Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Регион номера

Лесное хозяйство ХМАО

Уходящие за горизонт

Леса занимают более половины территории ХМАО. Этот уральский край один из немногих, где сумели сохранить природное богатство до наших дней. Здешние леса высоко ценились испокон веку и в свое время даже послужили причиной присоединения региона к России, но во многих районах до сих пор ждут грамотного освоения.

С принятием Лесного кодекса возможностей для этого стало больше. Но вместе с тем повысились и обязательства - передача отдельных полномочий субъектам заставила по-новому взглянуть в том числе и на хозяйственную деятельность в лесах. Основными показателями рачительного подхода к лесопользованию стали работы по воспроизводству, ослаблению воздействия неблагоприятных факторов на лес и, конечно, борьба с нелегальным оборотом древесины.

Лесная статистика

ХМАО входит в пятерку лидеров в России по обеспеченности лесом. Площадь лесов в регионе 50 405,9 тыс. га (53,9% территории), это 4,3% площади лесов Российской Федерации. Земли, покрытые лесной растительностью, составляют 28 818,6 тыс. га (или 3,6% площади в России). В лесном фонде ХМАО преобладают лесные земли - 57,5% общей площади; нелесные, в основном, болота, составляют 42,5% земель лесного фонда. Запас древесины в автономном округе 3,17 млрд м3, в том числе хвойных пород - 2,5 млрд м3 (80,04%); спелых и перестойных насаждений - 2,1 млрд м3, или 4,8% запаса спелых и перестойных насаждений РФ. Общий средний прирост древесины превышает 30,0 млн м3 в год; запас на одном гектаре - 129 м3.

Расчетная лесосека составляет 39,6 млн м3, что соответствует 4,2% расчетной лесосеки Российской Федерации, в том числе по хвойному хозяйству 20,1 млн м3. Спрос на древесные ресурсы определяется главным образом уровнем экономического развития организаций лесопромышленного комплекса округа. Сегодня его основу составляют около десяти крупных и средних предприятий, в основном занятых выпуском древесных плит и фанеры, изготовлением комплектов деревянных домов и развитием энергосберегающих технологий, производством строительных материалов и древесного топлива. Большинство этих производственных мощностей расположены в западной части округа, где играют роль социально значимых и градообразующих.

Леса в ХМАО относятся к таежной лесорастительной зоне и подразделяются на три типа: Северо-Уральский таежный, Западно-Сибирский северо-таежный равнинный и Западно-Сибирский среднетаежный равнинный. По целевому назначению различаются эксплуатационные и защитные - 94,4 и 5,6% соответственно.

На законодательном уровне

Несколько лет назад в регионе была принята государственная программа «Развитие лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2016-2020 годы». Документ определяет основные направления развития лесного сектора экономики и предлагает механизмы повышения их эффективности. В числе основных целей обеспечение потребностей населения лесными ресурсами при условии сохранения ресурсно-экологического баланса лесных территорий, а также налаживание устойчивого развития организаций ЛПК округа, повышение их экономической эффективности и укрепление конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынке.

Результатом программы, в частности, должно стать увеличение объема платежей в бюджетную систему РФ от использования ханты-мансийского леса до 42,0 руб. в расчете на один гектар земель лесного фонда, сейчас этот показатель - 38,2 руб. Причем лесные территории округа будут сохранены в прежнем размере, равно как и доля площади ценных лесных насаждений на землях лесного фонда, которая сегодня составляет около 80%.

В планах руководства региона не только увеличение объемов производства предприятий ЛПК, но и углубление и развитие программы импортозамещения по основным видам лесопромышленной продукции, поиск новых, перспективных рынков сбыта, создание привлекательных инвестиционных проектов в округе. Эффективность новой программы можно будет оценивать по многим параметрам. Так, индекс обработки древесины и производства изделий из нее, по прогнозам, должен вырасти до 102% к предыдущему году; а повышение среднеотраслевой выработки на одного работающего - с 2471,3 тыс. до 3200 тыс. руб. В ЛПК региона планируется привлечь не менее 500 млн руб. инвестиций при сохранении отношения их объема в основном капитале к валовому региональному продукту на уровне 5%. Эффективное управление позволит увеличить индекс производительности труда в полтора раза.

