении финансирования».

Представляется, что критерием лидерства в данном случае для банкиров являются огромные оборотные средства ЦБК, некоторые из которых тем не менее до сих пор убыточны. Поскольку размер выдаваемого кредита зачастую увязан с оборотом кредитуемой компании, ЦБК имеют больше шансов получить значительные кредиты, недоступные для других предприятий ЛПК.

Пожалуй, наибольшие сложности с финансированием имеют предприятия лесозаготовительной отрасли. Так, по словам Жанны Южаниной, начальника отдела лизинга оборудования компании «Номос-лизинг», объем финансирования предприятий лесозаготовительной отрасли по Ленинградской области незначителен. Предметом лизинга для таких предприятий являются форвардеры, харвестеры и лесопилки. Зато предприятия деревообработки занимают значительную долю в общем объеме лизингового портфеля. «Мы считаем это направление очень перспективным, - говорит Жанна Южанина. - Причем в основном востребовано зарубежное оборудование. Российское оборудование если и приобретается, то в единичных случаях».

Еще более категоричен директор по развитию малого и среднего бизнеса Альфа-банка Чаба Зентаи: «Если речь идет о лесозаготовке, то с данным сегментом мы не работаем. Что касается деревообработки (лесопилки, производство мебели и строительных материалов), то таких клиентов мы кредитуем в рамках нашей стандартной программы кредитования».

Продавцы оборудования также отмечают диспропорцию в продажах оборудования в лизинг. «В 2007 году мы продали в лизинг деревообрабатывающим предприятиям и производителям мебели 287 станков на сумму около $8 млн, - говорит Альбина Исхакова, PR менеджер компании "Интервесп". - В нашей компании продажи в лизинг составляют примерно 15 % от общего числа продаж. лесозаготовительную технику компания "Интервесп" не продает, хотя такие планы у нас есть».

Нежелание банков и лизинговых компаний работать с лесозаготовителями объясняется просто. Риски для финансистов слишком велики. Техника, для приобретения которой изыскиваются средства, уходит в леса, а там с ней может случиться все что угодно, вплоть до полной потери в местных болотах. Другая причина - многочисленные препятствия, с которыми столкнулись лесозаготовители в связи со вступлением в силу нового Лесного кодекса и из-за которых во многих регионах РФ лесные участки попросту перестали сдавать в аренду.

Между тем именно лесозаготовители особенно остро нуждаются в финансировании. Во-первых, без финансирования не обойтись при решении самой болезненной для лесозаготовителей проблемы - строительства лесных дорог. Во-вторых, кредиты необходимы для приобретения техники - форвардеров и харвестеров. Сейчас в большинстве случаев лесозаготовители вынуждены задействовать около 30 человек, работающих вручную, на заготовку 100 тыс. м леса, в то время как при наличии всего одного форвардера и одного харвестера количество работников на те же самые 100 тыс. м можно сократить до пяти-шести человек.

Очевидно, что крупным стабильным предприятиям доступен более широкий круг финансовых инструментов: синдицированные кредиты (то есть кредиты, которые сразу несколько кредитных учреждений предоставляют одному заемщику), выход на рынок международных капиталов. Да и кредит в российских банках им получить легче, равно как и приобрести оборудование в лизинг. Но, по словам Алексея Биркина, «шансы приобрести оборудование в лизинг есть у финансово устойчивых компаний с прозрачной структурой, с ясным пониманием своего места в отрасли и пути развития. Вне зависимости от размера».

На уровне местных банков и их филиалов, а также региональных лизинговых компаний таким предпринимателям удается найти общий язык с финансистами. И доля кредитов предприятиям ЛПК, в том числе лесозаготовителям, может достигать двухзначных чисел в портфеле банков. К примеру, по словам заместителя управляющего филиалом «Лодейнопольский» Банка «Александровский» А. В. Лодыгиной, филиал кредитует как предприятия, занимающиеся лесозаготовкой и деревообработкой, так и индивидуальных предпринимателей - лесозаготовителей и переработчиков леса. Общий объем таких кредитов составляет около 10 % в кредитном портфеле филиала банка.

