Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Лесопиление

Краткий обзор состояния рынков продаж хвойных пиломатериалов

Ситуацию с продажами пиломатериалов в начале 2015 года для российских заводов можно было бы охарактеризовать как умеренно критическую: в результате девальвации рубля в октябре - декабре 2014 года многие российские заводы вошли в 2015 год с плановым запасом сырья и сбалансированным портфолио контрактов.

Краткий обзор состояния рынков продаж хвойных пиломатериалов. Часть 2

Из-за стремительно падающего рубля во время устойчивого экспортного спроса и поступления валютной выручки предприятия, не видя перспектив доходной продажи на внутреннем рынке за рубли, максимально развернули продажи на экспортных рынках, активно запасаясь сырьем.

Январь 2015 года и впоследствии первый квартал 2015 года принесли российским производителям пиломатериалов немало неприятных сюрпризов. К их числу можно отнести повышение железнодорожного тарифа на 10% с 1 января 2015 года, сокращение объемов потребления пиломатериалов и строганой продукции на внутреннем рынке (по оценкам автора, в среднем продажи экспортоориентированных заводов на внутренний рынок могут достигать 20% объема их производства), ценовое обрушение египетского рынка пиломатериалов, переизбыток продукции лесопиления на рынках Юго-Восточной Азии и, как следствие, падение цен и в этом важном регионе.

Российский рынок пиломатериалов

В силу политических и экономических событий в Европе и России в начале 2015 года российские переработчики и потребители пиломатериалов внутреннего рынка вынуждены были подстраиваться под повышение рублевых цен экспортоориентированными лесопильными заводами.

Большинство крупнейших лесопильных предприятий в России целенаправленно работают как на экспорт, так и на внутренний рынок, при этом доля экспорта в их сбыте составляет примерно 80%. В ситуации, когда рубль «полегчал» на 30% за три месяца (впоследствии падение рубля продолжилось), а рублевые закупочные цены внутреннего рынка не изменились, любая продажа на экспорт приносила дополнительную рублевую прибыль. И если до падения рубля рублевые цены внутреннего рынка экспортоориентированных заводов рассчитывались по средневзвешенному курсу валюты относительно рубля, то и после падения рубля эти заводы в большинстве своем не изменили политику продаж продукции лесопиления.

Конечно же, есть лесозаводы, работающие исключительно на нужды внутреннего рынка. К ним можно отнести предприятия, входящие в состав каких-либо холдингов и обеспечивающих нужды собственных перерабатывающих производств, например, при изготовлении клееного бруса или домокомплектов для деревянного домостроения. Другой тип заводов - малые и средние предприятия лесопиления, у которых нет выхода на экспорт. Подход к ценообразованию у таких предприятий, вероятнее всего, свой. Качество, стабильность поставок и объемы выпуска продукции у предприятий, ориентированных на внутренний рынок, несопоставимы с аналогичными показателями работы современных экспортоориентированных «крупняков».

Производителям строганых изделий, традиционно ориентирующимся на продажи готовой продукции в сетевой ритейл РФ, в январе 2015 года пришлось ограничить выпуск продукции или временно закрыть предприятия из-за резкого падения спроса. Причиной стало снижение спроса сетевого ритейла, а также сложности прогнозирования рублевой цены на перерабатываемое сырье (для справки: контракты сетевого ритейла предполагают неизменность цен на период до шести месяцев).

Производители каркасных деревянных домов и домов из клееного бруса, вынужденно снижающие цены в межсезонье (январь - март), для поддержания объема собственной переработки вынуждены были искать у производителей пиломатериалов предложения по ценам 2014 года или снижать внутреннюю доходность при продаже продукции собственного производства за счет увеличения затрат в связи с ростом закупочных цен. В экстремальных случаях переработчик пиломатериалов стоял перед выбором: нести убытки от закрытия бизнеса или от увеличения закупочной цены.

Рынок пиломатериалов стран Балтии

Предприятия стран Скандинавии и Балтии, производящие пиломатериалы и продукцию дополнительной обработки древесины, столкнулись со снижением объемов экспорта вследствие жесткой ценовой конкуренции в европейской строительной индустрии. Повышенный объем предложения пиломатериалов на европейском строительном рынке, вызванный активностью скандинавских, российских и балтийских лесопильных заводов при некотором замедлении темпов роста вводимого жилья в Европе, стал определяющим фактором снижения внутренних цен на пиломатериалы в странах Балтии. Снижение цен составило 10-15 евро/м3. Большой запас пиломатериалов на складах переработчиков, накопленный к концу 2014 года, не позволял балтийским предприятиям увеличивать объем потребляемой продукции в январе - марте 2015 года.