Общий объем финансирования государственной программы «Развитие лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» составляет 9 641 711,0 тыс. руб. Ответственным исполнительным органом является департамент недропользования и природных ресурсов ХМАО, соисполнителем - департамент промышленности округа. Функции надзора, в том числе пожарного, осуществляет служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений.

Механизмы взаимодействия

Лесные отношения в области аренды и эксплуатации лесных участков находятся в юрисдикции департамента недропользования и природных ресурсов. Ведомство регулирует использование лесов в пределах земель лесного фонда, заключает договоры купли-продажи лесных насаждений, проводит аукционы, выдает разрешительную документацию на проведение геологоразведочных и иных работ, проводит экспертизу проектов освоения участков, а также ведет государственный реестр лесов на территории округа. Одним из целевых показателей госпрограммы является сохранение доли переданных в пользование земель лесного фонда в общей площади земель лесного фонда на уровне 6,5%. На основе многоотраслевой специфики нормативной правовой документации сегодня можно говорить о довольно активном использовании лесного потенциала в округе с участием большого числа лесопользователей.

Для совершенствования этих отношений упомянутой выше программой предусмотрен ряд приоритетных направлений в работе департамента, в частности повышение актуальности и качества информации о лесном фонде, улучшение материально-технической базы, необходимой для функций управления и организации ведения лесного хозяйства. Одним из острых вопросов остается обеспечение предприятий отрасли кадрами. По мнению экспертов, при условии высокого уровня профессиональной подготовки и переподготовки кадров многие вакансии в лесном хозяйстве могут быть заполнены за счет внутренних ресурсов в округе. Кроме того, для сохранения человеческого ресурса необходимо принять ряд мер по повышению трудовой и социальной защищенности работников лесного хозяйства.

Наряду с коммерческим использованием лесов в автономном округе сегодня развиваются и иные направления в сфере лесных отношений, в том числе социальные и культурные. Благодаря деятельности профильных ведомств ведется активная просветительская работа с молодежью региона; пропагандируется и развивается движение школьных лесничеств, а природоохранные принципы и идеи неистощительного лесопользования прививаются завтрашним защитникам и работникам леса с раннего возраста. В округе проводятся многочисленные акции и мероприятия по уборке и очистке лесных территорий от мусора, восполнению и обустройству насаждений.

Сохранить и приумножить леса

Судя по всему, в ближайшие три года автономному округу предстоит существенно расширить территории, на которых проводятся санитарно-оздоровительные мероприятия, - до 67% площади погибших и поврежденных лесов (сейчас этот показатель 27,7%). Кроме прочего, это означает сокращение непокрытых лесной растительность земель и проведение мероприятий по восстановлению насаждений в местах вырубки и пожаров. Для повышения качественного породного состава леса и качества ресурса товарной древесины своевременно и в должном объеме будут проводиться рубки ухода в молодняках, а также рубки, отвечающие лесоводственным требованиям. Округ справедливо гордится своими кедровыми лесами. Но для повышения их продуктивности и вовлечения в интенсивное хозяйственное освоение одного своевременного обновления недостаточно. Кедр должен быть сохранен не только как своеобразная визитная карточка уральского леса, но и как порода, отвечающая за улучшение экологического баланса в регионе, а в ряде случаев это означает переход на новые механизмы охраны и необходимость выработки новых принципов рационального использования ресурсов.

В настоящее время фонд лесовосстановления на землях лесного фонда ХМАО составляет 256,6 тыс. га, 13,3 тыс. га из них в защитных лесах. Общий прирост фонда лесовосстановления за пять лет составил 34,8 тыс. га. С учетом потенциальной способности тех или иных типов леса к естественному возобновлению фонд лесовосстановления составляет 9,3 тыс. гектаров.

