Партнеры журнала:

Тема страницы

Леса уходят в аренду

Леса Нижегородской области занимают около 4 млн га, или 53% всей территории области. По данным на 1 января 2010 года, площадь земель лесного фонда составляет 3805,6 тыс. га. Общий запас древесины − 558,6 млн м3. Хвойные насаждения занимают 50,6% площади всех лесов области, мягколиственные − 47,5%, твердолиственные − 1,9%.

О настоящем и будущем лесного хозяйства региона нашему корреспонденту Евгении Чабак рассказывает министр экологии и природных ресурсов Нижегородской области Юрий Гагарин.

Рис. 1. Возрастная структура лесов Нижегородской области

Рис. 2. Динамика заготовки древесины различными категориями лесопользователей в Нижегородской области

Рис. 3. Динамика передачи в аренду лесных участков в Нижегородской области

Рисунки смотрите в PDF-версии журнала

− Юрий Николаевич, чем леса Нижегородской области выгодно отличаются от лесов других регионов России?

Юрий Гагарин

− Прежде всего необходимо отметить транспортную доступность лесов. В Нижегородской области хорошо развита сеть дорог, в том числе лесных, что благоприятно сказывается на лесопользовании. Протяженность лесовозных дорог в лесничествах составляет 27,4 тыс. км, из которых 2,8 тыс. км с твердым покрытием. А 18,2 тыс. км дорог действуют круглогодично. Правда, надо признать, что от лесничества к лесничеству ситуация серьезно различается. Например, Воскресенское лесничество имеет 1990 км дорог, а Нижегородское − лишь 108 км, то есть в 18,4 раза меньше.

Нижегородская область − уникальный регион, в котором представлены практически все природные зоны европейской части Российской Федерации: лесостепная, таежная, зона смешанных и хвойно-широколиственных лесов. Здесь насчитывается множество древесных пород, произрастающих в естественных границах своего ареала: клен, липа, лиственница, ясень, вяз и др.

Благоприятные климатические условия обеспечивают высокий прирост лесных насаждений и позволяют получать высококачественную древесину.

В области также развивается использование лесов для рекреационной деятельности. В этих целях в 2009 году передано в аренду 36 лесных участков общей площадью 108 га. По состоянию на 1 января 2010 года в аренде находится 196 таких участков общей площадью 596 га.

− Каковы основные задачи лесного хозяйства области на ближайшее время?

− Динамика распределения насаждений по классам возраста показывает накопление спелых и перестойных мягколиственных насаждений. Одна из наших основных задач на ближайшую перспективу состоит в достижении более равномерного распределения насаждений по классам возраста.

В 2008 году утвержден лесной план Нижегородской области и лесохозяйственные регламенты всех 36 районных лесничеств. Они разработаны ФГУП «Поволжский леспроект» с привлечением в качестве международных экспертов специалистов финского центра развития лесного хозяйства TAPIO. Это позволило внедрить скандинавские методы в лесное хозяйство Нижегородской области, а также увеличить допустимый объем изъятия с 5915,5 до 7594,3 тыс. м3.

− Где готовят молодых специалистов для лесопромышленного комплекса Нижегородской области?

− В Марийском государственном техническом университете (г. Йошкар-Ола) и Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии (г. Нижний Новгород).

Специалистов со средним образованием выпускает Краснобаковский лесхозтехникум. Ежегодно во Всероссийском институте повышения квалификации лесного хозяйства проходят профессиональную переподготовку более 30 человек.

− Как обстоят дела с арендой лесных участков?

− В 2009 году Минприроды было сформировано и передано в аренду для заготовки древесины 62 лесных участка площадью 635,9 тыс. га с объемом пользования 1454,8 тыс. м3. Для сравнения: в 2008 году было передано в аренду 26 лесных участков общей площадью 423,5 тыс. га с объемом заготовки древесины 838,4 тыс. м3.

Ускорение процессов передачи в аренду лесных участков явилось ответной реакцией Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области на отмену Федеральным законом от 14 марта 2009 года № 32-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» аукционов по продаже прав на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений. В результате пересмотрены принципы формирования лесных участков для передачи в аренду. Лесные участки стали формировать меньших размеров и в границах участковых лесничеств. Такой подход позволил привлечь в лесной сектор предприятия малого и среднего бизнеса, повысил их активность на аукционах.

Всего на территории области в аренде находятся 2,012 млн га лесов с общим объемом заготовки древесины 3,8 млн м3, или 58% запаса эксплуатационных лесов области.

В 2010 году планируется передать в аренду оставшиеся площади эксплуатационных лесов. Для этого формируется 410 тыс. га лесных участков с установленным объемом заготовки древесины более 900 тыс. м3.