В ЛПК действует множество небольших и средних фирм. С учетом уровня развития отрасли запросы действующих предприятий ЛПК на кредиты и лизинговые операции в основном не превышают $2-5 млн. «Синдицированные кредиты, как правило, превышают сумму $50 млн. Выход на международные рынки капиталов имеет смысл при потребности в привлечении более $100 млн - в силу высокой стоимости организации такого финансирования. В российском ЛПК сегодня заемщиков такого уровня можно сосчитать по пальцам, - говорит Алексей Биркин. - Банки группы ВТБ принимают участие в синдицированных кредитах российским предприятиям ЛПК. Последний пример: в 2007 году «ВТБ Европа» (Лондон) выступил организатором синдицированного кредита в сумме 100 млн евро одному из лидеров российского ЛПК. Круг банков, участвующих в синдикациях, может быть очень широк и не ограничивается какими-либо искусственными условиями».

Согласно Оттавской конвенции, при приобретении оборудования в лизинг предприниматели должны страховать имущество, передаваемое в лизинг. Страхуются прежде всего предпринимательские риски и имущество, предоставляемое в лизинг. «Страхование имущества в лизинговых сделках - достаточно развитая отрасль, которая пользуется на рынке интересом со стороны всех участников лизинговой сделки, но страхование финансовых рисков, к сожалению, совсем не распространено», - обрисовывает ситуацию президент Северо-Западной лизинговой ассоциации Андрей Пушкарев. По данным ассоциации, около 95 % всех лизинговых сделок страхуется, отдельных данных по лизингу предприятиям ЛПК у ассоциации нет.

Государственная поддержка, точнее, ее отсутствие

Российское правительство постоянно возвращается к вопросу стимулирования развития ЛПК, обещая субсидировать часть процентной ставки по кредитам, но, по мнению многих лесопромышленников, большинство из заявленных проектов остается только на бумаге.

В рамках разрабатываемой Минпромэнерго стратегии развития отрасли до 2020 года необходимый объем инвестиций оценивается в $44 млрд. Недавно Минпромэнерго одобрило семь приоритетных проектов в ЛПК на общую сумму около $1 млрд. Предполагается, что с их инвесторами будут заключены договоры аренды без проведения аукционов, а стоимость лесопользования для них составит 50 % от минимальной ставки. Однако эту инициативу эксперты оценивают со скепсисом.

«У государства никакой системы поддержки ЛПК нет, в этом вопросе нет государственной инвестиционной политики, - категорично заявляет Денис Соколов, исполнительный директор Лесопромышленной конфедерации Северо-Запада. - Инвестиционная привлекательность лесозаготовительной отрасли ниже нуля. В 2007 году появилось положение о приоритетном инвестировании лесных проектов. Теперь говорится, что любой желающий может приобрести право на лесные вырубки за 50 % от минимальной стоимости без аукциона, в то время как раньше такое право получали только на аукционах. Но что это значит? Налицо конфликт интересов. Доступные и привлекательные участки уже разобраны по цене свыше минимальной стоимости, а приобретаться по заниженной стоимости будут участки, зачастую разбросанные по лоскутному принципу. Приобретая их за 50 % от минимальной стоимости, но в большом количестве, новые хозяева рано или поздно начнут претендовать на те участки, которые уже арендованы. Особенно если их поддержат местные власти, заинтересованные в крупных инвесторах». Столь же скептически Денис Соколов относится к недавней инициативе Председателя Правительства РФ Виктора Зубкова выделить 1 млрд рублей на строительство лесных дорог: «Строительство одной развязки на МКАД стоит 6-7 млрд рублей, 1 млрд рублей на строительство лесных дорог - это капля в море. Да и не секрет, что разговоры о выделении то 500 млн рублей, то миллиарда ведутся давно, но фактически деньги не выделяются».

Никаких дополнительных гарантий кредитующим лесопромышленников финансовым организациям государство также не предоставляет. «Гарантий федеральных органов не было, - комментирует ситуацию Алексей Биркин. - Обсуждались и обсуждаются кредиты бизнесу под гарантию региональных бюджетов. Здесь все зависит от желания региона давать кому-либо такую гарантию. Такие прецеденты были, в частности, в Пермском крае».

Так что пока без особой поддержки федеральных и региональных властей предприниматели и финансовые организации ищут и находят формы взаимовыгодного партнерства, которое предприятиям ЛПК насущно необходимо. Изношенность техники и основных фондов, неразвитая инфраструктура, недостаточность производственных мощностей, фрагментарность отрасли со всеми вытекающими отсюда следствиями - все эти проблемы остро требуют финансов для своего решения, но и являются одной из причин того, что банки и финансовые организации не спешат создавать особые условия работы для лесопромышленников.

Алексей ВОРОПАЕВ