В округе регулярно проводятся лесопатологические обследования, выявляются очаги вредителей. По данным департамента недропользования и природных ресурсов, в регионе наблюдается тенденция к сокращению площади распространения очагов, популяции вредителей не несут потенциальную угрозу породному составу, а очагов болезней насаждений нет. Лесопатологические прогнозы специалистов ведомства на 2017 год сводятся к тому, что болезни и повреждение молодняков и лесных культур вредителями маловероятны, а общее санитарное состояние лесов ХМАО оценивается как удовлетворительное.

С точки зрения пожаропасности округ характеризуется невысокой вероятностью возгораний вследствие человеческого фактора. По статистике, всего 10% лесных пожаров здесь происходит по вине населения, тогда как 77% связано с грозовой активностью. Общий класс природной пожарной опасности - 4,2, причем больше половины лесных пожаров ликвидируется в течение первых суток после обнаружения, а крупные лесные пожары составляют всего несколько процентов общего числа пожаров. Среднегодовой ущерб от одного пожара за последние годы всего 617,0 тыс. руб., а среднегодовой показатель затрат на тушение лесного пожара - 127,7 тыс. руб. Средняя площадь пожара не превышает 7,3 гектара.

В настоящее время площадь лесов, закрепленных за бюджетным учреждением автономного округа «База авиационной и наземной охраны лесов», составляет 49,3 млн га и целиком относится к зоне лесоавиационных работ, в том числе 38,8 млн га - к зоне для применения авиационных и наземных сил и средств, а 10,5 млн га - к зоне контроля лесных пожаров. В целях мониторинга пожарной опасности на территории лесного фонда округа утверждены 19 маршрутов авиационного патрулирования общей протяженностью 9392 км и 58 маршрутов наземного патрулирования протяженностью 7125 километров.

Перспективное планирование

В настоящее время специалисты отмечают ряд проблем в лесном секторе, решение которых позволило бы вывести автономный округ на качественно новый экономический уровень. В регионе есть все предпосылки для обеспечения поступательного развития лесного хозяйства, а также повышения роли в нем лесопромышленного комплекса. Лишь обеспечение непрерывного, многоцелевого и неистощительного лесопользования позволит повысить технический и технологический уровень ЛПК округа, причем на всех этапах - от воспроизводства леса до его глубокой переработки.

Одной из действенных мер должно стать улучшение материально-технической базы лесного хозяйства, как следует из программы «Развитие лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2016-2020 годы», в которой представлена разработанная схема финансирования. В документе также отмечается, что существуют пути привлечения и внебюджетных средств, в том числе при исполнении обязательств по охране, защите и воспроизводству лесов и реализации инвестиционных проектов. Повышение эффективности работы сектора потребует внедрения современных научных разработок и инноваций. Такой подход позволит уже в обозримой перспективе решить проблемы отрасли на региональном уровне, повысить продуктивность и качество лесного потенциала, сохранить его биоразнообразие и экологическую функцию, обеспечить бесперебойную и поступательную работу организаций лесопромышленного сектора.

Яна РОССО


Другие статьи рубрики Регион номера: Ханты-Мансийский автономный округ

На земле древних угров
Лесопромышленный комплекс в ХМАО
«Югорский лесопромышленный холдинг» – первый среди равных
Список предприятий ЛПК Ханты-Мансийского автономного округа

Югорские богатства
Лесное хозяйство в тени нефтегазового комплекса
ЛПК Югры: возможности для роста есть
Ведущие предприятия ЛПК ХМАО - Югры

Югра – территория лесов
Будущее в модернизации и новых технологиях
Инвестиции, дороги и потребители как основа успешного развития
Список предприятий ЛПК Ханты-Мансийского автономного округа

Обзоры ЛПК регионов России



Автор: Яна Россо