Для обеспечения древесиной субъектов малого предпринимательства и удовлетворения муниципальных нужд принят закон Нижегородской области от 5 июня 2009 года № 71-З «Об исключительных случаях заготовки лесных ресурсов на основании договоров купли-продажи». С его принятием органы местного самоуправления получили право размещать муниципальные заказы на поставку древесины для муниципальных нужд. В результате лесничествами проведено более 100 аукционов. На торги выставлялись 753 тыс. м3 древесины, из которых было реализовано 335 тыс. м3, в том числе 77 тыс. м3 по муниципальным заказам.

В южных районах Нижегородской области (Бутурлинском, Гагинском, Михайловском) реализуется пилотный проект «Лесной фермер». В 2009 году в рамках проекта сформированы и переданы в аренду фермерским хозяйствам и сельскохозяйственным организациям небольшие участки площадью от 200 до 2 тыс. га. В проекте участвуют 33 юридических лица; общая площадь лесов, переданных в аренду, составляет 20,3 тыс. га. В случае успешной реализации проекта этот опыт будет распространен на всю область.

− Каков прогноз освоения лесного потенциала Нижегородской области на ближайшие годы?

− Мы планируем сохранить достигнутый показатель освоения расчетной лесосеки на прежнем уровне (2,8 млн м3) и даже увеличить до 3 млн м3. Впоследствии ожидаем более высоких темпов прироста этого показателя.

− Что изменилось за последнее время в воспроизводстве лесов?

− До принятия нового Лесного кодекса все работы по воспроизводству лесов в области выполняли государственные учреждения − лесхозы − по плану, установленному Рослесхозом, и за счет средств федерального бюджета. По сути, лесхозы были здесь монополистами.

Но в 2009 году в воспроизводство лесов по государственному заказу впервые включился бизнес. Теперь воспроизводством лесов занимаются арендаторы лесных участков. А на свободных от аренды площадях − исполнители контрактов по госзаказу. Это преобразованные в государственные предприятия бывшие лесхозы и сельхозпредприятия. Проводя работы по воспроизводству лесов, они одновременно получают возможность обеспечивать себя древесиной.

Согласно условиям договоров аренды лесных участков арендаторам компенсируются затраты на выполнение работ по воспроизводству лесов, если эти работы не являются следствием их деятельности. К примеру, в 2008 году компенсации составили 9 млн руб., в 2009-м − 6 млн руб.

За счет принимаемых правительством Нижегородской области мер по сокращению не покрытых лесом земель объем лесовосстановительных работ в лесном фонде региона в 2009-м по сравнению с 2006 годом увеличился на 23,7%, а объем посадки леса − на 25,6%. Если лесовосстановительные работы в 2006 году были проведены на площади 5,8 тыс. га, то в 2009-м на 7,4 тыс. га, соответственно, посадка леса была проведена на 3,2 тыс. га в 2006 году и на 4,3 тыс. га − в 2009-м.

− Говоря о лесах, нельзя обойти вниманием их охрану от пожаров…

− Своевременно проведенные профилактические мероприятия, обнаружение пожаров и оперативное реагирование позволили нам в 2009 году снизить среднюю площадь одного пожара на 30% по сравнению с предыдущими пятью годами. Всего же в прошлом году было зарегистрировано 619 лесных пожаров; пройденная огнем площадь − 586 га. Оперативность реагирования на лесные пожары повышается с каждым годом и сейчас составляет 87%.

Средний класс пожарной опасности лесов Нижегородской области составляет 2,8 (по пятибалльной шкале).

Хвойные, наиболее пожароопасные, насаждения занимают 51% общей площади лесов. В соответствии с принятой классификацией леса области отнесены к высокому классу пожарной опасности.

Впервые осенью 2008 года в качестве превентивных мер были организованы и проведены на конкурсной основе такие лесохозяйственные работы, как прокладка минерализованных полос, выжигание сухих горючих материалов, разработка горельников прошлых лет. В 2009 году мы продолжили эту деятельность.

Среди передовых технологий, которые мы внедряем в лесном хозяйстве Нижегородской области, − система дистанционного обнаружения лесных пожаров с помощью камер видеонаблюдения, установленных на телекоммуникационных вышках операторов сотовой связи. Система успешно апробирована в двух лесничествах. В 2010 году в наиболее пожароопасных районах области дополнительно будет установлено еще пять камер видеонаблюдения. На начальной стадии потребуются финансовые затраты около 2 млн руб. Однако этот способ дает существенную экономию по сравнению с привычным, когда наблюдение велось с пожарно-наблюдательных вышек. Судите сами: на освидетельствование одной пожарно-наблюдательной вышки необходимо затратить около 100 тыс. руб., а у нас их 87. Прибавьте сюда заработную плату пожарных наблюдателей (порядка 10 млн руб. ежегодно), и получится внушительная сумма.

