Иркутские экологи разоблачили Селенгинский ЦКК
Экологи бьют тревогу − никакого замкнутого цикла на комбинате нет. Есть лишь имитация оборотного водоснабжения.
Это сенсационное заключение, которое разоблачает одно из крупнейших предприятий республики. Между тем в апреле 2011 года Селенгинский ЦКК стал победителем всероссийского конкурса «Лучшие российские предприятия» в номинации «Экологическая ответственность»…
Комбинат принадлежит ООО «ЛПК Континенталь Менеджмент», входящему в группу «Базовый Элемент» Олега Дерипаски. Восточно-Байкальская природоохранная прокуратура подала иск в суд на предприятие. В нем более 20 требований. В частности, прокуратура требует принудить построить новый отстойник для отходов. Однако руководство предприятия отказывается, уверяя, что это очень затратно. По их мнению, легче закрыть комбинат.
В 1991 году было официально провозглашено, что Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат переходит на замкнутый цикл водоснабжения. Считалось, что это чуть ли не единственный в мире ЦКК, который работает по бессточной схеме в условиях замкнутого водооборота.
А месяц назад экологи неформальной общественной организации «Байкальское движение» из Иркутска развенчали миф о безопасной деятельности предприятия. Они уверены, что это грозит большими проблемами для экологии Байкала. «Началось с того, что в \"Байкальское движение\" приехал бывший житель Кабанского района и сообщил, что он может показать трубу, из которой сточные воды СЦКК отводятся и сбрасываются без какой бы то ни было очистки прямо в Селенгу», − написали экологи в своем обращении.
«Байкальское движение» направило своих общественников в Кабанский район. Они увидели, что отработанная жижа с комбината поступает в карты-накопители.
− Карты-накопители − это искусственно возведённые насыпи. Ложем этих отстойников является естественный грунт. В него концентрированная жижа с комбината, частично испаряясь, легко дренирует, достигая по водоносным слоям русла Селенги, в четырех километрах оттуда, − рассказал Вячеслав Иванов, член НОО «Байкальское движение».
Их насторожило состояние задвижек на возвратной насосной станции, которая должна подавать воду обратно на комбинат. Они усомнились в том, что этот процесс вообще происходит.
− Беседы с дежурным механиком насосной станции подтвердили сомнения, − говорят экологи.
Они заверяют, что их позицию можно доказать, если сопоставить данные по расходу электроэнергии на двух насосных станциях. В качестве своих доводов они приводят жалобы местных жителей, которые уверены, что проблемы с рыбой и бормашем на Селенгинском мелководье возникли из-за выбросов ЦКК. А жители деревень Елань и Брянск стали жаловаться на качество питьевой воды. Экологи отметили старания коллег из Бурятии, которые также обеспокоены состоянием воды в окрестностях комбината. В ежегодном государственном докладе «О состоянии озера Байкал и мерах по его охране в 2008 году» зафиксировано ухудшение качества воды во всех створах наблюдений и признано соответствующим 3А классу, потому что снимки дельты Селенги из космоса указали на серьёзные загрязнения грунтовых вод.
Все двадцать лет руководству комбината удавалось вводить в заблуждение многочисленных проверяющих, уверены экологи из Иркутска. По их мнению, это стало возможно, потому что представители контролирующих и надзорных организаций «ограничивались лишь проверкой документации, заседая всё время, отведённое на проверку, в кабинетах начальства. Особенно если там им оказывают очень тёплый приём».
− Селенгинский ЦКК до сих пор считается единственным в мире целлюлозным производством, работающим по замкнутой системе водопользования. А если на нём замкнутый цикл водопользования является фикцией, то выходит, что в мире вообще не существует ни одного такого предприятия, − утверждают они.