Лесное хозяйство в тени нефтегазового комплекса
92,27% площади Ханты-Мансийского автономного округа - Югры занято землями лесного фонда, при этом лесистость территории составляет 53,9%. Среди пород в насаждениях превалируют сосна обыкновенная (45,8%) и сосна сибирская (21,5%). 57,3% лесов - спелые и перестойные.
Рекультивация в ХМАО – Югре
Состояние лесного хозяйства Югры во многом определяется спецификой региона - здесь сосредоточен мощный нефтегазовый комплекс общероссийского масштаба. На территории округа работает более 70 нефтегазовых компаний, объекты которых расположены на землях лесного фонда. В связи с этим основными видами использования югорских лесов являются: выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых, строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов. Заготовка древесины на втором плане. Между тем, ежегодно на территории лесного фонда фиксируются разливы нефти и нефтепродуктов, произошедшие в результате эксплуатации линейных объектов.
«Согласно ст. 83 Лесного кодекса РФ, полномочия по предоставлению лесных участков из состава земель лесного фонда в аренду переданы органам государственной власти субъектов РФ. В связи с тем, что арендодатель обязан принять у арендатора лесной участок в рекультивированном состоянии, вопрос о приемке лесных участков из состава земель лесного фонда должен находиться в компетенции органа государственной власти субъектов РФ, наделенного полномочиями в области лесных отношений, - подчеркивают в департаменте природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО - Югры. - Органы местного самоуправления в этом случае могут участвовать в приемке рекультивированных земель - для этого в состав комиссии по приемке должен быть включен их представитель, но выступать в качестве организатора приемки лесных участков из состава земель лесного фонда они не могут, да и в законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 г. №131-ФЗ не предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по приемке лесных участков из состава земель лесного фонда. Такие полномочия предусматриваются в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, в рамках полномочий, определенных ст. 84 Лесного кодекса РФ.
В целях устранения существующей коллизии необходимо внести изменения (уточнения) в подзаконные акты в части осуществления полномочий по приемке рекультивированных земель в зависимости от категории».
Как отмечают в департаменте, в настоящее время ряд нормативно-правовых актов разного уровня устанавливает обязательства арендаторов лесных участков по выполнению рекультивационных работ, но механизм не определен: нет единого подхода к проведению работ по рекультивации, определению их качества, порядку приемки-сдачи участков, оформлению разрешительной документации на проведение работ по рекультивации нефтезагрязненных земель. Решением проблемы могла бы стать разработка на федеральном уровне единого методического руководства по рекультивации, определяющего общие положения на этот счет.
Пожарная охрана в лесах ХМАО – Югры
за 2011–2012 годы
В ХМАО - Югре действует ведомственная целевая программа «Профилактика и тушение лесных пожаров на 2011-2013 годы». В ее рамках к началу текущего года было приобретено специализированной лесопожарной техники и оборудования на 850 млн руб. Техника распределена по ПХС и филиалам Базы авиационной и наземной охраны лесов. Сейчас все структурные подразделения авиабазы оснащены техническими средствами в соответствии с нормативными требованиями.
На проведение авиационных работ в 2013 году запланировано: по мониторингу пожарной опасности - 99 610,2 тыс. руб., в том числе за счет субвенции федерального бюджета - 39 610,2 тыс. руб.; по тушению лесных пожаров - 162 423,7 тыс. руб., в том числе за счет субвенции федерального бюджета - 92 423,7 тыс. руб.
«Исходя из результатов 2012 года, средств, выделенных для осуществления авиапатрулирования пожарной опасности в лесах и выполнения авиационных работ по тушению лесных пожаров, недостаточно. Сейчас назначенная кратность авиапатрулирования составляет 0,49, тогда как расчетная - 0,79. Потребность в дополнительных денежных средствах составляла 64 749,7 тыс. руб., - комментируют в департаменте. - Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение о выделении дополнительных денежных средств в сумме 190 170 тыс. руб., из них на проведение авиапатрулирования пожарной опасности - 64 749,7 тыс. руб., на тушение лесных пожаров - 125 420,3 тыс. руб. В результате кратность авиапатрулирования будет соответствовать нормативной».
Общая штатная численность авиабазы в 2013 году составляет 1005 человек (в 2012 году - 620 человек). Штат службы пожаротушения на текущий пожароопасный сезон - 888 человек.
Незаконные рубки в ХМАО – Югре
Югра - один из немногих регионов, в котором нет проблемы «черных лесорубов». Регион слишком удален от рынков сбыта и беден транспортной инфраструктурой, для того чтобы хищения древесины могли приносить прибыль. Если и фиксируются случаи незаконных рубок, то выясняется, что нарушителями являются предприятия топливно-энергетического комплекса и их подрядчики, которые вырубают лесные насаждения, не дожидаясь получения разрешительных документов.