Для обнаружения лесных пожаров используется также информация, полученная из космоса, со спутников. Главное преимущество таких данных − это высокая оперативность. Недостаток − низкая точность и сильная зависимость от облачности. Но тем не менее у системы большие перспективы − она, без сомнения, будет совершенствоваться с развитием космических технологий; и отказываться от нее мы не собираемся.

Еще одно направление нашей работы связано с обновлением материально-технической базы средств пожаротушения. За два последних года за счет средств федерального и областного бюджетов было приобретено 219 единиц пожарной техники. Она аккумулируется в специализированном государственном учреждении «Нижегородский лесопожарный центр».

Хочу подчеркнуть, что только наличие систем раннего обнаружения лесных пожаров, современной мобильной техники и квалифицированного состава противопожарных служб позволяет нам в должной мере контролировать лесопожарную обстановку в области.

− Перечислите, пожалуйста, основные проблемы лесного хозяйства Нижегородской области.

− Наши проблемы традиционны для регионов европейской части Российской Федерации. Это невостребованность мягколиственной древесины, отсутствие крупных приоритетных проектов в области освоения лесов, снижение стоимости лесных материалов.

Основные пути их решения − увеличение рынка низкосортной мягколиственной древесины, создание и внедрение технологий по ее переработке, реализация крупных инвестиционных проектов в этих областях. А также повышение продуктивности, хозяйственной ценности лесов за счет повышения качества посадки лесных насаждений.

Большая доля государства в лесном секторе является серьезным препятствием не только для развития конкуренции и рыночных отношений в лесном хозяйстве, но и для реализации положений Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года.

В целях дальнейшего снижения государственного участия в лесном бизнесе Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области подготовлен проект плана реформирования государственных лесохозяйственных предприятий. В соответствии с этим планом 12 лесхозов, имеющих достаточные производственные мощности и получивших право аренды лесов, должны быть акционированы. Еще 12 лесхозов, расположенных на территории лесов, имеющих защитное значение (27,3% площади всех лесов), будут реорганизованы в четыре лесхоза. Оставшиеся лесохозяйственные предприятия, не имеющие финансовых ресурсов для приобретения права аренды или не сумевшие их получить, будут ликвидированы.

Правительство Нижегородской области также оказывает государственную поддержку лесозаготовительным предприятиям. Это:

* взимание арендной платы, поступающей в областной бюджет, по фактически заготовленному объему древесины;
* компенсация лизингополучателям 80% суммы первоначального взноса по договорам лизинга лесоперерабатывающего оборудования за счет средств областного бюджета.

Сейчас также прорабатывается вопрос о временном снижении установленных объемов заготовки древесины до экономически обоснованных значений.

− Насколько сбалансированы структура потребления и структура производства древесного сырья в регионе?

− Нижегородская область является крупным промышленным регионом, где хорошо развита деревообрабатывающая промышленность, а именно целлюлозно-бумажная. Здесь расположен крупнейший потребитель древесины − целлюлозно-бумажный комбинат «Волга». В этих условиях область потребляет лесных материалов больше, чем производит. В экспорте Нижегородской области преобладает в основном сосновый пиловочник, в импорте − еловые балансы. За 2009 год из Нижегородской области было отгружено 336,8 тыс. м3 круглых лесных материалов.

В регионе реализуется пилотный проект по переводу 708 котельных в 12 муниципальных районах с углеводородного топлива на древесное сырье. По расчетным данным, экономическая эффективность перевода котельных на древесное сырье составит 358,9 млн руб. в год.

− В лесах накопилось значительное количество топливной и технологической древесины. Можно ли стимулировать ее использование развитием лесной биоэнергетики?

− В Нижегородской области разработана программа модернизации коммунальной энергетики. Как я уже отметил, она охватывает 708 котельных установок в 12 муниципальных образованиях. Ее реализация позволит ежегодно отказываться от региональных закупок 188,3 тыс. т угля, 106,4 тыс. т мазута, 14 тыс. т печного топлива. Экономия только по топливу составит 358,9 млн руб. в год. А объем древесины, использование которой возможно в качестве альтернативного топлива, составляет более 600 тыс. м3 ежегодно.

Сегодня отечественными предприятиями выпускается весь комплекс оборудования, необходимого для производства топливной щепы и выработки тепловой энергии. Учитывая приоритет развития этого направления, губернатором Нижегородской области направлено в Минсельхоз России письмо с просьбой о включении в перечень оборудования, поставляемого по программе лизинга ОАО «Росагролизинг», техники для производства топливной щепы и выработки тепловой энергии, а также о компенсации лизингополучателям, приобретающим такое оборудование, 80% суммы первоначального взноса за счет средств областного бюджета.

Цели − снижение доли потребляемых в Нижегородской области традиционных видов топлива, увеличение доли древесины как возобновляемого энергоресурса в производстве тепловой и иных видов энергии, создание новых рабочих мест, замена устаревшего теплогенерирующего оборудования на предприятиях лесного комплекса, формирование рынка потребления низкосортной древесины, повышение степени освоения расчетной лесосеки.

