Лесозаготовка в Коми выходит на докризисный уровень
Лесозаготовительные предприятия Коми потихоньку выходят на докризисные объемы производства, однако по-прежнему рискуют стать убыточными. Об этом заявил на прошедшем в Сыктывкаре совещании руководителей отраслевых компаний председатель Союза лесопромышленников Коми Владимир Бондаренко.
По словам главы союза, по итогам прошлого года стабилизировались объемы заготовки необработанной − балансовой − древесины. Предприятия республики заготовили 5,5 млн кубометров «баланса» − на 230 тыс. кубов больше, чем в 2009 году. Между тем на базах скопилось, по определению Владимира Бондаренко, колоссальное количество нереализованного «баланса» − 1,3 млн кубов.
Как отметил председатель союза, произошло как снижение, так и увеличение объемов выпуска отдельных видов продукции. Снизилось производство пиломатериалов и древесных плит. Пиломатериалов произведено 670 тыс. кубометров − на 10% меньше по сравнению с 2009 годом, древесных плит − 10,8 млн условных квадратных метров (минус 16%). При этом увеличился выпуск фанеры − 391 тыс. кубометров (126%), плит НДФ − 76,5 тыс. кубов (166%) и целлюлозно-бумажной продукции − 897 тыс. тонн (102%). Владимир Бондаренко особо отметил Жешартский и Сыктывкарский фанерные комбинаты, объемы производства которых достигли докризисного уровня.
С другой стороны, продолжает ухудшаться положение малых предприятий лесной сферы. Они заготовили 948 тыс. кубометров балансовой древесины (на 26% меньше, чем год назад) и произвели 141 тыс. кубов пиломатериалов (снижение на 20%). По сравнению же с 2007 годом заготовка и переработка сократились соответственно на 1,2 млн и 269 тыс. кубов.
Проблемы малых предприятий привели к потере 2,5 тыс. рабочих мест в лесозаготовке и 1 тыс. − в лесопилении.
Владимир Бондаренко обозначил несколько наиболее важных проблем, мешающих развитию отрасли. Первой он назвал резкий рост цен на дизельное топливо, которое с октября прошлого года подорожало более чем на 30%. У компаний лесного комплекса традиционно высока доля топливных расходов в себестоимости продукции, и при таких ценах на горючее предприятия, по словам главы союза, неизбежно столкнутся с убытками.
Сложности возникают также с дисбалансом на рынке необработанной древесины и с железнодорожными перевозками. Созданным грузовым компаниям, которым в ходе реформы РЖД достались подъездные составы, зачастую невыгодно заниматься доставкой древесины в заявленных объемах. К тому же у частных перевозчиков выше тарифы.
Еще одна проблема, отметил Владимир Бондаренко, связана с предполагаемым ограничением проезда грузового транспорта по улицам Сыктывкара.
Председатель союза предложил обратиться к правительству республики за содействием в сдерживании цен на дизельное топливо.
− Я, конечно, понимаю, что это проблема федерального уровня, но нам просто не к кому больше обратиться, − обосновал свою мысль Владимир Бондаренко.
Этим вопросом, впрочем, уже заинтересовалось республиканское Управление Федеральной антимонопольной службы, которое провело свою проверку и направило материалы в головную структуру.
От правительства Коми лесопромышленники ожидают также принятия целевых программ по поддержке трудовой занятости на селе. Еще одно обращение они планируют направить руководству Сосногорского отделения железной дороги − с просьбой пойти навстречу в вопросах грузовых перевозок.
Выступивший после Владимира Бондаренко заместитель министра промышленности и энергетики Коми Александр Гибеж вкратце тоже обрисовал отраслевые проблемы − от не самых высоких зарплат и отдаленности еще не распределенных пригодных для вырубки участков до недостаточного количества лесных дорог, нехватки специалистов и низкого развития глубокой переработки. По словам Александра Гибежа, 85% древесины перерабатывается в Сыктывкаре, в то время как подобные производства нужно открывать в удаленных районах.
Заместитель министра заверил собравшихся, что правительство республики будет поддерживать лесозаготовителей, и рассказал о ряде проектов в лесопереработке. В частности, сейчас совместно с «Коми тепловой компанией» разрабатывается возможность перевода ряда котельных − например, в селе Объячево − с мазута на отходы древесины. Это позволит убить двух зайцев − сократить расходы на тепловую энергию и найти эффективное применение остаткам переработки древесины.
Заместитель генерального директора компании «Лузалес» Андрей Пийр тоже поднял проблему цен и дефицита дизельного топлива.
− Несмотря на наши заявки, уже вторые сутки топлива нет! Мы вынуждены договариваться о поставках с Архангельской областью. И при этом нефтяники обвиняют в создании дефицита топлива нас, лесников! − развел руками Пийр.
Заместитель гендиректора посетовал также на нехватку вагонов для транспортировки продукции и задолженность по возмещению затрат на тушение лесных пожаров. Впрочем, Андрей Пийр нашел и повод для приятных эмоций: по расчетам компании, может повыситься спрос на балансовую древесину.