Лесовосстановление в ХМАО – Югре
Общий объем лесовосстановления в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре имеет тенденцию к росту. В 2012 году лесовосстановление проведено на площади 20 895 га при площади сплошных рубок 13 444 га. Искусственное лесовосстановление (посев, посадка) осуществлено на площади 1788 га. В рамках государственных контрактов работы проведены на территории 700 га (100 га - посев и 600 га - посадки), остальной объем работы выполнен силами арендаторов (посадка лесных культур).
Коэффициент лесовосстановления в прошлом году составил 1,5 (при оптимальном показателе 1,0).
Регион обеспечен собственным посадочным материалом на 96,6%. Дефицит посадочного материала по округу составляет 82,1 тыс. шт. саженцев; они приобретаются в Тюменской и Томской областях.
Экологическая обстановка в ХМАО – Югре
Санитарное состояние лесов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2012 году признано удовлетворительным.
Площадь обследованных за год погибших насаждений - 6161 га, в том числе хвойных - 5704 га. Основная причина гибели (97%) - лесные пожары.
В целях создания условий, неблагоприятных для размножения вредителей и болезней леса, проводятся профилактические и биотехнические мероприятия. В 2012 году профилактические биотехнические мероприятия проведены на площади 600 га. В результате за весь прошлый год не зафиксировано гибели насаждений вследствие болезни леса и наличия очагов болезней.
«В 2012 году наблюдались два очага вредителей. Общая площадь очагов варьирует незначительно, поэтому принимать меры для борьбы с вредителями не требуется, - утверждают в департаменте. - На протяжении нескольких лет сохраняется очаг обыкновенного соснового пилильщика в Кондинском лесничестве, на площади 38 га, и очаг восточного майского хруща в Урайском лесничестве, на площади 1866 га».
Аренда лесов в ХМАО – Югре
аренду, по видам использования
Политика властей ХМАО - Югры направлена на расширение сферы арендных отношений, с тем чтобы расширить перечень видов использования лесов округа. За счет предоставления в аренду лесных участков доходы в 2012 году увеличились на 65% по отношению к 2010 году.
«Как и по всей России, лесной сектор автономного округа при арендных отношениях не стал привлекательным для инвестиций в модернизацию существующих и создание новых производств, а также в развитие социальной и транспортной инфраструктуры при освоении лесов, - констатируют в департаменте. - Основными проблемами развития арендных отношений являются: почти полное отсутствие свободных, экономически привлекательных для крупного бизнеса лесных участков для заготовки древесины, отсутствие четкого механизма и эффективной практики применения предоставления лесных участков для заготовки древесины предприятиям малого бизнеса. Существующая система распределения лесных ресурсов существенно ограничивает возможности одновременного использования участка для разных видов деятельности. Практика такова, что два разных пользователя на одном участке испытывают трудности при совместном использовании лесов. При работе с арендаторами возникает ряд проблем, касающихся обязательств по выполнению работ по охране и защите лесов на арендованных участках. Часто эти работы не выполняются в течение нескольких лет, а расторжение договора пользования - очень длительный и непростой процесс».
Перечень видов использования лесов, указанный в ст. 25 Лесного кодекса РФ, нуждается в дополнении, считают в департаменте. Так, до 2007 года предусматривалось предоставление лесных участков под строительство придорожных кафе, АЗС, СТО и под полигоны ТБО. В настоящее время таких видов использования лесных участков нет, что вынуждает лесопользователей обращаться в установленном порядке с просьбами о переводе земель лесного фонда в земли промышленности. Процедура такого перевода может проводиться в течение двух лет. По мнению специалистов югорского департамента природных ресурсов, к видам использования лесов нужно добавить два новых: предоставление участка для размещения объектов, предназначенных для промышленного рыболовства (товарного, любительского и спортивного), а также предоставление участка для размещения полигонов по переработке буровых шламовых и нефтесодержащих отходов.
По данным департамента природных ресурсов и несырьевого сектора
экономики ХМАО - Югры
подготовила Евгения ЧАБАК
Другие статьи рубрики Регион номера: Ханты-Мансийский автономный округ
На земле древних угров
Лесное хозяйство ХМАО
Лесопромышленный комплекс в ХМАО
«Югорский лесопромышленный холдинг» – первый среди равных
Список предприятий ЛПК Ханты-Мансийского автономного округа
Югорские богатства
ЛПК Югры: возможности для роста есть
Ведущие предприятия ЛПК ХМАО - Югры
Список предприятий ЛПК Ханты-Мансийского автономного округа
Югра – территория лесов
Будущее в модернизации и новых технологиях
Инвестиции, дороги и потребители как основа успешного развития
Список предприятий ЛПК Ханты-Мансийского автономного округа