Увеличение автомобильной фрахтовой составляющей из стран Балтии в Центральную Европу вследствие снижения предложения транзитного автотранспорта, работающего на трафике между Европой и Россией, наряду с неизменностью закупочных европейских цен также оказало влияние на значительное снижение внутренних цен на пиломатериалы балтийских производителей. Что касается российских производителей пиломатериалов, частично ориентирующихся в экспорте на страны Балтии, то ценовое давление внутри балтийского рынка повлияло на закупочную цену пиломатериалов из России. Цена на сухие пиломатериалы заводов Северо-Запада РФ, ориентированных на экспорт в страны Балтии, также упала в первом квартале 2015 года на 10-15 евро/м3 по сравнению с ценами четвертого квартала 2014 года.

Рынок пиломатериалов Центральной Европы

На европейском рынке предложения пиломатериалов также наблюдалось снижение цен. Причиной стала активизация предложений скандинавских, балтийских и российских лесопильных заводов, в результате которой в некоторых случаях снижение цены относительно уровня четвертого квартала 2014 года составило почти 20 евро/м3. В свою очередь, немецким и австрийским заводам пришлось снизить цены продаваемой продукции на рынке Центральной Европы. Европейские переработчики, ориентирующиеся на строительный сегмент, вынуждены были снизить закупочные цены на потребляемую продукцию, в то время как мебельная и упаковочная индустрия готовы были к акцепту цен четвертого квартала 2014 года. При этом рынок потребления пиломатериалов в Европе в первом квартале 2015 года, в принципе, не претерпел изменений.

Рынок пиломатериалов Юго-Восточной Азии

Японские компании после некоторого сокращения объема закупок импортных пиломатериалов и снижения цен на них постепенно увеличивают объем традиционных для этого региона материалов- ламины и мабасиры и поднимают цены на них. Рынок оживляется с точки зрения объемов потребляемых материалов и увеличения спроса строительной индустрии.

Экспортеры, ориентирующиеся на китайский рынок, испытывают жесткий ценовой прессинг вследствие затаренности складов китайских импортеров пиломатериалов. Из-за активизации предложений скандинавских и российских лесопильных заводов в Китае цены в первом квартале 2015 года снизились на $20-40/м3 в сравнении с контрактными ценами четвертого квартала 2014 года, и тенденция к снижению цен при увеличении предложения импортируемых пиломатериалов на китайский рынок сохранилась.

Корея остается стабильным потребителем хвойных пиломатериалов высокого качества. На пиломатериалы для упаковочной индустрии повышенный спрос. Также на корейском рынке наблюдается избыток предложений скандинавских и европейских лесопереработчиков, что, в свою очередь, определяет временное снижение цен на импортируемые пиломатериалы.

Потребители хвойных пиломатериалов Юго-Восточной Азии демонстрируют устойчивый спрос на продукцию нишевого назначения. В основном на пиломатериалы, предназначенные для использования в упаковочной индустрии.

Рынок пиломатериалов Ближнего Востока и Северной Африки

Бизнес по продаже пиломатериалов довольно стабилен, несмотря на политические, религиозные и этнические разногласия в регионе. В последние месяцы наблюдается некоторое сокращение объемов импортируемых пиломатериалов и снижение цен на них.

Цены на недвижимость в ОАЭ устойчиво растут из-за спроса переселенцев, мигрирующих в ОАЭ из зон военных конфликтов. Не приостановлено развитие государственных инфраструктурных проектов (железной дороги, метрополитена, аэропортов). Регион отстраивается в преддверии таких событий, как выставка Dubai Expo 2020 и Чемпионат мира по футболу Qatar World Cup 2022. По технологии строительства с применением бетона (тоннели, мосты и т. д.), пиломатериалы являются составляющими компонентами при выполнении крепежных и формообразующих работ.

Саудовская Аравия на протяжении последних двух лет сокращала объемы импорта пиломатериалов. Текущую ситуацию на рынке можно охарактеризовать с точки зрения низкой ликвидности ведения бизнеса при снижении цен на импортируемые пиломатериалы. Тем не менее национальный бюджет 2015 года принят на уровне бюджета 2014 года, строительство государственных инфраструктурных проектов не приостановлено.

Сложная политическая обстановка и отсутствие стабильности в Ливии, Йемене и Судане не позволяют прогнозировать сценарии продаж пиломатериалов в регионе. Банковская система этих стран может претерпеть изменения, которые способны напрямую повлиять на стабильность местных валют.

Потребление пиломатериалов в Египте, Марокко, Алжире и Тунисе вполне стабильно при снижении цен на потребляемую продукцию лесопиления. По сути, все производители Скандинавии, Европы, а также России в последние месяцы увеличивали объем предложения пиломатериалов в этих странах.

В целом во многих регионах продаж хвойных пиломатериалов наблюдается избыток предложения скандинавских, европейских и российских производителей, что вызывает снижение цен на пиломатериалы при неизменных объемах внутреннего потребления. При стабилизации цен на уровне первого квартала 2015 года второй квартал 2015 года, вероятнее всего, будет мало отличаться от сегодняшней ситуации в части увеличения объемов потребления в каком-либо из рассмотренных регионов.

Петр СИНИЦКИХ