Уже сегодня несколько лесопользователей приобрели специализированные котлы, заключили договоры поставки и осуществляют продажу тепловой энергии. Это ООО «Росплит» (Шахунский район), ООО «МКД» (Семеновский район), ИП «Степанов» (Краснобаквский район) и другие арендаторы. Используя низкокачественную древесину, они получили дополнительный доход, а муниципалитеты − новые рабочие места.

Расчеты показывают: перевод только одной котельной малой мощности (полтора мегаватта) на местное топливо позволяет создать 18 рабочих мест на лесозаготовках и лесовосстановлении. Кроме того, что не менее важно, мы сможем отказаться от приобретения завозных видов топлива и сформировать спрос на свои ресурсы.

Статистика

Всего за пользование природными ресурсами в 2009 году в федеральный и областной бюджеты поступило 403,2 млн руб. из них сумма лесного дохода составила 381,3 млн руб., или 95%.
По лесному доходу доведенное задание выполнено на 130%. на 2010 год прогнозируется лесной доход в сумме 319,7 млн руб., в том числе в федеральный бюджет 142,1 млн руб., в областной – 177,6 млн руб.

Меры государственной поддержки лесного комплекса, принимаемые правительством Нижегородской области в 2009–2010 годах

Господдержка ЛПК осуществляется в целях:

  • снижения финансовой нагрузки на предприятия лесного комплекса;
  • оснащения предприятий современной лесозаготовительной, транспортной техникой и оборудованием для переработки древесины;
  • помощи предприятиям в выполнении обязательств по договорам аренды лесных участков: охрана, защита, воспроизводство лесов (в 2009 году выделено 6 млн руб. на компенсацию арендаторам затрат на воспроизводство лесов, если это не является следствием их деятельности);
  • формирования рынка потребления низкотоварной древесины.

Инструменты, используемые для достижения указанных целей:

  • решение правительства Нижегородской области о взимании в 2009 году арендной платы за использование лесов в части платежей, поступающих в областной бюджет, исходя из объемов фактически заготовленной древесины. Рассматриваются предложения о пролонгации этого решения на 2010 год;
  • содействие в приобретении лесозаготовительной техники и лесоперерабатывающего оборудования в рамках соглашения от 14 июля 2009 года между правительством Нижегородской области и ОАО ≪Росагролизинг≫ (компенсация части суммы первоначального взноса по договорам лизинга за счет средств областного бюджета);
  • приобретение автотранспортных средств в рамках распределения и предоставления в 2010 году субсидий из федерального бюджета на закупку автотранспортных средств и коммунальной техники. Между Нижегородской областью и Минрегионразвития готовится соглашение о софинансировании мероприятий по закупке автотранспортных средств.

В 2009 году объемы субсидий из федерального бюджета на поддержку малого предпринимательства увеличились более чем в три раза. изменились и условия софинансирования. Если раньше предоставлялось 50% средств из областного бюджета и 50% из федерального, то теперь соотношение стало 20 и 80% соответственно. В итоге на финансовую поддержку субъектов малого предпринимательства в 2009 году израсходовано 73,0 млн руб. из областного и 433,6 млн руб. из федерального бюджетов.

В части финансово-кредитной поддержки в Нижегородской области широкое распространение среди малого бизнеса получила программа льготного кредитования с компенсацией части процентной ставки из областного и федерального бюджетов. К рассмотрению принимаются предпринимательские проекты, связанные с расширением деятельности предприятий, а именно: приобретением оборудования, автотранспорта, недвижимости, а также ремонтом, реконструкцией и строительством производственных и иных сооружений. В 2009 году более 20 предпринимателей, занятых в сфере лесозаготовок и деревообработки, воспользовались указанной программой.

В рамках реализации антикризисных мероприятий в марте 2009 года в Нижегородской области была создана автономная некоммерческая организация ≪Агентство по развитию системы гарантий для субъектов малого предпринимательства Нижегородской области≫ - так называемый Гарантийный фонд. Агентство предоставляет поручительств по обязательствам субъектов малого предпринимательства перед банками. Годовой объем поручительства агентства - около 100 млн руб. предусматривается залог сравными долями (50 на 50) заемщика и агентства, стоимость поручительства - до 2% годовых, объем одного поручительства - не более 5 млн руб.

 

Другие статьи рубрики Регион номера: Нижегородская область

Вдоль по матушке, по Волге
Леса уходят в аренду
Лучшие перспективы – у ЦБП и деревообработки
Список предприятий ЛПК Нижегородской области

Нижегородская область в цифрах
Лесной «роддом»
Переработаем все!
«78 ДОК-НМ»: «Мы покорили Москву!»

Обзоры ЛПК регионов России