Тема страницы

Метаморфозы древесного кружева

Рубрика Эксклюзив/Детали

Искусство резьбы по дереву - одно из древнейших на Земле. Неразрывная связь между человеком и природой воплощается в объектах материальной культуры, изготовленных руками мастеров из самых разнообразных и удивительных природных материалов. Чего только не используют талантливые народные умельцы и художники для создания прекрасных изделий: различные виды горных пород, растения и плоды, песок, шкуры животных, раковины, бамбук... И все же ближе всего человеку дерево, уникальные свойства которого дают рождение творениям, способным не только радовать глаз, но и одухотворять и излечивать человеческое сердце. В сакральном пространстве магических действий, обрядов и ритуалов идейным обоснованием орнаментики деревянных скульптур, барельефов и статуэток служили древние культурные архетипы: вселенское мировое древо и священные воды; мать-прародительница (вселенское женское начало), связанная с культом плодородия; круг, солнце и колесо (круговорот созидания и разрушения Вселенной); священные животные, рыбы и птицы. Художественный способ обработки дерева и сейчас в ряде случаев сохраняет свои ритуальные функции, являясь одним из базовых факторов становления и развития материальной и духовной культуры.

Резьба по дереву - одно из базовых направлений этнического искусства, и в каждой культуре имеет ряд важнейших технических и семиотических особенностей. Кроме бытовых предметов из нашей обыденной жизни (посуды, инструмента), а также обуви, одежды и других аксессуаров, различные техники и стили резьбы используются в архитектуре и мебельной промышленности (зачастую как элементы декора), в интерьере и при изготовлении орудий труда, ткацких станков, игрушек и музыкальных инструментов. Специальное символическое значение резьба по дереву приобретает в религиозной архитектуре при орнаментировании погребальных конструкций и храмов (буддийских ступ). В художественной резьбе используют древесину мягких (липа, осина, тополь, ольха и др.) и твердых (береза, клен, бук, самшит, яблоня, груша) пород. Поскольку существует множество технических приемов, формирующих ту или иную разновидность резьбы, и, как следствие, ее региональные особенности, современную классификацию принято считать условной. То же самое касается терминологии. Методы и научные трактовки этого вида художественной обработки древесины комбинируются: чем больше уровней заключает в себе синтез технических приемов, используемых резчиком, тем больший символизм приобретает готовый предмет искусства. При этом сразу следует оговорить, что есть много совершенно уникальных авторских техник, которые не поддаются общей классификации в принципе. Тем не менее стоит попытаться выделить ключевые положения, лежащие в основе данной классификации: плоскостность и объемность; использование одного или группы определенных инструментов (пила, стамеска, лобзик, резец, долото, нож (нож-косяк), напильник, тиски, надфиль и др.); ритмичность и тип орнамента (прорезной - непрорезной, традиционный (классический геометрический, зооморфный, растительный, мифологический, антропоморфный и др.) или нетрадиционный (абстрактный)); игра светотени. Несмотря на существующие теоретические сложности определения ключевых понятий, условно принято сегментировать данную сферу декоративно-прикладного искусства на пять основных типов, которые мы рассмотрим более детально.

Ажурная резьба

Сквозная (ажурная) резьба используется при изготовлении объемного изображения на плоских деревянных досках путем сквозного выпиливания или вырезания окружающего фона. В зависимости от инструмента ажурную резьбу подразделяют на прорезную (стамеска и резец) и пропильную (пила и лобзик). Часто прорезную резьбу отождествляют с ажурной. Запиливание по заранее изготовленному эскизу делается лобзиком или тонкой выкружной пилой. Готовый ажурный узор прорезается до необходимых завершающих очертаний ножом или стамеской.

По характеру вырезов этот тип резьбы чрезвычайно разнообразен, вариаций может быть столько же, сколько существует видов кружев на Руси. Для того чтобы защитить внешние элементы декора строения - пышные фронтоны и наличники, карнизы, балконные ограждения - используют заваленный вырез. Огромное значение для этого типа резьбы имеет орнамент, то есть сам рисунок древесного кружева, в которое искусно вплетены животные и птицы (характерно отдельное изображение птичьих голов, лебедей и гусей), растения (в особенности, цветы), мифологические персонажи из русских сказок и древнеславянские геометрические символы (круги, звезды, кресты, колеса). Не менее важно для техники прорезной резьбы правильно использовать светотень. Объемность изображения позволяет распределять свет и тень так, что текстура древесины приобретает дополнительные оттенки. Этот принцип особенно важен при изготовлении зооморфных и антропоморфных изображений. Он позволяет вдохнуть жизнь в древесное кружево и отобразить мимику и эмоции персонажей с удивительной точностью и легкостью. Наиболее широко сквозная резьба использовалась на Руси в Верхнем Поволжье и Восточной Сибири при украшении многоярусных конструкций, причелин, подзоров или наверший. При изготовлении небольших изделий и декорировании мебели традиционно выбирают древесину лиственных пород: липу, березу, осину; в архитектуре предпочтительнее работать с лиственницей и сосной.

В рамках ажурной резьбы иногда выделяют накладную, составленную из резных фигур с контурными и сквозными прорезями, в которых рисунок обработан только с лицевой стороны. Широко используется ажурная резьба и при изготовлении изделий из кости, ганча и терракоты.

Плосковыемчатая резьба

Суть этого способа художественной обработки отображена в названии. Объемный орнамент прорезается в глубь плоскости древесины, служащей фоном, то есть узор как бы утоплен в дереве. Выемки, образованные контурами рисунка, могут иметь самую разную геометрическую форму (треугольную, квадратную, многогранную) и расположение относительно фона. Низшие точки рельефа расположены ниже общего фонового уровня, верхние - на одном уровне с ним. Плосковыемчатую резьбу условно подразделяют на геометрический и контурный подвиды.

Геометрическая резьба

Геометрическая резьба выполняется путем глубокой прорезки двух-, трех- и четырехгранных выемок в древесине так, что элементы орнамента приобретают строгую геометрическую форму (в народном искусстве наиболее распространены сколыши и треугольники) и, таким образом, составляют композицию. Для исполнения геометрической резьбы используют косой («косячок») или сапожный ножи. Традиционно на Руси геометрической (а также плоскорельефной) резьбой покрывались прялки, вальки, рубели, ковши, скобкари, ендовы, солоницы, совки, шкафчики, ступы, трепала. Виды геометрических орнаментов, носивших изначально культовый характер, со временем утрачивают смысловую глубину и в первую очередь формируются исходя из ритмичности компонентов рисунка: «Популярность геометрической резьбы у крестьянских ремесленников объяснялась еще и тем, что она как бы совпадала с замедленным темпом жизни крестьян, существовавших в круговороте природы с постоянной сменой времен года и разных видов сельскохозяйственных работ. Темп их жизни совпадал с орнаментальным ритмом и нашел свое выражение в неизменно равномерном заполнении поверхности изделий узорами и мотивами из растительного и животного мира».

В основе трехгранно-выемчатой и ногтевидной (скобчатой) геометрической резьбы лежит специфика формы прорезанных в древесной плоскости фигур. В первом случае мастер «углубляет» в плоскость древесины трехгранную пирамидку, во втором - «ноготок», полукруглое углубление, наносимое с помощью специальной стамески. Комбинации «ноготков» и пирамидок формируют более сложные декоративные узоры. Разумеется, при исполнении фигур возможны вариации в соответствии с региональными особенностями.

К примеру, в бурятском народном искусстве резьбы по дереву, во многом аналогичной монгольской, вырезается геометрический орнамент, формы которого имеют в своей основе треугольные, конические или квадратные пирамидки и стреловидные или полулунные углубления.

В формировании орнамента могут также использоваться трапеции, прямоугольники, квадраты, ромбы и эллипсы.

Контурная резьба

По сути, контурная резьба отличается от геометрической ярко выраженным динамическим характером изображения, сформированного из резких линий и двугранных выемок различной конфигурации. А также набором используемых инструментов (отлогие стамески, клюкарзы, стамески-косяки, полукруглые стамески, резаки и косяки под разными углами заточки). Контурная резьба подразумевает символический выбор мастера в пользу растительного или зооморфного орнаментирования, которое эффективно практикуется при изготовлении декоративных панно.

Рельефная (плоскорельефная) резьба

Рельефная резьба, наряду с плосковыемчатой, относится к глухому типу резьбы. Формы и контуры, составляющие изображение, полностью врезаны в плоскость рабочего полотна. Исходя из уровня высоты рельефа по отношению к фону различают завальный, барельефный и горельефный подвиды резьбы или резьбу с подушечным и подобранным (выбранным) фонами. Резьба с подушечным фоном (разновидность завальной или заоваленной резьбы) означает полное слияние плоскости с изображением, которое исполняется в виде глубоких двугранных выемок, кромки которых сильно закруглены (заовалены). Резьбу с выбранным фоном отличает более низкий уровень высоты изображения по отношению к фону.

Принципы рельефной резьбы при изготовлении деревянных изделий были детально разработаны группой мастеров и художников Кудринской школы, основоположниками которой считаются Е.Д. Поленова и В.П. Ворносков, а также другие художники Абрамцевского кружка, организовавшие в усадьбе С.И. Мамонтова в 1882 году столярно-резчицкую мастерскую, в которой обучались резчики из окрестных сел: Хотькова, Ахтырки, Кудрина и Мутовки. Кудринский стиль отличает специфика орнаментальной резьбы, синтезирующая плоскорельефную и геометрическую.

Благодаря этому искусному сочетанию, а также тщательно продуманной технике обработки самой древесной породы с целью сохранения естественных тонов кудринские шкатулки, декоративные блюда и вазы, покрытые плавным и округлым растительным орнаментом, со временем стали классическим образцом для изготовления деревянных изделий по всей России.

Домовая резьба

Техника домовой резьбы синхронизирует и чередует все основные типы и стили художественной обработки древесины и потому может быть выделена в отдельное направление. С древнейших языческих времен элементы домовой резьбы использовались в архитектуре для внешнего украшения и ритуальной защиты жилищ.

Однако утверждение о том, что и по сей день символика домовой резьбы носит древний ритуальный характер и находится в смысловом соответствии с древними мифологическими образами природных стихий и божеств, пока требует более глубоких семиотических и культурологических исследований.

Скульптурная (объемная) резьба

Скульптурная резьба - один из наиболее древних и многоаспектных способов художественной обработки древесины. Она требует от мастера тонкого душевного взаимодействия с природным материалом, который в процессе творческой деятельности трансформируется в объемную скульптуру, не потеряв естественные природные оттенки и формы древесной породы.

Развитие скульптурной резьбы привело талантливых мастеров к разработке техники трехмерного объемного изображения, вырезанного из цельного куска дерева. Такие многоуровневые скульптурные рельефы наиболее часто используются при декорировании поверхностей предметов мебели (столов, тумб, трюмо, сундуков, ламп, спинок диванов и кроватей). В качестве либретто восточной орнаментике служат классические мифологические и литературные сюжеты (фрагменты из эпоса, классической драмы, поэм и философских доктринальных текстов). Таким образом, художественное изделие из дерева превращается в своеобразную книгу, которая может поведать нам о важнейших достижениях культуры и цивилизации. Действительно, времени для пристального изучения такого многоуровнего объемного изображения требуется не менее часа, что уж говорить о времени изготовления последнего, которое составляет от полугода до пяти, а то и до шести лет кропотливой ручной работы!

Цель создания деревянной скульптуры в контексте материального и духовного развития этнических культур - придать произведению искусства новый онтологический статус культового (ритуального) предмета, способного оказывать влияние на основные фазы развития любой культурной группы, выполняя не только эстетические и этические, но и магические функции.

Таким образом, ритуальное поклонение статуе Будды или языческому Перуну можно отождествить с культом почитания древесины - уникального природного материала, который, подвергнувшись художественной обработке, становится проводником человека в мир вселенской гармонии и сохраняет столь необходимый баланс между уровнем развития технологий и уровнем осознанности их использования на Земле.

Ольга ПУЗЕНКО